Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы.
статья на тему

 

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы.

 

Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Одной из главных задач нашего дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе.  Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношений со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.  Преемственность   между детским садом и школой - процесс,   в  котором  на   дошкольной   ступени    образования  сохраняется  ценность   дошкольного  детства и   формируются   фундаментальные личностные качества ребенка,  которые  служат  основой   успешности   школьного  обучения.   В  тоже  время  школа,  как  преемник  дошкольной  ступени  образования   опирается    на  достижения   ребенка – дошкольника.

Наш детский сад «Радуга» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования   «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (2018 год). Образовательная деятельность в нашем ДОУ выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка. Мы  особое внимание уделяем развитию активности ребенка, знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, диалогу, общению, как необходимого компонента учебной деятельности. Воспитанники  в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям, учатся размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать свои предположения, наблюдать и делать выводы. Через специальные упражнения, развиваем  у детей внимание, память, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, закладываем   основы логического мышления, которые тесно связаны с такими приемами, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.   Дети на занятиях общаются,  отстаивают свою точку зрения, а не механически отвечают на задаваемые вопросы. Ведь успешность обучения детей в школе напрямую связана с умственной деятельностью и познавательной активностью. Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом, образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

            Наш  детский  сад   уже  не один год сотрудничает с  МБОУ  «Козловская  СОШ №3».  Преемственность представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления. Отношения преемственности между ДОУ и  школой   закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности: согласованность целей и задач дошкольного и начального школьного образования. Ежегодно разрабатывается план преемственности, который включает в себя актуальные задачи  и  мероприятия  по  их  реализации.

Задачи:

  1. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского    сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.
  2. Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников        самостоятельности, ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых.
  3. Учителю начальной школы изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями подготовительной группы детского сада.
  4. Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.  
  5.    Обеспечить профессиональный рост педагогов.

 

            Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:

1 этап  - поступление ребенка в ДОУ:

*учет детей;

*медицинское обследование;

*адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад;

*психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

 

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

*Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.

*Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.

*Экскурсии детей подготовительных групп в школу.

*Разработка совместных программ.

 

3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.

*Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.

*Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.

*Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.

 

             Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их    разрешения,    изучение    и    обмен     образовательных    технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

- работа    с   родителями    (получение    информации,    необходимой    для подготовки  детей   к   школе,  консультирование  родителей   по  вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

В нашем детском саду действуют следующие формы осуществления преемственности:

 

  1. Работа с детьми.

 

  • Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, кабинетами труда, актовым залом и др.    В  течение   учебного  года  будущие  первоклассники  посещают  такие  мероприятия   как  «Первый  звонок»,  «Посвящение  в  первоклассника»,  «Прощание  с  азбукой».  Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.

 

  • Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с  будущими  первоклассниками.  Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.

 

 2. Взаимодействие педагогов.

 

  • Проводятся совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы; педагогические и психологические наблюдения.   А  так  же  проводятся  открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе,  в   ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада - будущим ученикам.

 

  1. Сотрудничество с родителями.

 

  • Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года,  где  они рассказывают о программах реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления в школу, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т.д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. 

 

  • Также проводятся коллективные и  индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.    

 

 

           Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школы показывают хорошие результаты.   По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ,  выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе. 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы»

Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Одной из главных задач нашего дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе.  Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношений со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.  Преемственность   между детским садом и школой - процесс,   в  котором  на   дошкольной   ступени    образования  сохраняется  ценность   дошкольного  детства и   формируются   фундаментальные личностные качества ребенка,  которые  служат  основой   успешности   школьного  обучения.   В  тоже  время  школа,  как  преемник  дошкольной  ступени  образования   опирается    на  достижения   ребенка – дошкольника.

Наш детский сад «Радуга» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования   «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (2018 год). Образовательная деятельность в нашем ДОУ выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка. Мы  особое внимание уделяем развитию активности ребенка, знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, диалогу, общению, как необходимого компонента учебной деятельности. Воспитанники  в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям, учатся размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать свои предположения, наблюдать и делать выводы. Через специальные упражнения, развиваем  у детей внимание, память, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, закладываем   основы логического мышления, которые тесно связаны с такими приемами, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.   Дети на занятиях общаются,  отстаивают свою точку зрения, а не механически отвечают на задаваемые вопросы. Ведь успешность обучения детей в школе напрямую связана с умственной деятельностью и познавательной активностью. Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом, образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

                  Наш  детский  сад   уже  не один год сотрудничает с  МБОУ  «Козловская  СОШ №3».  Преемственность представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления. Отношения преемственности между ДОУ и  школой   закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности: согласованность целей и задач дошкольного и начального школьного образования. Ежегодно разрабатывается план преемственности, который включает в себя актуальные задачи  и  мероприятия  по  их  реализации.

Задачи:

  1. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского    сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.
  2. Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников        самостоятельности, ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых.
  3. Учителю начальной школы изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями подготовительной группы детского сада.
  4. Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.  
  5.    Обеспечить профессиональный рост педагогов.

           Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:

1 этап  - поступление ребенка в ДОУ:

*учет детей;

*медицинское обследование;

*адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад;

*психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

*Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.

*Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.

*Экскурсии детей подготовительных групп в школу.

*Разработка совместных программ.

 

3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.

*Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.

*Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.

*Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.

                Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их    разрешения,    изучение    и    обмен     образовательных    технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

- работа    с   родителями    (получение    информации,    необходимой    для подготовки  детей   к   школе,  консультирование  родителей   по  вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

В нашем детском саду действуют следующие формы осуществления преемственности:

  1. Работа с детьми.

 

  • Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, кабинетами труда, актовым залом и др.    В  течение   учебного  года  будущие  первоклассники  посещают  такие  мероприятия   как  «Первый  звонок»,  «Посвящение  в  первоклассника»,  «Прощание  с  азбукой».  Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.

  • Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с  будущими  первоклассниками.  Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.

 

 2. Взаимодействие педагогов.

  • Проводятся совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы; педагогические и психологические наблюдения.   А  так  же  проводятся  открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе,  в   ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада - будущим ученикам.

  1. Сотрудничество с родителями.

  • Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года,  где  они рассказывают о программах реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления в школу, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т.д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.  

  • Также проводятся коллективные и  индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.    

                   Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школы показывают хорошие результаты.   По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ,  выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обеспечение преемственности между д/садом и школой"

Отчет социального педагога по результатам успеваемости, адаптации учащихся 1х классов (выпускников д/с). Адресовано социальным педагогам дошкольных учреждений....

"Основные направления работы по обеспечению преемственности в системе "детский сад-школа"

В настоящее время необходимость сохранение преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Данная проблема преемственнос...

«Обеспечение преемственности между ДОО и начальной школой в физическом развитии детей»

При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция, которая требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, ребенок должен обладать крепким здоровьем...

Реферат на тему: "Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы".

В реферате описаны задачи, методы, приемы преемственности ДОУ и школы, раскрыто понятие "Готовность к школе"...

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется, как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющи...