семинар-практикум
консультация на тему
Семинар – практикум
«Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса».
Предлагаю начать работу с разминки «Собери фразу». Перед Вами буквы - из них нужно составить фразу. «Ваш успех – Ваша речь».
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Тема сегодняшнего семинара «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышение профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Развитие речи детей особенно значимо в дошкольный период детства, когда ребенок усваивает социальные нормы. Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача педагога, состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют: Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Речевое развитие дошкольников ведется по следующим разделам:
- воспитание ЗКР (формирование произношения, развитие интонационной выразительности);
- лексическое развитие речи (слово и словарная работа);
- грамматический строй речи, когда педагоги учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, пользоваться суффиксами.
- развивают у детей связную речь (поощряют детей к рассказыванию, организуют диалоги между детьми и взрослыми).
Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Совокупность методов речевого развития детей предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой культуры как предпосылки обучения грамоте.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье. Главная цель этих игр – в переключении внимания, улучшении координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется звукопроизношение, быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Подробнее расскажет Фищук Т.М.
Мнемотехника – это «техника запоминания», а также система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. В прошлом году мы говорили об этом подробно, а сейчас напомню, что суть мнемосхем состоит в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Давайте попробуем прочитать несколько схем.
Таким образом, вы видите, что мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Но ими не ограничивается вся работа по развитию связной речи. Это прежде всего начальная, эффективная работа, т.к. позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
О новом интерактивном методе, сторителлинге, расскажет Семенова Н.И.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, накопленный народами веками, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей. С их помощью можно развивать и фонематический слух, и звуковую культуру речи, и грамматический строй речи, и обогащать словарь. Что же относится к детскому фольклору?
Это потешки, прибаутки, сказки, басни, заклички и т.д. для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
И еще об одном эффективном методе, обеспечивающим процесс формирования речевой активности дошкольников хочется рассказать. Это дидактический синквейн.
«Синквейн» в переводе с французского- «пятистрочная стихотворная форма». В этом «стихотворении» строки не рифмуются.
Первая строка(тема синквейна)- одно слово, обычно имя существительное, которое обозначает предмет или явление, о котором пойдет речь.
Вторая строка- два слова(прилагательные или причастия) описывающие свойства и признаки этого предмета или явления.
Третья строка- три слова-глаголы, описывающие характерные действия этого предмета.
Четвертая – фраза из нескольких слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету.
Пятая строка- одно слово- имя существительное, связанное с первым словом синквейна, характеризующее суть предмета, обобщение.
Составление синквейна ребенком способствует активизации и актуализации имеющихся у него знаний и собственного речевого высказывания, развтитю памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Эта работа позволяет оценить прочность усвоения детьми пройденного материала.
Применение синквейна.
- закрепление изученной лексической темы
- автоматизация звуков
- составление загадок
- как игровой момент с его помощью можно снять напряжение, быстро сменить вид деятельности, не уходя от изучаемой темы. Перед составлением синквейнов необходима предварительная работа, чтобы дети могли правильно и точно выразить свои мысли. Это работа по расширению, уточнению и активизации словаря.
Попробуем составить синквейн о времени года?
Осень.
Солнечная, теплая
Радует, смешит, шуршит
Листья падают с деревьев.
Люблю осень.
Осень.
Холодная, дождливая
Наступает, холодит, срывает
Птицы улетают на юг.
Осень-время года.
В итоге нашей работы предлагаю:
-Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников.
-Использовать создание проблемных ситуаций в НОД и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.
-Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.
-Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.
-Создавать условия для развития речи, развивать и поощрять все формы речевой активности детей в ходе НОД и повседневной жизни.
-Проводить специальные упражнения и игры по формированию связной монологической речи.
-Демонстрировать детям правильный речевой темп, образец произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
-Стимулировать обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.
-Систематически знакомить с художественными произведениями, обучать детей рассказыванию. Особое внимание уделять развитию творческого рассказывания.
- Способствовать развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.
- Организовывать игры-драматизации по литературным произведениям.
- Вести систематическую работу с родителями по организации эффективного общения с ребенком, удовлетворению его любознательности.
- Побуждать родителей создавать условия для общения с другими детьми, для развития мелкой моторики рук, для организации совместных игр взрослого и ребенка, для чтения художественной литературы, разучивания стихов.
- В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...