Организация учебно-опытного участка.
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное
Учреждение «Детский сад № 2 село Фершампенуаз»
Организация учебно - опытного
участка в МДОУ»
Руководители: Кожемякина З. В.
Юдина Е. Н.
Паспорт участка.
- Заведующий МДОУ «Детский сад № 2 с. Фершампенуаз» Досаева В. Н.
- Руководители учебно-опытным участком – Юдина Е. Н. Кожемякина З.В .
- Год организации учебно-опытного участка - 2017 год.
- Размер участка ДОУ (без зданий, спортплощадки, прогулочных участков) – 1900 м2.
- План-схема учебно-опытного участка.
- Количество детей – 60 чел.
- Материально-техническая оснащенность участка.
- Наличие отделов:
- Отдел цветочно-декоративных растений.
- Отдел овощных культур.
- Отдел плодово-ягодных культур.
- Отдел учебно-опытной деятельности
План-схема учебно-опытного участка.
Отдел цветочно-декоративных растений.
Площадь | Названия культур | |
1 | 1050 кв.м. | Бархатцы (смесь), флоксы, георгины, |
настурция, астры, львиный зев, василек крупноцветковый, | ||
петуния. | ||
Отдел овощных культур (огород).
Площадь | Названия культур |
№
1 800 кв.м. Зелень
Томаты
Свекла
Картофель
Огурцы
Морковь
Кабачки
Отдел плодово-ягодных культу.
Площадь | Названия культур |
№
1 50 кв.м. Вишня , Облепиха
Черемуха
Крыжовник |
Сельскохозяйственный инвентарь, оборудование.
На участке имеется следующий инвентарь для выполнения сельскохозяйственных работ:
- Лопаты – 5
- Грабли – 6
- Тяпки –4
- Секатор – 1
- Пилы – 2
- Шнуры – 2
- Шланг поливочный – 1
- Лейки – 5
- Ведра – 10
- Перчатки рабочие -15
- Контейнеры для рассады
Познавательно – исследовательский проект.
«Весёлый цветник и огород»
Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях Южного Урала, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека, разнообразие цветущих растений.
Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Цель проекта: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных и цветущих растений Южного Урала.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
6. Расширять знания о профессии садовника.
7. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.
Проектная идея: создать в группе детского сада огород и цветник на подоконнике с дальнейшей пересадкой на участке. Получить урожай помидор и огурцов, зелёного лука, выращенных самими дошкольниками, любоваться и наблюдать за цветущими растениями по сезону март – подснежники, апрель – нарциссы, май – тюльпаны, сирень, календула, июнь – петунья, лилии, цветение малины, вишни, черёмухи, смородины, июль – хоста, рудбекия, август – хризантемы, астры.
Принципы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Южного Урала.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Для реализации проекта был разработан план:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического, посадочного) материала.
4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
5. Разработка домашних заданий.
6. Итог проекта – праздник «Праздник урожая» для детей.
Прогнозируемый результат:
Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Южного Урала, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется растение, цветок, плод.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, сотрудники детского сада.
Сроки реализации проекта: с марта по сентябрь 2017 года.
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- С помощью родителей собрали коллекцию семян.
- Подготовили почву и контейнеры для посадки рассады, вскопали участок цветника, орудия труда.
- Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
- Сделали подборку дидактических игр «Что где растёт», «Наши цветы», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке» - алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Наше кафе», «Я садовником родился».
- Подготовили муляжи овощей, фруктов, картотеку цветов.
- Изготовили альбомы растений Юного Урала.
II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Дети под руководством воспитателя посадили семена лука, огурца, помидор, перца.
- Были проведены следующие опыты:
- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;
- наблюдение за ростом корневой системы тюльпана в земле;
- проращивание семян огурцов через ткань;
- рассаживание луковиц тюльпанов;
- пересадка петуньи; (Фото № 9)
- посадка саженцев смородины и сосен; (Фото 10)
- посадка лилий луковицами;
- наблюдение за ростом почек, листьев и цветов.
- Дети наблюдали за ростом растений, делали зарисовки, рисовали цветы после наблюдений.
- В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
- Проводились развивающие занятия, беседы по данной теме.
III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
- Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике для проращивания семян, с родителями – цветники, насыпали землю в огороды на участке. (Фото 1, 2, 3)
- Обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде жителей, занимающихся выращиванием овощей, цветов.
Расширили словарный запас детей, обучали составлять и отгадывать описательные загадки о цветах и овощах, закрепляли навыки счёта при наблюдении за созреванием огурцов и помидор.
Для наблюдения и роста и развития растений мы использовали ЛЕПБУК.
Лепбук – это книжка – раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладышами и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
В нем мы отразили этапы роста растений, паспорта выращиваемых культур, алгоритм посадки, карточки с изображением семян посаженных растений, рекомендации по посадке, стихи, загадки об овощах. (Фото 4, 5,)
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов, помидор, лука. Дети с большим удовольствием попробовали, готовили салаты, компоты, бутерброды из овощей выращенные своими руками, (Фото 6, 7,8.)
- Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели праздничное мероприятие «Катюшкины именины », где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в игры, посвящённые данной теме. Показали, чему они научились за время проекта.
Следуя вышеуказанному можем сделать вывод:
- повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей;
- преобразована предметно - игровая среда детского сада;
- укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;
-территория сада стала яркой, не похожей на другие сады;
- дети проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
- удалось сформировать знания детей о пользе витаминов для организма;
- устойчивое желание трудится.
Родители, принимающие участие:
- наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
- получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок
- детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
- смогли реализовать свои творческие способности.
13.Количество собранного урожая 2017г.
№ | Культура | Кол-во | |
1 | Зелень | 4,500 кг | |
(зеленый лук, | |||
укроп) | |||
2 | Картофель | 235 кг | |
3 | Морковь | 10 кг | |
4 | Свекла | 18 кг | |
5 | Кабачки | 22 кг | |
6 | Помидоры | 4 кг | |
7 | Огурцы |
6 | кг |
8 | Ягода – вишня | 3 кг |
Информация об использовании зон участка
в учебно-воспитательном процессе ДО.
Цель: создание условий для закрепления и усвоения знаний детей дошкольного возраста, об условиях выращивания и пользе для человека овощных культур.
Задачи:
- обобщить и расширить знания детей об овощах и пряных растениях; - совершенствовать умения и навыки поисково-исследовательской
деятельности воспитанников; - повысить речевую активность детей, активизируя словарь;
- развивать познавательный интерес детей к растительному миру; - прививать трудолюбие; - совершенствовать уровень накопленных практических навыков;
- совершенствовать стиль партнерских отношений; - учить детей анализировать свою деятельность;
- способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
На учебно-опытном участке реализуются программы по экологическому, трудовому, нравственному, физическому воспитанию детей. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой, природой.
Экологическая развивающая среда способствует: - познавательному развитию ребенка; - эколого-эстетическому развитию; - оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения.
Для того, чтобы территория детского сада соответствовала задуманному предстоит еще много сделать и создать. В перспективе на будущее – замена старого оборудования и построек на участках детского сада, создание дорожки здоровья, замена и пополнение оборудования на спортивном участке. Конечно, это планы не на один год, но старт дан и начало положено. В дальнейшем требуется воплощение идеи в жизнь совместными усилиями педагогов и родителей. Немаловажным условием реализации плана будет и поддержка общественности.
1)Огород ДОУ.
На территории детского сада оборудован настоящий огород (фото), организована трудовая и практическая деятельность воспитанников, проводятся опыты и эксперименты. Чего только не увидишь на грядках! Здесь и кабачок, похожий на поросенка с хвостиком, и петрушка – зеленая хвастушка, и полезная, солнечного цвета морковка. В теплице среди изумрудных листьев спрятались пахучие томаты, словно огоньки светофора. Созданный огород – оазис в ответ на заботу и уход каждый день дарит всем вкусные, полезные овощи. Дошкольники выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях. У детей воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей дошкольного возраста постепенно готовим к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т.д.).
- Цветники на территории ДОУ.
Участок детского сада – это место для игр, прогулок, наблюдений за растениями и животными. Красиво оформленная территория участка имеет большое значение для эстетического воспитания ребенка. Цветники (Фото) – это особая гордость нашего дошкольного учреждения. Заботливо и оригинально оформленные цветочные клумбы, которые есть на каждом прогулочном участке.
- нашем детском саду работают увлеченные педагоги, которым небезразлично, как себя чувствуют дети, комфортно ли им, интересно ли. Вместе со взрослыми дети выращивают рассаду, ухаживают за растениями. Воспитатели создают парадные клумбы, клумбы-мозаики, альпийские горки.
- Отдел учебно-опытной деятельности.
Исследование окружающего мира – естественное стремление ребенка. И задача взрослых – поддержать его. Например, создать на территории летнюю лабораторию или метеоплощадку. Отдел учебно-опытной деятельности детей в нашем ДОУ включает в себя следующие основные составные части:
-выделенный специально участок местности на территории детского сада для наблюдений;
Привлечение взрослых (педагогов, родителей) к организации деятельности на участке.
Коллектив ДОУ поставил перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Педагоги поощряют любознательность и фантазии детей, стимулируют потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживают инициативу, помогают детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего проходит в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачивается как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Создавая УОУ, мы опирались на такие принципы, как правильность и удобство расположения различных функциональных зон на территории детского сада, внешняя красота, гармоничное включение имеющихся ценных насаждений.
- участию организации и оформлению были привлечены родители, которые проявили творческую активность, фантазию, смекалку. Умелые руки и усердие взрослых превратили территорию детского сада в яркую, красивую, волшебную страну, где можно организовать с детьми трудовую и опытно – экспериментальную деятельность, наблюдать, играть, беседовать и просто гулять.
Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание работы с дошкольниками на учебно-опытном участке
Данный материал включает задачи деятельности с детьми по всем возрастам, перечень культур, выращиваемых с детьми разного возраста, деятельность педагога и деятельность детей, содержание наблюден...
Конкурс учебно-опытных участков
Закончился муниципальный этап смотра-конкурса УПБ и УОУ. Победителям стала МБОУ Уваровщинская сош....
Декор учебно-опытного участка как средство формирования экологических представлений дошкольников
Правильное оформительское решение учебно-опытного участка, заинтересованность, инициатива, творческий подход педагогов к данной проблеме является эффективным средством экологического воспи...
Проект на тему:«Дидактические игры в познавательном развитии детей посредством ознакомления воспитанников с объектами учебно-опытного участка».
МБДОУ детский сад № 11 «Родничок» Проект на тему: «Дидактические игры в познавательном развитии детей посредством ознакомления воспитанников с объектами учебно-...
Проект "Обитатель террариума учебно-опытного участка - лягушка"
Началом формирования экологической культуры по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот момент закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительно...
Экологического игры на учебно-опытном участке ДОУ
«…игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и л...