"Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей, культурой народов Прибайкалья»
методическая разработка на тему
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер- класс «Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей, культурой народов Прибайкалья»
Подготовила
Цель мастер- класса: показ отдельных форм, методов педагогической деятельности в формировании у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре народов Прибайкалья.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с созданием условий в предметно- развивающей среде, выбором содержания, форм и методов в формировании познавательного интереса у дошкольников старшего возраста к истории и культуре родного края.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в обогащении познавательного опыта у дошкольников в процессе совместной деятельности.
"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому, к настоящему…"
Д. С. Лихачёв
1 шаг-Презентация педагогического опыта
Это высказывание глубоко легло в мое сердце. Что такое Родина, любим ли мы её, насколько мы её знаем? Отвечая детям на эти вопросы, заставило меня задуматься над тем, что невозможно привить эту любовь, если сам не проникся чувствами, которыми живет народная душа, если ты не знаешь историю своего края и традиции земляков.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня, - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Актуальность:
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре в настоящее время актуально, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающих высокой нравственностью.
История нашего Прибайкалья, как многонационального региона, сложна и многообразна. Знание истории и культуры своих предков поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Считаю, что воспитание любви к родному краю, к Родине можно решить через формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре народов Прибайкалья.
Цель моей работы: Формирование познавательного интереса к истории и культуре народов Прибайкалья.
Освоение исторических и культурных ценностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками определили задачи и содержание работы.
Задачи в этом направлении:
- Создать условия для самостоятельной поисковой деятельности.
- Обогащать опыт детей новыми знаниями об историческом прошлом своего народа, культуре, традициях.
- Развивать познавательную активность в процессе интересной деятельности.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к истории и традициям сибиряков.
Краткая характеристика детей
Многолетний опыт работы заставил меня задуматься о том, что дети не достаточно проявляют интерес к историческому прошлому, не имеют представлений о народных традициях, не знают о народных промыслах сибиряков.
Анализируя свою работу, я понимаю, что если использовать прежние методы работы - не удастся достичь видимых результатов.
Поэтому, осмыслив, проанализировав прежнюю систему работы, я решила внести новые идеи, находки, особые подходы, накопление личного опыта по краеведению, переосмыслить этот опыт, а также создать специальные условия для формирования познавательного интереса у дошкольников к истории и культуре народов Прибайкалья.
В первую очередь новизну в своей работе вижу через введение особого содержания:
- «Историческое прошлое родного края»,
- «Традиции»,
- «Обряды, праздники»
Использование:
- интерактивных форм и методов.
- авторского дидактического материала.
Выстроить работу по краеведению позволяет программно- методический комплекс:
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д. Маханёва,
- «Народная культура и традиции» В.Н.Косарёва,
- Авторская комбинаторная программа «Я живу в Прибайкалье».
Данные программы помогли выстроить продуманный во всех деталях алгоритм совместной деятельности педагога с детьми.
Использование данных программ заставило задуматься о преобразованиях в предметно - развивающей среде.
Создавая среду, считаю важным, что наряду с реальными предметами нового поколения должны присутствовать элементы народной культуры, традиционные народные игрушки, произведения народного искусства, прежде всего мастеров Прибайкалья (деревянные изделия, народные костюмы, авторские произведения мастеров из лозы, глины, бересты, бисера и т.д.).
Разнообразные формы работы помогли достигнуть хороших результатов. Наиболее интересными формами работы стали те, в ходе которых, у дошкольников формируется любознательность, пытливость, способность решать познавательные и поисковые задачи:
- Коллекционирование как форма познавательной активности дошкольников, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего- либо. В процессе сбора коллекций у детей развиваю такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно-волевая, эмоциональная, действенно- практическая, творческая активность.
- Мини-музей, как создание продукта детского творчества в рамках тематической недели.
- Игры-путешествия, как одна из форм познавательной активности через использование игрового пространства.
