Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников
методическая разработка на тему

Кочерженко Людмила Александровна

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников

Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольниковПобудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить
одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.
К.Д. Ушинский
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. 
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
В каждом методе выделяют внешнюю (система способов действия детей и воспитателя) и внутреннюю сторону (психические познавательные процессы, который лежат в тех или иных способах действия).
Выделяют следующие группы методов:
- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)
- словесные ( беседа, рассказ, чтение х/л , объяснение, указание, педагогичес-
кая оценка, вопрос и т.д.)
- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.)
- собственно-практические ( обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)
- игровые ( дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).
Все группы методов используются на протяжении всего дошкольного возраста с учетом преобладающей формы мышления и характере деятельности детей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у детей экологические ценностные ориентации, интересы и потребности.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность. Игровая деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.
При этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.
Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении.
Можно сделать вывод, что работа по экологическому воспитанию в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях:
- работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;
- работа с педагогами;
- работа с родителями;
- работа в социуме;
Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
Познавательная и речевая деятельность – важная составляющая экологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно сформировать экологическую картину мира ребёнка.
Воспитание чувства ответственности. Любить – значит, беречь. Помогают в этом уголки экологического воспитания и специальная экологическая комната .
Экологические зоны на участке ДОУ: труд в уголке поля; наш солнечный луг; июльское разнотравье ; огороды и цветники.
Обращение к теме природы в танцах, в музыкально-театрализованных постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Художественная и энциклопедическая литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.
Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях:
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы;
- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- зеленый патруль;
- лаборатория юного эколога;
- составление экологических карт;
- ведение «Панорамы добрых дел»;
- ведение фенологических календарей природы;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические музеи;
- день (неделя) экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);
- экологические сказки;
- экологические тренинги; и т.д.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей.
Основные задачи педагога - вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Источники:
1.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г., 336 с.
3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика — Синтез, 1999. - 224с.
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. - 2005.- № 17.- С.11-15.

Экологическое образование в детском саду. Тема: В заколдованном лесу.

Занятия по Экологии

Разместил(а): Ольга Дунина   

25.02.2014 20:43

Экологическое образование в детском саду. Тема: В заколдованном лесу.Тема: В заколдованном лесу.
Возраст:4-5 лет
Цель: закрепить представления детей о зимних приметах.
Задачи: Учить детей выразительно читать стихи. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой при распределении ролей, помочь, если не получится. Совершенствовать умение решать познавательные задачи. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: магнитофонная запись звуков леса, декорации заколдованного леса, конверт с картинками, изображающими приметы зимы, три цветных конверта с заданиями.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.
Место проведения: групповая комната 
Ход занятия:
Дети играют в групповой комнате. Вдруг в комнату влетает Леший и начинает выяснять, почему дети никогда не приглашают его в гости.
Леший: Ах вы, нехорошие детки! Не хотите со мной играть, не хотите пригласить в гости! Я знаю, что вы и лисичку, и мишку, и Буратино в гости приглашали, а про меня забыли!? Почему это вы не хотите со мной дружить?
Дети: Потому что ты страшный, грубый, невежливый.
Леший: Ага, значит, вы меня не любите? Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги… нет, нет, лучше отправлю- ка я вас всех  в заколдованный лес. И вы никогда от туда не выберетесь.
Звучат заранее записанные на магнитофонную ленту звуки леса, выключается свет, дети приседают на корточки, а Леший бегает вокруг них и шепчет заклинание. В это время воспитатель расставляет декорации: пень, два дерева, куст. Леший убегает в другую комнату. Дети открывают глаза, когда все стихает. Они оказались в заколдованном лесу.
Воспитатель: ребята, посмотрите, а ведь он нас действительно в заколдованный лес отправил. Какой странный лес. Как же нам найти дорогу домой???  Давайте подумаем, кто нам может помочь, кто живет в лесу и охраняет его???
Дети: Лесовичок живет в лесу. Надо позвать Лесовичка.!
Воспитатель: правильно, он нам должен помочь. Из-за пенька появляется игрушка Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я все слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес не простой, и тропинка ведущая из него, состоит из заданий. Если вы выполните все задания правильно, то выйдите из леса.
Воспитатель: Ну что ребята, постараемся??
Дети: Да.
Лесовичок: Хорошо, тогда вот вам первое задание. Нужно рассказать три стихотворения о зиме, только выразительно.
Дети читают стихи о зиме.
1 ребенок

Ах ты, зимушка-зима,
Ты пришла с морозами,
Нам сугробы намела
Ледяными косами.

Пробежала босиком
По дорожкам весело,
Кружевами нам потом
Окна занавесила.

