Дополнительная программа по ручному труду "Город мастеров" для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему

Жирнова Анжелика Анатольевна

Дополнительная программа по ручному труду для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_po_ruchnomu_trudu.odt34.07 КБ

Предварительный просмотр:

    СОГЛАСОВАНО                                                       УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета               Директор Детского сада   «               »

                                                                       

№_______от_____________                            _______________________

 

                                                                          «_____»______________________2018 г.

Дополнительная  программа по рисованию «Город мастеров»

для детей 5-6 лет

     Составитель: Жирнова А.А., воспитатель                                                                                                                                                          

 

Заводоуковск, 2018

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3

Цели, задачи……………………………………………………………………….………………...3

Виды ручного труда…………..………..…..….………………..........................................………...4

Годовой календарный учебный график……………………………………………..…….…....….5

Учебно - тематический план программы……………………………………………………….....5

Организационно-педагогические условия реализации программы…………………………....19

Планируемые результаты………………………………………………………….…..….…....….19

Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания

усвоение программы, условия реализации программы…………..…….………..……..……….20

Список литературы………………………………………………………………………………...21

Пояснительная записка

Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие этого не видят; он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, создавать что-то  новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что - то, что до тебя еще никем не было сделано, или  то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

Работа с разными  материалами (бумагой, нитками, пластилином, природным и бросовым материалом, холодным фарфором) имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует  развитию мелкой моторики, ловкости рук, воспитывает усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца, трудолюбие, желание помогать товарищам.

Занимаясь ручным трудом, дети познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, усваивают сенсорные эталоны и начинают  применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, они развивают эстетический вкус. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие  наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

  В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности.

Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.  Любая творческая деятельность предполагает получение определенного осмысленного результата; позволяет ребенку чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих, а это, в свою очередь, вселяет в ребенка уверенность в своих силах, желание пробовать что-то новое, повышает его самооценку.

Использование ручного труда во время проведения занятий по данной программе развивает уверенность в своих силах, способствует снятию эмоционального напряжения, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческому поиску, выбору нестандартных решений, дает толчок к развитию детского интеллекта.

Отличительной особенностью программы  является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества и максимально реализовать себя в нём.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей детей через продуктивную деятельность в различных видах ручного труда.

Задачи:

  • формировать представления детей о свойствах и особенностях различных материалов, технике работы с ними;
  • закреплять знания о технике безопасности и требованиях к организации рабочего места;
  • совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, передавать пространственное положение предметов;
  • развивать образное мышление, воображение, творческую активность, фантазию;
  • воспитывать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

Виды ручного труда, используемого в программе кружка

Художественное конструирование — один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой.  Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.

Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Обрывная аппликация — ребенок разрывает бумагу на кусочки  и составляет из них изображение.

Модульная аппликация (мозаика) — получение готового образа  путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто кусочки бумаги.

Симметричная аппликация — заготовка (квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера) складывается пополам, вырезается половина изображения. Затем полученная форма разворачивается и наклеивается на основу.

Торцевание — на небольшой участок узора наносится тонкая полоска клея по контуру. Конец стержня или карандаша  накрывается квадратиком из гофрированной бумаги и при помощи пальцев придается бумаге необходимая форма, напоминающая головку цветка. Затем донышко полученной фигурки  обмакивается в клей и приклеивается на определенный участок рисунка. После аккуратного надавливания стержень осторожно извлекается. Важным моментом является то, что каждый следующий гофрированный кусочек должен стоять рядом с предыдущим, поэтому их нужно ставить очень близко друг к другу, чтобы не оставалось просветов.

Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием.

Аппликация из крупы — на основу наносится рисунок, затем на него намазывается пластилин или  клей ПВА. Далее поверхность посыпается крупой. После высыхания клея крупу можно раскрасить гуашью. Более сложная техника — использование разных круп без использования краски.

Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Лепка —  объемное, трехмерное изображение предметов в пространстве с помощью мягкого вещества: глины, пластилина, тесто. Своеобразие лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передается форма предмета в трех измерениях.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные.

Пластилиновая мозаика – заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками. Технология изготовления пластилиновой мозаики крайне проста – из пластилина вылепляются мелкие шарики, которые укладываются на лист картона вплотную друг к другу.

Лепка из  холодного фарфора — создание изделий из пластичной массы, которая впоследствии быстро затвердевает, что позволяет использовать получившиеся фигурки в качестве игрушек и  украшений.