- «Мастерская», предполагающая совместную продуктивную деятельность педагога с детьми. Работу в «мастерской» организую, как в образовательной деятельности (рисование «Народный костюм», лепка «Юрта», аппликация «Поясок», ручной труд «Оберег»), так и в ходе режимных моментов (создание альбомов: «Это было на Ангаре», «Мой край», «Народов дружная семья», «Фольклор народов Прибайкалья», «Орнаменты народов Прибайкалья», «Костюмы народов Сибири», «Народные музыкальные инструменты»; изготовление элементов костюмов; рисование и т.д.).
- Беседы, с использованием пословиц и поговорок направленные на развитие любознательности и активности.
- Познавательные сообщения.
- Чтение художественной (легенды, сказки, предания, фольклор) и познавательной литературы.
- Составление загадок.
- Народные игры.
- Исследовательская деятельность.
- Народные праздники.
Учитывая возрастные особенности детей, широко применяю игровой прием – метод познавательных игр, который важен как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы в совместной деятельности.
Использование средств этнографической культуры в образовательном процессе позволяет не только формировать интерес к историческому прошлому, традициями, промыслами народов Прибайкалья, но и воспитывают чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщают детей к миру общечеловеческих ценностей.
В качестве основных средств воспитания использую все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, народные праздники и традиции.
Особое внимание уделяю укреплению связей с родителями.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной познавательной и творческой деятельности, привлечение родителей к участию в народных праздниках, способствует созданию атмосферы общей радости и веселья, освоению духовного опыта своего народа. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в создании мини-музеев и коллекций, в украшении групп к народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Осенины», «Масленица».
2 шаг- результативность работы
Результатами проводимой работы по формированию познавательного интереса к истории и культуре родного края является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.
- Имеют представления о народах, проживающих на территории Прибайкалья (русские, буряты, эвенки).
- Имеют представления о быте народов: жилище, промыслах (русские, эвенки, буряты).
- Проявляют познавательный интерес к особенностям народного костюма (русский, бурятский, эвенкийский)
- Имеют представления о том, что рукотворный мир – результат деятельности человека (через историю предметов).
- Проявляют интерес к настоящему и прошлому родного края.
- Имеют представления о народных промыслах.
- Проявляет интерес к традициям, обычаям и обрядам народов Прибайкалья
- Имеет некоторые представления об истории народных праздников и обрядов
- Проявляет интерес к народным играм
- Испытывают положительные эмоции во время проведения народных праздников.
- Испытываю уважение к родной культуре и гордость за нее.
Наблюдается динамика по всем показателям.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста познавательный интерес к истории родного края, культурному наследию земляков. Работа основана на формировании познавательной активности в процессе интересной совместной и самостоятельной деятельности, в том числе благодаря созданию особой предметно-развивающей среды.
3 шаг – представление системы занятий
Успешность результатов обеспечивает системный подход к планированию разнообразной деятельности в рамках непосредственно- образовательной деятельности и в режимных моментах, создание условий для самостоятельной деятельности в предметной среде в соответствии с содержанием:
- «Историческое прошлое родного края»,
- «Традиции»,
- «Обряды, праздники»
В рамках освоения ООП объем времени реализации поставленных задач по данному направлению составляет 20% (НОД 8 часов, режимные моменты 2ч.50 мин., самостоятельная деятельность 4 ч. 35 мин.)
Наиболее любимые приемы в работе:
-творческие задания,
-загадки,
-познавательные игры,
-экспериментирование с материалами,
-вопросы поискового характера, вопросы- гипотезы.
Такой прием, как составление загадок мы проиграем с вами.
4 шаг - имитационная игра
Итак, вашему вниманию представлены иллюстрации предметов: самовар, кочерга, колодец. Представьте себя дошкольниками старшего возраста. Придумайте загадки об этих предметах.
Варианты загадок:
«Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит»,
«В землю закопался
До воды добрался»
«Железная палка для печи мешалка»
Еще один прием, который я хочу продемонстрировать вам - экспериментирование с материалами. Знакомя детей с бытом народов Прибайкалья важно не только познакомить с укладом сибиряков, но и обогатить познавательный опыт новыми впечатлениями, из чего делали посуду наши предки и почему именно из этого материала. Для того, чтобы получить целостную систему знаний о предмете, созданным руками человека, установить взаимосвязи и взаимозависимости, необходимо обогащать чувственный опыт дошкольника на уровне восприятия (рассмотреть, потрогать, послушать). В этом помогает экспериментирование. Представьте себя на месте дошкольников.
