Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Земскова Елена Михайловна

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:

- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)

- «Социально-коммуникативное развитие»

- «Речевое развитие»

- «Физическое развитие»

- «Художественно-эстетическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_zamku_zimy_zemskovoy.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»

«Путешествие по замку Зимы» в старшей группе

Цели:

Познавательное развитие: обобщить знания детей о характерных признаках зимы, как времени года, используя полученные знания в выполнении заданий. Учить находить и называть признаки на картинках, объяснять свой выбор. Уточнить и обогатить знания о зимних природных явлениях, совершенствовать разные виды внимания, память.

Речевое развитие:  учить выражать впечатления, пополнять активный словарь эпитетами, образными словами и сравнениями, совершенствовать дикцию.
Художественно – эстетическое развитие: учить детей отгадывать загадки, замечать прекрасное в окружающем

Доказать закономерность: что лед и снег не дружат.

Материал: замок зимы, тазик со снегом,  презентация,  снежинки, стаканы с водой, лёд, снег, снежки, макет зимнего леса

Ход НОД:

Зима- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня вас ждет увлекательное путешествие  и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Зима: Я - королева  ледяная

           Примчалась в ледяной карете,

           Меня сопровождал

           Северный холодный ветер

           А за мной вдогонку

           Вьюга, колкая позёмка,

           И неслись, словно змеи,

           Серебристые метели. Вы узнали меня? Ну, конечно, Я  - …зима!

Вот теперь вы знаете, что я зима, а как вас зовут, я вижу на вашей одежде.

Вот я зимушка - зима, к вам в гости пришла. А с собой я снега принесла.

                           ( Слайд 1)

Вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами об этом волшебном времени года! Кто скажет, сколько месяцев длится зима? Давайте их назовём и послушаем о них стихи.

 В декабре все суетятся,

Скоро праздник Новый Год!

Снежинки в окна весело стучатся,

И доброту несёт народ.                         ( Слайд 2)

Много снега во дворе,

И снежинки кружат.

Всё бело в январе

И замерзли лужи.              ( Слайд 3)

В феврале метель и вьюга,

Холоднее стало вдруг.

Вот Антошка встретил друга

И на льду рисуют круг.        ( Слайд 4)

- Молодцы ребята!        

- Ребята, а какие явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.

- Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, красивая, волшебная…

- А сейчас я предлагаю найти признаки зимы на картинках. (д/и «Четвёртый лишний»)  ( Слайд 5, 6, 7)

- А как вы думаете, дружат ли между собой вода, снег и лед?

- Хотите узнать? Давайте проведем опыт.

                                 Опыт «Дружат ли вода, снег и лёд?»

Ход

Зима: Ребята,  для этого опыта я приготовила 3 стакана, воду, лед, снег. Вам нужно поочередно соединить разные вещества: в 1 стакан - в воду добавить снег, во второй стакан - в воду добавить лед, а в 3 стакане - смешать снег и лед. Что вы наблюдаете в трех стаканах?

Дети: в первом снег растаял.

Зима: правильно, и что состояние воды изменилось, вода стала мутной, стала  еще холоднее, и  воды стало больше.

А что вы наблюдаете во втором стакане?

Дети: лед растаял.

Зима: А при соединении воды со льдом, вода какой стала?

Дети: осталась прозрачной, вода стала холоднее, стало больше.

Зима: и в третьем стакане мы с вами замечаем?

Дети: снег и лед не растаяли.

Зима: правильно, при соединении оба вещества не взаимодействуют между собой никак.

Так можно ли сказать, что вода, снег и лед «дружат» друг с другом?

Дети:  ответы детей.

Зима: А кто мне скажет, как «дружбу» снега, воды и льда можно использовать зимой, во время зимних игр и забав?

Дети: рассуждения детей.

Зима: молодцы.

Зима: А как вы думаете,  Зима – это хорошо?

Зима: Назовите, пожалуйста, хорошие стороны зимы.

Ответы детей: (Можно кататься на санках, коньках, ледянках, играть в хоккей, в снежки, Новый год и т. д…)

Зима: А что вам не нравится зимой?

Ответы детей: (Сильные морозы, нельзя гулять, дни короткие, солнце не греет, гололёд, много снега – нужно убирать и т.д.)

- Чем же зима отличается от других времён года?