Методы проведения занятий:

  • словесные(беседа, художественное слово, объяснение, напоминание последовательности работы, совет);
  • наглядные (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий);
  • практические (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух);
  • игровые.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5—6 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проведение занятий: 2 раза в неделю во вторую половину дня (продолжительность занятия 25 -30 минут).

Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

01.10.2018 — 30.08.2019

Продолжительность образовательного процесса

11 месяцев

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2018 — 10.01.2019

Педагогическая диагностика

26.08.2019 — 30.08.2019

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

2

8

86

Количество часов

1

4

43

Учебно-тематический план программы

Месяц

Тема занятия

Вид ручного труда

Задачи

Материалы

О

к

т

я

б

р

ь

1. «Ёжики на полянке»

Поделка из природного материала

Формировать представления о свойствах природных материалов и способах их обработки; учить скреплять разные материалы между собой, используя пластилин; развивать творческую фантазию, воображение.

Сосновые шишки, сухие листья,  пластилин, картон

2. «Березка в платье золотом»

Обрывная аппликация

Закреплять представления об осени; учить узнавать деревья по характерным признакам (окраска ствола, форма листьев и кроны); формировать умение обрывать маленькие кусочки бумаги одинакового размера и аккуратно наклеивать их на лист картона.

Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти

3. «Кленовый лист»

Поделка из бумаги, сложенной «гармошкой»

Знакомить детей с понятием «оригами», учить складывать лист «гармошкой», хорошо проглаживать сгибы, совмещать стороны; закреплять умение детей определять дерево по форме его листьев.

Ножницы, цветная бумага, простые карандаши, шаблоны листьев, клей-карандаш

4. «Зонтик»

Пластилиновая мозаика

Формировать умение детей скатывать из пластилина маленькие шарики одинакового размера и заполнять ими шаблон, не оставляя пробелов; знакомить с техникой «пластилиновая мозаика»

Цветной картон, пластилин, шаблон зонта

5. «Рябиновые бусы»

Поделка из природного материала

Закреплять представления детей о рябине, ее внешнем виде (листьях, плодах); формировать умение аккуратно работать иглой, нанизывая на нить ягоды; закреплять правила безопасной работы с острыми предметами (иглой).

Ягоды рябины, нитки, иглы.

6. «Паучок»

Поделка из ниток для вязания

Закреплять представления детей о пауках (тело, глаза, 8 лапок); формировать умение отрезать нитки одинаковой длинны, пользуясь меркой; учить плести косы из ниток, украшать поделку мелкими деталями.

Нитки для вязания черного или темно-коричневого цветов, клей, готовые глазки для игрушек.

7. «Собачка»

Оригами. Базовая форма-квадрат.

Продолжать знакомить детей с техникой оригами; учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, совмещая углы и стороны и тщательно проглаживать сгибы; формировать умение дополнять поделку деталями для придания сходства с изображаемым животным.

Цветная бумага, фломастеры, клей-карандаш, ножницы, простые карандаши

8. «Гусеница»

Поделка из бумаги

Формировать умение детей складывать две полоски бумаги, попеременно сгибая их и накладывая друг на друга; украшать поделку, добавляя различные детали для придания сходства с изображаемым предметом.

Цветная бумага (зеленая, желтая, розовая), шаблон головы гусеницы, клей-карандаш, фломастеры)

Н

о

я

б

р

ь

1. «Стрекоза»

Поделка из природного материала

Формировать представления детей о способе размножения клена, семенах-крылатках; закреплять умение детей скреплять между собой детали, используя пластилин; учить изображать стрекозу, ориентируясь на  характерные признаки (большие глаза, прозрачные удлиненные крылья, длинное узкое тело).

Пластилин, семена (крылатки) клена, палочки

2. «Рыбки в аквариуме»

Оригами+ аппликация (коллективная работа)

Формировать умение детей сгибать квадратный лист бумаги по диагонали, по горизонтали, тщательно совмещать стороны и углы,  проглаживать сгибы; закреплять умение работать в коллективе, воспитывать желание оказывать помощь друг другу; учить оценивать работы (свою и товарищей)

Цветная бумага, клей, большой лист тонированного картона

3. «Зайчик»

Поделка из бумаги

Закреплять умение детей пользоваться ножницами, аккуратно вырезывая изображение по контуру; наносить рисунок на бумагу, используя шаблон; скреплять детали между собой, используя клей;  учить дополнять поделку деталями для придания ей сходства с изображаемым животным.

