Тема: «Развитие активного познавательного интереса старших дошкольников в процессе ознакомления с профессией сотрудника МЧС (пожарного)»
материал (старшая группа) на тему
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 1034 дошкольное отделение № 1 Доклад по самообразованию Тема: «Развитие активного познавательного интереса старших дошкольников в процессе ознакомления с профессией сотрудника МЧС (пожарного)» Подготовила: Воспитатель Севидова Е.В. Москва, 2015 «Лучшая форма наследства, оставляемого нами детям, не деньги, не вещи и даже не образование, если нам удалось воспитать в них безграничное трудолюбие, оно станет одним из важнейших условий их счастья...» К.Д.Ушинский. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых дает возможность реально представить взаимозависимость людей в социуме. Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Современных дошкольников интересует все. Они с удовольствием изучают историю, археологию, палеонтологию по многочисленным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п. Они приносят в детский сад уже не сборники сказок, а даже не совсем доступные их пониманию научные книги. Их уже не устраивают поверхностные сведения об окружающем. Своими вопросами дети заставляют родителей и воспитателей «сидеть» в Интернете, чтобы находить ответы на часто недетские вопросы. Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями такими как повар, парикмахер, врач, почтальон и т.д. не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности. Поэтому мной была выбрана тема «Развития активного познавательного интереса старших дошкольников в процессе ознакомления с профессией сотрудника МЧС (пожарного)». Выбор данной темы обусловлен следующими факторами: - дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования любознательности, это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессии сотрудника МЧС; - дошкольный возраст - это период развития ребенка посредством игровой деятельности, а что может быть лучше для развития и разнообразия содержания детских игр, чем знакомство с новыми профессиями сотрудников МЧС (таких как пожарный-спасатель, водитель пожарной машины, диспетчер, инспектор пожарной безопасности и многие другие), посещение пожарной части, которые оставляют яркий эмоциональный отпечаток в сознании ребенка. Передо мной стояла цель: Сформировать у детей представление о значимости профессии сотрудника МЧС (пожарного). Задачи: • познакомить детей с историей возникновения профессии пожарного и ее ролью в современном обществе; • формировать знания детей о разнообразии профессий сотрудников МЧС; • воспитывать уважение и интерес к труду пожарного; • сформировать практические навыки безопасного поведения детей при возникновении ЧС, на основе теоретических знаний о правилах пожарной безопасности; • активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс; • организовать активное взаимодействие детского сада с сотрудниками МЧС и пожарными частями. Поставленные цели и задачи по расширению знаний и представлений о профессии пожарного я осуществляла по трем направлениям: 1. Разработка конспектов занятий и игр на противопожарную тематику и их проведение. 2. Оснащение предметно–пространственной развивающей образовательной среды материалами на тему пожарной безопасности, куда вошли: • дидактические игры, • плакаты, • папки-передвижки, • атрибуты для игр в пожарных, рабочих инструментов • формы пожарного; 3. Собрание видеоматериалов: «Профессии сотрудников МЧС», «Экскурсия в пожарную часть» Живой интерес у детей вызвала экскурсии в 37 пожарно-спасательную часть города Москвы. Воспитателя, детей и родителей встретил командир пожарной службы Богачев Михаил Владимирович и старший сержант Севидов Алексей Алексеевич. В пожарной части ребятам провели экскурсию по зданию. Показали караульное помещение, дежурную диспетчерскую службу и учебные классы, которые очень удивили дошкольников, ведь в их представлении пожарные – это «супер-люди», которые только тушат и спасают, а учиться им совсем не обязательно. Дети и родители задавали много вопросов об истории пожарной охраны, о профессиональной деятельности. Командир и старший сержант показывали детям и родителям брандспойты, каски, топоры, противогазы, пилу для резки металла, огнестойкие костюмы, рацию, огромные металлические клещи, осмотрели пожарные машины. Увидев это дети заявили, что когда они вырастут обязательно будут пожарными и поспешили занять свое место в пожарном автомобиле. В заключение экскурсии ребятам рассказали о том, как вести себя в случае пожара и как не допустить его возникновения и вручили удостоверения «Юного пожарного». Искренняя радость и любознательность детворы вызывала улыбки у работников пожарной части. Встреча прошла в дружеской атмосфере и смогла разбавить будни работников пожарной части, ведь их повседневная деятельность не предполагает общение с подрастающим поколением на такой ноте. Дошкольники также почерпнули много полезной информации из беседы с теми, кто ежедневно занимается тушением пожаров и спасением людей. Возможно, со временем знания о пожарной безопасности частично сотрутся из памяти детей, но доверие к пожарным и телефон 01 точно запомнятся навсегда. Так же мною запланировано открытое занятие по теме «Юные пожарные». Цель: Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения. Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарного. (Приглашаю всех). Взаимодействие с родителями – важное направление в моей работе. Я считаю, что любая цель будет достигнута лишь частично, если родители не загорятся идеей. Поэтому родители привлекались на всех этапах реализации данного проекта: • Сопровождение детей на экскурсии в пожарную часть; • Помощь в оснащении «Центра безопасности» играми и пособиями на противопожарную тематику; • Помощь в подготовке детей к участию в конкурсах. В течение учебного года наши воспитанники приняли участие в следующих конкурсах по пожарной безопасности: - Гобозов Матвей, победитель школьного этапа окружного конкурса детского творчества «Огонь-друг, огонь-враг» в номинации декоративно-прикладного творчества; - Любвина Маргарита, II место в школьном этапе окружного конкурса детского творчества «Огонь-друг, огонь-враг» и призер окружного этапа в номинации декоративно-прикладного творчества; - Горбачева Алина, победитель школьного этапа окружного конкурса детского творчества «Огонь-друг, огонь-враг» и призер окружного этапа в номинации технические творческие работы; - Жиляк Антон, победитель школьного этапа окружного фестиваля сценического творчества «Таланты и поклонники» и дипломант окружного этапа в номинации театральное искусство (стихотворение) Работа по данному направлению пока не завершена. Еще запланировано анкетирование родителей и подготовка памяток на тему пожарной безопасности. Но уже сейчас можно сказать, что: Благодаря целенаправленной работе по расширению представлений о пожарной безопасности, у детей наблюдается: • повышение активного познавательного интереса к профессии сотрудника МЧС (пожарного); • формирование целостного представления детей о профессиональной деятельности пожарных и сотрудников МЧС (пожарных); • повышение общественной значимости профессии пожарного; • формирование устойчивых навыков безопасного поведения при ЧС; Положительные моменты: • Прослеживается сотрудничество и сотворчество взрослого и ребенка как равноправных партнеров; • Взаимодействие с предприятиями и учреждениями МЧС. В заключении хотелось бы прочитать замечательное стихотворение, которое ярко рисует мир профессий у детей Кем хотите стать вы, дети? Кем хотите стать вы, дети? Поскорее нам ответьте! — Я хочу шофёром быть. Грузы разные возить. — Я мечтаю о балете. Лучше нет его на свете. — Я хочу врачом стать классным. Буду всех лечить лекарством. Очень вкусным, как конфета. Съел его - болезней нету! — В красках я души не чаю. Стать художником мечтаю. Закажите мне портрет. Справлюсь я, сомнений нет! — Вы со мной, друзья, не спорьте, Я хочу стать первым в спорте. Шайбу мне забить - пустяк, Я играю за "Спартак"! — Я хочу стать пианисткой. Замечательной артисткой. Музыка со мною с детства, Я люблю её всем сердцем. — Я мечтаю стать скорей Воспитателем детей. С ними петь, гулять, играть. Дни рожденья отмечать. Все профессии прекрасны. Все профессии важны. Знаем мы, что наши руки Будут Родине нужны!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_2.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА № 1034
дошкольное отделение № 1
Доклад по самообразованию
Тема: «Развитие активного познавательного интереса старших дошкольников в процессе ознакомления с профессией сотрудника МЧС (пожарного)»
Подготовила:
Воспитатель Севидова Е.В.
Москва, 2015
«Лучшая форма наследства, оставляемого нами детям, не деньги, не вещи и даже не образование, если нам удалось воспитать в них безграничное трудолюбие, оно станет одним из важнейших условий их счастья...»
К.Д.Ушинский.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых дает возможность реально представить взаимозависимость людей в социуме.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.
Современных дошкольников интересует все. Они с удовольствием изучают историю, археологию, палеонтологию по многочисленным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п. Они приносят в детский сад уже не сборники сказок, а даже не совсем доступные их пониманию научные книги. Их уже не устраивают поверхностные сведения об окружающем. Своими вопросами дети заставляют родителей и воспитателей «сидеть» в Интернете, чтобы находить ответы на часто недетские вопросы.
Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями такими как повар, парикмахер, врач, почтальон и т.д. не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности. Поэтому мной была выбрана тема «Развития активного познавательного интереса старших дошкольников в процессе ознакомления с профессией сотрудника МЧС (пожарного)».
Выбор данной темы обусловлен следующими факторами:
- дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования любознательности, это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессии сотрудника МЧС;
- дошкольный возраст - это период развития ребенка посредством игровой деятельности, а что может быть лучше для развития и разнообразия содержания детских игр, чем знакомство с новыми профессиями сотрудников МЧС (таких как пожарный-спасатель, водитель пожарной машины, диспетчер, инспектор пожарной безопасности и многие другие), посещение пожарной части, которые оставляют яркий эмоциональный отпечаток в сознании ребенка.
Передо мной стояла цель:
Сформировать у детей представление о значимости профессии сотрудника МЧС (пожарного).
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения профессии пожарного и ее ролью в современном обществе;
- формировать знания детей о разнообразии профессий сотрудников МЧС;
- воспитывать уважение и интерес к труду пожарного;
- сформировать практические навыки безопасного поведения детей при возникновении ЧС, на основе теоретических знаний о правилах пожарной безопасности;
- активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс;
- организовать активное взаимодействие детского сада с сотрудниками МЧС и пожарными частями.