                                Слайд8  

Отличается зима
От весны и лета.
Очень снежная она,
Вся в снега одета.
Реки скованы все льдом,
И в узорах стекла,
Иней на ветвях висит,
Вьюга дует в окна:
Небо серое с утра,
Падают снежинки,
Спят деревья и кусты,
Кормят птиц рябинки.

Звери в дуплах и норах
Спрятались от стужи.
А детишкам для забав
Снег пушистый нужен.
Слепят вмиг снеговика —
И кататься с горки.
Шуба, шапка и штаны —
Все в ледовой корке!
Лишь зимою Новый год
С елкою приходит.
Новогодний хоровод
Весело заводит.

         


Зима: А хотите отправиться на прогулку? Давайте пойдем на зимнюю опушку (имитация ходьбы по сугробам под музыку).

 Зима: Вот мы  и на опушке. Здесь кругом белым – бело от снега. Дети, а снег какой?

Ответы детей: (холодный, блестящий, рассыпчатый – когда мороз, липкий – когда тепло, красивый, сказочный – когда блестит на солнце, пушистый, нежный, мягкий, чистый, грязный, свежий )

Зима: А за своим здоровьем зимой мы должны следить? А как?

Дети: Надо тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, не сидеть на снегу, долго не гулять.

Игровое упражнение: «Почему так не бывает?» (слайд 9, 10)
Дети посмотрите на  картину: зима, вьюга, гнущиеся деревья, мальчик в шортах  и кепке.                        
- Что перепутал художник? Почему так не бывает?

Зима:  Ребята, посмотрите, в воздухе кружатся первые снежинки, и несколько из них прилетело к нам. Вот какие они красивые, резные (показывает детям).  А теперь покажем, как ветер сдувает снежинки (под музыку дети дуют на снежинку, держа ее в руке на нитке). Молодцы. Посмотрите у меня есть волшебная снежинка, а в ней  - загадки:

- Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Невидимкой, осторожно, 

он является ко мне.

И рисует, как художник,

он узоры на окне. (Мороз)

Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)

Что за звездочки сквозные

на пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

а возьмешь – вода в руке? (Снежинки)              

Зима: Посмотрите снежинка улыбается вам значит вы правильно отгадали загадки!           Слайд 11

Зима: Вы любите лепить из снега? А давайте мы сейчас слепим

Снежную бабу. (Дети встают в круг)

Физ. минутка (под музыку)

Игровой момент: выходит Снежная баба (взрослый в костюме).

Зима: Вот она какая Снежная баба получилась!

Снежная баба: Ой, не хочу я стоять как неживая, хочу с вами, ребята, играть

и веселиться. Давайте познакомимся. Меня зовут Снежная баба. А вас? (дети

называют свои имена). Ой, ничего не понимаю. Давайте на «Раз, два, три!»

каждый крикнет свое имя громко (дети кричат). Ну, вот и познакомились. Предлагаю вам сыграть в игру «Снежки».

Дети делятся на две команды, встают в колонны друг за другом за стартовой линией, на противоположной стороне нужно отметить финишную линию и поставить корзину или ведро. У каждого из участника в руке снежок. По сигналу первые игроки команд добегают до финиша и бросают в корзину снежок; бегом возвращаются к своей команде и становятся в конец колонны. Выигрывает та команда, которая первая забросит все снежки в корзину. После игры дети проходят на свои места.

Зима: - Молодцы! Спасибо тебе Снеговик за весёлую игру, но нам пора  в детский сад, где у меня для ребят  приготовлен небольшой сюрприз. Давайте попробуем сделать искусственный снег!

(изготовление снега из соды и пены для бритья) ( Слайд 12)

 Рефлексия.

- Ребята, понравилось вам наше путешествие?

- Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось?

Мы с вами постарались, и я хочу оставить вам на память о нашей встрече  макет зимнего леса, который будет напоминать вам о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники

Предложены игровые задания для детей: "Узнай сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев), по мнемокартинкам", "Покажи сказку (театрализованная игра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие) «Жизнь животных и птиц зимой».

Цель: Дать детям представление о способах зимовки зверей и птиц. Знать о жизни обитателей зимнего леса и зимующих птиц.Задачи:1.Закреплять представление о жизни животных в лесу зимой, способах их прис...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мне...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное, социально - коммуникативное, речевое развитие» «Масленичная неделя: проводы Зимы, встреча Весны» для детей от 6 до 7 лет

Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с народными праздниками – «Масленица»Расширять знания и представления детей о русских народных праздникахСовершенствовать умение ори...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...