Рабочая программа воспитателя
рабочая программа (средняя группа) на тему
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
•Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
•Построение комплексно-тематической модели образовательного процесса.
•Обеспечение познавательно, социально-нравственного, художественно-эстетического и физического развития детей.
• Обеспечение рациональной организации и реализации приоритетного направления.
•Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
• Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
•Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной и трудовой).
•Осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей.
•Повышение компетентности родителей в области воспитания.
•Оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_srednyaya_gruppa.docx | 96.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет
1.1.4. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы
1.1.5. Особенности проведения педагогической диагностики пункт ФГОС 3.2.3
2. Содержательный раздел
Обязательная часть
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)
2.2. Использование инновационных психолого-педагогических технологий
2.3. Использование парциальных программ
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
3. Организационный раздел
3.1. Организация жизнедеятельности детей
3.1.1. Оздоровительный режим на холодный период
3.1.2. Оздоровительный режим на теплый период
3.2. Психолого- педагогические условия реализации Программы пункт 3.2 ФГОС
3.3. Физкультурно-оздоровительная работа
3.3.1. План оздоровительных мероприятий
3.3.2. Режим двигательной активности
3.4. Проектирование образовательного процесса
3.4.1. Объем учебной нагрузки в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1. 3049-13 №26 от 15.05.2013г.
3.4.2. Циклограмма организованной образовательной деятельности
3.5. Модель организации образовательного процесса
3.6. Особенности организации, развивающей предметно - пространственной среды
3.7. Культурно – досуговая деятельность
3.8. Методическое обеспечение Программы
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа подготовительной к школе группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад №13 городского округа Кашира», в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Программа построена на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", авторы Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
Срок реализации Программы 1 год.
Рабочая программа по развитию детей средней группы опирается на следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 г Москвы «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
- Декларацией прав ребенка, 1959 г.
- Устав МАДОУ «Детский сад №13 городского округа Кашира»
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «СанПиН 2.4.1.3049-13».
Рабочая программа:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической преемственности;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
•Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
•Построение комплексно-тематической модели образовательного процесса.
•Обеспечение познавательно, социально-нравственного, художественно-эстетического и физического развития детей.
• Обеспечение рациональной организации и реализации приоритетного направления.
•Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
• Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
•Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной и трудовой).
•Осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей.
•Повышение компетентности родителей в области воспитания.
•Оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. При разработке Программы делался акцент на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии с уставом ДОУ;
- предполагает построение образовательного процесса в доступных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- строится с учетом соблюдения преемственности между детским садом и начальной школой.
1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников средней группы
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну).
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга.
Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее следование таким правилам часто бывает неустойчивым — дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днём рождения, элементы группового жаргона и т. п.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Дети 4—5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Они овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др., постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.
В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15—20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40—50 мин. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз, всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.
Развивается моторика дошкольников. Так, в 4—5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола, руки на поясе; подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее трёх- четырёх раз подряд в удобном для ребёнка темпе); нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жёстким наконечником). Ребёнок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.
В возрасте от 4 до 5 лет способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4—5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Если ребёнку предложить план части групповой комнаты, то он поймёт, что на нём изображено. При этом возможна незначительная помощь взрослого, например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане).
К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15, изображённых на предъявляемых ему картинках.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью, однако уже отмечаются и ситуации чистого общения).
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. К 5 годам в большинстве своём дети начинают правильно произносить звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («У лысого голова босиком», «Смотри, какой ползун» (о червяке) и пр.) . В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные. Дети 5 лет умеют согласовывать слова в предложении и способны к элементарному обобщению, объединяя предметы в видовые категории, называют различия между предметами близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и кофта. Речь становится более связной и последовательной. С помощью воспитателя дети могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта.
Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4—5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребёнку 4—5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать не сформированных волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.
Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлечённо говорят о нём (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом). Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.
Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально - художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 5 годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Они могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски; начинают использовать цвет для украшения рисунка; могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путём вдавливания.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети осмысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции — располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз.
1.1.4. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры рабочей программы базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе воспитателя, и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС ДО. В рабочей программе, так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
1.1.5. Особенности проведения педагогической диагностики пункт ФГОС 3.2.3
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
См. Приложение №1 «Педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДОУ» Е. А. Петровой и Г.Г. Козловой
2. Содержательный раздел
Обязательная часть
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)
См. Приложение №2 « Календарный план воспитательно-образовательной работы».
2.2. Использование инновационных психолого-педагогических технологий
В группе используются следующие педагогические технологии:
- Личностно- ориентированные: Учет индивидуально-личностных особенностей развития ребенка;
- Игровые технологии: В.Воскобовича, Н. Никитина, Кьюзенера, Дьенеша;
- ИКТ: Мультимедиа технологии, использование компьютера в создании авторских игр, при создании наглядного и раздаточного материала;
- Проектная деятельность: Образовательные проекты.
