"Хлеб всему голова"
проект (средняя группа) на тему

Виктория Каракчеева

----

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Хлеб всему голова"55.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по познавательному

и нравственному воспитанию

«Хлеб – всему голова»

hleb4

                                                                                                              Автор проекта: воспитатель  1 категории                  

                                                                                              МАДОУ ЦРР детский сад №87 г. Калининграда

                                                                                                            Каракчеева Виктория Геннадьевна

Г.КАЛИНИНГРАД 2014г.

Задачи:

1.

Образовательные

1.1. Установить характер влияния факторов внешней среды на рост и развитие злаков.

1.2. Расширить представления детей о мире растений.

1.3. Развивать сенсорные навыки.

1.4. Обогатить кругозор детей.

1.5.  Рассказать историю о хлебе.

1.6. Рассказать о национальных сортах хлеба.

1.7. Помочь детям вступать в познавательное общение со сверстниками, активизировать словарный запас.

1.8. Познакомить с культурой русского народа, обрядами, традициями

2.

Духовно-  нравственные

2.1. Воспитать уважение к труду хлебороба, пекаря.

2.2. Помочь увидеть необыкновенное в обычном.

2.3. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

2.4. Научить доводить порученное дело до конца.

2.5. Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.

2.6. Учить получать радость от факта бескорыстного труда.

2.7. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.

2.8. Учить сотрудничать, уважать чужой труд.

3.

Практические

4.1. Опытным путём установить влияние факторов внешней среды на жизнь растений.

4.2. Закрепить навыки по посадке и уходу за злаками.

4.3. Испечь печенье.

4.4. Изготовить фигурки из солёного теста.

4.5. Изготовить коллекцию забавных человечков с растительными причёсками.

4.6. Подготовить праздник труда.

Проблема: Как хлеб к нам на стол « приходит».

Участники: воспитанники и педагог  группы

Цель проекта:

- -  Приобщить детей к истории русского народа.

-- Формировать  у детей представления  о хлебе, обогатить  словарный запас, почувствовать красоту и щедрость родной земли.

Планирование работы над проектом:

  1. Поставить цель проекта;
  2. Разработка плана движения к цели;
  3. Составление плана- схемы проекта;
  4. Сбор, накопление материала;
  5. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;
  6.  Задания для самостоятельного выполнения детей совместно с родителями.

Научно-методическое обеспечение:

1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ ЦРР детский сад  №87 …1 категории

г. КАЛИНИНГРАДА.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – ДЕТСТВО.

Вид проекта

комплексный

Тип проекта

исследовательски - творческий

Длительность проекта

2месяца  (долгосрочный)

Участники проекта

Дети  группы и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель
Итоговое мероприятие

Музыкальный досуг« Колобок на новый лад»

Презентация ,,Хлеб- всему голова,,

Этапы работы

1. Подготовительный:

- определение объектов изучения;

- подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;

- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.

2. Исследовательский:

- посадка семян, выращивание рассады;

- ведение наблюдений и фиксация их в альбоме;

- получение муки из зерна;

- изучение свойств муки, теста.

3. Этап создания продукта по проекту:

- фигурок из солёного теста;

- печенья;

- изготовление коллекции забавных человечков с растительными причёсками.

4.  Заключительный:

- обобщение результатов работы;

- оформление экспозиции поделок из теста.

5. Защита проекта:

- проводится в 2014 г.;

- в виде собеседования с участниками проекта.

Способы организации работы:

- принцип добровольности участия;

- работа проводится в организованное время и на занятиях кружка (во  второй половине дня);

- воспитанники работают под руководством педагога.

Работа по проекту оценивается:

- конкурсной комиссией (зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР );

- родителями воспитанников.

Практический выход:

- приобретение детьми практических агротехнических навыков;

- оформление экспозиции поделок из теста, коллекции забавных человечков;

- проведение фольклорного праздника «Хлеб – всему голова!».

Подготовительный этап (1 неделя):

  1. Экскурсия в магазин с родителями;
  2. Беседа о злаковых растениях;
  3. Проращивание пшеницы;
  4. Рассматривание иллюстраций на теме - « Хлеб ».
  5. Анкетирование для родителей о хлебе.

Основной этап (2 недели):

  1. Аппликация «Колосок»;
  2. Рисование «Русское поле»:
  3. Лепка« Блинчики к чаю»;
  4. «Бублики для куклы Кати» (из соленого теста);
  5. Выпуск стенгазеты , Чтение сказки « Лисичкин хлеб» М. М. Пришвина, « Печенье» В. А. Осеева;
  6. Заучивание наизусть «Мельница», « Ломоть хлеба»;
  7. Загадки, пословицы о хлебе.
  8. Рассказать историю о хлебе.
  9.  Нетрадиционный метод аппликации ,,Солнышко,,
  10.  Аппликация ,,Хлебница,,

Заключительный этап (3-4 неделя)

Выставка детских работ из пластилина, соленого теста, природного материала;

  1. Коллаж из  детских фотографий;
  2. Проведение музыкального досуга по сказке «Колобок на новый лад.
  3. Презентация ,,Хлеб-всему голова,,

                                

Рабочая программа к проекту «Хлеб – всему голова».