Бумага, клей, цветной картон, фломастеры.

4. «Гриб»

Аппликация из ниток для вязания

Формировать умение детей отрезать короткие нитки от клубка; наносить рисунок на картон, используя шаблон, тщательно намазывать клеем получившийся рисунок и заполнять его обрезками ниток, не оставляя пробелов; закреплять представления детей о грибах, их характерных особенностях.

Цветной картон, клей ПВА, кисти, нитки для вязания, ножницы, шаблоны гриба, простые карандаши

5. «Аленький цветочек»

Лепка из холодного фарфора

Знакомить детей с пластичным материалом — холодным фарфором; учить раскатывать кусочек глины в тонкий пласт, пользоваться молдом для придания нужной фактуры; соединять лепестки между собой с помощью клея, придавая им форму цветка; закреплять получившийся бутон на проволоке и обматывать проволоку тейп-лентой, равномерно распределяя ее по всей поверхности стебля.

Холодный фарфор красного и зеленого цветов, молды, влажные салфетки, клей ПВА, кисти, флористическая проволока, тейп-лента зеленого цвета

6. «Открытка для мамы»

Поделка из бумаги (объемная открытка)

Закреплять умение детей пользоваться ножницами, делая надрезы на бумаге по нарисованным линиям; учить сгибать заготовку в определенных местах для придания объема деталям открытки; закреплять умение аккуратно пользоваться клеем, тщательно промазывая им заготовки и склеивая их между собой; знакомить со способами вырезывания различных цветов.

Цветной картон, зеленая бумага для принтера, цветная бумага, клей-карандаш, шаблоны цветов

7. «Цыпленок»

Поделка из ниток для вязания (основа-помпон)

Знакомить детей со способом изготовления помпона  с помощью картонного кольца; учить  наматывать нитки на кольцо, равномерно распределяя их по всему шаблону; разрезать нитки в нужном месте;  завязывать двойной узел и формировать помпон; закреплять умение добавлять различные детали для придания сходства с изображаемым предметом.

Нитки для вязания желтого цвета, красный фетр, клей, готовые глазки для изготовления игрушек, шаблон для изготовления помпона.

8. «Павлин»

Аппликация из ткани

Знакомить детей с некоторыми видами тканей и их свойствами, учить наносить на ткань рисунок и аккуратно вырезать детали по контуру; приклеивать заготовки к картону, украшать птицу мелкими деталями.

Кусочки ткани разных цветов, ножницы, картонные шаблоны перьев и тела птицы, клей ПВА, кисти, плотный картон

Д

е

к

а

б

р

ь

1. «Медведь в берлоге»

Пластилинография+аппликация из салфеток

Продолжать знакомить детей с техникой «пластилинография»; закреплять умение наносить рисунок на картон простым карандашом, а затем заполнять его, размазывая пластилин, не выходя за контур рисунка; дополнять композицию мелкими деталями: нос медведя, снежные сугробы из салфеток; закреплять умение аккуратно пользоваться клеем.

Пластилин, картон, белые салфетки, клей ПВА, кисть

2. «Пинг виненок»

Оригами+обрывная аппликация

Продолжать знакомить детей с оригами; формировать умение сгибать лист бумаги в заданном направлении, тщательно совмещать стороны и углы, проглаживать сгибы; расширять представления детей о животном мире антарктики; закреплять умение аккуратно наносить клей на поверхность и наклеивать изображение на основу.

Бумага  голубого или синего цвета (односторонняя), гуашь белого и черного цветов, белая бумага, цветной картон для основы, клей-карандаш

3. «Снеговик»

Аппликация из ватных дисков+вата

Продолжать знакомить детей со свойствами материалов; закреплять умение аккуратно наклеивать изображение на основу.

Ватные диски, вата, клей ПВА, кисти, картон синего или голубого цвета, гуашь.

4. «Солнышко лучистое»

Поделка из ниток для вязания

Закреплять умение работать ножницами, отрезать нитки определенной длинны от клубка, пользуясь меркой; формировать умение детей заплетать нити в «косы», развивая координацию движений и мелкую моторику.

