Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы.
статья на тему
Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы.
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
Одной из главных задач нашего дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношений со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Преемственность между детским садом и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребенка – дошкольника.
Наш детский сад «Радуга» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (2018 год). Образовательная деятельность в нашем ДОУ выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка. Мы особое внимание уделяем развитию активности ребенка, знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, диалогу, общению, как необходимого компонента учебной деятельности. Воспитанники в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям, учатся размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать свои предположения, наблюдать и делать выводы. Через специальные упражнения, развиваем у детей внимание, память, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, закладываем основы логического мышления, которые тесно связаны с такими приемами, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Дети на занятиях общаются, отстаивают свою точку зрения, а не механически отвечают на задаваемые вопросы. Ведь успешность обучения детей в школе напрямую связана с умственной деятельностью и познавательной активностью. Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом, образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.
Наш детский сад уже не один год сотрудничает с МБОУ «Козловская СОШ №3». Преемственность представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления. Отношения преемственности между ДОУ и школой закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности: согласованность целей и задач дошкольного и начального школьного образования. Ежегодно разрабатывается план преемственности, который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.
Задачи:
- Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.
- Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников самостоятельности, ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых.
- Учителю начальной школы изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями подготовительной группы детского сада.
- Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.
- Обеспечить профессиональный рост педагогов.
Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:
1 этап - поступление ребенка в ДОУ:
*учет детей;
*медицинское обследование;
*адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад;
*психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
2 этап: подготовка ребенка к обучению.
Методическая работа:
*Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
*Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.
*Экскурсии детей подготовительных групп в школу.
*Разработка совместных программ.
3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.
*Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.
*Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
*Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.
Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
В нашем детском саду действуют следующие формы осуществления преемственности:
- Работа с детьми.
- Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, кабинетами труда, актовым залом и др. В течение учебного года будущие первоклассники посещают такие мероприятия как «Первый звонок», «Посвящение в первоклассника», «Прощание с азбукой». Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
- Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с будущими первоклассниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.
2. Взаимодействие педагогов.
- Проводятся совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; педагогические и психологические наблюдения. А так же проводятся открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе, в ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада - будущим ученикам.
- Сотрудничество с родителями.
- Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года, где они рассказывают о программах реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления в школу, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т.д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.
- Также проводятся коллективные и индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.
Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школы показывают хорошие результаты. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ, выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы»
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
Одной из главных задач нашего дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношений со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Преемственность между детским садом и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребенка – дошкольника.
Наш детский сад «Радуга» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (2018 год). Образовательная деятельность в нашем ДОУ выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка. Мы особое внимание уделяем развитию активности ребенка, знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, диалогу, общению, как необходимого компонента учебной деятельности. Воспитанники в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям, учатся размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать свои предположения, наблюдать и делать выводы. Через специальные упражнения, развиваем у детей внимание, память, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, закладываем основы логического мышления, которые тесно связаны с такими приемами, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Дети на занятиях общаются, отстаивают свою точку зрения, а не механически отвечают на задаваемые вопросы. Ведь успешность обучения детей в школе напрямую связана с умственной деятельностью и познавательной активностью. Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом, образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.
Наш детский сад уже не один год сотрудничает с МБОУ «Козловская СОШ №3». Преемственность представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления. Отношения преемственности между ДОУ и школой закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности: согласованность целей и задач дошкольного и начального школьного образования. Ежегодно разрабатывается план преемственности, который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.
Задачи:
- Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.
- Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников самостоятельности, ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых.
- Учителю начальной школы изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями подготовительной группы детского сада.
- Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.
- Обеспечить профессиональный рост педагогов.
Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:
1 этап - поступление ребенка в ДОУ:
*учет детей;
*медицинское обследование;
*адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад;
*психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
2 этап: подготовка ребенка к обучению.
Методическая работа:
*Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
*Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.
*Экскурсии детей подготовительных групп в школу.
*Разработка совместных программ.
3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.
*Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.
*Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
*Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.
Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
В нашем детском саду действуют следующие формы осуществления преемственности:
- Работа с детьми.
- Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, кабинетами труда, актовым залом и др. В течение учебного года будущие первоклассники посещают такие мероприятия как «Первый звонок», «Посвящение в первоклассника», «Прощание с азбукой». Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
- Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с будущими первоклассниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.
2. Взаимодействие педагогов.
- Проводятся совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; педагогические и психологические наблюдения. А так же проводятся открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе, в ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада - будущим ученикам.
- Сотрудничество с родителями.
- Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года, где они рассказывают о программах реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления в школу, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т.д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.
- Также проводятся коллективные и индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.
Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школы показывают хорошие результаты. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ, выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План преемственности в работе ЛОУ и школы
Разработаны мероприятия по преемственности в работе ДОУ и школы на учебный год...
"Обеспечение преемственности между д/садом и школой"
Отчет социального педагога по результатам успеваемости, адаптации учащихся 1х классов (выпускников д/с). Адресовано социальным педагогам дошкольных учреждений....
"Основные направления работы по обеспечению преемственности в системе "детский сад-школа"
В настоящее время необходимость сохранение преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Данная проблема преемственнос...
Мастер-класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе»
Мастер-класс по совместной работе школы и ДОУ с семьей....
«Обеспечение преемственности между ДОО и начальной школой в физическом развитии детей»
При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция, которая требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, ребенок должен обладать крепким здоровьем...
Реферат на тему: "Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы".
В реферате описаны задачи, методы, приемы преемственности ДОУ и школы, раскрыто понятие "Готовность к школе"...