Формирование психологической готовности к школе (тренинговые занятия)
план-конспект урока (старшая группа) на тему
На современном этапе важной задачей психологической службы дошкольного образования являются помощь в развитии и социализации детей, подготовка их к школе.
Большое количество дошкольников попадают в так называемую «группу риска» и являются объектом пристального внимания специалистов разных областей: логопедов, дефектологов, психологов, педагогов. Задача таких специалистов – правильно определить структуру нарушений ребёнка и грамотно организовать ему своевременную помощь.
Дети «группы риска» имеют различные нарушения. Это недоразвитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, а также в большинстве случаев негативные изменения в социально – личностнуй сфере (конфликтность, агрессивность ,либо, наоборот, замкнутость, боязливость, неадекватная самооценка, проблемы взаимодействия с социальной средой). Кроме того, дети в дошкольных учреждениях имеют разный опыт общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому основные задачи психолога при работе с данной категорией детей – профилактика и коррекция психологических изменений личности ребёнка, развитие интеллектуальных способностей, оказание помощи в преодолении барьеров в общении.
В данном пособии представлены практические разработки серии тренинговых занятий для детей старшей и подготовительной к школе групп, целью которых является комплексное психологическое сопровождение дошкольников, а именно:
– формирование навыков конструктивного межличностного общения и сотрудничества;
– развитие эмоционально-волевой сферы;
– формирование компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Предлагаемая система занятий легко адаптируется и трансформируется под условия конкретного дошкольного учреждения. Использование данных программ возможно не только в работе с детьми «группы риска» , но и в качестве психопрофилактических – с дошкольниками, не имеющими подобных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_byt_vmeste.docx | 51.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
На современном этапе важной задачей психологической службы дошкольного образования являются помощь в развитии и социализации детей, подготовка их к школе.
Большое количество дошкольников попадают в так называемую «группу риска» и являются объектом пристального внимания специалистов разных областей: логопедов, дефектологов, психологов, педагогов. Задача таких специалистов – правильно определить структуру нарушений ребёнка и грамотно организовать ему своевременную помощь.
Дети «группы риска» имеют различные нарушения. Это недоразвитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, а также в большинстве случаев негативные изменения в социально – личностнуй сфере (конфликтность, агрессивность ,либо, наоборот, замкнутость, боязливость, неадекватная самооценка, проблемы взаимодействия с социальной средой). Кроме того, дети в дошкольных учреждениях имеют разный опыт общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому основные задачи психолога при работе с данной категорией детей – профилактика и коррекция психологических изменений личности ребёнка, развитие интеллектуальных способностей, оказание помощи в преодолении барьеров в общении.
В данном пособии представлены практические разработки серии тренинговых занятий для детей старшей и подготовительной к школе групп, целью которых является комплексное психологическое сопровождение дошкольников, а именно:
– формирование навыков конструктивного межличностного общения и сотрудничества;
– развитие эмоционально-волевой сферы;
– формирование компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Предлагаемая система занятий легко адаптируется и трансформируется под условия конкретного дошкольного учреждения. Использование данных программ возможно не только в работе с детьми «группы риска» , но и в качестве психопрофилактических – с дошкольниками, не имеющими подобных проблем.
Методические рекомендации
Почему для цикла тренинговых занятий выбрано такое название? Все очень просто:
– мы вместе развиваемся, тренеруя воображение и память, совершенствуя мыслительные операции и речь;
– мы вместе учимся думать и рассуждать, находить выход из сложных ситуаций, управлять своим поведением и эмоциями, выстраивать позитивные отношения друг с другом;
-мы вместе пробуем сочувствовать, лучше понимать себя и других, усваиваем навыки саморегуляции;
-мы вместе, помогая друг другу, формируем позитивный образ своего Я, учимся ощущать близость и тепло окружающих, ценить того, кто рядом.
Цикл включает в себя 16 занятий, имеющих определённую структуру:
1.Приветствие. Помогает сосредоточить внимание детей, настроить их на
работу. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольнику почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней, запомнить определённый речевой оборот.
2. Основная часть. Здесь решаются главные задачи занятия. Эта часть включает игры, упражнения, совместную деятельность детей, беседы, чтение художественной литературы, слушание музыкальных фрагментов, рисование и прочее. Основная часть может заканчиваться релаксационным упражнением, которое помогает привести в равновесие эмоциональное состояние воспитанников. В качестве отдыха также используются подвижные игры, «минутки шалости».
3. Итог занятия. Позволяет детям высказывать и обобщить впечатления от занятия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию.
4.Ритуал прощания – это своеобразная «точка» в занятии. Дошкольники прощаются друг с другом и психологом.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия до 30 минут. Оптимальное количество участников – 6 – 10.
На тренинговых занятиях используются следующие основные методы и приемы:
– игры с правилами на развитие высших психических функций, мелкую моторики, произвольной сферы;
– игры и упражнения на сотрудничество, развития навыков межличностного взаимодействия, объединение участников (игры – приветствия, игры – взаимодействия).
– этюды на развитие эмоциональной выразительности, снятия напряжения, релаксационные игровые упражнения;
– моделирование и анализ проблемных ситуаций;
– беседы;
– рассказы взрослого и детей, сочинение историй;
-чтение художественных произведений с последующим их обсуждением;
– слушание музыки, рассматривание рисунков и фотографий;
– упражнения творческого и подражательно – исполнительского характера;
– совместная творческая деятельность.