Картон желтого цвета, желтые или оранжевые нитки для вязания, цветная бумага, клей

5. «Снежинки»

Поделка из бумаги

(фигурное вырезывание)

Формировать умение детей правильно сворачивать лист бумаги для получения симметричного узора на снежинке; дать представление о том, что узор будет меняться, если способ складывания бумаги изменится; закреплять умение аккуратно пользоваться клеем и кистью.

Бумага белого цвета, картон синего, голубого или фиолетового цвета, ножницы, клей ПВА, кисти

6. «Ёлочная игрушка»

Поделка из бумаги, сложенной «гармошкой»

Закреплять умение детей складывать бумагу «гармошкой», совмещая стороны и углы; придавать полученной заготовке дискообразную форму и украшать полученную игрушку бусинами и стразами.

Цветная бумага, клей, шаблоны, цветной картон, нитки, бусины

7. «Елочка»

Аппликация из макарон

Формировать представление о том, что материалы для творчества могут быть не только  традиционными; учить детей выкладывать макароны таким образом, чтобы получилась елка; закреплять умение детей украшать готовую поделку, используя различные материалы (краски, блестки, конфетти)

Макароны, клей ПВА, кисти, картон для основы, салфетки, акриловые краски, кисти, конфетти

8. «Новогодняя открытка»

Объемная открытка из бумаги, сложенной «гармошкой»

Закреплять умение детей складывать бумагу «гармошкой»; склеивать детали поделки к основе таким образом, чтобы получилась объемная открытка; закреплять умение украшать поделку различными материалами

Цветной картон, бумага для принтера зеленого цвета, ножницы, клей-карандаш, белая гуашь, кисти, бисер, краски, конфетти

Я

н

в

а

р

ь

1. «Брошка»

Лепка из холодного фарфора

Знакомить детей с пластичным материалом — холодным фарфором; учить раскатывать кусочек глины в тонкий пласт, пользоваться молдом для придания нужной фактуры; соединять лепестки между собой с помощью клея, придавая им форму цветка; закреплять получившийся бутон на основе. Закреплять представления о том, что получившийся цветок будет зависеть от формы, размера и количества лепестков.

Холодный фарфор, акриловые краски, кисти, скалки, молды, ножницы, основа для брошки, клей ПВА, изображения различных цветов (лилия, фиалка, ромашка, нарцисс, подсолнух, мак)

2. «Рамка для рисунка»

Поделка из бумаги (паспарту)

Формировать умение детей мастерить рамку для творческих работ; красиво оформлять свои работы в рамку «паспарту»; украшать получившуюся рамку различными способами и материалами

Бумага формата А4 двух цветов по выбору детей, клей-карандаш, картон, акварельные краски, кисти, цветная бумага, штампы для рисования, бисер.

3. «Снегопад»

Обрывная аппликация

 Закреплять умение обрывать маленькие кусочки бумаги одинакового размера и аккуратно наклеивать их на лист картона; расширять представления детей о зиме; учить детей обрывать  полоски бумаги разной толщины (прямые и изогнутые) и из них составлять изображение деревьев; гармонично располагать изображения на основе.

Бумага, кисти, клей ПВА, картон синего, голубого или фиолетового цвета.

4. «Тюльпан»

Поделка из пластиковых ложек

Формировать представления детей о различных видов материалов, которые можно использовать для творчества; закреплять представления детей о декоративных цветах; учить скреплять детали между собой, используя проволоку и пластилин.

Пластиковые ложки, акриловые краски, кисти, проволока, пластилин, тейп- лента, бумага для принтера зеленого цвета

5. «Умка»

Игрушка из картона

Формировать умение детей создавать объемное изображение животного, передавая его характерные особенности (форму тела, ушей, носа, лап); закреплять умение переносить изображение на картон с помощью трафарета; закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать фигурные детали точно по контуру.

Картон белого цвета, готовые глазки для игрушек, кусочки ткани черного цвета; кисти, клей ПВА

6. «Колобок»

Поделка из ниток (на основе воздушного шара)

Формировать представления о свойствах клея ПВА и ниток; учить равномерно наматывать нитки, смоченные клеем, на воздушный шар.

Нитки для вязания желтого цвета, клей ПВА, ножницы

7. «Колобок»

Продолжение

Закреплять умение детей украшать поделку, придавая ей сходство с изображаемым предметом

Кусочки ткани белого, черного, красного  и розового цветов, клей ПВА, кисти, ножницы

8. «Овощи»

Лепка из холодного фарфора (атрибуты для игры в магазин)

Закреплять умение детей лепить предметы различной формы; учить детей окрашивать кусочки фарфора, добавляя краску в материал и тщательно разминая его; добиваться близкого сходства поделок с изображаемыми овощами.

