Консультация для родителей «Развивающие игры и их роль в развитии младших дошкольников»
консультация (младшая группа) по теме
Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Но, как показывает практика, далеко не все дети обладают развитыми способностями и могут одинаково успешно обучаться в школе. Достаточно дать будущим школьникам несколько заданий или психологических тестов, чтобы сказать: вот эти будут хорошо и легко учиться, эти – средне, а эти – с трудом, одни имеют уже «задатки» исследователей, творческий потенциал, а у других его не обнаружить никакими способами. Как правило, не испытывают трудностей в учёбе те дети, которые уже до школы имели высокий уровень развития.
Откуда возникает эта разница в развитии детей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развивающие игры и их роль в развитии младших дошкольников»
Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Но, как показывает практика, далеко не все дети обладают развитыми способностями и могут одинаково успешно обучаться в школе. Достаточно дать будущим школьникам несколько заданий или психологических тестов, чтобы сказать: вот эти будут хорошо и легко учиться, эти – средне, а эти – с трудом, одни имеют уже «задатки» исследователей, творческий потенциал, а у других его не обнаружить никакими способами. Как правило, не испытывают трудностей в учёбе те дети, которые уже до школы имели высокий уровень развития.
Откуда возникает эта разница в развитии детей? Учёные исследовали дошкольников младшего возраста и убедились: чем моложе дети, тем ближе они по развитию и меньше отличаются друг от друга, чем старше – тем больше проявляется эта разница. Возможность развиваться не остаётся неизменной. Мозг ребёнка, составляющий при рождении всего 25% от массы мозга взрослого, очень быстро растёт, особенно в первые годы жизни: к 9 месяцам он удваивается, к 3 годам утраивается, к 7 – составляет уже 90%.
Значит, если вы хотите достичь высоких результатов, начинайте уделять внимание развитию малыша как можно раньше. Первые годы жизни ребёнка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. Именно в это время разумная забота родителей даст самые богатые плоды, которые останутся с ребёнком на всю жизнь.
К сожалению, многие родители не придают особого значения тому, какие условия они создают своему ребёнку для развития. Часто его жизнь сведена к убогости биологического существования( накормлен, напоен, одет, уложен спать). Таким образом, реализуется лишь небольшая часть его возможностей. Лишая ребёнка полноценного развития в дошкольном детстве, мы обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени, на низкий конечный результат.
Какие условия необходимо создать для полноценного интеллектуального развития ребёнка? Известно, что игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств. Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребёнка формируются важные функции сознания, творческие способности, а также приобретается опыт работы со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе.
В младшем дошкольном возрасте усвоение знаний в игре происходит значительно успешнее, чем в учебном процессе. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры, ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый интересным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений, познавательной сферы, применения накопленных знаний и опыта.
В последнее время всё больше педагогов и родителей стали обращать внимание на развивающие игры – у них необычайно широк диапазон задач, как по трудности, так и по разнообразию характера. Увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и даже взрослый. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной форме.
Развивающая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она характеризуется тем, что содержит готовый игровой замысел, игровой материал и правила. Всё это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:
познавательный – т.е. то, чему мы хотим научить ребёнка, какие действия с предметами хотим ему передать;
воспитательный – т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношение к другим людям, которые следует прививать детям.
Цель развивающих игр формулируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определённых психических процессов, таких как внимание, память, воображение, логическое и творческое мышление, что является необходимым условием для формирования познавательных способностей, без которых, в свою очередь, невозможно полноценное интеллектуальное развитие.
Привлекательность этих игр для детей любого возраста заключается в том, что ребёнок, получая детали игры, имеет возможность самостоятельно действовать с ними, обследовать, группировать, создавать различные изображения по образцу или собственному замыслу.
Эти игры не надоедают детям, т.к. обладают большой вариативностью. Постепенное усложнение заданий в играх позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Игровые действия всегда включают в себя обучающие задачи. Решение этих задач требует от ребёнка активных умственных и волевых усилий, что является для него важнейшим условием личного успеха и даёт наибольшее удовлетворение.
В настоящее время существует огромное количество развивающих игр. Среди них особое место занимают игры таких авторов, как Никитин Б.П., Воскобович В.В., Михайлова З.А., Дьенеш, и др. Многие развивающие игры можно приобрести в магазине, а при желании – изготовить самостоятельно.
Приступая к работе с детьми, важно помнить: развивающие игры – вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который «в день по столовой ложке» можно достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития способностей. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...