Во время занятий дети сидят на стульчиках или на ковре, образуя круг, а также свободно передвигаются по комнате, исходя из целей игр и упражнений.
Психологу очень важно следить за тем, чтобы на занятии активными были все участники. Активность воспитанников должна быть не только двигательной, но и словесной, даже если речевое оформление высказывания ребёнка далеко от совершенства. Главное – умение взрослого поддержать проявление инициативы у робких и застенчивых детей.
В процессе работы психолог вводит следующие правила поведения на занятии:
– говорить по очереди, не перебивать друг друга;
- всем слушать того, кто говорит;
- соблюдать правила игр и упражнений;
–соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре;
– учитывать запрет на выкрикивание типа «Можно я?«, «Дайте мне!».
Очень важно отлеживать уровень утомляемости детей, не допуская их перевозбуждения. При появлении признаков усталости психолог вправе отойти от запланированной структуры занятия. Возможно включение релаксационных упражнений на дыхание, мышечные напряжения и расслабление или замена одних игр другими.
Затруднить проведение занятий может присутствие в группе гипервозбудимых и агрессивных детей. Поведение таких дошкольников должно находиться в поле внимания психолога в течение всего занятия. Поощряя у них с проявление сдержанности, умение ладить со сверстниками, соблюдения правил поведения в группе. Нужно разрешать гипервозбудимому ребёнку иногда не сидеть на стульчике или за столом, а стоять рядом с ним, при этом участвуя в разговоре или игре. Подвижных, агрессивных детей целесообразно сажать рядом со взрослым, соединять в пары со спокойными детьми, спрашивать одними из первых.
Успешность групповой работы с детьми зависит от понимания психологом границ возможности дошкольников данной группы, умение учитывать зону их ближайшего развития.
Виды заданий на занятии могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей группы.
Учимся быть вместе»
Занятие №1 «Мы разные»
Цели:
-познакомиться с детьми;
-создать положительную обстановку;
--формировать положительное отношение к сверстникам.
Ход занятия
1.Приветствие «Познакомь с соседом справа»
Дети сидят по кругу. Каждый ребенок по очереди называет имя соседа, сидящего справа, и передает ему мяч.
Психолог повторяет имена участников. Если он ошибается, то дети хором поправляют его.
2.Упражнение «Переходы»
Психолог предлагает играющим собраться в группы по цвету волос(цвету глаз, по росту и т.д.).в конце игры дети вместе с психологом обсуждают свои впечатления.
3.Упражнение «Дотронься до…».
По сигналу психолога участники находят в одежде друг друга определенный цвет и дотрагиваются до него пальцем. Взрослый напоминает играющим о контроле за силой прикосновения.
4.Игра «Кто позвал?»
Дети рассаживаются по кругу .Водящий становится в центр круга и завязывает глаз. Он должен угадать того, кто позовет его по имени. Тогда игрок встает на место водящего ,игра повторяется.
5.Итог занятия.
Психолог. Сегодня мне было очень приятно познакомиться с вами, узнать ваши имена. Увидеть ,чем вы похожи и чем отличаетесь. Вы были очень приветливы и внимательны друг к другу. Мне хочется встретиться с вами еще раз .А вам?
6.Ритуал прощания «До свидания»
Дети по очереди кладут руки н ладонь психолога, затем машут рукой и говорят: «Всем-всем до свидания».
Занятие №2 «Секрет»
Цели:
- продолжать формировать положительное отношение к сверстникам;
- способствовать снижению тревожности при общении с ними.
Оборудование: клубок ниток; мешочек с мелкими игрушками; аудиозапись веселой музыки.
Ход занятия:
1.Приветствие «Ласковое имя»
Дети рассаживаются, образуя круг. Психолог предлагает им называть ласковым именем, передавая клубок ниток по кругу. Когда ребенок называет свое ласковое имя, остальные воспитанники группы повторяют это имя хором.
2. Упражнение «Сбор приветствий»
Психолог просит участников поздороваться друг с другом различными способами: руками, плечом, коленями ,носами и т.д.
3.Игра «Секрет» Дети по очереди достают из мешочка мелкие игрушки и прячут в руке. Под веселую музыку они гуляют по группе, как только музыка перестает звучать ,обмениваются друг с другом игрушками. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не поменяется игрушками со всеми остальными. Правило: при обмене игрушками нужно говорить «Давай меняться» и «Спасибо».
4.Релаксационное упражнение «Макароны»
Дети встают по кругу близко друг к другу, психолог предлагает им напрячь все тело, превратившись в твердые макароны.
Психолог: Я буду поваром и сейчас сварю макароны. Вот я наливаю воду, подогреваю ее-постепенно макароны становятся мягкими.
Психолог ходит около детей и проверяет, как они напряжены сначала и как расслаблены потом. При необходимости упражнение можно повторить еще раз.
5.Итог занятия
Психолог спрашивает детей, что на занятии им понравилось больше всего и почему.
6.Ритуал прощания «До свидания» (см.занятие №1 –здесь и далее).
Занятие №3 « Радость»
Цели:
-познакомить с проявлением чувства радости и мимике и пантомиме;
-учить понимать эмоциональное состояние других людей, понимать причины его возникновения;
-развивать умение совместно переживать общие эмоции.
Оборудование: фотографии и рисунки радостных детей; цветные карандаши и фломастеры;лепестки и круг из бумаги ; степлер.
