Интерактивные и онлайн игры в познавательном развитии дошкольников.
статья по теме

Балябина Ольга Сергеевна

Информация для педагогов и родителей дошкольников по использованию интерактивных и онлайн игр в познавательном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ob_igrah.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Как мы помогаем нашим детям развиваться?

Покупаем им интересные игрушки, читаем вместе с ними книжки, лепим из пластилина, занимаемся аппликацией и так далее.

Основная польза всех этих занятий  — в их разнообразии. Играя в разные игрушки ребенок разносторонне развивается, пробует себя в различных видах деятельности, что позволяет родителям еще на раннем этапе развития ребенка увидеть и развивать его природные склонности.

 Детские  развивающие интерактивные и онлайн игры — это логичное продолжение, эволюция тех настольных игр, конструкторов и других игр, которые мы покупаем в магазинах и в которые привыкли играть с детьми.

Есть еще один интересный момент. Всем нам приходилось в свое время учиться работать на компьютере, это навык приобретенный, с ним никто не рождался.
Как известно, для ребенка, особенно для дошкольника, лучшая форма обучения — игровая.
Тут все просто. Ребенку нравится какая-то игра, он в нее играет и вместе с этим, автоматически и без усилий обучается основам работы на компьютере.
Практически на интуитивном уровне понимает, как открыть нужный ему раздел на сайте, загрузить интересующую его игрушку…
Подобное обучение происходит очень быстро — ребенок ведь не «учится», но просто играет!

 2. В настоящее время в практической работе с детьми активно используются мультимедиа технологии. Использование ИКТ во время образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

      Наиболее целесообразным и результативным для практической развивающей  работы с дошкольниками считаем использование интерактивной доски, как средства обучения и развития детей. Интерактивная доска помогает ребенку в развитии многих умственных характеристик, таких как внимание, мышление, память, а также способствует развитию навыков учебной деятельности. Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания.

 Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями.

Но многие ДОУ еще в недостаточной степени оснащены интерактивным оборудованием. Поэтому все интерактивное оборудование, связанное с информационно-коммуникативными технологиями сводиться к использованию компьютера в качестве обучающего средства. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всей группой детей, подгруппой и индивидуально.

Большую помощь педагогам в развитии детей оказывают интерактивные игры. Интерактивные игры – это деятельность дошкольников под непосредственным руководством воспитателя, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному  и доброжелательному общению. Такое взаимодействие с детьми и позволяет повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Ребята получают возможность лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты, стать более терпимыми, внимательными, частично преодолеть свои страхи, не чувствовать себя одинокими. Играя, они учатся простым жизненным правилам жизни в обществе, усваивают коммуникативные навыки.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

  1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно    проведение подготовительного занятия.).  В подготовку к проведению дидактической игры входят:

 – выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

– определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

– установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно – образовательной работы;

– подготовка игрового оборудования;

– определение времени игры в режиме дня.

 2. Проведения дидактических игр включает:

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей);

– объяснение хода и правил игры, во время которого воспитатель обращает внимание на необходимость чёткого выполнения правил;

– показ игровых действий воспитателем;

– определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера участия воспитателя в игре зависит от возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил).

– определение количества играющих;

– выработка у детей игрового настроения, желания играть;

– руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

– подведение итогов игры.

 3. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения    поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог    корректирует действия дошкольников.

 4. По окончании игры  (после небольшой паузы, призванной снять    напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ  состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на  чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного  аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат) успешности, воспитание социально-коммуникативных навыков

3. Методика проведения занятий с применением интерактивных мультимедийных игр может быть различной. Например, такая игра может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания при повторении и обобщении изученного материала. Интерактивные мультимедийные  игры, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных коррекционно-педагогических задач. Интерактивная игра дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к коррекционной практике

4. В своей практике я применяю как обычные интерактивные игры, так и интерактивные игры он-лайн режима. В первом случае это игры, созданные в программе PowerPoint с применением триггеров и анимации.

Особое внимание также хочется уделить интерактивным он-лайн играм. Данный вид игровой деятельности применим в домашних условиях и может служить примером дистанционного обучение дошкольников, например, для детей, пропускающих занятия по причине болезни,  или для закрепления пройденного материала.

Современные интернет ресурсы предоставляют огромный выбор таких игр, как для новичков, так и для опытных, «продвинутых» пользователей. Можно найти игры любого уровня сложности.

Но иногда педагог не может подобрать и порекомендовать игры, удовлетворяющие его требованиям. В этом случае игры по необходимой тематике и нужным наполнением педагог создает самостоятельно. В своей практике я  остановила выбор на онлайн-сервисе  LearningApps.org .

Данный сервис универсален по многим причинам.

Во-первых, он имеет очень простой и удобный для пользования интерфейс.

Во-вторых, он предоставляет возможность работать в нём на том языке, на котором вам комфортно.

В-третьих, в этом сервисе вы можете создавать разные виды интерактивных упражнений без чьей-либо подсказки, т.к. все подсказки размещены во всех шаблонах упражнений.

В-четвёртых, прежде чем создать новое упражнение, вы можете ознакомиться с примером и сразу же увидеть конечный результат.

В-пятых, даже без регистрации вы можете пользоваться уже созданными вашими коллегами упражнениями, т.к. они находятся в общем доступе.

В-шестых, сервис имеет очень «мягкий» приятный дизайн. Своим «внешним видом» он привлекает пользователей и не разочаровывает их в дальнейшем.

Недостатков у данного интернет-ресурса практически нет. Кроме того, пожалуй, что работать с ним вы можете только в режиме онлайн.

 Для создания интерактивных обучающих модулей представлен ряд шаблонов: «Найди пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Простой порядок», «Ввод текста», «Сортировка картинок», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски». Также имеются шаблоны игровых модулей «Сетка приложений», «Аудио/видео контент», «Кто хочет стать миллионером?», «Пазл «Угадай-ка», «Кроссворд», «Найди на карте», «Слова из букв», «Где находится это?», «Виселица», «Скачки», «Парочки», «Оцените».

При создании интерактивного обучающего модуля средствами LearningApps.org первоначально определяется шаблон, на базе которого будет реализовываться содержательный компонент игрового упражнения. Последующими шагами определяются ключевые элементы: название приложения, постановка задачи, указания, элементы упражнения, обратная связь, система помощи. Данные действия выполняются в заданных окнах, в зависимости от выбранного шаблона. Количество настроек зависит, как от уровня сложности базового игрового модуля, так от конкретных пожеланий пользователя.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Дидактическая игра в познавательном развитии дошкольников.

Дидактическая игра как игровой метод представляет собой сложное педагогическое явление: она является и методом, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью....

Мастер-класс. Логико-математические игры в познавательном развитии дошкольников

Мастер – класс «Логико-математические игры в познавательном развитии дошкольников»Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе актив...

Сборник - картотека "Игры интеллектуально - познавательного развития дошкольников"

Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительнос...

Дидактическая игра в познавательном развитии дошкольника

laquo;Дидактическая игра в познавательном развитии дошкольника»«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми...