Формирование психологической готовности к школе детей с разными типами семейного воспитания.
статья (подготовительная группа)
Анализ современных исследований показывает, что среди современных первоклассников очень много детей, психологически не готовых к школьному обучению. Психологическая готовность детей к школе – это фундамент, точка отсчета развития, планирования и достижения жизненных целей личности. К семилетнему возрасту у ребенка уже должен быть сформирован определенный багаж знаний и представлений об окружающем мире, усвоены формы коммуникации со сверстниками и взрослыми, развиты волевые качества. В случае неготовности ребенка к школе он может столкнуться как с проблемой непринятия, отвержения со стороны более подготовленных школьников, так и с затруднением адаптации к школе, что негативным образом повлияет на его интеллектуальное развитие и формирование жизненных привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pushkarenko_s.g.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пушкаренко Светлана Геннадьевна
Формирование психологической готовности к школе детей с разными типами семейного воспитания.
ФГБОУ ВПО "Российский государственный педагогический
университет им. А. И. Герцена"
г.Санкт-Петербург, Россия
Анализ современных исследований показывает, что среди современных первоклассников очень много детей, психологически не готовых к школьному обучению. Психологическая готовность детей к школе – это фундамент, точка отсчета развития, планирования и достижения жизненных целей личности. К семилетнему возрасту у ребенка уже должен быть сформирован определенный багаж знаний и представлений об окружающем мире, усвоены формы коммуникации со сверстниками и взрослыми, развиты волевые качества. В случае неготовности ребенка к школе он может столкнуться как с проблемой непринятия, отвержения со стороны более подготовленных школьников, так и с затруднением адаптации к школе, что негативным образом повлияет на его интеллектуальное развитие и формирование жизненных привычек.
В дошкольном возрасте формируется готовность к школе. Готовность ребенка к школе – это комплексная характеристика, включающая в себя личностные, эмоциональные, физические, интеллектуальные предпосылки для эффективной адаптации к школе. Изначально готовность ребенка к школе оценивалась исключительно с педагогической точки зрения, то есть достаточным считался набор знаний и представлений, необходимых для школьника.
Однако не менее важным аспектом готовности ребенка к школе является психологическая готовность, то есть «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка в коллективе сверстников в условиях обучения и освоения школьной учебной программы» [3, с. 114] . Я.Л. Коломинский и Е.А Панько представляют психологическую готовность к школе как «целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой».
Нужно отметить, что психологическая готовность к школе у детей – важная психолого-педагогическая проблема, не всегда в достаточной мере осознаваемая родителями ребенка. Родители играют большую роль в эффективной подготовке своих детей к школе, и во многом именно от семейного воспитания зависят успехи ребенка в учебе, его ассимиляция в школьной среде, встраивание в новую систему отношений с одноклассниками и учителями. В законе РФ «Об образовании» говорится о том, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Как пишет Л.С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития". "Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день". Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. И осуществление задачи эффективного развития ребенка в контексте зоны ближайшего развития наиболее комфортно происходит в окружении любящих и заботливых взрослых.
В научно-практической литературе представлены разные подходы к решению проблемы психологической подготовки детей к школе, обосновывающие положение о том, что подготовка ребенка к школе – это серьезная ответственность. В частности, описываются типы семейного воспитания, наиболее гармонично подготавливающие детей к новой ситуации развития.
В этой связи существенно, что разные типы семейного воспитания с разной степенью эффективности формируют психологическую готовность к школе у детей. Например, родители, считающие своего ребенка неудачливым, критикующие все его действия, формируют крайне неуверенную в себе личность, в то время как чрезмерное удовлетворение потребностей детей, ограждение дошкольников от трудностей, способствует формированию личности, не готовой к вызовам «внешнего мира».
Эффективность родительского воспитания существенно зависит от системы отношений в семье. Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой - объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.
Под типами семейного воспитания в данном исследовании понимаются наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяемые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Типы семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор родителями типа семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенком [8, с.178].
Теоретическую основу исследования составили: фундаментальные положения возрастной и педагогической психологии о развитии детей дошкольного возраста и готовности ребенка к обучению в школе (А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Н.В. Нижегородцева, Л.С. Выготский, Я. Йерасик, Г.А. Урунтаева, М.И. Лисина и др.), результаты современных исследований в области семейного воспитания (А.А. Бодалев, А.Я. Варга, И.В. Добряков, В.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.В. Петровский, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, П.М. Якобсон и др.).