Ход занятия
1.Приветствие «Ласковое имя»
2. Рассматривание фотографий и рисунков.Психолог вместе с воспитанниками рассматривает фотографии и рисунки с изображением веселых ,радостных детей. спрашивает:
-Чем похожи эти дети? (У них радостное настроение, они веселые)
-Как вы об этом догадались? (Они улыбаются, смеются, прыгают, поднимают руки)
3.Этюд « Тихая –громкая радость». Психолог предлагает детям показать «тихую радость»-вдохнуть и улыбаться – и «громкую радость»-подпрыгнуть, вытянуть руки вверх и крикнув «Ура!». Спрашивает: «Когда вы тихо(громко) радуетесь?» Предлагает послушать, как на вопрос « Что такое радость?» отвечали ровестники детей группы:
-Радость –это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая-это когда у одного, а большая –когда у всех.
-Радость-это когда праздник.
-Радость –это когда никто не плачет.
-Радость-это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость».
Просит воспитанников продолжить предложение «Радость-это…». (Дети отвечают по очереди)
4. Чтение стихотворения К.Чуковского «Радость»
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.
Куры стали павами,
Лысые — кудрявыми.
Даже мельница — и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу
вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
Затем спрашивает детей :
-что произошло чс природой от радости?
-Какого цвета радость в стихотворении? (Разноцветная,как радуга)
5. Рисование «Цветок радости» Каждому ребенку психолог дает бумажный лепесток, цветные карандаши или фломастеры и просит раскрасить лепесток» радостными цветами»(желтым,красным,голубым …).Затем берет бумажный круг-серединку цветка- и при помощи степлера присоединяет к нему лепестки раскрашенные детьми.
6. Итог занятия Дети рассматривают получившийся цветок, говорят о том, какой он необычный. Психолог прикрепляет цветок в группе на доску-как символ радости и хорошего настроения.
7.Ритуал прощания «До свидания».
Занятие №4 «Грусть»
Цели:
-расширять представление об эмоции грусти;
-учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
-учить способам преодоления негативного эмоционального состояния.
Оборудовние: фотографии и рисунки грустных детей; аудиозапись Ноктюрна №8 Ф.Шопена
Ход занятия
1.Приветствие « Здравствуйте». Психолог протягивает каждому участнику руки ладонями вверх и здоровается с ними по очереди. Ребенок кладет свои ладони на ладони взрослого и в ответ приветствует психолога.
2. Беседа «Грусть» .Психолог вместе с воспитанниками рассматривает фотографии и рисунки с изображением грустных детей. Спрашивает:
-Какое настроение у этих детей?
-Как вы об этом догадались?( на лице нет улыбки, уголки рта опущены, дети смотрят вниз)
-Как они стоят? (голова, плечи опущены, дети слегка ссутулились, их походка медленная, вялая)
3.Упражнение «Грустное настроение». Дети по просьбе психолога принимают грустную позу, делают печальное лицо.
4.Чтение стихотворения А.Плещеева «Скучная картина».
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла!
Спрашивает детей:
-О каком времени года говорится в стихотворении?
-почему грустит автор стихотворения?
5.Слушание музыкального фрагмента. Психолог предлагает воспитанникам послушать фрагмент музыкального произведения и представить грустную картинку.
Дети прослушивают отрывок из Ноктюрна №8 Шопена. Затем по просьбе педагога делятся своими переживаниями, рассказывают, что грустного, по их мнению, могло произойти. Психолог обобщает ответы детей, говорит, что причин для грусти может быть много.
Спрашивает:
-Полезно ли человеку долго грустить?
-Что может с ним произойти? (он может заболеть, быстро состариться, будет плохо себя чувствовать).
-Как помочь человеку избавиться от грусти? (Улыбнуться, угостить вкусненьким, рассмешить, поиграть с ним и т.д.)
6. Игра «Царевна Несмеяна» Выбирается ведущий на роль Царевны Несмеяны. Задача всех остальных – рассмешить эту грустную Царевну. Она же, в свою очередь, должна стараться из всех сил оставаться серьезной. По очереди каждый игрок может придумать что-то смешное, например, показать разудалый танец, рассказать анекдот или историю, а также можно нарисовать забавный рисунок. Если Царевна Несмеяна хотя бы улыбнется, то рассмешивший ее игрок сам становится Царевной, и игра продолжается.
7.Итог занятия. Психолог просит детей назвать способы избавления от грусти. Предлагает дома понаблюдать за мамой, когда она загрустит, и каким –нибудь способом утешить её.
8.Ритуал прощания « До свидания».
Занятие 5 « Удивление»
Цели:
-Расширять представления об эмоций удивления;
-Учить понимать свои чувства и чувства других людей;
-Учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
Оборудование: пиктограмма удивление; фотографии и рисунки удивляющих себя детей; листы бумаги; цветные карандаши или фломастер Э; мелкие игрушки; глубокая чаша; платок.
Ход занятия
1. Приветствие «Здравствуй!» (Смотри занятие 4).
2.Чтение стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный». Беседа.
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто —
Говорят ему: «Не то!»
Стал натягивать гамаши —
Говорят ему: «Не ваши!»
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
«Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?»
Вожатый удивился —
Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Психолог спрашивает детей:
– Как вы думаете, какое настроение было у Рассеяного?
– Какое лицо было у вагоновожатого?
– Чему можно удивится?