Поставленные цели и задачи по расширению знаний и представлений о профессии пожарного я осуществляла по трем направлениям:
- Разработка конспектов занятий и игр на противопожарную тематику и их проведение.
- Оснащение предметно–пространственной развивающей образовательной среды материалами на тему пожарной безопасности, куда вошли:
- дидактические игры,
- плакаты,
- папки-передвижки,
- атрибуты для игр в пожарных, рабочих инструментов
- формы пожарного;
- Собрание видеоматериалов: «Профессии сотрудников МЧС», «Экскурсия в пожарную часть»
Живой интерес у детей вызвала экскурсии в 37 пожарно-спасательную часть города Москвы.
Воспитателя, детей и родителей встретил командир пожарной службы Богачев Михаил Владимирович и старший сержант Севидов Алексей Алексеевич. В пожарной части ребятам провели экскурсию по зданию. Показали караульное помещение, дежурную диспетчерскую службу и учебные классы, которые очень удивили дошкольников, ведь в их представлении пожарные – это «супер-люди», которые только тушат и спасают, а учиться им совсем не обязательно. Дети и родители задавали много вопросов об истории пожарной охраны, о профессиональной деятельности. Командир и старший сержант показывали детям и родителям брандспойты, каски, топоры, противогазы, пилу для резки металла, огнестойкие костюмы, рацию, огромные металлические клещи, осмотрели пожарные машины. Увидев это дети заявили, что когда они вырастут обязательно будут пожарными и поспешили занять свое место в пожарном автомобиле. В заключение экскурсии ребятам рассказали о том, как вести себя в случае пожара и как не допустить его возникновения и вручили удостоверения «Юного пожарного».
Искренняя радость и любознательность детворы вызывала улыбки у работников пожарной части. Встреча прошла в дружеской атмосфере и смогла разбавить будни работников пожарной части, ведь их повседневная деятельность не предполагает общение с подрастающим поколением на такой ноте. Дошкольники также почерпнули много полезной информации из беседы с теми, кто ежедневно занимается тушением пожаров и спасением людей. Возможно, со временем знания о пожарной безопасности частично сотрутся из памяти детей, но доверие к пожарным и телефон 01 точно запомнятся навсегда.
Так же мною запланировано открытое занятие по теме «Юные пожарные».
Цель: Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения. Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарного. (Приглашаю всех).
Взаимодействие с родителями – важное направление в моей работе. Я считаю, что любая цель будет достигнута лишь частично, если родители не загорятся идеей. Поэтому родители привлекались на всех этапах реализации данного проекта:
- Сопровождение детей на экскурсии в пожарную часть;
- Помощь в оснащении «Центра безопасности» играми и пособиями на противопожарную тематику;
- Помощь в подготовке детей к участию в конкурсах.
В течение учебного года наши воспитанники приняли участие в следующих конкурсах по пожарной безопасности:
- Гобозов Матвей, победитель школьного этапа окружного конкурса детского творчества «Огонь-друг, огонь-враг» в номинации декоративно-прикладного творчества;
- Любвина Маргарита, II место в школьном этапе окружного конкурса детского творчества «Огонь-друг, огонь-враг» и призер окружного этапа в номинации декоративно-прикладного творчества;
- Горбачева Алина, победитель школьного этапа окружного конкурса детского творчества «Огонь-друг, огонь-враг» и призер окружного этапа в номинации технические творческие работы;
- Жиляк Антон, победитель школьного этапа окружного фестиваля сценического творчества «Таланты и поклонники» и дипломант окружного этапа в номинации театральное искусство (стихотворение)
Работа по данному направлению пока не завершена. Еще запланировано анкетирование родителей и подготовка памяток на тему пожарной безопасности. Но уже сейчас можно сказать, что:
Благодаря целенаправленной работе по расширению представлений о пожарной безопасности, у детей наблюдается:
- повышение активного познавательного интереса к профессии сотрудника МЧС (пожарного);
- формирование целостного представления детей о профессиональной деятельности пожарных и сотрудников МЧС (пожарных);
- повышение общественной значимости профессии пожарного;
- формирование устойчивых навыков безопасного поведения при ЧС;
Положительные моменты:
- Прослеживается сотрудничество и сотворчество взрослого и ребенка как равноправных партнеров;
- Взаимодействие с предприятиями и учреждениями МЧС.
В заключении хотелось бы прочитать замечательное стихотворение, которое ярко рисует мир профессий у детей
Кем хотите стать вы, дети?
Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
— Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.
— Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете.
— Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его - болезней нету!
— В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
— Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!
— Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю её всем сердцем.
— Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть.
Дни рожденья отмечать.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Рекомендации для родителей....
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой
1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»...
«Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»
Выступление на педагогическом совете в ДОУ...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»
Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов....
Методическая разработка Перспективный план работы по самообразованию на тему: "Развитие творческого потенциала у старших дошкольников в процессе ознакомления с техникой батик"
Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы во время росписи по ткани. Привлечение родителей к совместной деятельности по рисованию в технике батик. Ознакомление воспитателей с си...