Любим мы зимой водить
Хоровод у ёлочки,
И снеговиков лепить,
И кататься с горочки,

Любим зимний холодок,
Но при всём при этом
Мы сидим и пьём чаёк,
Тот, что пахнет
летом.

2 ребенок

Всюду снег, в снегу дома -
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Дед Мороз, как маленький,
Пляшет у завалинки.
А я тоже могу
Так плясать на снегу.

3 ребенок

Намело,
Навьюжило.
Все деревья
В кружеве:
Снег на соснах,
На кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.

Воспитатель: Ну как, Лесовичок, понравились тебе наши стихи?

Лесовичок: Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы рассказывали стихи. С первым заданием вы справились. А вот и второе задание. У меня в конвертике много разных картинок. Вам надо отобрать те картинки, на которых изображены приметы зимы.

Воспитатель показывает картинку, дети называют то, что видят, и характеризуют: снегопад, белоснежный наряд деревьев, реки скованы льдом, медведь спит в берлоге, заяц в белой шубке и т.д.

Лесовичок. Молодцы ребята, с этим заданием вы справились. А вот следующее задание нужно отыскать самим. Для этого, всем нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и под деревом найти большую снежинку.

Дети выполняют задание и находят под большой снежинкой небольшой конверт. Воспитатель достает из конверта три конверта разного цвета.

Воспитатель: ребята, давайте поделим конверты с заданиями так, чтобы их выполнять сразу. Посчитайте, сколько нас и как нам разделиться.

Дети: нас 9, надо разделиться на три команды по три человека.

Воспитатель: Первая команда выполняет такое задание: В этом конверте три снежинки разной формы и с разным узором, все они разрезаны на пять частей. Нужно собрать каждую снежинку. Выполняйте.

Дети выбирают сначала части одного цвета и узора, затем из частей одного цвета собирают целое.

Воспитатель: второе задание – для второй тройки. Это игра «Танграм». Вам надо собрать из геометрических фигур по рисунку силуэты животных. Например:

силуэт зайца

Третья тройка будет выполнять задания дидактической игры «какой фигуры не хватает? Каждому из вас я дам карточку, разделенную на девять клеточек с каким - нибудь изображением, но одна клеточка пустая. Вам необходимо дорисовать недостающую фигуру.

Например: «Птенец»

дети дорисовывают круг – голову, треугольник – крыло.

Пока дети выполняют задания, Лесовичок внимательно наблюдает за ними. Когда ребята справились, он оценивает выполнение заданий и хвалит тех, кто сделал это быстрее и лучше других.

Лесовичок. Ой, ребята, мне кажется, что я вижу выход из этого леса. Но давайте вспомним, кто же вас сюда отправил.

Дети. Это Леший нас сюда отправил.

Лесовичок. Правильно, а почему??

Дети. Он на нас обиделся.

Лесовичок. Я предлагаю вам сделать ему что-нибудь приятное может он изменит свое отношение к вам. А может быть и сам изменится!? А заодно и с последним заданием справимся.

Дети. Мы согласны с тобой, Лесовичок, а что же нам такое сделать?

Лесовичок. Давайте все вместе сделаем одну работу и назовем её «Зимний пейзаж» , а затем подарим её Лешему. (Показывает лист ватмана, на котором изображено окно) Вы вырежете деревья и снежинки . деревья мы наклеим в нашем окне, украсим снежинками, чтобы было видно, что за ним зима.

Дети совместно с воспитателем выполняют работу.

Лесовичок. Молодцы ребята! Так красиво получилось! Лешему понравится. А сейчас я должен попрощаться с вами. Все задания вы выполнили, значит, скоро вернетесь к себе в группу. До свидания! Теперь вы закройте глаза и посчитай те до 10.

Снова звучат звуки леса, включается свет, убираются декорации, дети открывают глаза и зовут Лешего.

Леший. Ребята, я следил за вами, и очень рад, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня обрадовало так, что я обещаю вам исправиться, быть хорошим и добрым.

Дети. Мы хотим подарить тебе эту работу. Мы все очень старались и хотели, чтобы она тебе понравилась. А еще мы хотим пригласить тебя к нам в гости.

Леший. Спасибо, ребята. До свидания!

Дети. До свидания!

№ 17.- С.11-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию».

Конспект выступления на методическом объединении на тему:«Методы и формы работы с родителямипо экологическому воспитанию»....

Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию».

Конспект выступления на методическом объединении на тему:«Методы и формы работы с родителямипо экологическому воспитанию»....

«Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию»

laquo;Методы и формы работы с родителямипо экологическому воспитанию»...

Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию

Методы и формы работы с родителями                                              ...

Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников.

Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников для формирования нравственности, духовности, интеллекта....

Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение....