ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017 — 2018 УЧ.Г. Тема: «Психолого-педагогическое просвещение и коррекция детско-родительских отношений в условиях ДОУ»
методическая разработка на тему
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала МАДОУ по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. Кроме того, современные семьи зачастую сталкиваются с различными трудностями внутрисемейных отношений: непонимание между родителями и детьми; повышенная трудовая занятость;
Цель: гармонизация детско-родительских отношений, посредством психолого-педагогического просвещения по проблемам дошкольного детства и коррекции межличностного взаимодействия в семье.
Задачи:
- повысить качество воспитания и развития воспитанников МАДОУ №1 в семьях;
- изучить проблему детско-родительских отношений в теории и практике;
- разработать систему мероприятий психолого-педагогического просвещения семей с нарушениями детско-родительских отношений;
- пополнить медиатеку ДОО электронными вариантами диагностических и мониторинговых методик и инструментария для изучения состояния детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-samoobrazovaniya-psihologa-2014-2015-uch.g.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 1 «Ласточка»
Елизовского муниципального района г. Елизово Камчатского края
✉684000, Камчатский край, г. Елизово, ул. Гришечко, д. 11
•E-mail madou-lastochka@mail.ru,
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель заведующего по ВМР МАДОУ ДС № 1 «Ласточка»
_______________О. А. Найденко
«____»____________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МАДОУ № 1 ДС «Ласточка»
______________Н. Ю. Зайцева
«____»____________ 2017 г.
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2017 — 2018 УЧ.Г.
Тема: «Психолого-педагогическое просвещение и коррекция детско-родительских отношений в условиях ДОУ»
Педагога-психолога
Шпилевой Ирины Евгеньевны
Елизово 2017
Пояснительная записка
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования родители воспитанников становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Основной целью системы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала МАДОУ по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. Кроме того, современные семьи зачастую сталкиваются с различными трудностями внутрисемейных отношений: непонимание между родителями и детьми; повышенная трудовая занятость.
Цель: гармонизация детско-родительских отношений, посредством психолого-педагогического просвещения по проблемам дошкольного детства и коррекции межличностного взаимодействия в семье.
Задачи:
- повысить качество воспитания и развития воспитанников МАДОУ №1 в семьях;
- изучить проблему детско-родительских отношений в теории и практике;
- разработать систему мероприятий психолого-педагогического просвещения семей с нарушениями детско-родительских отношений;
- пополнить медиатеку ДОО электронными вариантами диагностических и мониторинговых методик и инструментария для изучения состояния детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОО.
➔
Условия, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучить теоретическую базу по психолого-педагогическому просвещению и коррекции детско-родительских отношений в условиях ДОО;
- провести анализ ситуации, сложившейся в ДОО по работе с семьями, имеющими нарушения в детско-родительских отношениях;
- разработать план мероприятий по психолого-педагогическому просвещению семей воспитанников ДОО;
- создать необходимые материально-технического условия для реализации плана мероприятий психолого-педагогического просвещения и коррекции детско-родительских отношений в условиях ДОО.
- разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- подобрать диагностические и мониторинговые методики и инструментарий для изучения состояния детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОО
Предполагаемый результат:
- повышение качества профессиональной подготовки и уровня компетентности педагога-психолога;
- практические рекомендации для родителей по оптимизации взаимоотношений с детьми;
- гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОО;
- пополнение информационно-методической базы по исследуемой теме.
Форма самообразования: индивидуальная.
Сроки реализации плана самообразования: октябрь 2017 – май 2018гг.
Источники самообразования:
- периодические издания: «Первое сентября», «Психолог в ДОУ», «Справочник педагога-психолога ДОУ», «Современное дошкольное образование», «Вестник практической психологии образования», «Практика управления ДОУ»;
- методические пособия и учебники;
- Интернет-ресурсы;
- курсы повышения квалификации.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | тема | содержание | Результаты изучения темы | сроки |
1 | Повышение квалификации | Посещение курсов на базе «Камчатского института развития образования»: «Современные подходы к психологическому консультированию в условиях реализации ФГОС» в объеме 72 часа | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса | Октябрь –ноябрь 2017г. |
2 | Изучение опыта работы с родителями в периодических изданиях | «Первое сентября», «Психолог в ДОУ», «Справочник педагога-психолога ДОУ», «Современное дошкольное образование», «Вестник практической психологии образования», «Практика управления ДОУ» | Применение полученных знаний в работе с родителями | В течение года |
3 | Ознакомление с литературой по психолого-педагогическому просвещению родителей | - Арт-терапия в психологическом консультировании (М.В.Киселева, В.А.Кулганов) - Психологический клуб для родителей в детском саду (Н.А.Рогалева) - Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду (С.Ю.Прохорова, Н.В.Нигмантулина) - Родительские собрания в ДОО (Т.Н.Зенина) - Семейный и родительский клубы в детском саду (Н.В.Микляева) | Применение полученных знаний в разработке программы родительского клуба «Гнёздышко» | В течение года |
4 | Изготовление картотек игр и упражнений | «Минуты релаксации», «Развитие воображения», «Коррекция и развитие произвольной сферы», «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы», «Дыхательные гимнастики», «Коррекция и развитие познавательной сферы (разрезные картинки, времена года, части суток, последовательности, найди предмет и т.п.)» | Применение картотек в работе с детьми | В течение года |
5 | Создание банка образовательных программ и методических материалов согласно теме самообразования | Подбор программ и методической литературы, направленных на взаимодействие с родителями | Использование подобранной литературы при подготовке к родительским собраниям, консультациям | В течение года |
6 | Разработка программы психолого-педагогического просвещения и коррекции детско-родительских отношений «Гнёздышко» (психолого-педагогическое просвещения родителей воспитанников по вопросам дошкольного детства) | изучение психологической литературы, периодических изданий, материалов в сети Интернет | Реализация программы на базе МАДОУ №1 (с 2018-19 уч.года) | Декабрь 2017г. –май 2018г. |
