Приобщение дошкольников кклассической музыке через использование проектной деятельности
методическая разработка (старшая группа) на тему
В Материале представлен опыт работы по заявленной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_vystupleniyu_na_rmo.docx | 27.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников кклассической музыке через использование проектной деятельности
Из опыта работы Даниловой Н.В.,
музыкального руководителя
МБДОУ «Детский сад № 430»
Май 2018 г.
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема «Приобщение дошкольников к классической музыке через использование проектной деятельности», которую сегодня я представляю вашему вниманию, выбрана мной не случайно.
Слайд 2
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке.
Слайд 3 (актуальность проблемы)
Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Не случайно ФГОС ДО нацеливает педагогов на развитие у дошкольников ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, а одной из задач нашей образовательной программы является приобщение детей к музыкальному искусству, формирование основ музыкальной культуры через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.
Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную поп- и рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или нет), слышат и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость оказывают сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.
Проведя педагогическое наблюдение, которое заключалось в опросе детей и анкетировании родителей по поводу приобщения детей к классической или лучшим образцам современной или народной музыки, мы пришли к выводу о том, что в современных молодых семьях крайне редко у детей появляется возможность слышать высокохудожественные музыкальные произведения.
В связи с этим мы решили, что педагоги и родители должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от музыки низкопробной и дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую музыку. Очевидно, что основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду.
Слайд 4 (теоретические основы)
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы о том, что необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию своеобразных эталонов восприятия.
Кроме того, анализ представленного опыта музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педагогических сообществах и собственной практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью педагогической практики формирования его у дошкольников.
Это убедило меня в необходимости разработки новых педагогических подходов в приобщении дошкольников к классической музыке.
Слайд 5
Исходя из всего вышесказанного целью моей работы с детьми стало - приобщение дошкольников к классической музыке через использование проектной деятельности.
Достижение поставленной цели мы видим через решение ряда задач.
Задачи работы:
- Способствовать расширению знаний детей о музыке, накоплению опыта восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;
- Вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
- Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);
- Способствовать формированию музыкальной культуры, сознательного отношения к музыкальному искусству у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) через активное участие в реализации совместных проектов.
Слайд 6
Для решения поставленных целей и задач нам необходимо было подобрать эффективную педагогическую технологию организации восприятия классической музыки, направленную на эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Свой выбор мы остановили на технологии проектирования.
Технология проектирования, которую я применяю в своей работе, как современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Технология актуальна и очень эффективна. Она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.
Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества.
Кроме того, данную технологию можно рассматривать и как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.
Родители, участвуя в проектной деятельности, могут быть не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу, но также стать непосредственными участниками музыкально-педагогического процесса.
Слайд 7
Учитывая все выше сказанное мы решили разработать и осуществить долгосрочный проект «В мире классической музыки», о котором мне бы хотелось рассказать. (гиперссылка)
Данный проект был направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки.
Слайд 8
Вся работа по реализации проекта строилась поэтапно:
Этапы реализации проекта представлены на слайде.
1 этап. Организационный:
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
3. Заключение договоров о сотрудничестве с определенными организациями (дошкольными, школьными, государственными) и общественными объединениями.
4. Изучение компетентности родителей по теме проекта
2 этап: Практический:
1. Планирование работы воспитателей с детьми.
2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
3. Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
4. Создание базы данных о детских музыкальных театрах, концертных залах города.
1. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
2. Составление семейных мини-проектов «Классическая музыка дома».
3. Организация тематических выставок, создание фотогазет,
мини-презентаций.
3 этап: Заключительный:
Мониторинг проектной деятельности: анализ работы с детьми, анализ работы с родителями.
Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
Презентация проекта «Классическая музыка в детском саду»
Слайд 9
На организационном этапе проекта мы составили план работы, заключили договора о сотрудничестве со средней школой № 62, музыкальной школой № 16, изучили компетентности детей и родителей по теме проекта.
Цели и задачи проекта мы обсуждали со всеми участниками проекта – детьми, родителями, воспитателями, стремились, чтобы у детей появился интерес и желание больше узнать о музыкальном искусстве, о композиторах, о музыкальных инструментах. В этом нам помогли такие проблемно-игровые ситуации, как «В гостях у Феи Музыки».
Слайд 10 (среда)
Наиболее длительным и насыщенным является второй – практический этап осуществления проекта.
Важным при его реализации было создание соответствующей развивающей предметно- пространственной среды. В ДОУ созданы необходимые условия для приобщения детей к музыке, в том числе и классической: имеются музыкальные инструменты, музыкальный центр, DVD-проигрыватель, мультимедийная установка, компьютер, принтер, видеокамера, телевизор, аудио диски и кассеты с записью фонограмм, фотографии и картины с изображениями инструментов, портреты выдающихся музыкантов, композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная и художественная литература.
