Текстильная мозайка
проект (средняя группа) на тему

Тимонина Ирина Александровна

Проект

«Текстильная мозаика»

Составил: воспитатель Тимонина И. А.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: 8 месяцев.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Актуальность:Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и многое другое. Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми.

Через предмет ребёнок узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Он овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему узнать мир, в котором он живет. Детей 4-6 лет нужно знакомить с предметным миром в процессе действий с объектами, так какпознавательная активность детей реализуется в деятельности.

Думаю, что создание такого проекта  поможет детям шире познакомиться с родным краем, с объектами окружающей действительность и жизни общества, будет способствовать развитию мелкой моторики, аккуратности, творчества, мышления, т. е. тех качеств, которые будут необходимы для успешного обучения в школе.

Цель: способствовать развитию у детей познавательно – творческой активности, наблюдательности, стремления к самостоятельному творчеству.

Задачи:

  • расширять и обобщать представления детей откани: ее разнообразии, назначении, особенностях;
  • через экспериментально-исследовательскую деятельность узнать свойства различных тканей;
  • познакомить детей стканями ХБК, путем изготовления плоскостных и объемных поделок;
  • формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы;
  • расширять представления детей о народном костюме, его основных элементах, обращать внимание на красоту и неповторимость национального костюма;
  • знакомить с профессиями ХБК, воспитывать бережное отношение к труду взрослых;
  • воспитывать художественно-эстетический вкус, пространственное и комбинированное мышление;
  • воспитывать интерес и уважение к традициямродного края, производству ХБК;
  • развивать мелкую моторику;
  • способствовать развитию связной речи, расширять и активизировать словарный запас по данной теме, формировать грамматически правильную речь;
  • знакомить детей с техникой безопасности; вырабатывать первые навыки грамотного и безопасного отношения в быту.

Предполагаемый результат:

  • сформировано представление о различных видах одежды и тканях, из которых они изготовлены, свойствах ткани;
  • развита речевая активность ребенка;
  • появятся познавательно-исследовательские умения соответствующие возрасту
  • участие родителей в образовательном процессе и создания предметно – развивающей среды в группе;
  • Сформировано бережного отношения к вещам, одежде.
  • проявят самостоятельность в разнообразных видах деятельности;

Методы проекта:

  1. познавательные;
  2. исследовательские;
  3. словесный;
  4. наглядные;
  5. творческие;
  6. продуктивные.

Структура проекта:

I этап – подготовительный:

  • формирование проблемы, цели, содержание проекта, определение продукта проекта, прогнозирование результата; набор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
  • ознакомительная консультация для родителей о проекте, деятельности всех участников проекта.
  • Подбор  материала и атрибутов для запланированных мероприятий.
  • Оформление материала для продуктивной деятельности.

II этап – основной:

реализация проекта.

III этап – заключительный:

подведение итогов проекта, оценка результата.

План реализации проекта:

Работа с детьми:

  • познавательные беседы:

«Что ты знаешь об одежде»

«Из истории русского костюма»

«Какие бывают ткани»

«Как появилась ткань»

«Ножницы, катушки – это не игрушки»

«Как создается одежда» (Знакомство с профессиями ткач, швея, раклист, продавец)

  • Презентации:

«На ХБК Тейково»

  • Речевое развитие:

составление описательного рассказа «Моя одежда»

отгадывание загадок об одежде

чтение художественной литературы:

Н.Носов «Заплатка», В. Орлов «Портниха», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; В. Осеева «Волшебная иголочка», русская-народная сказка «Золотое веретено», З.Воскресенская «На кончике нити»; А. Барто «Сто одежек», Братья Гримм «Три пряхи», Б. Заходер «Портниха».