7 | Изучение активных форм взаимодействия с родителями | мастер-классы, семинары-практикумы, психологические тренинги и игры, дискуссии, круглые столы, детско-родительские мероприятия | Проведение родительских собраний, занятий в клубе и др. мероприятий с использованием активных форм взаимодействия | В течение года |
8 | Повышение квалификации | Посещение курсов на базе «Камчатского института развития образования»: «Диагностика, профилактика и психокоррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков» в объеме 72 часа | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса | Январь-февраль 2018 г. |
9 | Повышение квалификации | Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации «Песочная терапия и арт-терапия в работе с дошкольниками» - объем: 16 часов – «Отделение дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель» | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса | Январь-февраль 2018 г. |
10 | Изучение опыта работы педагогов-психологов с родителями воспитанников из материалов в сети Интернет | поиск опыта взаимодействия педагогов-психологов с родителями в сети Интернет | Использование обобщенного психологического опыта при подготовке к родительским собраниям, консультациям | В течение года |
11 | Диагностика родителей в рамках работы в группах адаптации | Проведение психологического исследования на предмет готовности родителей к сотрудничеству с педагогами и администрацией ДОУпсихологическая диагностика (анкетирование, тестирование, опрос), анализ результатов диагностирования | Подготовка аналитической справки о результатах диагностического исследования | Ноябрь 2017 – первич.; май 2018 – итоговая |
12 | Повышение квалификации | Посещение курсов на базе «Камчатского института развития образования»: «Комплексная помощь при различных вариантах аутистических расстройств» в объеме 24 часа | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса | Февраль 2018 г. |
13 | Работа с родителями, имеющими детей с ОВЗ в рамках программы «Дар» | Обучение родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, навыкам взаимодействия с их малышами; применение релаксационных техник для снижения психоэмоционального напряжения у родителей | Повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах взаимодействия с особым ребенком | Декабрь 2017г. –май 2018г. |
14 | Осуществление целенаправленной методической и консультативной (психолого-просветительской) работы по повышению уровня компетентности педагогов по вопросам организации и взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ | Проведение консультаций, семинаров-практикумов, анкетирования, деловых игр, тренинговых занятий (на усмотрение администрации) | Повышение психологической и педагогической грамотности педагогов | По запросу админис-трации в течении года |
15 | Разработка рекомендаций, памяток и буклетов для родителей по конструктивному взаимодействию с ребенком | анализ психолого-педагогической литературы, материалов в сети Интернет | Печатные материалы (буклеты, памятки, газета ДОУ) | По мере необходи-мости |
16 | Включение семьи в систему работы МАДОУ | Участие в привлечении родителей к участию в родительских мероприятиях, общесадовских и групповых мероприятиях: конкурсах, экспериментах, театральной деятельности и пр. Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе | организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников | В течение года |
17 | Участие в РМО педагогов-психологов | Обмен опытом. Согласно плана РМО | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса | В течение года |
18 | Работа в собственной «педагогической мастерской» | Работа с папками, разработка программ индивидуального и группового сопровождения | Качественное оформление документации педагога- психолога | ежедневно в метод-е время |
19 | Повышение квалификации | Посещение курсов на базе «Камчатского института развития образования»: «Использование метода арт-терапии в работе педагога-психолога» в объеме 36 часов | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса | Февраль 2018 г. |
20 | Разработка индивидуального маршрута сопровождения семьи, при эмоциональных нарушениях ребенка | Разработка структуры маршрута сопровождения | Форма индивидуального маршрута сопровождения | Февраль 2018 г. |
21 | Руководство творческой группой по теме «Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ» | Создание банка методических материалов и образовательных программ, актуальных для педагогов-психологов дошкольного образования, согласно теме творческой группы | Папка «Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ», отчет о проделанной работе | Ноябрь 2017г. – апрель 2018 г. |
22 | Обобщение опыта работы по теме самообразования, самооценка профессиональной деятельности | Анализ результатов работы по теме самообразования | Рефлексивный и аналитический отчеты | Май 2018 г |
23 | Подготовка портфолио профессиональной деятельности педагога-психолога | Подготовка документов для проведения экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности | Портфолио, квалификационная категория | Октябрь 2017 г. – март 2018г. |
24 | Разработка плана самообразования на новый учебный год | Определение темы самообразования на 2018-19 уч.год, с учетом запроса администрации ДОУ | План самообразования психолога на 2018-19 уч.год | Июнь 2018 г. |
Педагог-психолог Шпилевая И.Е. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2017-2018 год.
План работы по самообразованию на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средством приобщения их к природе». (младшая группа)...
План самообразования на 2017 – 2018 год
Тема: «Поделки из пищевых продуктов». Цель: Развивать познавательную активность, инициативность и самостоятельность в процессе использования нетрадиционных материалов в апп...
План самообразования на 2017-2018 уч. год
Актуальность: Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний о малой родине, фо...
План самообразования на 2017-2018 учебный год.
План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы № 3Бородиновой Зинаиды Григорьевныпо теме«ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3- 4 ЛЕТ»....
План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок».
Сказка является мощным средством , помогающим формировать моральные качества ребенка....
План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный год Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»
План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный годТема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников» ...
План по самообразованию на 2017-2018 учебный год Тема: «Загадки как средство развития и воспитания ребенка»
План по самообразованию на 2017-2018 учебный годТема: «Загадки как средство развития и воспитания ребенка»...