Повышение компетенций родителей в вопросе адаптации детей, посредством использования игрового метода.
статья (младшая группа) на тему
Повышение компетенций родителей в вопросе адаптации детей, посредством использования игрового метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рей М.С.Силютина Д.В.
(воспитатель, МБДОУ «Детский сад№3», Бийск)
Повышение компетенций родителей в вопросе адаптации детей, посредством использования игрового метода.
Дошкольное детство – важнейший этап в жизни ребенка. Посещение дошкольных образовательных учреждений – не только способ для родителей «пристроить» ребенка, но и важнейший институт социализации, обучения и воспитания дошкольника.
Детский сад - первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Именно в детском саду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания.
Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Ребёнок сталкивается с определёнными психологическими трудностями. Изменение привычного для ребёнка жизненного уклада, создают стрессовую ситуацию -психическое напряжение.
Адаптация в детском саду — это привыкание организма к новым условиям и новой среде. Для малыша, который с рождения до ранних лет все время был дома рядом с мамой и папой, детский сад является той новой обстановкой, неизведанным пространством, с новыми впечатлениями и совершенно другим окружением. Адаптация ребенка к ДОУ определяется различными факторами как объективного, так и субъективного характера. Важнейшим среди них являются отношения в семье, а в частности особенности детско - родительских отношений.
Актуальность статьи обусловлена тем, что работа с родителями является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненно, чем у самого ребенка.
Родители всегда беспокоятся о комфорте своего малыша. Дети чувствуют и перенимают на себя психологическое состояние родителей.
Для успешной и быстрой адаптации ребёнка в детском саду была составлена и разработана система, которая состоит из трех частей:
На первом этапе работы происходит знакомство воспитателя с родителями ребёнка. Задача воспитателя пригласить их осмотреть помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Рассказать о всех плюсах посещения детского сада. Расширить представления о жизни детей в детском саду.
Воспитатель дает родителям рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду. Родителю рекомендуется оставаться максимально спокойным и рациональным. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Для каждого ребёнка период адаптации проходит по разному и занимает разный период времени. В связи с этим можно говорить о трех вариантах адаптации (Р.Р.Калинина):
- легкая адаптация (поведение ребенка нормализуется в течении 10-15 дней);
- адаптация средней тяжести ( в течение месяца);
- тяжелая адаптация (требует от 2 до 6 и более месяцев).
При терпеливом отношении взрослых, выполнению рекомендаций воспитателя адаптация может пройти в легкой форме.
На втором этапе работы происходило знакомство непосредственно с детьми
с изучением их индивидуальных особенностей. Для лучшего изучения эмоционального состояния детей проводилось наблюдение за индивидуальными особенностями детей. Результаты заносились к карты адаптации
Ф. И. ребёнка___________________________________________
Дата | Эмоциональное состояние | Контакты детьми и взрослыми | Сон ребёнка | Аппетит | Примечание |
Данное наблюдение направлено на выявление проблем ребёнка, возникающих в период адаптации к условиям образовательного учреждения.
На третьем этапе работы после изучения результатов наблюдения определяются пути ( методы, приёмы) решения проблем адаптации каждого ребёнка.
Наиболее эффективным, методом работы в период адаптации с детьми является игровой метод, проводимый как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Именно поэтому акцент в выборе игр делался на сенсорные игры.(перечислить)
По результатам проведенных игр можно сделать вывод, что у % адаптация прошла в легкой форме,
Таким образом, можно сказать, что использованные нами игровые методы показали свою эффективность. Одновременно с родителями проводились консультации, беседы, был оформлен информационный уголок по вопросам адаптации ребенка к ДОУ. Ежедневно проводился опрос о домашнем поведении ребёнка, о желании идти в детский сад. На основании ответов родителей давались рекомендации по их взаимодействию со своим ребёнком. На родительском собрании был проведен мастер класс «Использовании игр в период адаптации».
Таким образом, можно сказать, что выбранный нами игровой метод показал свою эффективность.
Литература
- Авдеева, Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева // Психол. наука и образование. – 2010. - № 3. - С. 97-105.
- Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 2. – С. 58-60.
- Андреева, Г.М. Социальная психология: новый журнал и новые перспективы // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 4–8.
- Барышникова, Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – C. 1-5.
- Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 7. – С. 13-18.
- Волкова, А.С. Болкунова В.В. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — 234 с.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Нам представляется, что следует наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые, современные формы сотрудничества с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Формирование умений родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей посредством использования кейс-технологии»
Мастер-класс «Формирование умений родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей посредством использования кейс-технологии»...
Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности.
Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности. Одной из форм двигательной активности является обучение детей пла...
«Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности»
laquo;Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности»...
Повышение компетенций родителей в вопросе адаптации детей, посредством использования игрового метода.
Рей М.С.Силютина Д.В.(воспитатель, МБДОУ «Детский сад№3», Бийск) Повышение компетенций родителей в вопросе адаптации детей, посредством использования игрового метода...
Семинар - практикум для родителей по теме: «Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей посредством использования приемов установление границ, игнорирования и тайм-аут»
Одним из направлений работы педагога-психолога является работа с родителями. Только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться высоких результатов, решить возникающие проблемы. Несм...
Развитие певческих навыков детей посредством использования игровых методов и приёмов
Программа саморазвития...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе №5 «Солнышко» посредством использования игровых методов предпосылок развития критического мышления в ФЭМП.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе №5 «Солнышко» посредством использования игровых методов предпосылок развития критического мышления в ФЭМП.Цель: закреплять представлени...