2.3. Использование парциальных программ
Парциальная программа «Дорогою добра» разработана на основе книги по социально-коммуникативному развитию Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова.
Основные пути социально-коммуникативного развития – социализация как процесс приобщения к социальной культуре, социальной адаптации индивида в обществе, индивидуализация как процесс приспособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самостоятельности индивида, и его культуротворчество.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур.
Цель социального воспитания – формирование социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям; бережного – к достояниям культуры; как результата человеческого труда, уважительного – к истории семьи, детского сада, страны; толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям).
Результативные аспекты социального воспитания в культурологической парадигме представлены теми изменениями, которые обнаруживаются в когнитивной, эмоционально-ценностной, поведенческой сферах социально-коммуникативного развития по мере приобщения ребенка к социокультурным ценностям.
Цель программы: своевременное, соответствующее возрасту, половым и этническим особенностям детей социально-коммуникативное развитие дошкольников средней группы.
Реализация поставленной цели осуществляется в процессе социального воспитания посредством решения разных групп задач
Задачи раздела «Человек среди людей»:
1. Познавательные сведения:
- сообщать элементарные сведения, формировать первоначальные представления, уточнять, дополнять, систематизировать, дифференцировать знания о:
- себе (чувства, поступки, поведение, фамилия, адрес, номер телефона, собственная половая принадлежность, различных эмоциональных состояниях)
- членах семьи, различающихся по половым и возрастным признакам; о доминирующих интересах родственников разного пола
- внешних проявлениях мужчин и женщин, об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми.
- назначении, помещениях, деятельности взрослых в детском саду; проявлении заботы взрослых и детей друг о друге;
- отдельных средствах цивилизации ( транспорт, связь)
2. Развитие чувств и эмоций:
- способствовать проявлению интереса к сверстникам своего и противоположного пола;
- стимулировать проявление сопереживания, сочувствия во взаимоотношениях с детьми своего и противоположного пола;
- способствовать проявлению познавательного интереса к различным аспектам жизни взрослого;
- воспитывать чувство восхищения достижениями взрослого, воспитывать уважение к взрослым разного пола, бережное отношение к процессу и результату их труда;
- воспитывать чувства родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи;
- способствовать проявлению познавательного интереса к истории семьи, ее родословной;
- формировать общественно-значимые мотивы поведения в семье;
- воспитывать толерантное отношение к членам семьи, уважение к увлечениям, интересам каждого.
3. Формирование поведения
В зависимости от возраста, пола и уровня развития детей обучать способам, развивать умения и формировать навыки:
- социальной перцепции, предвосхищения возможностей развития ситуации взаимодействия с другими людьми;
- восприятие детьми друг друга как представителей разного пола;
- проявлять доброжелательные и бережные взаимоотношения между детьми разного пола;
- культуры межполового общения;
- проявление симпатии, заботы, доброжелательного отношения к детям своего и противоположного пола;
- произвольности управления своим поведением;
- проявление заботливого и доброжелательного отношения к взрослым разного пола;
- достойного поведения в отношении с людьми разного возраста и пола;
- культуры поведения в семье;
- проявление заботы, доброжелательного отношения в семье, к ближайшим родственникам.
Задачи раздела «Человек в истории».
1. Познавательные сведения.
В зависимости от возраста и уровня развития детей сообщать элементарные сведения, формировать первоначальные представления, уточнять, дополнять, систематизировать, дифференцировать знания о:
- родном городе, его названии, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, о его дне рождения, необходимости поддержания чистоты и порядка;
- о родной стране, ее названии, столице, государственных символах;
- правах человека и навыках безопасного поведения;
- развитии цивилизации человека (добывание и приготовление пищи, разнообразие видов труда)
2. Развитие чувств и эмоций.
- воспитывать интерес к истории цивилизации;
- воспитывать чувство восхищения достижениями человечества;
- воспитывать чувство признательности и любви к своей семье, детскому саду, родному городу, стране;
- стимулировать проявление заботы, уважения, привязанности к ближайшему окружению;
- способствовать проявлению симпатии, эмоциональной идентификации в отношении к любимым литературным героям.
3. Формирование поведения
Развивать умения и формировать навыки:
- восприятия человека, как социально значимого существа, его состояний, настроений, переживаний;
- выполнение обязанностей по дому, поручений в детском саду;
- поведения в совместной деятельности с другими детьми в общественных местах
- поддержания порядка, чистоты, уюта в доме, группе детского сада, микрорайона, города;
- проявления уважительного отношения к историческим личностям, памятникам истории.
