Арт-проект как инновационная направление работы детского сада.
проект (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Арт - проекты как инновационное направление работы детского сада
Возрождение интереса к методу проектов в работе с дошкольниками в нашей стране началось в 90-е годы прошлого века.
Актуальность его связана тем, что современные тенденции качественного переустройства в дошкольном образовании строятся на тех же гуманистических основаниях, что и метод проектов.
Ключевые позиции ФГОС — комплексный подход к решению образовательных задач, интеграция образовательных областей, усиление образовательного компонента в организации режимных процессов, увеличении доли самостоятельной и совместной деятельности — могут быть в полной мере реализованы через включение дошкольников в проектную деятельность.
В настоящее время проектная деятельность является одним из инновационных направлений организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Наиболее перспективными в работе с дошкольниками являются художественные, или арт-проекты. Именно они обеспечивают мощный скачок в общем психическом развитии ребёнка: развитие его художественных способностей, воображения, познавательной активности, образной выразительной речи, различных видов творчества.
Что ещё представляет собой арт-проект и с чем связана такая высокая результативность подобных проектов в дошкольном образовании?
Арт-проект - проект, связанный с искусством, восприятием различных его видов, их взаимодействием с различными видами детского художественного творчества. Результативность именно этого вида проектов в художественном и общем развитии дошкольников объясняется близостью природы искусства и природы ребенка-дошкольника, его возрастных психических особенностей.
Как известно, ведущий в психике ребёнка является эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Воздействие различных видов искусства в их взаимодействии, взаимосвязи способствует вхождению ребёнка в мир искусства, приобщает к художественной культуре как целостному явлению.
Арт-проект, безусловно, также явление культуры, которое развивается по законам драматургии и имеет общие черты с драматургией театральной и музыкальной.
Под музыкальной драматургией понимается последовательность этапов раскрытия драматургического замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. В соответствии с этим можно выделить основные этапы арт-проекта.
Первый этап — вступление — это этап, на котором определяется тема проекта, его цели, задачи, а также формы и методы реализации. На этом же этапе распределяются обязанности участников, определяются возможности их творческого взаимодействия, выявляются организационные моменты, к которым можно отнести создание условий для самостоятельной, исследовательской, познавательной, продуктивной деятельности детей, а так-же — вовлечение родителей в проектную деятельность.
Приступая к работе над арт-проектом «Стрекоза и Муравей» (муз. С.М.Соснина, автор сценария и текстов песен Е.Косцова) мы определили цели и задачи.
Цель: Приобщение детей к литературному, анимационному наследию, раскрытие различных сторон музыкального развития ребёнка,развитие гармоничного становления личности дошкольников, их духовной и эмоциональной восприимчивости.
Задачи:
- вызывать у детей познавательный интерес по теме;
- формирование социально-коммуникативных и речевых навыков, навыков сотрудничества;
- развитие творческих способностей в процессе знакомства с литературными и музыкальными произведениями;
- содействовать гармонизации отношений психологического благополучия между взрослыми и детьми;
- способствовать формированию интереса к книгам, к литературному произведению (басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»), способствовать активному восприятию средствами театрализованной деятельности;
- способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные и музыкальные произведения;
- формировать умение представлять литературные образы через восприятие музыки;
- формировать умение выражать свои впечатления после восприятия литературных, музыкальных произведений в различных видах творческой деятельности;
- обогащать и расширять словарный запас детей, углублять умение выразительно читать стихотворный текст, инсценировать его;
- способствовать формированию социально-нравственных норм поведения;
- заинтересовать родителей в реализации проекта.
Перечислю формы в которых реализовывался проект «Стрекоза и Муравей».
- занятия по слушанию музыки, включающие ознакомление дошкольников с произведениями С.М.Соснина к сказке «Стрекоза и Муравей»;
- занятие по изобразительной деятельности детей, обеспечивающие подготовку дошкольников к воплощению в рисунках литературно-музыкального образа (рассматривание иллюстраций к произведению И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», работа над поиском колористического решения в передаче настроение рисунка и т. д.);
- посещение школьной библиотеки (знакомство с биографией И.А.Крылова и его произведениями);
- занятия по речевому развитию (чтение художественной литературы, беседы, обсуждение произведения И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»;
- просмотр анимационных фильмов;
- театрализованные игры-занятия;
- интегрированные занятия «Мои любимые сказки», «Музыка из мультфильмов и кино»;
- разучивание ролей (индивидуально, по подгруппам, коллективно);
- проведение дидактических игр («Кого встретил колобок», «Угадай настроение музыки», «Три танца», «Узнай сказку»);
- выставка творческих работ детей и родителей «Стрекоза и Муравей»;
- постановка музыкальной сказки «Стрекоза и Муравей» (музыка С.М.Соснина, автор сценария и текстов песен Е.Косцова).
Методы, используемые в реализации данного арт-проекта: -выразительное исполнение литературного и музыкальных произведений;
- практические действия;
- наглядные средства.