3. Упражнение «Изобрази удивление». Педагог демонстрирует воспитанникам пиктограмму удивления. Дети по просьбе взрослого показывают на лице удивление в движении: брови приподняты, глаза широко открыты, рот при открыт, лицо вытянуто, плечи приподняты вверх, руки в разведены в стороны. В момент удивления говорят: «Вот это да! Не может быть! Так не бывает!»
4. Упражнение «Фокусник». Ловит в воздухе невидимые игрушки и прячет их в чаше, накрывают платком, читает заклинание, снимает платок и достает из чаши настоящие игрушки. Остальные играющие – зрители – очень удивлены.Дети по очереди используют роль фокусника.
5. Рисование«Удивлённый человек».
Психолог раздает детям бумагу, цветные карандаши или фломастер Э и предлагает нарисовать лицо удивлённого человека.
6. Итог занятия.
Психолог спрашивает воспитанников, что их удивило на занятии и почему . 7. Ритуал прощания «До свидания».
Занятие 6 «Гнев».
Цели:
- расширять представления об эмоции гнева;
- продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
-учить способам преодоления негативного настроения, умению проявлять сочувствия, понимание.
Оборудование: пиктограмма гнева; фотографии и рисунки сердитых детей; листы бумаги; цветные карандаши или фломастер и.
Ход занятия
1. Приветствие «Поделись улыбкой». Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга улыбкой.
2.Беседа «Сердитый человек». Дети и психолог рассматривают фотографии и рисунки сердитых детей, определяют их эмоциональное состояние, называют причину, по которой они рассердились. Психолог спрашивает каждого ребёнка:
– когда ты сердишься?
– Что может рассердить твою маму (воспитательницу)?
3. Этюд парах « Бука и Бяка».
Взрослый читает стихотворение Б.Заходера «Приятная встреча»:
Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака -
Молчали Бука и Бяка.
И Бука
Думал со скукой:
"Чего он так смотрит - букой?"
А Бяка думал:
"Однако
Какой он ужасный
Бяка..."
Дети инсценируют ситуацию, описанную в стихотворении. Вместе с психологом обсуждают эмоциональное состояние героев. Взрослый предлагает воспитанникам подумать, что нужно сделать, чтобы герои не сердились.
4. Игра «Сердитый котёнок« (в парах)
Дети распределяются на пары по желанию. Один играющий – котёнок, другой – его хозяин. Первый участник должен показать, как сердится котёнок (шипит, подпускает когти, царапается ). Хозяину котёнка необходимо успокоить его, приласкать, погладить. Когда котёнок успокаивается, начинает тереться он ноги хозяина, мурлыкать. Затем участники меняются ролями, и игра на взаимодействие повторяется ещё раз. Далее происходит обсуждение детьми способов избавления от «Сердиток»(пожалеть человека, приласкать, посочувствовать ему, приободрить, улыбнуться)
Психолог советует участникам выучить простые правила:
- Не злись не сердись, не сердись – улыбнись.
- Доброе слово и кошке приятно.
5.Рисование «Сердитый человек». Дети по просьбе педагога берут бумагу, цветные карандаши или фломастеры и рисуют лицо сердитого человека.
6. Итог занятия. Психолог вместе с воспитанниками рассматривает их рисунки, обсуждают полученные впечатление, повторяет правила.
7.Ритуал прощание «До свидания».
Занятия 7 «Страх»
Цели:
-Расширять представления об эмоции страха;
-Учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные эмоциональный средства;
-Способствует пониманию и осознанию своих страхов.
Оборудование: пиктограмма страха; фотографии рисунки испуганных детей; листы бумаги; цветные карандаши или фломастер.
Ход занятия
1.Приветствие «Я рад тебя видеть!».
Психолог обращается к участникам: «Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Скажите об этом».
Дети по кругу приветствует друг друга. Например: «я рад тебя видеть, Вика!».
2.Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросёнка» (фрагмент погони волка за поросятами). Дети вместе с педагогом обсуждают состояние героев сказки: от страха поросята дрожали, у них сильно билось сердце. Рассматривают пиктограмму страха. Взрослый предлагает вспомнить, почему не боялся Наф -наф и как поросята одолели волка.
3.Беседа «От чего бывает страшно?». Психолог показывать фотографии и рисунки испуганных детей. Он задаёт участникам главный вопрос беседы, выслушивает их и обобщает ответы: «испытать страх могут и взрослые, и дети. Пугает новое, незнакомое, неведомое. Но страх можно пересилить или победить».
4. Упражнение «замерзли – растаяли».
Взрослый предлагает воспитанникам представить, что страх сковал их, как лёд, тело их стало твердым. Но вот выглянуло солнце, пригрело их своими лучами, и они отстояли – тело стало мягким, расслабленным.Затем психолог проговаривает правила, которые необходимо детям выучить: «Чтобы не бояться, надо расслабляться, надо улыбаться».
5.Чтение стихотворения К. Чуковского «Закаляка». Психолог говорит детям: «Я знаю одну девочку , она свой страх нарисовала». Читает стихотворение:
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это - козочка рогатая.
Это - ёлочка мохнатая.
Это - дядя с бородой.
Это - дом с трубой».
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»
«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»
«Я её боюсь!»
6. Рисование «Моя Закаляка».
Психолог дает каждому ребёнку лист бумаги, цветные карандаши или фломастер, предлагает нарисовать свою Закаляку и придумать ей смешное имя.
7. Итог занятия. Дети вместе с психологом рассматривают рисунки, придумывают смешные сюжеты .
8. Ритуал прощания «До свидания».