  • Опытно – экспериментальная, исследовательская деятельность:

Опыт №1 «Сравнение свойств и качеств бумаги, ткани»

Опыт №2 «Свойств разных видов тканей»

Опыт №3 «Из чего сделана ткань»

  • Сюжетно – ролевые игры:

«Ателье»

«Магазин ткани»

  • Дидактические игры:

«Одень куклу на прогулку»

«Доскажи словечко»

«Текстильная мозаика»

«Волшебный лоскуток»

«Что лишнее»

«Кому что нужно»

«Узнай на ощупь»

«Узнай куклу по описанию»

«Разноцветный коврик»

  • Пальчиковая гимнастика:

«Ёжик-портной»

«Одежда»

«Стирка»

«Мы шьем»

«Рукавицы»

«Маша варежку надела»

«Профессии»

  • Продуктивная деятельность:

«Нарядное платье» (рисование)

«Коллаж из ткани» (аппликация)

«Свитер для папы» (рисование нитками)

«Расписные ткани» (рисование по ткани)

«Цветы для мамы» (аппликация тканью)

Изготовление кукол

Текстильная книжка

Работа с родителями:

  • наглядная информация для родителей о проведении проекта;
  • создание альбома «Ткани»;
  • магазин ткани, ателье;
  • Изготовление костюмов
  • Весенняя ярмарка

Продукт проекта:

  • изготовление альбома «Ткани» (совместно с родителями)
  • «Текстильная мозаика»
  • выставка детских работ, выполненных в ходе проекта
  • «Текстильная книжка»
  • Костюмы из ткани ХБК Тейково
  • Весенняя ярмарка

Развивающая среда:

  • карточка загадок «Одежда»
  • альбом «Ткани»
  • подбор демонстрационного материала
  • подбор дидактических и пальчиковых игр

Литература:

  • Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет – М.: Т.Ц.Сфера,2006.
  • Комарова Т.С. Занятия по изо-деятельности в средней группе детского сада. Конспект занятий. – М.: Мозаика – синтез, 2012.
  • Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением в средней группе. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012. – 96 с.
  • Ушакова О.С. Развитие речи детей 3–5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.

Приложение 1

Перспективное планирование средняя группа

Месяц

№ занятия

Тема

Сентябрь

1.

2.

3.

 Беседа «Что ты знаешь об одежде»

«Какие бывают ткани» (альбом)

«Коллаж из ткани» (аппликация)

Октябрь

1.

2.

3.

Составление описательного рассказа «моя одежда»

«Путешествие в прошлое одежды»

Рисование «Нарядное платье»

Ноябрь

1.

2.

3.

«Как появилась ткань»

Опыт №1«Из чего сделана ткань»

«Свитер для папы» (рисование нитками)

Декабрь

1.

2.

3.

«Ножницы, катушки – это не игрушки»

«На ХБК Тейково» презентация

«Как создается одежда» (профессия ткач)

Январь

1.

2.

«Как создается одежда» (профессия раклист, художник)

«Расписные ткани» (рисование по ткани)

Февраль

1.

2.

3.

 «Магазин ткани» (профессия продавец)

«Ателье» (профессия швея)

Опыт №2 «Свойств разных видов тканей»

Март

1.

2.

3.

«Цветы для мамы» (аппликация тканью)

Опыт №1 «Сравнение свойств и качеств бумаги, ткани»

«Текстильная книжка»

Апрель

1.

«Весенняя ярмарка»


Приложение 2

Пальчиковые игры.

Одежда
Раз, два, три, четыре, пять –        (Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать:                одной руки с пальцами другой руки.)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем.              (Кулачки имитируют стирку.)


Маша варежку надела….
Маша варежку надела:                                   (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,                              (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла:                                         (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь,                 (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»


Рукавицы.
Вяжет бабушка Лисица (Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы: (Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда! (Потереть ладони друг о друга).

«Мы шьем»

Танечка, бери иголку,                     Дети показывают

Сошьем рубашку и футболку,              указательный палец.

Брюки, кофточку и платье                   вращают указательным                        

И оденем куклу Катю.                          пальцем правой руки вокруг

Повторить с другой руки.                  каждого пальца левой руки.

 

Стирка
(Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения)
Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти И в порядок привести.
В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится Мы попляшем и покружимся.

«Ёжик-портной»

Разложил иголки еж.