Для реализации проекта мною был создан ряд мультимедийных презентаций для ознакомления детей с музыкальными инструментами, с музыкальными жанрами, с творчеством известных композиторов (П.И. Чайковский, А. Вивальди, С.С. Прокофьев)
Слайд 11
Основные направление работы на втором этапе проекта представлены на слайде.
Слайд 12 (формы работы с детьми)
При реализации проекта мы использовали следующие формы и методы:
- введение музыкальных минуток во всех группах (прослушивание композиций в перерывах между занятиями, утром, перед сном; пробуждение под музыку);
- интегрированные занятия на темы «Природа и музыка», «О чем нам расскажет «Детский альбом П.И. Чайковского», «Мы рисуем музыку» и др.
Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значима для дошкольника, мы старались организовать ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к ней. Этому способствовало использование такой формы, как музыкальные развлечения, которые проводятся в нашем детском саду 1 раз в месяц. Были проведены такие развлечения, как Музыкально - литературный вечер "Чайковский - детям". ….ДОПОЛНИТЬ
Слайд 13 (взаимодействие с социумом)
Как уже было сказано, в нашем проекте участвовали не только дети и педагоги, но другие партнеры. Большую помощь в решении поставленных задач нам оказали педагоги и учащиеся музыкальной школы № 16. В течение года неоднократно были организованы встречи, как в школе, так и у нас в детском саду.
Слайд 14
Наши воспитанники имели возможность познакомиться с живым звучанием музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, контрабас, аккордеон , флейта и др.) Выразительное исполнение классических произведений педагогами и учащимися музыкальной школы способствовало развитию интереса к классической музыке, желание ее слушать, подражать старшим товарищам.
Слайд 15 (Работа с родителями)
Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому, полноправными участниками стали и родители. Они были активно вовлечены в совместную с детьми творческую деятельность. Личное участие родителей позволило значительно шире и интереснее осуществлять работу по музыкальному воспитанию детей. Мы использовали самые разные формы взаимодействия, которые представлены на слайде. Предпочтение отдавалось таким активным формам, как
- Музыкальные гостиные для детей и их родителей (например, «Зимний вечер в кругу друзей» на основе музыки композиторов П.И. Чайковского, Вивальди …)
- выполнение творческих заданий родителями с детьми (например, самостоятельно узнать о жизни и творчестве композитора и рассказать детям, придумать сказку или рассказ по музыкальному произведению из Детского альбома П.И. Чайковского, нарисовать рисунок по музыкальному произведению и др.)
Слайд 16 (результаты работы)
На третьем, заключительном этапе мы подвели итоги работы за год.
Итоговыми мероприятиями по проекту «В мире классической музыки» стали:
- Музыкальная викторина «Угадай-ка!» по произведениям Чайковского, Вивальди, Свиридова, Прокофьева;
- Музыкальная гостиная для детей и их родителей «В гости к королеве Музыки»;
- Выставка: «Сказочные образы в музыке».
- Фото выставка «Музыка в моей семье».
Слайд 17
Повторное педагогическое наблюдение показало:
- у старших дошкольников значительно обогатились знания о музыке и ее жанрах, о музыкальных инструментах, о творчестве известных композиторов;
- повысился интерес к классическим музыкальным произведениям. Дети с удовольствием слушают мелодичные звуки…, просят, чтобы воспитатели включили аудиозаписи в процессе свободной деятельности, в режимные моменты, что свидетельствует о проявлении эмоциональной отзывчивости на классическую музыку;
- У некоторых детей появились любимые музыкальные произведения. Которые они узнают и с удовольствием слушают, пытаются отразить свои музыкальные впечатления в самостоятельной творческой деятельности (в образном слове, рисунках, музыкально-ритмических движениях);
- родители наших воспитанников стали более внимательно относиться к тому, какую музыку слушают дети в свободное время, осознали значение приобщения детей к лучшим образцам отечественной и зарубежной классической музыки.
Слайд 18
Кроме того, мы убедились и в эффективности выбранной технологии проектной деятельности в музыкальном образовании детей и взрослых. Мы увидели, что проект помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе
Работа над проектом «В мире классической музыки» органично вписалась в педагогический процесс детского сада и на практике показала своё преимущество и эффективность, способствовала развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в организации рабаты по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с неживой природой через детское экспериментирование».
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не ...
Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире России через использование проектной деятельности
На аналитическом этапе также было проанализировано познавательное развитие детей по методике Н.Н.Кондратьевой.Анализировались следующие показатели, представленные на экране: Название животного, ...
Развитие представлений дошкольников о важности соблюдения основ жизнедеятельности через использование проектной деятельности.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного ...
Использование интерактивных форм взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с родителями через совместную проектную деятельность.
Использование интерактивных форм взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с родителями через совместную проектную деятельность....
Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОНР в процессе патриотического воспитания через использование проектной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем детей с общим недоразвитие речи. Для дошкольников с нарушениями речи важно развивать ком...
«Развитие представлений дошкольников о важности соблюдения основ жизнедеятельности через использование проектной деятельности».
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы через использование проектной деятельности
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы через использование проектной деятельности...