«Метод проектов как инновационная деятельность в детском саду»
статья на тему
Я считаю, что метод проектов является одним из перспективных методов и рассматриваю проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_kak_innovatsionnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx | 477.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод проектов как инновационная деятельность в детском саду»
воспитатель первой категории МБДОУ ДС № 30 «Золотая рыбка»
г. Туапсе
Москаева И.В.
Я считаю, что метод проектов является одним из перспективных методов и рассматриваю проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО), п. 2.6 образовательная область «Познавательное развитие», предполагает «…формирование представлений о малой родине, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы». В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» уделяется внимание «…развитию ценностного - смыслового восприятия и понимания мира природы».
Изучая результаты диагностических обследований воспитанников по разделу «Ознакомление с природой» примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я пришла к выводу, что дети лучше знают представителей животного, растительного мира тропиков, тундры, саванны и других природных зон, чем представителей природы родного края. Данному аспекту уделяется недостаточно внимания.
С этой целью, мною были разработаны и внедрены проекты по ознакомлению дошкольников с природой родного края, охватывающие и младший дошкольный возраст «Путешествие по экологической тропинке», и старший «Природа родного края».
Родители принимали активное участие в реализации проектов. Им были предложены консультации по теме, анкетирование. Совместно с детьми они оформили выставки из природного материала по теме «Дары природы».
С воспитанниками были организованы экскурсии, беседы, викторины, развлечения по экологическому воспитанию. В результате реализации проектов пополнились знания детей названиями деревьев и их характерных особенностей. Ребята стали бережнее относиться к природе и интересуются объектами и явлениями природы. У детей развит познавательный интерес к растениям в природе. Сформировано чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свой город и свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. Поэтому, считаю актуальным, разработку и внедрение таких проектов, как: «Мой город», «9 мая – День Победы».
Проекты направлены на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и их детей. Вся работа строилась с учетом предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и подлинными документами прошлого и настоящего.
Успешность проектов обеспечила предметно-развивающая среда, созданная силами всех участников:
· дидактические игры с патриотическим содержанием;
· подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок по теме.
В рамках проекта работали тематические выставки детского рисунка. Также использовались разнообразные формы работы с детьми:
Совместная и индивидуальная деятельность педагога с детьми по теме. Проведены занятия и беседы, дидактические игры, а также подвижные игры.
Проект «Полезный подарок»
возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его надо выращивать практически ни кто не знал. В групповой комнате детского сада мы поставили прозрачные стаканчики на каждого ребенка с луковицами. Дети наблюдали за своими луковичками, ухаживали за ними, фиксировали свои наблюдения в различной продуктивной деятельности. Но прежде чем начать эксперимент была проведена предварительная работа: вместе с детьми изготовили дневник наблюдения, подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке. Узнали, что существует много видов лука. Лук, не только приправа, но и защитник от всех болезней. Дети теперь знают, что лук, это здоровая и полезная пища, лекарство. У лука есть особые летучие вещества убивающие многие виды болезнетворных микробов. Кусочка лука достаточно, чтобы убить всех микробов в полости рта. Во время проекта проводилась работа с родителями. Это консультации для родителей:
«ПОЛЕЗНЫЕ ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА»
«ПОЛЬЗА РЕПЧАТОГО ЛУКА ДЛЯ ДЕТЕЙ»
В заключение проекта дети украсили свой лук и подарили ребятам второй младшей группы в качестве подарка, рассказав при этом, чем полезен лук.
Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагога, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса. Благодаря привлечению музыкального руководителя, мои проекты приобретают более насыщенную, творческую, интересную и доступную форму для понимания ребенка.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи в совместной творческой деятельности.
Воспитатель МБДОУ ДС № 30 «Золотая рыбка»
г. Туапсе Краснодарский край
Москаева Ирина Васильевна
Тел. +7918-473-40-39
Эл. почта: pchela_ira@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в педагогической практике детского сада
Цель данного материала - создание рекомендаций по внедрению в образовательный процесс ДОУ технологии -"метод проектов". Данные рекомендации направлены на педагогов ДОУ. Использование метод...
Презентация "Метод проектов в образовательной работе детского сада"
Все чаще в современных научно-методических изданиях и в описании педагогического опыта встречается упоминание о проектах, проектном методе, проектном подходе, проектной деятельности в образовании дете...
Консультация для воспитателей "Метод проектов в образовательной работе детского сада"
В консультации говорится о том, что такое проект, классификация проектов, виды проектов, схема процесса планирования, памятка по составлению плана - схемы реализации проекта....
Презентация "Метод проектов в экспериментальной деятельности детского сада (Из опыта работы)
Презентация...
Экологический проект для старшей группы детского сада Проект "Зеленый мир детского сада"
Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться...
Формирование интереса дошкольника к семейной истории посредством метода проектов в контексте взаимодействия детского сада с семьёй
В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных факторов, в частности, семейных традиций для формирования личности ребёнка....
Инновационный метод реализации воспитательных программ в детском саду - метод шоу-технологии
Главной целью в воспитательной работе в современных условиях является разностороннее развитие детей, их интересов, способностей, навыков. Одной из технологий является шоу – технология...