Задачи раздела «Человек в культуре»
Формировать первоначальные представления:
- об отдельных постройках подворья, о назначении избы, ее убранстве;
- об основных видах традиционного труда, орудиях труда и трудовых действиях с ними;
- об отдельных атрибутах русской традиционной одежды;
- о русских народных праздниках, играх, устном народном творчестве.
См. Приложение №3 Парциальная программа «Дорогою добра» по социально-коммуникативному развитию
в средней группе №8 на 2018-2019 учебный год.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогов с родителями имеет свои особенности.
Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребенок переходит на новую ступень личностного развития — у него возникает потребность в познавательном общении с взрослыми, он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («когда я был маленьким...») и настоящего. Основные «источники информации» о своем прошлом для ребенка — его родители, близкие.
В своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год, и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, на то, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.
Основные приоритеты совместного с родителями развития ребенка:
- развитие детской любознательности;
- развитие связной речи;
- развитие самостоятельной игровой деятельности детей;
- установление устойчивых контактов ребенка со сверстниками и развитие дружеских взаимоотношений;
- воспитание уверенности, инициативности дошкольников в детской деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умение оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.
3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.
6. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.
7. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.
См. Приложение №4 «Перспективный план работы с родителями в средней группе №8 на 2018-2019 уч.год»
3. Организационный раздел
3.1. Организация жизнедеятельности детей
3.1.1. Оздоровительный режим на холодный период
7.30-8.20 - Приём и осмотр детей. Игры. Индивидуальная работа воспитателя с детьми, дежурство.
8.20 – 8.30 - Утренняя гимнастика
8.30 – 8.50- Подготовка к завтраку, завтрак
8.50- 9.00- Самостоятельная деятельность. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности
9.00- 9.50- Непосредственно образовательная деятельность
9.50 – 10.00 - Второй завтрак.
10.00. –11.50- Подготовка к прогулке. Прогулка
11.50- 12.00- Возвращение с прогулки.
12.00- 12.40- Подготовка к обеду, обед.
12.40-15.00- Подготовка ко сну. Дневной сон.
15.00- 15.20 - Постепенный подъем детей. Гимнастика пробуждения. Воздушные и водные процедуры.
15.20-15.50 - Подготовка к полднику. Полдник.
15.40- 16.00- Непосредственно образовательная деятельность.
16.00-17.00- Игры, развлечения, труд. Свободная деятельность.
17.00-18.00 Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой.
- при проведении прогулок на территории детского сада соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену видов деятельности воспитанников;
- ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 3-4 ч;
- прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и вторую половину дня - перед уходом детей домой;
- во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения;
- подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ с учетом сезона;
- для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников во время игр, труда необходимо чередовать виды деятельности от подвижной к малоподвижной (в зависимости от плана проведения прогулки).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
3.1.2.Оздоровительный режим на теплый период
7.30-8.20 - Приём и осмотр детей. Игры. Индивидуальная работа воспитателя с детьми, дежурство.
8.25 – 8.30 - Утренняя гимнастика на прогулке
8.30 – 8.50- Подготовка к завтраку, завтрак
8.50- 9.40- Самостоятельная деятельность. Игры, развлечения.
9.40 – 10.00 - Второй завтрак.
10.00. –11.50- Подготовка к прогулке. Прогулка
11.50- 12.00- Возвращение с прогулки. Водные процедуры.
12.00- 12.35- Подготовка к обеду, обед.
12.35 -15.00- Подготовка ко сну. Дневной сон.
15.00- 15.20 - Постепенный подъем детей. Гимнастика пробуждения. Воздушные и водные процедуры.
15.20-15.40 – Индивидуальная работа с детьми. Свободная игровая деятельность.
15.40- 16.00- Подготовка к полднику. Полдник.
16.00-18.00 Подготовка к прогулке, прогулка. Игры, развлечения, труд. Свободная деятельность. Уход детей домой.
3.2. Психолого- педагогические условия реализации Программы пункт 3.2 ФГОС
Психолого-педагогическое обеспечение для успешной реализации Программы в МАДОУ обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. По результатам анкетирования 87% педагогов имеют личностно-ориентированный стиль взаимодействия. 95% родителей удовлетворены стилем взаимодействия педагогов с детьми.
2) в образовательной деятельности используются формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям. В детском саду педагоги обращают достаточное внимание на индивидуальный подход к детям, стараются мотивировать все виды деятельности детей. Педагоги имеют знания в области дифференцированного обучения, при необходимости применяют эти знания в практической деятельности.
3) образовательная деятельность построена на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Образовательный процесс в ДОУ включает как совместную, так и самостоятельную деятельность детей по интересам. Самостоятельной деятельности отводится 3-4 часа в день.
