Презентация коуч-сессия № 1 "Понятие рефлексия"
презентация на тему
МАтериал первой коуч-сессии годового проекта "Коуч-технологии в работе с педагогами". Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей, улучшение взаимоотношений в коллективе посредсвом коуч-сессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рефлексия. | 437.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое рефлексия
Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира : знаний и эмоций , целей и мотивов , поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих. Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами. Она не имеет отношения к врожденным реакциям и требует от человека владения определенными навыками самопознания и самооценки .
Рефлексия включает в себя также способность к самокритике , так как осмысление причин своих поступков и мыслей может привести к не самым приятным выводам. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.
Несомненно , приятно, обдумав свои поступки, воскликнуть: «Какой я молодец!» Но часто рефлексивный процесс приносит нам далеко не положительные эмоции: разочарование, чувство собственной неполноценности , стыд , угрызения совести и т. д. Поэтому нередко человек сознательно избегает рефлексии, стараясь не заглядывать к себе в душу, опасаясь того, что сможет там увидеть.
Чтобы яснее понять значение слова, нужно взглянуть на корни понятия. Слово "рефлексия" переводится как "возврат". Авторы по-разному определяют рефлексию, но мы остановимся на одном, более четком и конкретном определении. Рефлексия способность человеческого мышления к критическому самоанализу.
Педагогическая рефлексия — это определенный способ мышления, направленный на осознание компонентов педагогического процесса. С помощью этого метода самопознания педагог осмысливает не только детские проблемы, но и свои мысли, и свои средства мышления. Выбор средства осмысления жизни - это высочайший уровень владения рефлексией.
Формула развития мастерства
Рефлексия педагога направлена на 3 важнейшие аспекта: Анализ собственной работы. Оценка деятельности воспитанников. Оценка вовлеченности детей в познавательный процесс. Трудность педагогической деятельности в том, что мышление педагога постоянно должно находиться в двух измерениях. Воспитатель в первую очередь - организатор воспитательно-образовательного процесса, но одновременно он должен смотреть на себя и со стороны детей.
Рефлексия педагогического опыта развивает молодого специалиста. Именно на основе переосмысления своей практики педагог может планировать свои новые интересные проекты и мотивировать себя на полную самоотдачу процессу воспитания и обучения.
Только благодаря рефлексивной мыслительной активности педагог способен воспринять личность ребенка и построить с ним конструктивный диалог. Одной из технологий педагогической рефлексии является рефлексивный круг — когда подведены итоги проведенного мероприятия, участники взаимодействия садятся в круг и свободно рассказывают об открытиях, которые они для себя сделали, о новых знаниях и своих выводах.
Важно!!! Педагогическая рефлексия — это также способность признавать свои ошибки . Поскольку человек, уверенный в том, что он всего достиг и все знает, останавливается в развитии и не может уже обучать других. Если педагог хочет стать мастером своего дела, ему придется уделять много времени рассмотрению своих ошибок и поиску новых способов взаимодействия с детьми.
Социальная рефлексия – особая форма, которая выражается в том, что человек понимает, как к нему относятся окружающие. Он не только осознает характер их оценок, но и способен корректировать свое поведение в соответствии с ними. Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий. Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Социально-перцептивная рефлексия Сущность этого вида рефлексии заключается в переосмыслении, перепроверке педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались о воспитанниках в процессе общения с ними.
Эффективность социально-перцептивной рефлексии в значительной степени зависит от уровня развития у педагога эмпатии , определяющей эмоциональный фон познания воспитанников. Эмпатия проявляется в форме сопереживания и сочувствия к воспитанникам, причем ее неразвитость у педагога может привести к снижению рефлексивной деятельности педагога и к последующим нарушениям в отношениях с детьми.
Упражнение «Мое педагогическое кредо» Задание 1: сформулировать педагогическое кредо и представить его в виде девиза, образа, символа, эмблемы, четверостишия, схемы, пословицы, пантомима и т.д.
Проективное рисование «Я педагог» Задание 2: на альбомных листах изобразить себя в профессии. Задание 3. Упражнение «Хорошо-плохо » Домашнее задание. Подготовить красочную эмблему « Я - педагог»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Рефлексия в ДОУ
Рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.Педагогическая рефлексия– способность взрослого анализировать свою воспи...
Коуч - сессии из журнала "Старший воспитатель"
Автор: Л.В. Мухина, старший воспитатель детского сада № 11 СП ГБОУ СОШ № 10«Образовательный центр ЛИК» городского округа Отрадный Самарской области, участник IIIВсероссийского конкурса &la...
Выступление на городском методическом объединении с презентацией опыта работы «Интеллект-карта, как инструмент планирования и рефлексии деятельности в рамках детского проекта».
laquo;Интеллект-карта, как инструмент планирования и рефлексии деятельности в рамках детского проекта»...
Коуч-сессия клуба «ЗВЕЗДОЧКИ», октябрь 2023г.
КОУЧ-СЕССИЯ КЛУБА «ЗВЕЗДОЧКИ»12.10.2023 г. заседание клуба «Звездочки» прошло в нетрадиционном формате. Коуч-сессия была посвящена анализу работы с детьми, дальнейшим направлен...
Коуч-сессия для педагогов ДОУ «Мудры как источник здоровья педагога»
Всем нам известно, что здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного п...
Коуч-сессия для педагогов ДОУ «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных результатов) в одном или нескольких ви...
Семинар с элементами коуч-сессии для педагогов ДОУ «Интерактивные формы работы с детьми и родителями по теме «Безопасность»
Цель: познакомить педагогов ДОУ с интерактивными формами работы с детьми и родителями по теме «Безопасность»Задачи:- познакомить с понятиями «интерактивность» и «интеракт...