Развивающие игры и упражнения с палочками Кюизенера для формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему
Актуальность
Проблема обучения детей дошкольного возраста математике на современном этапе приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.
Формирование количественных представлений является важной частью формирования математических представлений в целом. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_i_uprazhneniya_s_palochkami_kyuizenera.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры и упражнения с палочками Кюизенера для формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(В.А. Сухомлинский)
Актуальность
Проблема обучения детей дошкольного возраста математике на современном этапе приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.
Формирование количественных представлений является важной частью формирования математических представлений в целом. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Актуальность проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести с половиной лет, обилием информации, получаемой ребенком, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств являются цветные палочки Кюизенера. С помощью цветных палочек дети усваивают представления о числе, количественном и порядковом счёте, учатся делить целое на части, измерять объекты условными мерками, выражая результаты измерения числом, запоминают состав числа из единиц, осваивают понятия «больше-меньше», «на сколько».
Целью данной работы является формирование количественных представлений у детей подготовительной группы на основе использования палочек Кюизенера.
Цель определила постановку следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования количественных представлений;
2) выявить исходный уровень сформированности количественных представлений у детей;
3) составить план проведения игр и упражнений с палочками Кюизенера, способствующих формированию количественных представлений у детей и апробировать его на практике;
4) определить оптимальные педагогические условия формирования количественных представлений у детей с использованием палочек Кюизенера.
5) Организовать совместную работу с родителями, направленную на формирование количественных представлений детей и ориентированную на развитие у каждого ребенка потребности к познанию.
План проведения игр и упражнений с палочками Кюизенера, направленных на формирование количественных представлений у детей.
Сроки, название игры (упражнения), цель, материал, форма проведения:
1-2 неделя октября «Заборчик» Познакомить с новым дидактическим пособием. Упражнять в количественном счете в пределах 2 Палочки Кюизенера разных цветов (по 5 штук одного цвета на каждого ребенка).
«Бусы» Закреплять представления о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера; умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету) Палочки Кюизенера: белые, розовые, голубые (по 5 штук каждого цвета на каждого ребенка).
3-4 неделя октября «Положи столько же» Формировать представления о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета Палочки Кюизенера двух цветов (по 5 штук каждого цвета).
1 неделя ноября «Числа 1 и 2» Упражнять в количественном счете в пределах 2 Палочки Кюизенера (3 белые и 3 розовые на каждого ребенка).
2 неделя ноября «Лесенка» Упражнять в порядковом счете Набор палочек Кюизенера (1 набор на 4 детей).
«Число 3» Упражнять в количественном счете в пределах 3 Палочки Кюизенера (белые, розовые и голубые на каждого ребенка).
3 неделя ноября «Выложи правильно» Формировать умение выкладывать определенное количество палочек в соответствии с образцом Наборы палочек Кюизенера (1 набор на 4 детей, карточки с изображением 2, 3, 4, 5 ёлочек.
4 неделя ноября «Зверюшкины игрушки» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга 10 палочек Кюизенера красного цвета, игрушки Лиса и Заяц.
1 неделя декабря «Новая мебель» Упражнять в количественном счете Наборы палочек Кюизенера (1 набор на 4 детей, карточки-схемы с изображением предметов мебели, кукла Маша.
2 неделя декабря «Помоги Незнайке» Закреплять представления о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера; умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).
3 неделя декабря «Магазин» Формировать представления о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета палочек Кюизенера.
4 неделя декабря «Число 4» Упражнять в количественном счете в пределах 4.
1-2 недели января «Лисичкины задания» Формировать умение отсчитывать палочки из большего количества.
3 неделя января «Вагончики» Упражнять в количественном счете в пределах 5.
4 неделя января «Цветные карандаши» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах отличаются по форме расположения в пространстве.
1 неделя февраля «Узнай, сколько» Закреплять представления о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера; умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).
2 неделя февраля «Веселый повар» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах разного размера.
3 неделя февраля «Разноцветные фигуры» Упражнять в порядковом счете в пределах 5 Карточки с изображением геометрических фигур из палочек Кюизенера.