4) Осуществляется поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
5) Взрослые поддерживают инициативу и самостоятельность детей в специфических для них видах деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, музыкальной, коммуникативной, а также при восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании.
6) Дети свободны в выборе материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
7) Детям обеспечивается защита от всех форм физического и психического насилия.
8) Осуществляется поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Взаимодействие с семьями воспитанников является неотъемлемой частью образовательного процесса. В соответствии с ФЗ № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., «Семейным кодексом», договором с родителями педагогический коллектив МАДОУ уделяет большое внимание взаимодействию с семьями воспитанников, вовлекая родителей в единое образовательное пространство. В целях привлечения родителей к образовательному процессу и повышению авторитета детского сада разработана система интерактивного взаимодействия с родителями, в структуру которой входят:
1. Ознакомление родителей с содержанием образовательного процесса - информация о ДОУ на сайте; - открытые мероприятия с детьми для родителей, прогулок, игр; - тематические выставки (детские работы, совместное творчество детей и родителей); - портфолио группы
2. Психолого - педагогическое просвещение родителей - организация библиотечки для родителей; - тематические консультации, семинары; - общее и групповые родительские собрания; - традиционные средства наглядной педагогической информации
3. Вовлечение родителей в совместную с - проектная деятельность; - участие в экскурсиях, праздниках; - помощь родителей в создании развивающей предметно- 3 детьми и педагогами деятельность пространственной среды в группах и на участках (помощь в приобретении игрушек, развивающих игр, технических средств обучения, в оформлении групп, в благоустройстве территории МБДОУ); - проведение родителями бесед и мастер-классов на разные темы (о профессиях, об охране здоровья, об увлечениях); - участие в работе родительского комитета; - совместные мероприятия с детьми; - участие в конкурсах; - участие в акциях
4. Помощь отдельным семьям в воспитании - посещение семей; - педагогические ситуации; - анкетирование
5. Участие родителей в работе органов самоуправления МБДОУ - организация взаимодействия с родительским комитетом групп Реализация этой системы способствует активному включению родителей в единый воспитательный процесс.
3.3. Физкультурно-оздоровительная работа
3.3.1. План оздоровительных мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Группа | Периодичность | Ответственный |
I.Отслеживание динамики | ||||
1. | Ведение индивидуальных маршрутов здоровья воспитанников | Все | Постоянно | воспитатели групп |
2. | Диспансеризация | Средняя, старшая, подготовительная | 1 раз в год | Специалисты детской поликлиники, |
3. | Антропометрические измерения | Все | 3 раза в год | Педагоги/ медсестра |
II. Двигательная деятельность | ||||
1. | Утренняя гимнастика / ритмическая гимнастика | Все группы | Ежедневно | воспитатели групп / музыкальный руководитель |
2 | Физическая культура в зале -на воздухе | Все группы группы старшего дошк. Возраста | 2 раза в неделю 1 раз в неделю | воспитатели групп. |
3. | Подвижные игры и упражнения на улице | Все группы | Ежедневно | воспитатели групп |
4. | Гимнастика пробуждения | Все группы | Ежедневно | Воспитатели групп |
5. | Физические упражнения | Все группы | 2 раза в неделю | Воспитатели групп |
6. | Спортивные игры | Старшая, подготовительные группы | 2 раза в неделю | Воспитатели групп |
7. | Оздоровительный бег | Старшая, подготовительные группы | Ежедневно | Воспитатели групп |
8. | Физкультурные досуги | Все группы | 1 раз в месяц | Воспитатели групп |
9. | Физкультурные праздники | Все группы | 2 раза в год | музыкальный руководитель, воспитатели групп, |
10. | Неделя здоровья | Все группы | 1 раз в квартал | Все педагоги |
III. Профилактические мероприятия | ||||
1. | Система закаливающих мероприятий | Все группы | Ежедневно | педагоги |
2. | Витаминотерапия | Все группы | Ежедневно | медсестра |
3. | Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, утренние фильтры, работа с родителями) | Все группы | В неблагоприятные периоды (осень-весна) возникновения инфекции | медсестра |
4. | Организация и контроль питания детей | Все группы | Ежедневно | медсестра |
IV. Формы оздоровления | ||||
1. | Обширное умывание прохладной водой | Все группы | Ежедневно после сна | Воспитатели групп |
2. | Воздушные ванны | Все группы | Ежедневно | Воспитатели групп |
4. | Облегченная одежда детей | Все группы | В течение дня | Воспитатели групп |
5. | Гимнастика для глаз | Все группы | Ежедневно | Воспитатели групп, специалисты |
6. | Пальчиковая гимнастика | Все группы | Ежедневно | Воспитатели групп, специалисты. |
7. | Дыхательная гимнастика | Все группы | Ежедневно | Воспитатели групп, специалисты |
8. | Динамические паузы | Все группы | Ежедневно | Воспитатели групп, специалисты |
9. | Релаксация | Все группы | 2-3 раза в неделю | Воспитатели групп |
10. | Музотерапия | Все группы | Ежедневно | Воспитатели групп, специалисты |
11. | Привитие культурно гигиенических навыков | Все группы | Ежедневно | Воспитатели групп |
V. Организация вторых завтраков | ||||
1. | Соки натуральные, фрукты | Все группы | Ежедневно 10.00 | Воспитатели групп, младшие воспитатели |
3.3.2. Режим двигательной активности
Объем недельной двигательной активности воспитанников в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности для детей дошкольного возраста.
