"Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность"
статья по теме
В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, поэтому возникает необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_sposobnostey_doshkolnikov_cherez_teatralizovannuyu_deyatelnost.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность
Оксана Константиновна Морозова,
заместитель заведующего по ВМР МБДОУ № 63
Шикова Ольга Константиновна,
воспитатель МБДОУ № 63
Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности.
Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Признание само ценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяют задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении разнообразных взаимоотношений с людьми. Их успешность определяется личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью о правилах общения, активностью в разных видах деятельности.
В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, поэтому возникает необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.
Проблема заключается в том, что всё чаще взрослые (родители, педагоги) сталкиваются с нарушениями в области общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной и этической сферы детей. На наш взгляд, это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, и общей «технологизацией» нашей жизни. Уже ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка -это телевизор или компьютер, а любимым занятие стало просмотр мультиков или компьютерные игры. В связи с этим дети стали все меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Но не стоит забывать о том, что живое, непосредственное человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, развивает их.
Итак, вспомним что же такое коммуникация.
Коммуникация (от лат. communiko- делаю общим, связываю, общаюсь)- это общение с целью передачи определенной информации, чтобы собеседник понял ее смысл.
Коммуникативная деятельность предполагает:
- взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия;
- освоение детьми разными видами деятельности;
- установление эмоционального взаимодействия с детьми и воспитателем.
Традиционно в коммуникационном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная осуществляется посредством речи.
Невербальная коммуникация предполагает:
- визуальные виды общения, т. е. жесты, мимику, позы;
- пространственно-временную организацию общения, контакт глазами;
- акустическую систему, включающую паралингвистический (тембр голоса, тональность) и экстралингвистический (паузы, смех, плач и др.)
- тактильную систему (прикосновения, пожатия руки, объятья).
Коммуникация в первую очередь подразумевает взаимодействие, которое происходит между участниками диалога.
Для того, чтобы коммуникативная деятельность была успешной, необходимо овладеть коммуникативными умениями, что и становится основной задачей работы для педагога.
Итак, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, становится основной задачей работы. Эта задача включает:
- развитие потребности в общении со взрослыми и сверстниками;
- развитие умения вступать в процесс общения;
- развитие умения ориентироваться в партнерах и ситуациях общения;
- развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения;
- становления умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями собеседника;
- воспитание желания доверять, помогать тем, с кем общаешься и поддерживать их;
- применение индивидуальных умений при решении совместных задач;
- развитие умения замечать эмоциональное состояние партнера и адекватно реагировать на него;
- воспитание желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнерам, сопереживать им.
Умение общаться - это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка, освоение детских видов деятельности, развития творчества.
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Малыши очень любят театрализованные представления, особенно если принимают в них самостоятельное участие.
В дошкольном возрасте игра ведущим видом деятельности является игра. Следовательно, именно по средствам игры наиболее удобно и эффективно формировать коммуникативные способности дошкольников.
Особую значимость в данной сфере приобретают театрализованные игры. Театрализованная игра была и остается эффективным средством развития общения детей любых возрастных групп. Также игры театрализованной направленности несут большие воспитательные возможности. Участвуя в игре, детки знакомятся с многообразием окружающего мира через краски, образы, звуки. Данные игры и умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Не будем забывать, что совершенствование речи тесно связано с умственным развитием. В ходе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно для ребенка активизируется его словарь, звуковая культура речи совершенствуется, интонационный строй выравнивается.
Для реализации цели решаются следующие задачи:
1. учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;
2. способствовать проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка;
3. развивать память, внимание, воображение;
4. обогащать двигательный опыт ребенка новыми видами движений, средств выразительности в передаче образа;
5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
6. поощрять интерес к сценической деятельности.
Театральная игра хороша и для развития эмоциональной сферы ребенка. Инсценируя знакомый сюжет, он выплескивает эмоции, стараясь как можно выразительнее исполнить свою роль. При этом малыш становится смелее, уверенней в себе, раскрепощается. Театр положительно влияет на любых детей: чересчур активные становятся спокойнее, выдержаннее, а стеснительные учатся взаимодействовать с окружающими на примере театральных героев.
В начале учебного года, театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой - игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, разыгрывания небольших сценок с использованием игрушек, фигурок плоскостного и настольного театра, театра кукол, пальчикового и перчаточного театра.
Продуктивная работа педагога обеспечивается созданием атмосферы творчества и доверия, что обеспечит каждому ребенку возможность высказаться, поможет сформировать умение выстраивать линию поведения в роли и свободно чувствовать себя в ней.
Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. Родители оказывают помощь в созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. В установлении взаимодействия с родителями и проявления их заинтересованности использую разнообразные формы работы: беседы, консультации, рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность.
Стендовый доклад о развитии коммуникативных способностей детей в раннем возрасте....
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
Коммуникация – способность общения со сверстниками, взрослыми, целью которой является передача какой-либо информации для того, чтобы собеседник понял её смысл. Общение является одним из важных показат...
План по самообразованию: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».
Цель: Приобщение детей к театрализованной деятельности старших дошкольников за счёт развития коммуникативных способностей.Задачи: 1. Продолжать создавать условия для...
Программа по самообразованию в старшей группе на 2019-2020 учебный год. Тема: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».
Саморазвитие педагога в работе с детьми старшего возраста...
Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в ДОУ, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляе...
План работы по самообразованию на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность» на 2020 – 2021 учебный год.
План работы по самообразованию на тему:«Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность»...
Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность
Сообщение из опыта работы "Развитие коммуникативыных способностей дошкольников через театрализованную деятельность"...