Методы и приемы воспитания и обучения дошкольников
консультация на тему
Шпаргалка для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_vospitaniya_i_obucheniya.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпаргалка для педагогов ДОУ
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.
Методы обучения – совокупность путей, способов достижения целей.
Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).
Наглядные методы и приемы обучения
Методы
- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
- показ способов действий;
- показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
Методы
- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).
- Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
- Чтение художественной литературы.
Приемы
- вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
- указание (целостное и дробное);
- пояснение;
- объяснение;
- педагогическая оценка;
- беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.).
Игровые методы и приемы обучения
Методы
- Дидактическая игра.
- Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
- внезапное появление объектов;
- выполнение воспитателем игровых действий;
- загадывание и отгадывание загадок;
- введение элементов соревнования;
- создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).
- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
- Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается другим предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
- содержания учебного материала;
- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);
- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);
- оснащенности педагогического процесса;
- личности воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при автоматизации и дифференциации звуков, образовании...
Мастер - класс для педагогов "Разнообразные методы и приемы, применяемые при обучении детей игре в шахматы"
Приемы и методы, используемые при обучении детей игре в шахматы....
«Методы и приемы используемые при обучения игре на металлофоне детей дошкольного возраста в ДОУ.
laquo;Методы и приемы используемые при обучения игре на металлофоне детей дошкольного возраста в ДОУ....
Методы и приемы оптимизации школьного обучения детей с ММД и СДВГ
В статье широко раскрываются и рассматриваются способы повышения успешности школьного обучения гиперактивного ребенка....
«Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах
laquo;Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах...
Методы, приемы и средства обучения дошкольников финансово-экономической грамотности
На современном этапе развития экономических отношений проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономическо...
Доклад из опыта работы «Современные методы и приемы воспитания патриотических чувств у дошкольников»
Презентация https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk%2F«Современные%20подходы%20в%20работе%20по%20патриотическому%20воспитанию».pptx...