Режимные моменты | Группа раннего возраста | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Подвижные игры во время утреннего приема детей | Ежедневно 3-5 мин | Ежедневно 5-7 мин | Ежедневно 7-10 мин | Ежедневно 10-12 мин |
25 мин | 35 мин | 50 мин | 50 мин | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно 3-5 мин | Ежедневно 7-10 мин | Ежедневно 10 мин | Ежедневно 10мин |
25 мин | 50 мин | 50 мин | 50 мин | |
Физкультминутки в середине непосредственно образовательной деятельности статического характера | 2-3 мин | 2-3 мин | 2-3 мин | 2-3 мин |
18 мин | 20 мин | 30 мин | 35 мин | |
Музыкально-ритмические движения | На музыкальных занятиях 8-10 мин | На музыкальных занятиях 10-12 мин | На музыкальных занятиях 12-15 мин | На музыкальных занятиях 12-15 мин |
16 мин | 20мин | 30 мин | 30 мин | |
Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию | 3 раза в неделю 15 мин | 3 раза в неделю 20 мин | 3 раза в неделю 25 мин | 3 раза в неделю 30 мин |
45 мин | 1 час | 1 час 15 мин | 1час 30мин | |
Подвижные игры, элементы спортивных игр на дневной и вечерней прогулке | Ежедневно не менее четырех игр по 7-8 мин | Ежедневно не менее четырех игр по 8-10 мин | Ежедневно не менее четырех игр по 10-12 мин | Ежедневно не менее четырех игр по 12-15 мин |
2 часа 40 мин | 2 часа 40 мин | 4 часа | 4 часа | |
Гимнастика после сна. | 5 мин | 6 мин | 7 мин | 8 мин |
25мин | 30мин | 35 мин | 40 мин | |
Всего в неделю | 5 часов 14 мин | 6 часов 15 мин | 8часов 30 мин | 8 часов 55 мин |
Спортивные досуги | 2 раза в год 15-20 мин | 2 раза в год 20 мин | 2 раза в год 25 мин | 2 раза в год 30 мин |
Самостоятельная двигательная деятельность детей | Ежедневно по потребности детей |
3.4. Проектирование образовательного процесса
3.4.1. Объем учебной нагрузки в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1. 3049-13 №26 от 15.05.2013г.
В структуре рабочей программы выделяется обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений: - обязательная часть составляет 60% от общего нормативного времени, отводимого на образовательную деятельность по освоению образовательных областей.
- часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет 40%. Данная часть включает индивидуальные игры с детьми, беседы, разговоры по интересам, досуги, подвижные и театрализованные игры, наблюдения за природой, опытв, эксперименты, самостоятельная двигательная деятельность, праздники, трудовые поручения и т.д.
