Дидактическая игра в познавательном развитии дошкольника
консультация (средняя группа)

«Дидактическая игра в познавательном развитии дошкольника»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

(В. А. Сухомлинский.)

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.  Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Обучающие дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательной активности. Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

 -  активизирует познавательные процессы;

 -  воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;

-  развивает способности;

 -  вводит детей в жизненные ситуации;

 -  учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

 -  закрепляет знания, умения.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Работа по познавательному развитию через дидактическую игру ведется по трем направлениям:

Работа с детьми;

Работа с педагогами;

Работа с родителями.

Работа с детьми:

Обучение детей строится на основе программы «От рождения до школы». Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру», «Животные и их детеныши», «Кто что ест?», «Четвёртый лишний».

В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки».

В развитии восприятия и памяти: «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года? ».

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД №16 «БАДМ ЦЕЦГ» «Дидактическая игра в познавательном развитии дошкольника» Подготовила: воспитатель Тельгеева С.Н.

Слайд 2

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» (В. А. Сухомлинский.)

Слайд 3

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Обучающие дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательной активности. Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: - активизирует познавательные процессы; - воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста; - развивает способности; - вводит детей в жизненные ситуации; - учит их действовать по правилам, развивает любознательность; - закрепляет знания, умения. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры

Слайд 4

1.игры с предметами ( игрушками, природным материалом, ); 2.настольно-печатные , устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино; 3. словесные игры. Виды дидактических игр:

Слайд 5

Предметные игры — это игры с народной 1.Игры с предметами ( игрушками, природным материалом, ): Дидактической игрушкой, мозаикой, шнуровкой, различными природными материалами (листьями, шишками и т.д ). Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Слайд 6

Настольно-печатные игры Н аправлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов: 1 . Парные картинки . Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству. 2. Лото . Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

Слайд 7

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе создаём предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Слайд 8

Спасибо за внимание !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие". Дидактические игры по познавательному развитию "Бережливые растения"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Статья Дидактическая игра в познавательном развитии дошкольников.

Дидактическая игра как игровой метод представляет собой сложное педагогическое явление: она является и методом, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью....

Дидактические игры по познавательному развитию для старших дошкольников

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представл...

Дидактические игры по познавательному развитию (экология) для дошкольников

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. В процессе игры интенсивно формируются все психические качества и особенности личности каждого ребенка. Происходит влияние на формирование произволь...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Пояснительная записка Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Дидактические игры - н...