Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами пальчиковых игр
методическая разработка (младшая группа) на тему
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Именно в раннем детстве происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_rannego.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей раннего
возраста средствами пальчиковых игр.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком различных видов деятельности и развития личности. Для этого возраста характерно активное экспериментирование малыша с миром предметов. Именно в раннем детстве происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности.
Ранний возраст характеризуется еще и тем, что ребенок начинает ходить, бегать, взбираться на горку, лесенку, овладевает простыми способами действия с предметами. Речевая деятельность расширяет связи ребенка с окружающим миром и оказывает существенное влияние на развитие его центральной нервной системы. Действуя с предметами, малыши могут хорошо ориентироваться в таких свойствах, как форма, величина и цвет. Происходит существенная перестройка в характере предметной деятельности ребенка. Он уже не только действует с предметами, но и использует их как средство достижения определенной цели (ложкой кормит куклу, из кубиков строит гараж и т.д.). Под влиянием накопленного опыта предметной и игровой деятельности происходит расширение ориентировки ребенка в окружающей действительности, обогащение его сенсорного опыта, развиваются наглядно действительное мышление, речь.
Незаменимым средством воспитания детей раннего возраста является игра. По-другому этот возраст называют возрастом игры. Игровая форма обучения - ведущая на ступени раннего детства.
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему так происходит? Родители мало разговаривают с детьми, потому что многие из них постоянно заняты работой. Да и сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, заняты современными гаджетами.
Всё чаще педагоги детского сада отмечают недостаточный уровень развития у детей мелкой моторики. Такой результат диктует сама современная действительность. Если ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее, то сейчас всё это уже в прошлом! Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились заклёпками и молниями. Да, всё это очень удобно, но это препятствие для развития мелкой моторики наших детей.
Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, затем учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они не могут делать успехи в рисовании, лепке и аппликации.
Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Эти упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но и мгновенно переключают внимание малыша с капризов и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше ничем не хочет заняться. Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:
Здравствуй, пальчик, выходи,
На Андрюшу (называете имя ребенка) посмотри.
Вот твоя ладошка — наклоняйся, крошка.
(Касаетесь пальчиком ладошки.)
Bот твоя ладошка — поднимайся, крошка.
(Выпрямляете пальчик.)
Затем берем следующий пальчик и повторяем то же самое.
Вскоре мы заметим, как ребенок начнет «помогать» нам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр.
Такие игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, когда станет скучно. Вместо уговоров и воспитательных мер мягко постучите по плечу или спинке малыша и спросите:
Тук – тук, тук – тук – тук,
Что за странный перестук?
Это пальчики стучат
Поиграть они хотят
С Машенькой
(назовите имя ребенка).
Это не просто развлечение, но и полезная зарядка. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если для его пальчиков изготовите бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки.
Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача воспитателя - превратить обучение в увлекательную игру!
Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Сопровождая упражнения короткими стихотворными строчками, ребёнок овладевает более чёткой, ритмичной, яркой речью.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому.
- Развивается восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
- Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать» руками целые истории.
- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Правила проведения пальчиковых игр
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; разжатие; расслабление.
3. Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
4. Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
5. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
6. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, например, показывать движения и произносить текст. Объем внимания у детей ограничен, и трудная задача может погасить интерес к игре.
7. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
8. Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Принципы организации пальчиковых игр
1. Принцип доступности и индивидуальности. Каждый ребёнок приходит в детский сад со своим багажом умений и навыков, у каждого свой индивидуальный уровень развития. Необходимо понять личностные особенности каждого ребёнка, подбирать методы индивидуальной работы с каждым из них.
2. Принцип последовательности и систематичности. Наличие системы придаёт воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. Формирование умений должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
3. Принцип связи с жизненным опытом. Существенным фактором обучения в игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: в режимных моментах, на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры, самообслуживания.
4. Принцип наглядности. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, весь наглядный материал в группе должен иметь привлекательный внешний вид.
Формы работы
1. Традиционные:
-самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание и разминание);
-игры с пальчиками без речевого сопровождения;
-игры с пальчиками с речевым сопровождением;
-предметная деятельность (игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование);
-дидактические игры (мозайки, конструкторы, шнуровки, складывание разрезных картинок);
- игры с вкладышами, складывание матрешек;
-кукольные театры (пальчиковый, варежковый);
-игры на развитие тактильного восприятия («Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»).
2. Нетрадиционные:
-самомассажкистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными шариками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...
Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и ...
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр
СОДЕРЖАНИЕ1. Введение2. Важность и значение развития мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр.4. Виды пальчиковых игр5. Рекомендации для проведения пальчиковых игр6. Результаты п...
статья: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр".
В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста.Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизич...
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, ...
Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в первой группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности, обобщить умение детей различать и называть свойства предметов – цвет, форма,...