Учебный план средней группы
1 | ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 60% | В НЕДЕЛЮ | В ГОД | ||||
1.1 | Федеральный компонент | ||||||
Образовательная область | Виды организованной образовательной деятельности | количество | время | количество | |||
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | 3 | 1 час | 108 | ||||
1.1.1 | Физическое развитие | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура. | |||||
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | 1 | 20мин. | 36 | ||||
1.1.2 | Познавательное развитие | Формирование элементарных математических представлений. | |||||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | 2 | 40 мин. | 72 | ||||
1.1.3 | Речевое развитие | Развитие речи. Грамматический строй речи. Формирование словаря. Звуковая культура речи. Связная речь. | |||||
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | 4 | 1час 20 мин | 144 | ||||
1.1.4 | Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация) Музыка | |||||
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | 1 | 20 мин. | 36 | ||||
1.1.5 | Социально-коммуникативное развитие | Развитие социального и эмоционального интеллекта, развитие общения, нравственное воспитание, патриотическое воспитание, развитие игровой деятельности, трудовое воспитание, формирование основ безопасности | |||||
ИТОГО: | 11 | 3часа 40 мин | 396 | ||||
2. | ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 40% | --- | --- | ---- | |||
ВСЕГО: | 11 | 3часа 40 мин | 396 |
3.4.2. Циклограмма организованной образовательной деятельности
Время | Деятельность педагога | ||
7.00-8.30 | Осмотр площадки. Проветривание. Прием детей. Индивидуальная работа воспитателя. Беседа по темам недели. Трудовая деятельность в уголке природы и группе. Игры на развитие сплочённости и навыков сотрудничества. Слушание музыкальных произведений. Заучивание пальчиковых гимнастик, стихов, поговорок, чистоговорок. Разгадывание загадок. | ||
8.30-8.50 | Подготовка к завтраку (культурно-гиг.навыки, дежурство по столовой), завтрак. | ||
8.50-9.00 | Организация подготовки к образовательной деятельности ( Подбор демонстрационного, дидактического, раздаточного материала) | ||
9.00-9.50 | Непосредственно образовательная деятельность. Образовательные ситуации, организация гимнастики, игровой деятельности во время перерывов. | ||
9.50-10.00 | Второй завтрак | ||
10.00-11.50 | Подготовка к прогулке. Прогулка. Познавательно-исследовательская деятельность (рассматривание объектов живой и неживой природы, наблюдение за погодой, наблюдение за трудом взрослых, наблюдение за природными явлениями, экспериментальная), Подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, Развивающие игры, Спортивные игры (по темам недели). Трудовая деятельность. Общение детей по интересам. | ||
11.50-12.00 | Возвращение с прогулки. Закрепление навыков самообслуживания. Чтение художественной литературы. | ||
12.00-12.40 | Организация подготовки к обеду (дежурство, проведение обеда, гигиенических и закаливающих процедур). | ||
12.40-15.00 | Проведение релаксирующей гимнастики перед сном, подготовка ко сну, сон. Работа с методической литературой, консультации у специалистов, обновление развивающей среды в группе, подготовка дидактического материала к занятиям, написание статей, разработка индивидуальных и коллективных проектов. | ||
15.00-15.20 | Проведение гимнастики пробуждения, воздушных и водных процедур, организация постепенного подъема. | ||
15.20-15.50 | Непосредственно образовательная деятельность. Образовательные ситуации, организация гимнастики. | ||
15.50-16.30 | Организация подготовки к полднику (дежурство, проведение полдника). | ||
16.30-18.30 | Организация игровой деятельности, театрализованной деятельности, кружковой и самостоятельной деятельности, общения, знакомства с художественной литературой, индивидуальной работы. Организация подготовки к прогулке (закрепление навыков самообслуживания, прогулка, организация игровой деятельности, проведение индивидуальной работы с детьми, консультации с родителями, подготовка к работе на следующий день, мытье уличных игрушек). |
РАСПИСАНИЕ ООД на 2018-2019 уч. год.
Средняя группа №8.
Дни недели | Время проведения ОД |
Понедельник | 1. 9.00 – 9.20- Речевое развитие 2. 10.00- 10.20- Худ.-эстет. развитие (лепка/ аппликац) 3.10:45 – 11.15 - Физическое развитие (на прогулке) |
Вторник | 1. 9.00-9.20- Физическое развитие 2. 9.30 – 9.50- Познавательное развитие (ФЭМП) |
Среда | 1. 9.00-9.20 -Худ.-эстет. развитие (рисование) 2. 11.45 – 12.05 - Худ.-эстет. развитие (Музыка) |
Четверг | 1. 9.00-9.20- Речевое развитие 2. 9.30 – 9.50- Физическое развитие |
Пятница | 1. 9.00-9.20- Худ.-эстет. развитие (Музыка) 2. 9:30-9.50- Социально-коммуникативное развитие |
3.5. Модель организации образовательного процесса
Модель организации образовательного процесса в средней группе
№ п/п | Направление развития ребенка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
1. | Физическое развитие | -прием детей на воздухе в теплое время года - утренняя гимнастика - гигиенические процедуры - закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) -физминутки на занятиях -физкультурные занятия -прогулка в двигательной активности | - гимнастика после сна - закаливание - физкультурные досуги, игры и развлечения - самостоятельная двигательная активность - прогулка (инд. работа по развитию движений) |
2; 3. | Познавательное, речевое развитие | - занятия - дидактические игры - наблюдения - беседы - экскурсии - исследовательская работа, опыты, экспериментирование | - занятия - игры - досуги - индивидуальная работа |
4. | Социально – коммуникативное развитие | - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы - оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы - этика быта, трудовые поручения - формирование навыков культуры общения - театрализованные игры - сюжетно – ролевые игры | - индивидуальная работа - эстетика быта - трудовые поручения - игры с ряженьем - работа в книжном уголке - общение младших и старших детей - сюжетно – ролевые игры |
5. | Художественно – эстетическое развитие | - занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности - эстетика быта - экскурсии в природу | - музыкально – художественные досуги - занятия - индивидуальная работа |
3.6. Особенности организации, развивающей предметно- пространственной среды
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда — это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Все это необходимо учитывать при создании обстановки в учреждении и при формировании программ обучения и воспитания детей.
Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная предметно пространственная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая предметно-пространственная среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей предметно-пространственной среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного. Развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности.
Таким образом, под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В то же время определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории, прилегающей к группе, приспособленной для реализации Программы (прогулочные участки, учебное хозяйство), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Создавая развивающую среду группы, педагоги МАДОУ учитывают особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности, возможности и прочее. Среда конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Непременными условиями построения развивающей среды в МАДОУ являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка) возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада: развивающая предметно пространственная среда - содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, , ширм и т.д.; наличие в учреждении или группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда группы должна эти потребности удовлетворять. Развивающая предметно-пространственная среда Организации обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: реализацию образовательных программ; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. При планировании интерьера в своей группе мы придерживаемся нежесткого центрирования.
№ | Центры | Предназначение |
1. | Центр сенсорного развития | Влияние на развитие Эмоциональное развитие -канал для выражения чувств и собственных представлений о мире вокруг себя; -возможности эмоциональной разрядки; -чувство удовлетворения от создания собственного продукта; -радость от ощущения собственной успешности. Сенсомоторное развитие -развитие мелкой моторики; -развитие тактильного восприятия; -увеличение остроты зрительного восприятия; -развитие крупной моторики; -приобретение опыта координации зрения и руки. Социальное развитие -возможности сотрудничать с другими детьми и действовать по очереди; -воспитание уважения к чужим идеям; -обучение ответственности за сохранность материалов; -стимулирование детей к принятию совместных решений и к реализации совместных замыслов. Интеллектуальное развитие -знакомство с линией, цветом, формой, размером и текстурой; -приучение к последовательности и планированию; Художественно-эстетическое развитие -формирование художественного вкуса; -развитие художественных, музыкальных и иных способностей к искусству; -развитие творческого самовыражения; -формирование способности ценить культурное художественное наследие. |
2. | Художественная мастерская | Влияние на развитие Строительство по своей природе - это замысел, это опробование, это расчет, соотнесение, сравнение. В процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить свое творческое начало. Строительство - важнейшая деятельность для развития детей во многих отношениях, включая речь, социальные навыки, математическое и научное мышление и представления о социальном окружении. Развитие мелкой и крупной моторики Игры с конструктором развивают общую и тонкую моторику. Дети учатся действовать со строительным и элементам и разных размеров и веса, уравновешивать их. Кроме того, дети привыкают действовать в рамках заданного пространства. У них развивается точность движений, глазомер. В процессе схватывания, поднимания и взаимной подгонки элементов происходит выделение ведущей руки. Благодаря поиску тонкого равновесия совершенствуется зрительное восприятие. Развитие представлений о социальном окружении Играя с конструктором, дети расширяют свои знания путем схематического его отображения. Изучение самих элементов конструктора - хороший способ узнать совместно с другим и детьми о свойствах дерева, о том, как элементы делаются и почему важно стандартное измерение. Дети получают представление о важности взаимозависимости людей, о самих людях и их работе. |
3. | Центр художественного чтения. Библиотека | Влияние на развитие: развивать естественное стремление ребенка к постоянному речевому общению , способствуя развитию уверенной связной речи и обогащению словаря -чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий -развитию диалогической и связной речи -обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования -развитию звуковой культуры речи -развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литературных текстов в устном виде и в звукозаписи -развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной подготовке к школьному обучению |
4. | Игротека | Влияние на развитие развивают активную и пассивную речь; -помогают детям разобраться во взаимоотношениях людей и освоить модели поведения; -способствуют развитию всех пяти чувств; -увязывают между собой различные представления; -учат решению проблем; -стимулируют творческое начало, креативность; -развивают самооценку и самоуважение; -учат способам выражения эмоций и чувств; -развивают общую и тонкую моторику |
Центр науки и естествознания | Влияние на развитие: -развитие представлений о физических качествах предметов и явлений; -развитие тактильной чувствительности пальцев рук; -формирование элементарных математических представлений и форме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии; -развитие восприятия различных цветов, вкусов, запахов; -развитие речи и других коммуникативных навыков; -умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы; -обогащение эмоциональных переживаний ребенка; -обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия. | |
