Мастер-класс для воспитателей «Игры на выразительность жестов (движений и мимики) детей дошкольного возраста»
презентация по теме

Сайфутдинова Земфира Джамилевна

Цель: актуализировать знания воспитателей о невербальных средствах общения в имузыкально-игровой деятельности дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Игры на выразительность жестов (движений и мимики) детей дошкольного возраста»

       Долгое время считалось, что чем больше взрослый говорит, тем лучше это для развития малыша. Но речь это не единственное средство коммуникации. Существуют два языка общения: язык слов, т.е вербальные средства (речевые единицы, фразы, понятия) и язык бессловесный, т.е невербальные средства общения:  язык телодвижений, жестов, мимики, различных эмоций. С помощью второго языка можно передавать от 60-80% информации и только 20-40% передается с помощью вербальных средств общения. 

       Невербальные средства общения появляются очень рано и позволяют малышу «считывать» информацию об отношениях окружающих к нему людей и друг к другу, их настроение и эмоции. С детства человек все определяет интуитивно, кто его любит, а кто нет, и без всяких слов знает, как к нему относятся. Благодаря умению читать язык жестов ребенок это чувствует гораздо тоньше и сильнее. Ребенок реагирует на все формы невербального поведения взрослого: какое выражение лица, каков язык тела и даже какая дистанция между ними во время общения.

      Наибольший вес на эмоциональное состояние малыша оказывает такие формы как выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, интонация, прикосновения.)

      Определить особенности проявления эмоциональных состояний можно по мимике – выразительным движениям мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике – выразительным свойствам речи. Взгляд и мимика имеет колоссальную силу и в зависимости от того, как им пользоваться, можно направить эту силу на создание или разрушение. Дети не должны встречаться с такими взглядами как подозрительный, блуждающий, тяжелый; а мимика не должна отражать злость, агрессию. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выразительными движениями также предполагает  тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.

Чтобы не делал взрослый для успешного эмоционального благополучия ребенка, он должен помнить ребенок существо невербальное. Вся информация воспринимается ребенком через отношения, а не через слова. Поэтому,  добрая улыбка, теплый взгляд, ласковое прикосновение со стороны взрослого скажут ребенку о том, что он любим и дорог лучше всяких слов.

         

       Жесты, движения и мимика трактуются, как неречевые средства выразительности.

Они выполняют в речи две функции:

1) восполняют языковой эллипс, когда можно «сказать» без слов;

2) способствуют достижению однозначности коммуникации, точности и выразительности речи.

       Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду,  анализируя различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, я пришла к выводу, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. А это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.  Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.

И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.

                                             Блиц-опрос для воспитателей

Цель: актуализировать знания воспитателей об игровой деятельности дошкольников.

  • Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы. Назовите их.(Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами)  
  • Какие игры относятся к играм с правилами?  (дидактические и подвижные игры)
  • Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим)? (игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, театрализованные игры)
  • Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют общую структуру (строение).  Назовите основные элементы этой структуры? (замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое взаимодействие, правила)
  • Назовите различие между сюжетно-ролевой  и театрализованной играми. (В сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления,  а в  театрализованных берут сюжеты из литературных произведений.  В сюжетно-ролевой  игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка).

В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть. Данные игры помогают  учить детей осознавать телесные ощущения и формировать эмоции познавательных процессов.

1.Игра “Обмен приветствиями”

Цель: развитие умения передавать мимикой и жестами определённую информацию.

Участники встают в два круга лицом друг к другу.

Задание:

• поприветствуйте друг друга только глазами;

• … только головой;

• … только руками;

• … только плечами;

• … только словами.

Мимическая зарядка

Задание: Сейчас я предлагаю вам выполнить зарядку, но не просто зарядку, а мимическую зарядку. Все движения должны быть видны на лице.

Побоимся , Улыбнёмся

Поволнуемся, Посмеёмся

Погрозим, Расслабимся

Позлимся, Испугаемся

Похитрим, Удивимся

 Порадуемся, Прослезимся.