Занятие 8 «Обида»
Цели:
-познакомить с эмоциональным состоянием – обидой, его проявлением в мимике и пантомиме;
-продолжать учить способом преодоления негативного настроения, умению проявлять сочувствие, эмпатию к сверстникам и взрослым.
Оборудование: мяч,; ведро для мусора; маленькие листы бумаги; иллюстрации с изображением обиженных девочек. Ход занятия
1. Приветствие «Здравствуйте, все!». Дети здороваются друг с другом по кругу, потом хором произносят: «Здравствуй,небо! Здравствуй,солнце! Здравствуй,лес!».
2. Беседа «Обида». Психолог читает стихотворение, демонстрируя иллюстрации с изображением обиженных девочек:
Мы поссорились с подружкой,
только я сильнее было:
я взяла и все игрушки
у подружки отняла.
Я кричала: «ты плохая!
Я с тобою не играю!«
А чего и почему?
И сама я не пойму.
Взрослый спрашивает воспитанников:
-что чувствуют подружки после ссоры?
-Как помочь им подружиться? (Попросить прощения, помириться).
-Какие способы премирения вы знаете?
Один из понравившихся способов участникам необходимо выучить. Разбившись на пары, дети повторяют способ примирения. Например, сцепившись мизинцами, проговаривают: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись.».
3.Упражнение «Мусорное ведро»
Психолог говорит детям, что скопившиеся обиды очень мешают людям дружить, любить друг друга. Об обидах необходимо рассказывать, их нужно уметь прощать, тогда они проходят, и человеку становится легче жить.
«У вас, наверное, тоже есть обиды на кого – нибудь из детей или взрослых. Предлагаю вам избавиться от них, выброси в мусорное ведро вместе с листочком бумаги».
Бросая бумагу, дети говорят: «Я прощаю (имя обидчика ) за…« Собранные в ведро листочки бумаги выбрасывают.
4. Упражнение «Подарок другу». Дети бросают друг другу мяч и называют подарки, которые они подарили бы, если бы были волшебниками , например: «Я дарю тебе всегда голубое небо» и т.д.
5. Итог занятия. Дети повторяют способы примирения и запоминают правила: «Ты обиды не копи, ты обиды расскажи, ты убитый все прости».
6. Ритуал прощания «До свидания».
Занятие 9 «Разные чувства»
Цели:
-закреплять умение различать эмоциональные состояния– радость, грусть, страх, удивление, обида, злость; их проявления в мимике и пантомиме;
-способствовать осознанию зависимости эмоционального состояния и качества общения с окружающими людьми. Оборудование: пиктограммы различных эмоциональных состояний; контурный иллюстраций с изображением различных эмоциональных состояний; цветные карандаши или фломастеры
Ход занятия
1. Приветствие «Здоровайтесь друг с другом». Двум детям по желанию психолог предлагает поздороваться с остальными. Они протягивают руки ладонями вверх сверстнику, здороваются с ним и называя по имени. Тот, с которым здороваются, отвечает на приветствие, протягивая руки и прикладывая ладони к протянутым ему рукам.
2.Игра «Море волнуется». Водящий предлагает игрокам на счёт три замереть в определённом эмоциональном состоянии. Тот, кто, по мнению водящего, лучше всех выполнил задание, становится на его место. Игра продолжается.
3.Беседа «Какие чувства помогают или мешают общаться?». Психолог показывает детям пиктограммы различных эмоциональных состояний, предлагает подумать, какие состояния помогает общению, а какие мешают и почему. Дети при этом должны вспомнить как ему важно изменить эмоциональное состояние другого человека.
4.Рисование «Наши чувства». Педагог раздает воспитанникам контурные иллюстрации с изображением различных эмоциональных состояний, цветные карандаши или фломастер и просит раскрасить эти иллюстрации разным цветом, в зависимости от характера изображения: положительные эмоциональные состояние– красным, жёлтые, отрицательные – фиолетовым, тёмно-синим.
5.Итог занятия . Дети вспоминают правила преодоления негативных эмоциональных состояний
6.Ритуал прощания «До свидания»
Занятие 10 «Эмпатия»
Цели:
-продолжать формировать положительное отношение к сверстникам через взаимодействие с ними; учить проявлять эмпатию друг к другу. Оборудование: мяч; аудиозапись весёлой музыки; картинки, разрезанные пополам.
Ход занятия
1.Приветствие «Передай мяч». Передавая мяч, дети здороваются и называют друг друга ласковым именем. Например: «Здравствуй, Митенька»
2.Упражнение «Сбор приветствие» (смотри занятие два ).
3. Игра «Найди себе пару». Каждый ребёнок берет половинку картинки и, пока звучит весёлая музыка, находит себе пару – у кого вторая половинка этой картинки.
4. Игра «Я люблю свою лошадку». Беседа. Психолог просит детей распределить по ролям: один – наездник, другой – лошадка. Ведущий читает стихотворение А. Барто «Лошадка»,а дети выполняют определённые движения в соответствии с текстом стихотворения:
Я люблю свою лошадку , (наездник гладит лошадку по голове)
Причешу ей шерстку гладко, (проводит рукой по спине)
Гребешком приглажу хвостик (то же движение)
И верхом поеду в гости. (становится позади партнера, дерет его за руки и под музыку «едет по группе»
Затем дети меняются ролями, игра на взаимодействие повторяется. Психолог обсуждает с детьми и впечатления от игры. Спрашивает:
– понравилась ли вам эта игра? Почему?