Тема занятия

Краткое содержание.

1

1.Что нужно для жизни растений.

Установление характера влияния факторов внешней среды (свет, воздух, вода, качество почвы) на рост и развитие растений.

2

2.Знакомство с миром злаков.

Рассматривание злаков. Получение муки из зерна. Изучение свойств муки. Экскурсия семьёй на сельскохозяйственную выставку «Балтик-Экспо» (август).

3

3.Как хлеб на стол пришёл (в старину). Знакомство с предметами домашней утвари.

Рассматривание иллюстраций картин И. Васнецова «Полдень». Рисунок «Мельница».

4

4.Народное слово.

Чтение сказки «Девочка – припевочка». Слушание в записи русской народной сказки «Петушок и меленка».

5

5.Кто хлебушек растит.

Рассказ о труде хлебороба. Рассматривание иллюстраций, плакатов. Чтение стихотворения «Пахнет хлебом

6

6.Беседа о хлебе.

Рассказ о национальных сортах хлеба, о рецептах

7

7.Меткое слово.

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

8

8.Чтение сказки Н.Одоевского «Мороз Иванович».

Наблюдение за пшеничкой зимой.

Посев ржи для подкормки птички. Уход за проростками ржи.

9

9.Разучивание стихотворения.

Разучивание стихотворения «Вот он хлебушек душистый…»

10

10.Беседа о труде повара, пекаря.

Экскурсия на кухню ДОУ. Д/ игра «Поварята». Заучивание пословиц и поговорок о труде.

11

11.Печём печенье.

Самостоятельно печём печенье.(пластелин)

12

12.Обсуждение рассказа Ю. Кона «Как хлеб растёт», литовская сказка,,Как волк вздумал хлеб печь,,

-Рассказ Ю. Кона «Как хлеб растёт».

-Перессказ литовской сказки

13

13.Чтение рассказов о труде хлебороба. Рассказ о подвиге Анатолия Мерзлова.

Воспитывать уважение к труду, подвигу.

14

15.Фотовыставка

Коллаж из фотографий.

15

16.«Я леплю из солёного теста…»

Изготовление фигурок из солёного теста.

16

17. Детям о тракторе, комбайне

Беседа, показ презентации

Интеграция образовательных областей в ходе проведения проекта.

Название образовательной области

                        Задачи

«Чтение художественной литературы»

Развивать способность понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков. Обеспечить умения пересказывать сказки и рассказы по ролям, выразительно рассказывать наизусть стихи.

«Социализация»

Способствовать развитию всех компонентов детской игры.   Формировать умение элементарного планирования своей поисковой деятельности.

Приобщать к русской народной игре, вызывать желание играть.

Обогащать социальные представления о людях некоторых профессий.

Развивать привязанность к семье.

Приучать к доброжелательному отношению к людям.

«Познание»

Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании мира растений.

Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

Создать условия для осуществления детьми опытов, помогающих понять связь между строением зерна и его назначением, условиями жизни растений и их потребностями.

«Музыка»

Способствовать освоению навыка естественного звукообразования, умения петь легко, свободно, без напряжения.

Учить передавать в движении характер музыки.

Поощрять творческие проявления при выборе способов действий, при интонации, походки, мимики при передаче игровых образов.

«Коммуникация»

Развивать ситуативное общение со сверстниками.

Учить составлять описательные рассказы о предметах и по картинкам, использовать в диалоге элементы объяснительной речи.

Активизировать словарный запас, употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

«Труд»

Развивать способность воспринимать трудовой процесс, дифференцированно - все его компоненты, направленность на получение результата.

При экспериментировании способствовать активному освоению разных способов ухода за посадками.

«Художественное творчество»

Формировать умение замечать красоту объектов природы и создавать выразительные образы.

Обогащать опыт участия в совместном изобразительном творчестве

(создание коллажа).

Стимулировать интеграцию видов деятельности: продукты лепки из соленого теста в игру.

Реализация проекта по образовательным областям.

Подготовила и провела: Воспитатель : КАРАКЧЕЕВА ВИКТОРИЯ ГЕННАДЬЕВНА

                                                                                         

Название образовательных областей

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Результативность

Коммуникация

Социализация

Познание

Труд

Художественное творчество

Преднамеренный разговор с детьми после посещения с родителями хлебного отдела в универсаме.