                                                                                                                                                                   
Игра «Как живёшь?» (в кругу)

Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Задание: Я задаю вопрос, вы произносите: « – Вот так!», сопровождая жестами ответ.

ПедагогДети:        

Как живешь? – Вот так! (с настроением показать большой палец).

Как плывёшь? – Вот так! (любым стилем).

Как бежишь? – Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).

Вдаль глядишь? – Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)

Ждёшь обед? – Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)

Машешь вслед? – Вот так! (Жест понятен.)

Утром спишь? – Вот так! (Ручки под щечку.)

А шалишь? – Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)

2. «Разноцветная игра»

          Когда я была маленькая, у меня был друг, сказочный гномик.  Он научил меня одной интересной игре. А я научу вас. (Раздаются воздушные шары.)

Задание: Вам надо «раскрасить» стихотворение с помощью воздушных шаров и изменить голос в соответствии эмоцией и с образом того, о ком или о чём говориться в нём. (Поднимают шары и говорят только те, у кого соответствующий цвет.)

У котика шубка рыженькая,

У котика мордочка усатенькая,

Котик молочко пьёт,

Котик ласково песенки поёт.

(Поднимая оранжевые шары, говорят: «Мур-р! Мур-р!» и так далее.)

Щеночек беленький в ответ,

Он грозно тявкает во след. (Тяв-тяв)

Весёлый синий паровоз,

Вагоны дружно он повёз. (Чух-чух)

Вышла курочка-хохлатка,

Рядом жёлтые цыплятки,

Не ходите далеко

Строго квохчет им… (Ко-ко-ко)

Красная Бурёнка не молчит,

А вслед нам жалобно мычит. (Му-у-у)

Выпучив глаза, сидит,

Не по-русски говорит.

В болоте любит жить она

И грустно квакает.. (Ква-ква)

И если праздник,

Детвора  радостно кричит… (Ура)

– Все поднимаем вверх шары.

– Как вы думаете, злой или добрый гномик меня научил этой игре?

– А какое настроение осталось у вас после игры? (ответы)

Следующее упражнение научит детей распознавать эмоции по мимике и интонации и изображать эти эмоции, используя жесты, движение, голос.

3. ИГРА-Упражнение «Театральная разминка».

Цель:  учить распознавать эмоции радости, грусти, злости, удивления  по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной атмосферы.

Раз, два, три, четыре, пять —

 Вы хотите поиграть?

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

(Примерные ответы: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

(Жесты и, конечно, мимика.)

Игра-Инсцинирование  по рассказу «Летний луг», выполняют действия персонажи (солнце, радуга,2 бабочки,2 зайца, мышка- сидят на стульях)

Задание: Используя  мимику, жесты, движения, интонацию вы попробуйте рассказать стихотворение, у каждого из вас будет свои строчки, у каждой строчки своё настроение.

Каждый из вас попробует показать героя рассказа, которое я буду читать.

Все герои продолжают действие, играют свою роль до конца стихотворения, а в конце у нас должна сложиться общая картина.

Рано утром солнце встало, засветило, засияло!

В тёплый, тёплый ранний день просыпаться всем не лень.

 Радуга яркая проснулась! Позевала, потянулась:

тянет разные лучики! Озорные огоньки!

 Бабочки просыпаются, росою умываются!

 Крылышками машут, под радугою пляшут.

Зайцы прыгают в воде, брызги падают везде!

Мышка по полю бежит и усами шевелит!

Зайцы радугу увидев, прискакать, решили к ней,

все ушами замахали и от радости обняли!

 Бабочки порхают, крылья расправляют,

зайцам с радугой цветной поцелуйчик шлют большой!

 Зайцы бабочкам в ответ - посылают свой привет!

 Радуга качается, от счастья улыбается!

 Мышка с поля прибежала, зайцев, бабочек и радугу вдруг увидала,

 и от радости такой писк мышиный звонким звуком зазвенел во всей округе.

Стали вместе все дружить и вокруг цветной радуги хоровод водить.