Не проедешь, не пройдешь(пальцы расставить в стороны)

Всем в лесу одежду шьет

И бесплатно раздает(попеременно разжимать и сжимать пальцы)

Медведю - кафтан,

Лисе – сарафан,

Заиньке – майку,

Белочке – байку,(загибают пальчики поочередно в кулак,

А волку зубастому – рубаху цветастую. (начиная с большого)

 

«Профессии»

Много есть профессий знатных,(Соединять пальцы правой руки с большим).

И полезных, и приятных.(Соединять пальцы левой руки с большим).

Повар, врач, маляр, учитель,(Последовательно соединять пальцы

Продавец, шахтёр, строитель… обеих рук с большим).

Сразу всех не называю,(Сжимать и разжимать кулачки).

Вам продолжить предлагаю.( Выполняют движения в соответствии с текстом).

Приложение 3

Экспериментально-исследовательская деятельность

Опыт №1 «Сравнение свойств и качеств бумаги, ткани»

Детям предлагаются емкости с водой, в которые нужно опустить кусочек бумаги и ткани.

Вывод: бумага размокает и рвется, а ткань намокает.

Каждому ребенку предлагается лоскут ткани 15*15 см. и бумага такого же размера. Сжимаем их в кулаке.

Вывод: и ткань и бумага мнется.

            Предлагаем детям разорвать на две части лоскут и бумагу.

Вывод: ткань прочнее, чем бумага. 

 

Опыт №2 «Свойств разных видов тканей»

У каждого ребенка разныелоскутки ткани.(ситец, фланель, полотенечная)

-Какая ткань пропускает свет? (просвечивается – не просвечивается.)

- Вся ли ткань мнется? (мнется – не мнется.)

- Что происходит с тканью в воде?

- Какова эта ткань на ощупь?

 

Опыт №3 «Какая она ткань»

Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в различных лоскутках.

Распускают лоскутки разных видов ткани.

Вывод: ткань состоит из нитей, нити переплетаются между собой.

Приложение 4

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Знакомство с профессией ткачихи».

Цель:Познакомить детей с историей ХБК и профессией ткачихи.

Задачи:Освоить навыки переплетения 2-х нитей, создать узор, соблюдая последовательность;

Обогатить и активизировать словарь детей при помощи слов: ткачиха, ткач, ткацкий станок, ткет,

Упражнять в связной речи, точном использовании слов.

Развивать память, внимание, мышление;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, через народные ремесла;

Воспитывать уважение к труду других людей;

Воспитывать аккуратность, старательность.

Материалы и оборудование: Полотенце, иллюстративный материал по теме, презентация «На ХБК Тейково», дидактическая игра «разноцветный коврик»

Ход работы:

  1. Организационный момент.

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

– Помойся хоть немножко, чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (полотенце)

Ребята, как вы думаете, кто изготавливает полотенца? (Ответы детей)

Что бы узнать, кто изготавливает полотенце,  я приглашаю вас на ХБК. (Слайд 2) 

В большом, светлом помещении стоят ткацкие станки. На ткацких станках работает ткачиха.(Слайд 3-4). Работа ткачихи не простая. На ткацком станке из нитей ткачиха изготавливает ткань.Помогает ткачихе в работе челнок.(Слайд 5)   На ткацкий станок ткачиха натягивает нити. (Слайд 6)  Челнок бегает между ними и тянет за собой нить. Посмотрите как (видео)(Слайд 7).   Вот так кропотливо, ряд зарядом ткачиха выполняет свою работу. Ткет ткань.(Слайд 8)  Ткань с ткацкой фабрики поступает в магазин и на швейную фабрику.Из ткани шьют одежду, полотенца, многое другое. (Слайд 9) 

Игра «Разноцветный коврик».

Рефлексия:

- С какой новой профессией мы с вами познакомились. (ткачиха)

- На каком станке работает ткачиха? (ткацкий станок)

- Что ткачиха делает на ткацком станке? (ткет)

- Какой предмет помогает ткачихе ткать? (челнок)

- Что ткачиха ткет на ткацком станке? (ткань)

Приложение 5

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Профессия-швея». 