– Кем больше понравилось быть: наездником или лошадкой?
5. Релаксационные упражнения «Солнечный зайчик». Дети сидят на стульчиках по кругу.
Психолог. Солнечный зайчик залетел к нам, он хочет поиграть с вами. Зайчик сел на ваш лоб, не спугните его, а нежно погладьте. Зайчик перебрался на ваши щеки, шею.(дети слегка поглаживают себе лоб, щеки, шею) ,а теперь зайчик у вас в ладошках, осторожно, не спугните его. Давайте его отпустим, лети! (дети делают движение руками, как будто подбрасывают что – то вверх.).
6.Итог занятия. Психолог отмечает, как дети заботливо и бережно отнеслись друг другу, какие приятные чувства они при этом испытывали.
7. Ритуал прощания «До свидания».
Занятие 11 «Делай, как я»
Цели:
-продолжать формировать положительное отношение к сверстникам;
-учить быть внимательными к проявлением других людей в парном взаимодействие;
-способствовать сплочение участников в группе.
Оборудование: мяч; аудиозапись спокойной музыки.
Ход занятия
1.Приветствие «Я рад тебя видеть!» (дети приветствуют друг друга, как занятие 7, но при этом ещё передают мяч по кругу»)
2.Игра «Мои руки хороши, а у соседа лучше» (в парах).
Дети, разбившись на пары, стоят свободно по комнате. Психолог предлагает им дотронуться до названия части тела – сначала своей, а потом товарища– и произнести слова: «Мои руки хороши (показать на свои руки), а у соседа лучше (взять за руки своего товарища ). Мои ноги (нос, плечи, уши, локти, колени, )хороши, а у соседа лучше!». Педагог должен напомнить воспитанникам о бережном отношении друг другу.
3. Релаксационное упражнение «Самолёт». После игры участникам нужно успокоиться. Психолог просит их глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно выдохнуть воздух со звуком «У«, как будто летит самолёт. Далее психолог предлагает участникам посоревноваться, у кого самолёт пролетит дольше. Упражнение выполняется несколько раз до тех пор, пока эмоциональное состояние детей не стабилизируется.
4. Игра «Зеркало»( в парах). Участники разбиваются на пары по желанию, один из них исполняет роль зеркала. Зеркало отражает действия партнёра по игре: причёсывает вся, чистит зубы, умывается, грустит, улыбается, как он. После этого происходит совместное обсуждение впечатлений от игры.
5. Игра «Ниточка и иголочка». Взрослый – иголочка, дети – ниточка. Дети берутся за руки и встают друг за друга, взрослые встают впереди. Под спокойную музыку «иголочка» ведёт за собой «ниточку» по комнате, меняя направление движения, «рисуя узоры» на полу. Дети не должны отпускать руки друг друга.
6. Итог занятия. Психолог благодарит детей за доставленную радость от совместных игр и предлагает самостоятельно поиграть в понравившиеся игры после занятия.
7. Ритуал прощания «До свидания».
Занятие 12 «Доверие»
Цели:
-способствовать развитию взаимопонимания между детьми;
-содействовать формированию отношений доверия в группе.
Оборудование: аудиозапись весёлые музыки; кубики; повязки для глаз.
Ход занятия
1. Приветствие «Способы приветствий». Детям необходимо поприветствовать друг друга разными способами: поклоном (как японцы), пожать руку (как деловые партнёры), хлопнуть обеими ладонями по ладоням товарищи (как спортсмены), соприкоснуться двумя кулаками (как боксёры), прислониться щекой к щеке (как родственники).
2 .Игра «Гипнотизер» Дети сидят на стульчиках по кругу. Водящий предлагает встать тому, на кого он посмотрит. Поднявшийся ребёнок становится водящим, теперь он выбирает взглядом следующего. Правила: выбирать нужно тех кто-нибудь, кто не водил.
3. Игра «Самая дружная пара» (в парах).Участники распределяются на пары по желанию. Звучит весёлая музыка. Одному партнёру завязывают глаза. Другой должен провести его от одного стульчика к другому, обходя расставлены на полу кубики. Затем происходит обсуждение впечатлений от игры.
4. Упражнение «Похвали друга». Психолог предлагает воспитанникам похвалить своих товарищей по паре или любого ребёнка в группе. Используются следующий речевой оборот: «Я хочу похвалить (имя ребёнка) за то, что он аккуратно вёл меня (за то, что он красивый, добрый, умный, весёлый и т.д). При затруднениях можно всем вместе подсказать участнику, за что похвалить другого.
5.Итог занятия. Подводя итог занятия психолог подчёркивает, что между детьми зародилась дружба: они хотят помогать друг другу, замечают в сверстниках много хорошего.
6.Ритуал прощания «До свидания»
Занятия 13 «Дружба»
Цели:
-содействовать улучшению общения со сверстниками;
-формировать взаимопонимание;
-развивать умение сотрудничать;
-расширять представление о понятие «дружба».
Оборудование: кубики; повязка для глаз.
Ход занятия
1. Приветствие «Встаньте те ,кто любит...» Ведущий говорит о том, что все люди очень разные и в тоже время чем – то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом и просит: «Встаньте те, кто любит мороженое (плавать, ложиться спать вовремя, убирать игрушки). Те, кто согласен с высказыванием ведущего, должны встать. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
2. Беседа «Что такое дружба?». Чтение стихотворения М. Пляцковского « Настоящий друг» . Психолог предлагает участникам объяснить, что значит дружить. В ходе обсуждения обобщает ответы детей: дружить – значит не только вместе играть, но и делиться друг с другом, помогать ему, переживать за него, радоваться его успехом. После этого читает стихотворение:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой", - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий
верный друг!