На этом же этапе были распределены обязанности участников, возможности их творческого взаимодействия.
На втором этапе, который можно назвать экспозицией проекта, проводились запланированные занятия с детьми, способствующие и нацеленные на восприятие детьми содержания проекта в различных видах искусства: музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе, театре.
На занятиях по музыке дети накапливали слуховые впечатления, упражнялись в умении слышать и различать разные эмоциональные состояния, передавать их движениями, жестами, мимикой. Использование дидактических игр делало эти занятия интересными и увлекательными.
На занятиях по развитию речи знакомились с литературным произведением, развивали четкую ясную дикцию, работали над артикуляцией.
На занятиях по изобразительной деятельности знакомились с иллюстрациями различных художников к произведению И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».
Игровая деятельность содержала элементы театрализации: дети разыгрывали отдельные фрагменты по сюжету произведения.
В основе своей, занятия были однонаправленные, обучающие, которые являются основной для различных видов детского творчества: музыкально-двигательного, изобразительного, театрального.
Третий этап — завязка проекта — обязательно включает в себя подготовку и проведение культурного события.
Дети посетили библиотеку школы №3, где ближе познакомились с биографией и творчеством И.А.Крылова. Такие мероприятия активизируют интерес детей, наполняют их восприятие новыми красками.
Четвертый этап — разработка, развитие — активное переживание содержания проекта в творческой деятельности детей, отражение накопленных впечатлений, в различных видах детского творчества. В творческую деятельность, как правило, активно включились и родители, и педагоги дошкольного учреждения. Интересно и с увлечением готовились поделки, рисунки по теме проекта, атрибуты и костюмы к театральной постановке.
Пятый этап — развязка, итог — подразумевает проведение яркого, культурного события, главными участниками которого являются дети (музыкальная сказка «Стрекоза и Муравей» муз. С.М.Соснина, автор сценария и текстов песен Е.Косцова). Этот творческий итог одновременно является и кульминацией проекта, поскольку дети передают свои чувства, переживания, реализуют творческие способности в различных видах творчества.
Арт-проект «Стрекоза и Муравей» (муз. С.М.Соснина, автор сценария и текстов песен Е.Косцова) может рассматриваться как самостоятельный проект. Проект непродолжительный. Он является развязкой, логическим завершением, творческим итогом и кульминацией проекта «Сказка в музыке», который охватывает весь дошкольный возраст («лонгитюдный»-длительный) и проводится с детьми всех возрастных групп на разном тематическом материале. Обращение к длительным проектам связано с тем, что в каждой возрастной группе возрастают возможности дошкольников, а так-же с тем, что специфика дошкольного возраста предусматривает повторение материала с новыми, более сложными задачами.
Арт-проект «Стрекоза и Муравей» был реализован детьми подготовительной к школе группы, посещающими кружок «Волшебный мир театра». Работа велась на протяжении 2-х месяцев.
Тематика арт-проектов может быть различной, но базой является программа, по которой работает дошкольное учреждение.
В рамках проекта «Сказка в музыке» мы обращались к таким произведениям как сказка Ш.Перро «Красная шапочка», к сказкам А.С.Пушкина.
Что же даёт арт-проект всем его участникам?
Воспитанникам: гармоническое всестороннее развитие через погружение в мир различных видов искусства и художественной деятельности; активизацию познавательного импульса и творческих способностей.
Родителям: новые интересные формы взаимодействия с ребёнком, дополнительную мотивацию к совместному посещению культурных учреждений, стимулирует творческую деятельность детей и родителей (создание общего «творческого продукта» на основе накопленных художественных впечатлений.
Педагогам: обеспечивает генерирование ярких художественно-творческих идей, повышение мастерства, активизацию творческих способностей всех участников проекта. Объединение педагогов общей творческой задачей благотворно влияет на общий психологический климат коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт работы детского сада № 8 «Родничок»
Статья об опыте работы стажировочной площадки...
Инновационные технологии используемые в работе детского сада
Краткое описание используемых технологий в работе педагога - психолога и муз.руководителя....
Статья : «Основные задачи , приоритеты и направления работы детского сада, для детей с ОВЗ»
quot;Основные задачи , приоритеты и направления работы детского сада, для детей с ОВЗ"....
«Метод проектов как инновационная деятельность в детском саду»
Я считаю, что метод проектов является одним из перспективных методов и рассматриваю проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как сп...
Этот раздел для родителей воспитанников ДОУ В этом разделе можно познакомиться с направлениями работы детского сада, с рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников, активно предлагать проблемы для обсуждения и совместно их обсуждать, делиться опы
Содержание раздела 1. Адаптация детей к условиям детского сада 2. Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста 3. Анкеты для родител...
СТАТЬЯ " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ"
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка....
Фокус группа и проекты как инновационная форма работы в детском саду
Представлены разные формы работы с родителяит и детьми с ОВЗ в условиях детского сада...