4 неделя февраля «Угости зверят конфетами» Формировать умение выкладывать определенное количество палочек в соответствии с заданным числом Палочки Кюизенера белого цвета, зверята (игрушки среднего размера).
1 неделя марта «Красивые цветы» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах отличаются по форме расположения в пространстве Палочки Кюизенера розового цвета по 9 на каждого ребенка, картинка-схема с изображением цветов, карточки, на которых изображены стебли и листья цветов (на каждого ребенка).
2 неделя марта «Цветы на клумбе» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах разного размера Палочки Кюизенера контрастного размера, модели клумбы.
3 неделя марта «Воздушные шарики» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга Палочки Кюизенера разных цветов (плоскостные, по 5 штук одного цвета на каждого ребенка, плоскостные изображения воздушных шариков.
4 неделя марта «Весенние деревья» Формировать представления о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета. Карточки с изображением деревьев с ветками из палочек Кюизенера (на каждой карточке по 2 дерева).
1 неделя апреля «Разноцветные дорожки» Упражнять в порядковом счете в пределах 5. Набор палочек Кюизенера (1 набор на 4 детей, плоскостные изображения животных и их детенышей (утка - утенок, корова – теленок, курица – цыпленок, коза - козленок).
2 неделя апреля «Волшебный лес» Формировать умение отсчитывать палочки из большего количества Наборы палочек Кюизенера (1 набор на 4 детей, карточки-схемы с изображениями деревьев из палочек Кюизенера.
3 неделя апреля «Волшебная палочка» Формировать умение уравнивать неравные группы предметов двумя способами Палочки Кюизенера розового и голубого цветов, по 5 штук каждого цвета.
Перспективный план работы с родителями детей:
Октябрь Круглый стол «Значение математического развития детей среднего дошкольного возраста» Акцентировать внимание родителей на проблеме математического развития детей, сформировать понимание важности создания специальных условий для этого. Познакомить с дидактическим пособием, раскрыть возможности его использования для формирования количественных представлений у детей.
Ноябрь Индивидуальные беседы «Как организовать совместную с ребенком деятельность по формированию количественных представлений дома» Познакомить родителей с эффективными игровыми приемами на основе использования палочек Кюизенера, способствующими формированию количественных представлений у детей.
Буклет «Палочки Кюизенера» Привлечь внимание родителей к новому дидактическому пособию.
Декабрь Стенд «Палочки Кюизенера своими руками» Привлечь родителей к изготовлению дидактического пособия «Палочки Кюизенера» своими руками.
Мастер-класс «Играем с палочками Кюизенера» Дать практические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми на основе использования палочек Кюизенера в семье.
Январь Папка – ширма «Игры с палочками Кюизенера» Дать практические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми на основе использования палочек Кюизенера в семье.
Февраль «Мы играем» Информировать родителей об игровой деятельности детей с использованием палочек Кюизенера в группе.
Март Стенд «Палочки Кюизенера – это увлекательно» Повысить уровень компетентности родителей в вопросах организации игровой деятельности с детьми в домашних условиях на основе использования палочек Кюизенера.
Индивидуальные беседы «Как организовать совместную с ребенком деятельность по формированию количественных представлений дома» Познакомить родителей с эффективными игровыми приемами на основе использования палочек Кюизенера, способствующими формированию количественных представлений у детей.
Апрель «Чему мы научились» Информировать родителей об игровой деятельности детей с использованием палочек Кюизенера в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста
В этом выступлении дается методика формирования у детей погимания независимости результата счета от размеров, формы, порядка расположения предметов и методика обучения детей среднего, старшего и подго...
Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста
В этом выступлении речь идет о формировании у детей понимания независимости результата счета от размеров, формы, порядка расположения предметов и напрвления счета, методике обучения детей сравнению чи...
Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976). Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, ...
Игровые упражнения с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976). Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, они яв...
Конспект ОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Конспект ОД по ФЭМП.Образовательная область – познавательное развитие.Варианты использованияигровых упражнений с палочками Кюизенерас целью формирования количественных представлений у детей дошк...
Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976). Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, ...
мастер класс "Палочки Кюизенера в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста"
последовательность знакомства детей с игровой технологией палочки Кюизенера....