Задание: Рассмотрите посуду из дерева, которой пользовались в быту сибиряки.
Вопросы по рассматриванию:
-Из чего делали посуду сибиряки? (рассмотрите эту посуду)
-Где использовалась эта посуда?
-Из какого дерева делали посуду? (липа, осина)
-Почему они делали посуду из дерева?
Для того, чтобы понять, почему именно из дерева делали посуду, детям предлагается провести опыты с деревом и определить свойства (непрозрачное, шероховатое, твердое, имеет свой рисунок на спиле, не тонет, хорошо поддается обработке, поглощает влагу, теплопроводимое)
Предлагаю вашему вниманию познавательную игру «Угадай, чей это народный костюм». Через эту игру дети закрепляют знания об истории народных костюмов (русский, бурят, эвенк), о характерных особенностях, традиционных элементах, орнаменте.
На слайдах элементы костюма, аудитории предлагается определить костюм.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста познавательный интерес к истории родного края, культурному наследию земляков. Работа основана на формировании познавательной активности в процессе интересной совместной и самостоятельной деятельности, в том числе благодаря созданию особой предметно-развивающей среды.
- шаг моделирование
Все используемые приемы, проигранные с вами, обеспечивающие наглядность, действенность и познавательный интерес, позволяют эффективно обогащать опыт детей новыми знаниями об историческом прошлом своего народа, культуре, традициях. Я предлагаю вам тему познавательной деятельности по приобщению дошкольников к истории и культуре Прибайкалья. Пожалуйста, выберите приемы, направленные на формирование познавательной активности, которые можно использовать в работе с дошкольниками в процессе познавательной деятельности.
Тема: «О чем рассказал берестяной туесок»
Цель:
-Продолжать знакомить с народными промыслами и традициями сибиряков
-Познакомить с видами берестяных изделий и их предназначением (посуда, использование в строительстве, игрушки, обувь, головные уборы, музыкальные инструменты).
-Развивать познавательный интерес к народным промыслам.
Предлагаемы методы и приемы:
-Рассматривание изделий из бересты,
-вопросы,
-ситуативный разговор,
-загадка,
-народная песня,
-подвижная игра,
-чтение отрывка из стихотворения,
-рассказывание,
-ТРИЗ,
-моделирование,
-дидактическая игра,
-упражнение,
-имитационное упражнение,
Беседа,
-экспериментирование.
-коллекционирование,
-изготовление поделки из бересты,
-изготовление макета
6 шаг рефлексия
Уважаемые коллеги, оцените представленную систему работы и наше сотрудничество, используя цветовые символы
Красный- тема актуальна, вас заинтересовала.
Зеленый- тема знакома, не достаточно заинтересовала
Синяя- тема не актуальна, вас не заинтересовала
Литература:
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Авторская комбинаторная программа «Я живу в Прибайкалье». Коллектив МБДОУ «ДСОВ № 47»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой природой»
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой -природе. Деваться нам от этой те...
Педагогический опыт: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края»
В современных условиях, когда в стране происходят глубочайшие перемены в жизни, во время нестабильности в обществе возникает такая проблема как «дефицит нравственности», нетерпимость к людям других на...
Опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками
Статья описывающая опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками....
Методическая разработка Перспективный план работы по самообразованию на тему: "Развитие творческого потенциала у старших дошкольников в процессе ознакомления с техникой батик"
Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы во время росписи по ткани. Привлечение родителей к совместной деятельности по рисованию в технике батик. Ознакомление воспитателей с си...
Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой
В статье описывается развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с природой....
Статья "Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой".
В статье описывается развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с природой...
Методическая разработка: «Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе познавательной и экспериментальной деятельности»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...