Методы, приемы и средства обучения дошкольников финансово-экономической грамотности
методическая разработка по математике (старшая группа)
На современном этапе развития экономических отношений проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным: научиться уважительно относиться к труду, раскрыть понятие «деньги», способы их применения, развивать навыки взаимопомощи и общения и т.д. Т.о. формирование основ финансовой грамотности необходимо начинать в детском саду со старшего дошкольного возраста.
Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «купить», «заработать». Дети быстрее познают современный «цифровой» мир, лучше адаптируются к нему.
Успех формирования основ финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_priemy_i_sredstva_obucheniya_doshkolnikov_fin._gramotnosti.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
Московский государственный областной Университет
Методы, приемы и средства обучения дошкольников финансово-экономической грамотности
Выполнила:
Тикушина Светлана Евгеньевна
2019 г.
Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников
На современном этапе развития экономических отношений проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным: научиться уважительно относиться к труду, раскрыть понятие «деньги», способы их применения, развивать навыки взаимопомощи и общения и т.д. Т.о. формирование основ финансовой грамотности необходимо начинать в детском саду со старшего дошкольного возраста.
Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «купить», «заработать». Дети быстрее познают современный «цифровой» мир, лучше адаптируются к нему.
Успех формирования основ финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.
Методы и приемы обучения дошкольников
основам финансовой грамотности:
Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, интеллектуальные игры и развлечения. Участвуя вместе со взрослым в решении проблемной ситуации, ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. Решение логических и арифметических задач, задач-шуток, выполнение задания по рисунку, повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Занятия по ручному труду являясь продуктивным видом деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.
Математическое развитие детей прежде всего направлено на формирование познавательных и творческих способностей. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений.
Метод проектной деятельности, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает у детей познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Игра в сюжетно-дидактические игры поможет сделать экономику понятной. Дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике: моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
Схема воспитанники-родители включает в себя анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Средства обучения дошкольников
основам финансовой грамотности:
Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть
создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.
Общепринято их деление на:
- демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия);
- аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:
- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования,
макеты, карты, модели, картины и др.);
- игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);
- коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
- музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты,
дидактический материал и др.);
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Для достижения высоких результатов по формированию основ экономической грамотности у дошкольников, целесообразно проводить данную работу не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы воспитания и обучения дошкольников
Шпаргалка для педагогов ДОУ...
Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников
На современном этапе развития экономических отношений в России актуальна тема: «Экономическое воспитание старших дошкольников». Вся страна пришл...
Современные формы, методы, приемы и средства по воспитанию патриотических чувств у дошкольников
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы использу...
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...
«Формы ,методы, приёмы и средства обучения дошкольников финансово-экономической грамотности»
Образовательная организация, семинар для воспитателей «Финансовый ринг», 17.03.2021г., МДОУ ЦРР-детский сад №61 «Мечта».Тема выступления «Формы ,методы, приёмы и средства...
Использование приема «Кубик Блума» на занятиях по обучению дошкольников азам финансовой грамотности
Использование приема «Кубик Блума» на занятиях по обучению дошкольников азам финансовой грамотности...
Консультация для педагогов "Методы, приемы и технологии формирования предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников"
Актуальность формирования предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свой...