5. | Центр двигательной активности | Влияние на развитие: -обогащать сенсорный опыт детей, - развивать координацию движений, ловкость; - развивать общую и тонкую моторику; - развивать физические качества |
6. | Центр уединения | Влияние на развитие -умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы; -обогащение эмоциональных переживаний ребенка; |
7. | Центр познания | Влияние на развитие Развитие математических представлений и навыков счета -Развитие речи: пополнение словарного запаса, развитие связной и конечно диалогической речи, ведь в процессе своей работы дети задают вопросы и отвечают на них, пересказывают последовательность своих действий -Развитие социальных навыков: развиваются умения договариваться и решать различные возникающие проблемы -Общее интеллектуальное и личностное развитие: развитию памяти и внимания к важной работе, умению сосредоточиться, стремлению достичь нужного результата (целеустремленность), развитию креативности, умению соотносить задумку с результатом. - обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств. -способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета. -способствовать освоению детьми соответствующего словаря (название способа обследования и познаваемых свойств: ударил об пол — отскочил, упругий; понюхал — без запаха; погладил ладонью — шероховатый, холодный и т. п.), его активному использованию . -помогать выделять структуру геометрических фигур (угол, сторона, вершина), устанавливать связи между цветами спектра (например, смешение желтого и красного цветов дают оранжевый), подбирать мерки для измерения соответствующих величин (протяженность — условной мерой длины, глубину — палочкой, шестом с отметкой уровня, объем — условной мерой, имеющей объем и т.п.) поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по чувственно- воспринимаемым признакам. |
Таким образом, я считаю, что в групповых центрах развития, предоставляющих детям возможность активно участвовать в деятельности, созданы условия для успешного осуществления как заранее спроектированных развивающих ситуаций, так и тех, которые могут возникнуть спонтанно. Для этого организована развивающая предметно - пространственная среда, в которой каждый детский центр развития «провоцирует» детей на участие в ситуациях, соответствующих теме.
3.7. Культурно-досуговая деятельность
См.приложение№5 «Музыкальные и Физкультурные праздники, досуги, развлечения»
3.8. Методическое обеспечение Программы
Список учебной литературы используемой в образовательном процессе
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
- «Примерная общеобразовательная ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева
- «Народные праздники в детском саду» методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 4-5 лет М.Б. Зацепина, Антонова Т.В.
- «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина
- «Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая
- ФГОС «Оздоровительная гимнастика» Для детей 3-7 лет авт. Л.И. Пензулаева
- ФГОС «Физическая культура в детском саду» средняя группа авт. Л.И. Пензулаева
- «Развитие игровой деятельности» средняя группа авт. Н.Ф. Губанова
- «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» авт. Т.Ф. Саулина
- «Этические беседы с дошкольниками» авт.В.И.Петрова, Т.Д.Стульник
- Комплексные занятия в средней группе по программе «от рождения до школы»
- «Детям о космосе и Юрии Гагарине первом космонавте». Беседы, досуги, рассказы / Авт. Сост. Т.А. Шорыгина
- «Игры и занятия по социально - коммуникативному развитию дошкольников» Т.И. Петрова, Е.С. Петрова
- Методика экологического воспитания в детском саду. Авт. С.И.Николаева \
- «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа авт. О.В. Дыбина
- «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова
- «Математика для детей 4-5 лет в детском саду» авт. Е.В. Колесникова
- ФГОС «Развитие речи в детском саду» средняя группа авт. В.В. Гербова
- ФГОС «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа авт. Т.С. Комарова
- «Изобразительная деятельность в детском саду» Средняя группа. И.АЛыкова
- «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» О.С. Ушакова
- «Конспекты интегрированных занятий в средней группе» А.В. Аджи
- «Программная разработка образовательных областей в средней группе» Н.А. Карпухина
- «Я, Ты, Мы – социально – эмоциональное развитие детей от 3-6 лет» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина
- «Трудовое воспитание в детском саду 3-7 лет» Л.В. Куцакова
- «Художественный труд в детском саду» средняя группа И.А. Лыкова
- «Лепка с детьми 4-5 лет» Д.Н. Колдина
- «Аппликация с детьми 4-5 лет» Д.Н. Колдина
- «Рисование с детьми 4-5 лет» Д.Н. Колдина
- «Беседы о хлебе» Т.А. Шорыгина
- «Грибы – какие они?» Т.А. Шорыгина
- «Беседы о цветах и комнатных растениях» Т.А. Шорыгина
- «Профессии- какие они?» Т.А. Шорыгина
- «Трудовые сказки» беседы с детьми о труде и профессиях. Т.А. Шорыгина
- «Наша Родина Россия» Т.А. Шорыгина
- «Дом – какой он?» К.П. Нефедова
- «Посуда и столовые принадлежности» К.П. Нефедова
- Парциальная программа «Дорогою добра» разработана на основе книги по социально-коммуникативному развитию Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...