В своём исследовании мы будем рассматривать влияние разных типов семейного воспитания на формирование психологической готовности детей к школе. Целью нашего исследования будет являться определение эффективности программы психолого-педагогических мероприятий для формирования психологической готовности к школе у детей с разным типом семейного воспитания. Для достижения цели планируется решить поставленные задачи. Во-первых, необходимо теоретически изучить современное состояние проблемы формирования психологической готовности к школе у детей с разным типом семейного воспитания, затем - определить психолого-педагогические условия эффективного формирования готовности к школе у детей с разным типом семейного воспитания.
На этапе констатирующего эксперимента будет определена сформированность психологической готовности к школе у детей с разным типом семейного воспитания. По итогам подготовительного этапа планируется разработать программу психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование психологической готовности к школе у детей с разным типом семейного воспитания. В рамках формирующего эксперимента будет проведена работа по внедрению разработанной программы и описанию полученных результатов. Данное исследование планируется провести на базе дошкольного образовательного учреждения Санкт-Петербурга. Хронологические рамки экспериментального исследования будут охватывать период с марта по декабрь 2015 года. В работе предполагается использовать широкий спектр методов, среди которых можно выделить методы экспериментального исследования и проектирования, статистические методы анализа, а также анализ научной и методической литературы. Для определения типа семейного воспитания в данной работе будет использован опросник стиля семейного воспитания Эйдемиллера - Юстицкиса и опросник родительских отношений Варги - Столина. Также в работе будут использованы методики, позволяющие выявить психологическую готовность к школе (методика Дембо – Рубинштейна, методика «Два дома», методика «Выбор в действии», методика Н. И. Гуткиной, методика «Рисунок семьи»).
В данной работе предполагается, что формирование психологической готовности к школе у детей будет проходить более эффективно при реализации программы психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию детско-родительских отношений с учетом типа семейного воспитания. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке дошкольными учреждениями собственных программ психолого-педагогических мероприятий для формирования психологической готовности к школе у детей с разным типом семейного воспитания, а также в практике психолого-педагогической помощи семье и ребенку.
Список литературы:
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.
2. Венгер, А. Л. Психологические особенности шестилетних детей [Текст] / А.Л. Венгер. – М., 1985.
3. Вьюнова, Н.И., Гайдар, К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы [Текст] / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – М., 2003. – С. 114
4. Выготский, Л.С. Кризис семи лет [Текст] / Л.С. Выготский // Психология развития ребенка. – М., 2005.
5. Гланц, С. Медико-биологическая статистика [Текст] / С. Гланц. – М., 1999.
6.Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Текст] / Н.И. Гуткина. – М., 2002.
7. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. – М., 2004.
8. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А.Психология детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А Панько. – Минск, 1999. – С.178
9. Лусканова, Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении [Текст] / Н.Г. Лусканова. – М.,1999.
10. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. . Поливанова. – М., 2000.
11. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М., 2010. – С. 547
Авторы
Пушкаренко С.Г. Студентка 1 курса магистратуры психолого - педагогического направления по программе "Семейная психология" Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Института Детства г. Санкт-Петербург, Россия. Е-mail: ssss2608@mail.ru
Научный руководитель
Явленская Наталья Степановна, кандидат психологических наук, доцент РГПУ им А.И. Герцена Институт Детства г. Санкт-Петербург. Е-mail: yavlenskaya78@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет
Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет (М. А. Панфилова Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников)....
Формирование психологической готовности к школе (тренинговые занятия)
На современном этапе важной задачей психологической службы дошкольного образования являются помощь в развитии и социализации детей, подготовка их к школе....
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ШКОЛУ У СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ДЕТЕЙ, С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ - ЛЕПБУК.
Быть готовым к школе – значит достичь определенного уровня развития мыслительных операций – умений выделять существенное, сходное и отличное, сравнивать явления, находить причины...
Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"
Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
Данный материал поможет педагогом ознакомится с психолого-педагогическими условиями формирования психологической готовности к школе у детей седьмого года жизни....
Формирование психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по формированию психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста. Понятие "психологическая готовность" , компоненты психологической готовности...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....