Цель: Выяснить знания детей о хлебе для постепенной работы над проектом.

Предложить детям рассмотреть иллюстрации изделий из теста, познакомить с ассортиментом хлебобулочных изделий, упражнять в умении их различать и правильно называть.

Беседа о злаковых растениях.

Цель: Создать у детей точное, конкретное представление о том, как растет пшеница и рожь; вызвать интерес детей к предстоящей совместной деятельности.

 В уголке природы

Представление образцов зерен пшеницы и ржи, использование натуральных колосьев для композиции.

Чтение сказки « Лисичкин хлеб» М. М. Пришвина, игра-инсценировка по литовской сказки ,,Как волк вздумал хлеб печь,,.

Введение атрибутов в сюжетно-ролевые игры: рогаликов, хлеба, батона, кексов, ватрушек, булочек.

Составление из зернышек геометрических фигур и узоров.

Рассматривание иллюстраций и картинок.

Получены новые знания о хлебобулочных изделиях.

Обогатились знания о злаковых растениях.

Экспериментирование.

1 этап. Замачивание зерен пшеницы.

Цель: Дать простейшее представление о необходимых условиях для проращивания зерен, организовать длительное наблюдение, вызвать интерес к зарисовке результатов.

2 этап. Проращивание ростков пшеницы.

Цель: Помочь детям выявить признаки развития растений, вызвать желание опрыскивать росточки.

3 этап. Посадка проросших зерен пшеницы в землю.

Цель: Упражнять детей в навыках посадки ростков в землю, показать значимость основных потребностей растения и условий, которые необходимо создать (вода, земля, свет, тепло), вызвать интерес к уходу за растениями.

Раскладывание зернышек аккуратно и равномерно на блюдце.

Опрыскивание по мере высыхания.

Проявился интерес к экспериментированию, развился интерес к миру природу.

Коммуникация

Социализация

Познание

Труд

Художественное творчество

Игра «Мельница»

Рассказ об истории хлеба.

Интересные факты о хлебе.

Цель: Помочь детям создать целостный образ, в котором сочетаются эмоции, настроение, обогатить игровой опыт детей.

Заучивание наизусть «Мельница»

Цель: Дать расширенное представление о мельнице - сравнить с современной. Активизировать словарный запас.

Аппликация «Колосок»

Рисование «Русское поле»

Проявление самостоятельного выбора материала для выполнения работ (бумага, ткань, мелки, зерно, краски, гуашь)

Вызван интерес к народной игре, желание выразительно передавать движения персонажей.

Создана творческая, доброжелательная обстановка в группе, сформированы навыки, умения для продуктивной деятельности.

Коммуникация

Социализация

Познание

Художественное творчество

Физическая культура

Чтение рассказа «Каравай»

Цель: Обеспечить развитие умения пересказывать рассказ по ролям, четко отвечать на заданные вопросы.

Лепка: «Бублики для куклы Кати» (из соленого теста)

Разучивание пословиц и поговорок о хлебе и о труде хлебороба:

-Хвала рукам, что пахнут хлебом!

-Труд человека кормит, а лень портит.

-За обедом хлеб - всему голова! и др.

Физкультурная разминка «Калачи», ,,Посадим зёрна в землю,,

Цель: Развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями других.

Пальчиковая гимнастика ,,ТЕСТО,,

Психо-гимнастика ,,Я--зёрнышко,,

Развитие творческого воображения, аккуратности.

Выполнение движений детьми согласно тексту.

 Сформированы умения пересказа наиболее выразительного отрывка рассказа.

Проявлен интерес к пословицам и поговоркам.

Обогатился игровой опыт.

Коммуникация

Социализация

Познание

Музыка

Художественное творчество

Итоговая беседа с составлением коллажа  «Будет хлеб, будет и обед!»

ХОРОВОДНАЯ ИГРА ,,ВАНЯ,,

Музыкальный досуг по сказке «Колобок на новый лад».

Цель: Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей в общих играх, совместных праздниках, способствовать установлению добрых отношений между детьми и взрослыми, развивать музыкальные и творческие способности детей на основе синтеза различных видов искусств.

Установились положительные взаимоотношения родителей с детьми.

Список используемой литературы:

        

1. Программа «Детство» О.Н.Сомкова, Акулова О.В., Сушкова И.В. «Беседа, загадка, рассказ, разговор»

2. Расскажите нам о хлебе. Емельянова Э.Л. М.,2011

3. «Беседы о хлебе» Методические рекомендации Т.А. Шорыгина

4. «Наш хлеб» В.А. Патт

5. Хлеб, который мы едим. Барыкин К.К. М.,1983

6. Хрестоматии для дошкольников.2001год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....