Педагог спрашивает воспитанников:
- А вы хотите стать настоящими друзьями?
- Готовы ли вы научиться этому ?
3. Игра «Построить башню« (в парах). Дети произвольно распределяются по парам. Одному партнёру завязывают глаза, другой встаёт рядом. Участникам нужно вдвоём построить башню из кубиков. Тот, кто видит, берет кубик руками партнёра и ставит их поочерёдно друг на друга. Правило: строить башню только в месте. Затем дети меняются местами, игра-сотрудничество повторяется.
4. Игра «Я хочу подружиться». Выбираются водящий, которые произносит слова «Я хочу подружиться с..», а дальше описывает внешность одного из детей. Игроку нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему, пожать ему руку. Далее на место водящий восстановится он.
5.Итог занятия. При подведении итогов обсуждаются впечатления детей от совместных действий: что получилось ,что не удалось и почему.
6. Ритуал прощания «До свидания».
Занятие 14 «Доверяем друзьям»
Цели:
- продолжать содействовать улучшению общения со сверстниками;
- формировать взаимопонимание умение доверять другом;
-развивать умение сотрудничать.
Оборудование: листы бумаги, жёлтые карандаши или фломастер , повязки для глаз, аудиозапись весёлой музыки.
Ход занятия
1. Приветствие «Здравствуйте, все!»
2.Упражнение «Передай предмет». Звучит весёлая музыка. Стоя по кругу, дети передают друг другу воображаемые предметы (большой мяч, холодный снежок, тяжелую сумку, бабочку, горящую свечку.)
3. Рисование «Нарисую солнышко». Беседа .
Дети объединяются в пары и садятся за столы. Там лежат листы бумаги и жёлтый фломастер. Одному партнёру завязывают глаза и дают в руки фломастер. Другому необходимо взять руку товарища, нарисовать на листе бумаги солнышко .Затем дети меняются местами и рисуют ещё одно солнышко.
Педагог задаёт воспитанникам вопросы:
-получилось ли у вас солнышко ?
-смог ли ты доверить свою руку другу ?
Дети делают вывод о том, что друзья друг другу доверяют.
4. Упражнение «Подари улыбку другу»
Психолог предлагает детям подарить друг другу улыбку, посмотрев по очереди на каждого из круга.
5. Итог занятия . Детям необходимо вспомнить, кого называют настоящим другом. Затем психолог задаёт им вопрос: «Получилось ли у вас сегодня помогать друг другу?»
6. Ритуал прощания «До свидания»
Занятие 15 «Мы – команда»
Цели:
-развивать групповую сплоченность;
-способствовать принятию каждого ребенка в коллектив;
-учить договариваться друг с другом;
-продолжать упражнять в умении согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Оборудование: листы бумаги с узорами геометрических фигур; листы цветной бумаги; лист белой бумаги; клей-карандаш; ножницы.
1. Приветствие «Цветок». Психолог предлагает детям вспомнить название цветов, а затем выбрать себе любое название и запомнить.
Взрослый исполняет роль садовника , дети – цветов. Садовник сажает каждый цветок (дотрагивается до ребёнка а тот садится на корточки), «поливает» его (слегка касается пальцами, изображая капли). Затем Садовник подходит к каждому ребёнку и говорит.
-Здравствуй , цветок ! Как тебя зовут ?
-Меня зовут (имя)- ромашка,-отвечает ребёнок и встает .
-здравствуй,(имя)-ромашка, мы тебя любим!-хором говорят дети .
И так , пока все дети не встанут.
2.Упражнение «Ритм по кругу». Взрослый задаёт любой ритм , а дети передают его по очереди по кругу. Затем все вместе начинают отбивать заданный ритм до тех пор, пока не добьётся согласованности.
3. Упражнение «Повтори узор» Дети объединяются в команды по три – четыре человека. На столе у каждой команды лист белой бумаги, цветная бумага, ножницы, клей карандаш, образец узора из геометрических фигур. Участникам необходимо повторить заданный узор, вырезав детали и наклеив их на чистый лист в определённом порядке. Узор состоит из шести элементов ( простые геометрические фигуры), для каждой команды они разные.
Сложность этого задания в том, что, прежде чем приступать к работе, воспитанники должны решить, кто что вырезает и в каком порядке наклеивает. Психологу необходимо подвести детей к самостоятельным решениям.
4. Итог занятия. При подведении итогов происходит обсуждение, что получилось, а что нет и почему.
5. Ритуал прощания «До свидания»
Занятие 16 «Настоящий друг»
Цель:
-воспитывать гуманное отношение к сверстникам; упражнять в изображении различных эмоциональных состояний, выражение своих чувств и намерений с помощью не речевых средств;
-Упражнять в разрешении конфликтных ситуаций в социально приемлемой форме; способствует овладение способами сотрудничества в совместной деятельности – умению договариваться, установление очерёдности действий, их согласованности;
-способствует формированию произвольности поведения;
-способствовать становлению чувства собственного достоинства, формирование положительной самооценки.
Оборудование: игрушка Петрушка; коробка; фотографии и рисунки детей в различных эмоциональных состояниях; круглые коврики; крупные пазлы; эмблемы с надписью «Настоящий друг» – по количеству детей.
