Дидактические игры в ребусах «Водоемы, мосты, острова Санкт-Петербурга»
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Береснева Галина Алексеевна

В статье представлен опыт работы по развитию познавательной активности ребенка, обогащению словаря, ознакомлению с историей родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_rebusah.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в ребусах «Водоемы, мосты, острова Санкт-Петербурга»

Галина Береснева 

Дидактические игры в ребусах «Водоемы, мосты, острова Санкт-Петербурга»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РЕБУСАХ. «ВОДОЁМЫ, МОСТЫ, ОСТРОВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА».

Твердят:

«Вначале было СЛОВО»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви –

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка.

Все начинается с любви…

Р. Рождественский.

В. В. Волина «Учимся играя»,стр. 3 «Новая школа» Москва, 1994 год

Цели игры

1. Закрепление знаний о водоемах, островах, мостах Санкт-Петербурга.

2. Развитие логического мышления, анализ и синтез слова, развитие фонематического слуха.

3. Активизация и обогащение словаря детей.

4. Воспитание любви к родному городу, желание беречь его, содержать в чистоте.

Содержание пособия направлено на развитие познавательной активности ребенка, обогащению словаря, ознакомлению с историей родного города. Над каждым ребусом надо посидеть, разобраться в каждом рисунке, слове, а затем соединить вместе его части, так как ребус – это говорящая картинка, загадка. Во время разбора возникают разные вопросы, дети находят ответы самостоятельно или с помощью взрослого. Как читать ребус все уже знают.

Вариант №1

Взрослый показывает большие карточки с названием (острова, водоемы, мосты, вместе разгадывают. Затем все вместе разгадывают карточки с названиями мостов, рек, островов и кладут на нужную большую карточку.

Вариант №2

Большие карточки с названиями лежат на столе. Маленькие карточки с названиями рек, водоемов, мостов разложить в разных местах групповой комнаты. Шагая по группе сосчитать до 10-ти и остановиться, взять рядом лежащую карточку, разгадать ребус и положить ее на нужную большую. И так, пока не закончатся карточки.

Каждую минуту на свет появляется «новое чудо», которое надо любить, воспитывать, обучать. И делать это, конечно, с большим желанием, вдохновением.

«Все мы дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира».

Л. М. Потапова. «Детям о природе. Экология в играх», стр. 4.

Наряду с разнообразными формами работы: наблюдениями, экскурсиями, опытами, экспериментированием, инсценировками, литературными материалами по темам, играми, использую ребусы.

Что такое ребус?

Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

Толковый словарь русского языка, стр. 694. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Москва «АЗЪ»1993г.

История ребусов

Впервые ребусы как загадки в рисунке появились в ХV веке во Франции. Так называли юмористические выступления комедиантов на карнавале на злобу дня. Спустя некоторое время французы стали называть ребусом каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы.

Само слово «ребус» имеет логическое происхождение. Французы умышленно сократили латинскую пословицу «Не словами, а при помощи вещей» и оставили из нее только последнее слово – rebus. Таким образом ребус происходит от формы латинского слова, обозначающего вещь, во множественном числе.

В начале ХVI века ребусы проникли в Германию, Англию, Италию. В Россию ребусы попали лишь к середине ХIХ века и появились на страницах популярного журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале «Нива». В 1881году в России стал издаваться журнал «Ребус».

Много лет работаю в коррекционном детском саду. Дети-логопаты требуют особого внимания, так как у них нарушена слоговая структура речи, фонематический слух, нет многих звуков. Пришла к выводу, что ребусы помогают в профилактике дисграфии, развивают логическое мышление, обогащают словарь детей. Сначала знакомлю детей с созданием ребуса (из чего он состоит, что это такое). Разгадываем ребусы на разные темы. Сначала брала уже известные ребусы, но их оказалось мало и стала придумывать сама, акцентируя внимание на то, что эта работа над словом, хотя и очень сложная для детей с нарушением фонематического слуха, но цветные, яркие ребусы, где гласные буквы красного цвета, мягкие согласные зеленого, твердые - синего, помогают анализу и синтезу.

Когда у детей стал появляться интерес к разгадыванию ребусов, предложила им самим создавать свои. Конечно, не все дети могут это сделать, но все же пытаются, помогаю им. А есть дети, которые придумали игры. Некоторые представляю вам: «Что лишнее?», «Чем отличается?». И это очень радует. Работаем не зря.

Литература

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Москва. Просвещение. 2002.

Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. Москва. LIWKA – PRESS/

1998/

Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет

Ярославль. Академия «К». Академия ХОЛДИНГ. 2000.

Смирнова В. В. Балуева Н. И., Парфенова Г. М. Тропинка в природу. Санкт-Петербург. Издательство «Союз». Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 2005

Волина В. В. Учимся играя. «Новая школа» Москва 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра с использованием ИКТ "Собери картинку Санкт -Петербург"

Для воспитателей старших групп, для воспитание патриотизма...

Дидактические игры по ознакомлению детей с городом Санкт-Петербург

Дидактические игры которые помогут воспитателю при ознакомлении страших дошкольников с культурой Санкт-Петербурга...

«Реки, мосты, острова Санкт-Петербурга»

«Реки, мосты, острова Санкт-Петербурга»...

Методическая разработка: Физкультурный досуг «Приключения на островах Санкт –Петербурга» в рамках проекта «Мой любимый город Санкт -Петербург»

В дошкольном возрасте важно прививать знания о городе, воспитывать гордость за город, в котором ты живешь.Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствован...

Методическая разработка по Истории и культуре Санкт-Петербурга «Дидактические игры с детьми по ознакомлению с Санкт-Петербургом».

В данной разработке даны игры с описаниями, правилами, вариантами проведения, что даст возможность педагогам творчески подойти к работе c детьми, продумывая свой материал, создавая новые варианты игр ...