 

Цель:расширять и конкретизировать представления о профессиях: швея.
Задачи: 
- Продолжать знакомить детей с трудом взрослых: швея.

- Дать представление об их профессиональных и личностных качествах.

- Расширять представления детей об инструментах и тканях, используемых в данных профессиях.

- Развивать речь детей, пополнять их словарный запас.

- Воспитывать у детей любовь и уважение к людям данной профессии.
Материалы и оборудование:

Иллюстрации по теме, ткань, инструменты (швейная машинка, иголки, нитки, наперсток, сантиметровая лента, ножницы, мел, утюг, ткань), набор карточек с изображением инструментов, кукла.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Посмотрите, сколько здесь разных предметов. Назовите их. Кто же их оставил? Эти предметы нужны людям разных профессий. Что такое профессия?

Дети: Профессия-работа, дело, которым занимается человек.

  1. Основная часть.

В мире существует множество различных профессий. Каждый человек выбирает одну профессию, которой он посвятит всю свою жизнь. Сегодня мы отправимся в путешествие по “городу профессий”, для того чтобы еще больше узнать о них.

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немножко, кошка, —

Будет и тебе одёжка.(швея)
- Ребята, профессия швеи очень трудная и нужная. Как вы думаете, почему? ( ответы детей) 

Каждый день мы надеваем одежду, как правило, не задумываясь о тех людях, которые шьют ее для нас. О том, как давно появилась профессия швеи, какие у нее особенности и какими инструментами работает швея, мы поговорим сейчас.

Еще в первобытную эпоху люди нуждались в одежде, чтобы защититься от холода. Они приспособились соединять части звериных шкур с помощью жил животных. Отверстия в шкурах древние люди прокалывали острыми тонкими каменными иглами. Со временем одежда стала не только защитой от холода, но и предметом украшения. А когда люди научились делать железо, они изготовили железные швейные иголки, острые с одного конца и с ушком для вдевания нитки с другого конца.

Долгие века швейная иголка была основным инструментом швеи и всю одежду шили вручную. С помощью иглы скреплялись куски ткани, иглой на ткани делали красивую вышивку и пришивали к готовой одежде пуговицы.

Со временем стали появляться первые машины, была изобретена и швейная машина, которая существенно облегчила труд швеи. А современные швейные машины, которые управляются компьютером, умеют не только сшивать детали одежды, но и делать сложные швейные операции, в том числе и вышивать на ткани разноцветные рисунки. Но, несмотря на развитие швейной техники, умение шить вручную ценится до сих пор.

Итог занятия

- Что нужно для работы швее?
- Из чего шьют одежду?

Приложение 6

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Профессия-продавец».

Цель: познакомить детей с профессией продавца.

Задачи:

 - Обогащать представления детей  о профессии, познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать её важность, учить рассказывать о профессиях.

 - Развивать  связную речь, мышление, память, внимание, обогащать  словарный запас.

 - Воспитывать уважительное отношение к разным видам профессий.

Оборудование и материал:  Иллюстрация по теме, атрибуты для магазина «Ткани».

1. Организационный момент.

     На доске  картинки  «Профессии»

- Ребята,  какие профессии вы знаете?(Дети рассматривают картинки и называют профессии).

Пальчиковая гимнастика «Профессии»:

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим).

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим).

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим).

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки).

       Вам продолжить предлагаю.( Выполняют движения в соответствии с текстом).

2. Основная часть.

За прилавком магазина 
Где красивая витрина, 
Покупателей он ждёт 
И товары продаёт. (продавец)

- Правильно, это продавец.

Все мы ходим в магазины за покупками. А в магазинах нас встречают приветливые люди, помогающие выбрать товар и сделать нужные покупки. Всех этих людей объединяет одна профессия. Продавец — самая массовая профессия нашего времени.