Ход занятия
1. Приветствие Петрушки.
Психолог здоровается с детьми и предлагает им сесть на стулья.
Психолог. Ребята, вы не видели моего Петрушку? Он так хотел прийти к нам. Куда же он подевался? (Начинает искать Петрушку, держа его за спиной.)
Дети подсказывают, куда делся Петрушка.
Петрушка, появляясь из – за спины , здоровается с детьми и знакомиться с каждым. Дети называют свои имена и здороваются с Петрушкой.
Петрушка. Ну вот, я им уже и друг.
Психолог. Что – то ты спешишь, Петрушка. Только имена ребят узнал и сразу их стал друзьями считать. Друзьями так не становятся.
Петрушка просит детей научить быть его другом.
2. Беседа «Настоящий друг».
Взрослый просит воспитанников рассказать о своих друзьях. Задаёт вопрос:
– как можно отличить, настоящий друг или нет? (По поступкам. )
Петрушка обобщает ответы детей и просит их проверить, сможет ли он стать хорошим другом.
3. Чтение стихотворение «Мы поссорились с подружкой...»
Педагог читает детям стихотворение «Мы поссорились подружкой…« (См. Занятие 8 ). Задаёт вопросы:
– О чем это стихотворение?
– Что произошло с подружками?
– А с мальчиками такое может произойти?
– Как вы думаете, какие у девочек – подружек были лица? Покажите. (Дети изображают мимика и выражения лиц героини стихотворения)
Петрушка вспоминает, что в его коробке есть фотографии и рисунки этих детей. Он просит участников помочь отыскать их среди других. Из коробки достают фотографии, дети находят нужные, объясняя свой выбор.
Петрушка. Ой! Какие лица у них не привлекательные. Давайте их скорее помирим!
Дети предлагают разные способы примирения и показывают их.
Психолог читает стихотворение до конца:
Ты прости меня, подружка,
Вот любимая игрушка.
Не играем мы с утра,
Помириться нам парам!
Петрушка. Я понял, что настоящие друзья если и поссорились, то обязательно помирятся!
4. Игра «Переправа».
Психолог спрашивает участников:
– как вы думаете, что помешало девочкам дружно играть? (Они не умели делиться, уступать)
-А вы умеете быть дружными?
Сейчас мы это проверим. Вас ждёт небольшое испытание: на противоположной стороне зала находится интересная игра, добраться к ней можно, только переправившись по кучкам через болото.
Дети разделяются на пары, каждая пара получает 3«кочки» и переправляется на другую сторону зала следующим образом: один из детей встаёт на первую кочку, второй передает ему следующую, тот переходит на неё, освобождая первую, её занимает второй ребёнок. Последний передает товарищу третью кочку, тот кладёт её в впереди себя и передвигается вперёд и Т. Д.
Петрушка «случайно» оказывается забытым на берегу.
5. Решение проблемной задачи «Как помочь Петрушке?»
Психолог обращает внимание детей на то, что они забыли про Петрушку и он остался один на том берегу:
– Что делать?
– Как помочь Петрушке перебраться к ним? (предложения детей).
Взрослый подводит участников к следующему решению: выстроить из всех кочек мостик до противоположного берега. Дети выстраивают мостик и переправляют Петрушку, он благодарит их, называя друзьями. В награду приносит игру «Собери картинку»
6. Игра «Собери картинку».
Петрушка. Ребята, это правда, что друзья могут понимать друг друга без слов?
Психолог. Да, это так. Хочешь, мы это тебе покажем?
Детям предлагается собрать из пазлов картинку, не разговаривая.
В конце игры психолог спрашивает детей, получилось ли соблюдать правила, как они понимали друг друга.
Петрушка. Хорошие друзья умеет договариваться, уступать, могут понимать друг друга без слов.
7. Упражнение «Похвали друга».
Дети возвращаются на стульчики, проходя по выстроенному ранее мостику.
Петрушка. Как мне понравилось играть с вами! Каждый из вас заслуживает, чтобы его похвалили.
Психолог предлагает участникам похвалить товарищей по группе. Используется следующий речевой оборот: «Я хочу похвалить (имя ребёнка) за то, что он красивый (добрый, умный, весёлый)». При затруднениях можно всем вместе подсказать ребёнку, за что похвалить другого. Петрушка тоже хвалит детей.
8. Итог занятия.
Психолог . Как вы думаете, ребята, а теперь петрушка может назвать вас друзьями? Почему?
Петрушка благодарит детей, называя их друзьями, и прощается с ними. Каждому участнику вручается эмблема с надписью «Настоящий друг».
9. Ритуал прощания «До свидания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет
Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет (М. А. Панфилова Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников)....
Занятие по формированию психологической готовности к школе «Я стану первоклассником»
Данный конспект занятия предполагает результат работы по формированию психологической готовности будущих первоклассников в течении учебного периода....
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ШКОЛУ У СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ДЕТЕЙ, С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ - ЛЕПБУК.
Быть готовым к школе – значит достичь определенного уровня развития мыслительных операций – умений выделять существенное, сходное и отличное, сравнивать явления, находить причины...
Формирование психологической готовности к школе детей с разными типами семейного воспитания.
Анализ современных исследований показывает, что среди современных первоклассников очень много детей, психологически не готовых к школьному обучению. Психологическая готовность детей к школе – эт...
Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"
Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
Данный материал поможет педагогом ознакомится с психолого-педагогическими условиями формирования психологической готовности к школе у детей седьмого года жизни....
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....