4.Игра «Выражение эмоций»

Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.

Задание: я буду зачитывать  отрывки из русских народных сказок, вы выразите мимикой лица нужную эмоцию: удивление, восторг, испуг, радость, грусть; угадайте сказку.

Отрывок из сказки «Баба Яга»:

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

Дети выражают жалость

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»

Дети выражают грусть (печаль).

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

Дети выражают  радость.

Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:

«Тянут – потянут, вытащили репку».

Дети выражают восторг.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…»

Дети выражают испуг.

Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:

«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!»

Дети выражают радость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль.

В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.

5.Музыкально-пластические импровизации.

Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Задание: А сейчас мы с вами поимпровизируем, будем передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Заколдованный лес (деревья, птицы, дикие звери)

– Страшно и таинственно в заколдованном лесу; воют дикие звери, кружат птицы-великаны, ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивают путников в самую чащу.

Музыкальное сопровождение: «Гном», муз. М. Мусоргского («Картинки с выставки»).

В царстве золотой рыбки(рыбки,водоросли,раковина,краб)

– В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб.

Музыкальное сопровождение: «Аквариум»«Карнавал животных», муз. К. Сен-Санса.

Город роботов (роботы и машины)

– Роботы вышли на улицы города, они сделаны из металла и пластика, их движения резкие и упругие.

Музыкальное сопровождение: « Монтекки и Капулетти» ( из балета «Ромео и Джульетта», муз. С. Прокофьева).

Игра-импровизация

Представьте себе море, пляж. Мы все лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Руки зарыли в песок, пальцы перебирают каждую песчинку. Сели, дотянулись руками до носочков, быстро встали, побежали к морю. Зашли в море, вода прохладная, поплыли, рассекаем воду руками – то правая рука впереди, то левая. Приготовьтесь, сейчас будем нырять, нырнули. Плаваем под водой, рассекая воду двумя руками перед собой. Вода прозрачная и виден каждый камешек на дне. Удивлённо смотрим на разнообразие маленьких рыбок: и красные и синие, золотые, где-то вдалеке проплыла полосатая рыбка. Вынырнули, плывём на спине, а в небе летают птицы и поют о чём-то своём. Выходим из воды, отряхнулись  и спокойно дышим прохладным морским воздухом, берём полотенце, обтираемся.

«Придумай сказку» ( «продолжи сказку»)

Театр в детском саду – явление в наше время не редкое, но и не часто встречающееся. Это интересно и полезно не только для дошкольников, но и для самих взрослых деятельность.

Перед вами 2 коробки: Используя предметы в коробках- придумайте сказку и разыграйте ее.

Таким образом, работая над мимикой, жестами, интонацией объединяя все эти упражнения, усложняя этюдные постановки, дети приобретают навыки, умения, опыт.

Подводя итог, хочется выделить следующее, что социально-эмоциональное и художественно-эстетическое развитие детей должно осуществляться систематически с учётом психики детей и их возрастных особенностей.

Благодаря игровой, театрализованной деятельности в работе мною достигаются следующие результаты: дети становятся более уверенными в себе, пропадает скованность и неловкость, становится лучше мимико-жестовая речь и более устойчивая эмоциональная сфера.

Из всего  изложенного становиться понятно, что мимику и жесты следует развивать уже с самого раннего возраста, так как неречевые средства играют значительную роль в развитии речи детей. 

Через различные виды игровой и театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он  переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...

Мастер-класс для родителей «Развивающие игры. Математический планшет: «В гостях у сказки» Младший дошкольный возраст СОТ: Игровые технологии

ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на развитие ребёнка-дошкольника, но для этого нужно повысить уровень грамотности родителей. Одним из направлений, реально пов...

Мастер - класс для педагогов Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста

Мастер - класс для педагогов Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста.docx...

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

ИГРЫ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЖЕСТОВ (ДВИЖЕНИЙ И МИМИКИ) ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игры, направленные на выразительность жестов (мимики и движений) детей раннего дошкольного возраста....

Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».

Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...