Торговлей люди занимаются с незапамятных времен. Сначала был простой обмен товарами, но потом люди придумали деньги, и это упростило торговлю. Предшественником продавца был купец. Купцы, разъезжая по всему свету, одновременно и покупали, и продавали и обменивали товары. С ростом населения стали появляться крупные магазины и тогда появилась новая профессия — продавец.Какие магазины вы знаете: (ответы детей - продуктовые, бытовой техники, игрушек, одежды и ткани). Продавец должен прекрасно знать свой товар, помнить цены, размеры, расположение товаров. Немалое значение в этой профессии имеет его внешний вид! Спецодежда работника торговли должна быть чистой, прическа — аккуратной. Но главное, конечно, доброе уважительное отношение к людям, вежливость, улыбка.

С.Р.И. «Магазин ткани»

Профессий много на Земле,

Но выбирай, любую.

Решай мой друг, кем быть тебе,

Ведь, каждая из них важна.

 

        3. Заключительная часть.

- О какой профессии говорили?

- У кого мама работает продавцом?

- Кто желает работать продавцом?  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstilnaya_mozayka.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Текстильная мозаика» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 «Улыбка» Воспитатель первой категории Тимонина Ирина Александровна

Слайд 2

Цель : способствовать развитию у детей познавательно – творческой активности , наблюдательности, стремления к самостоятельному творчеству .

Слайд 3

Задачи: расширять и обобщать представления детей о ткани: ее разнообразии, назначении, особенностях; через экспериментально-исследовательскую деятельность узнать свойства различных тканей; познакомить детей с тканями ХБК, путем изготовления плоскостных и объемных поделок; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы; расширять представления детей о народном костюме, его основных элементах, обращать внимание на красоту и неповторимость национального костюма; знакомить с профессиями ХБК, воспитывать бережное отношение к труду взрослых; воспитывать художественно-эстетический вкус, пространственное и комбинированное мышление; воспитывать интерес и уважение к традициям родного края, производству ХБК; развивать мелкую моторику; способствовать развитию связной речи, расширять и активизировать словарный запас по данной теме, формировать грамматически правильную речь; знакомить детей с техникой безопасности; вырабатывать первые навыки грамотного и безопасного отношения в быту.

Слайд 4

Альбом «Ткани ХБК»

Слайд 5

Сюжетно ролевая игра -магазин «Ткани»

Слайд 6

Сюжетно ролевая игра -магазин «Ателье»

Слайд 7

Экспериментальная деятельность

Слайд 8

Аппликация тканью

Слайд 9

Роспись ткани

Слайд 10

«Текстильная мозаика»

Слайд 11

Разноцветный коврик

Слайд 12

«Волшебный лоскуток»

Слайд 13

«Текстильная книжка»

Слайд 14

Весенняя ярмарка

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ. МАСТЕР-КЛАСС.

Конспект вступительного слова к мастер-классу на тему:"Конструирование из текстильных материалов" , в котором раскрывается связь математического развития детей и продуктивной деятельности, рассказывае...

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "Текстильная пластика"

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "текстильная пластика"...

мастер -класс по изготовлению текстильной игрушки Улитка

мастер-класс по созданию текстильной игрушки Улиткаю...

Открытое занятие по аппликации в старшей группе "«Лоскутная аппликация. Одеяло для медвежонка. (Составление симметричной текстильной композиции в квадрате)"

Занятие направлено на развитие художественного вкуса детей, на знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства лоскутной пластикой....

Консультация для родителей Текстильная книжка самоделка

Развитие мелкой моторики очень важно для общего развития ребёнка. На кончиках пальцев любого человека находится тончайшие нервные окончания, которые отвечают за развитие речи и интеллектуальной сферы ...

Развивающая игра своими руками "Текстильный конструктор"

Развивающая игра своими руками«Текстильный конструктор»Она похожа на современные пазлы.  Игра изготовлена из обычной ситцевой ткани, которой славился наш Ивановский текстильный край.Цель игры: уп...

Игры-эксперименты с текстильным материалом, как условие развития творческих способностей детей раннего возраста.

Игры -эксперименты с текстильным материалом, как условие развития творческих способностей детей раннего возраста...