Холодный фарфор, акриловые краски, стеки, влажные салфетки, скалки, инструменты для лепки.

Ф

е

в

р

а

л

ь

1. «Валентинка»

Объемная поделка из бумаги

Закреплять умение детей наносить рисунок на бумагу, пользуясь шаблоном; аккуратно вырезать по контуру; правильно сгибать бумагу, формируя объемную поделку

Цветная бумага (красная, ярко-розовая), ножницы, шаблоны сердца, простые карандаши

2. «Веселая ферма»

Фигурки из картона для настольного театра (основа-конус)

Формировать умение детей сворачивать лист картона таким образом, чтобы получился конус; тщательно намазывать края клеем и фиксировать их; дополнять поделку деталями для придания ей сходства с определенным животным; расширять представления о домашних животных

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, простые карандаши, клей-карандаш, фломастеры, изображения домашних животных (кошки, собаки, коровы, свиньи, лошади, козы, барана)

3. «Пирожное»

Лепка из холодного фарфора

Закреплять умение детей лепить предметы различной формы; учить детей окрашивать кусочки фарфора, добавляя краску в материал и тщательно разминая его; добиваться близкого сходства поделок с изображаемыми предметами.

Холодный фарфор, акриловые краски, кисти, скалки, инструменты для лепки, изображения пирожных

4. «Кит»

Объемная аппликация (основа-капля)

Закреплять умение детей наносить рисунок на бумагу, пользуясь шаблоном; аккуратно вырезать по контуру; правильно сгибать бумагу, формируя объемную поделку; добавлять различные детали для придания сходства с изображаемым предметом

Цветная бумага, синий картон для основы, клей ПВА, кисти, ножницы, простые карандаши, линейки.

5. «Цветы»

Поделка из природного материала

Расширять представления детей о различных природных материалах; развивать воображение и ассоциативное мышление; закреплять умение симметрично располагать лепестки вокруг середины цветка; использовать пластилин для скрепления деталей

Тыквенные семечки, пластилин, цветной картон для основы

6.«Воронята»

Поделка из бумаги (основа-пружинка)

Закреплять умение детей пользоваться ножницами; формировать умение  складывать две полоски бумаги способом «пружинка»; добавлять различные детали для получения сходства с изображаемой птицей; расширять представления о птицах.

Цветная бумага (черного, белого, красного цветов); ножницы, линейки, простые карандаши

7. «Мышка»

Игрушка из ниток для вязания (основа-помпон)

Продолжать знакомить детей со способом изготовления помпона  с помощью картонного кольца; учить  наматывать нитки на кольцо, равномерно распределяя их по всему шаблону; разрезать нитки в нужном месте;  завязывать двойной узел и формировать помпон; закреплять умение добавлять различные детали для придания сходства с изображаемым предметом.

Нитки для вязания серого цвета, красный фетр, клей, готовые глазки для изготовления игрушек, шаблон для изготовления помпона.

8. «Апельсин»

Аппликация в технике «торцевание»

Знакомить детей с аппликацией в технике «торцевание»; закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать квадраты одинакового размера; учить заполнять контур кусочками бумаги с помощью стержня, не выходя за контур; воспитывать настойчивость, стремление доводить начатое дело до конца

Цветная бумага оранжевого и зеленого цветов, картон для основы, стержни, ножницы, клей-карандаш, шаблон апельсина, простые карандаши.

М

а

р

т

1. «Тюльпаны»

Объемная открытка

Закреплять умение детей пользоваться ножницами, делая надрезы на бумаге по нарисованным линиям; учить сгибать заготовку в определенных местах для придания объема деталям открытки; закреплять умение аккуратно пользоваться клеем, тщательно промазывая им заготовки и склеивая их между собой; знакомить со способами вырезывания тюльпанов.

Цветной картон, цветная бумага для принтера (красного, желтого, розового, зеленого цветов), клей-карандаш, ножницы, простые карандаши

2. «Букет для мамы»

Поделка из бумаги

Закреплять умение детей пользоваться ножницами, делая надрезы на бумаге по нарисованным линиям; учить скручивать заготовку в  рулон; наносить рисунок цветов на бумагу, пользуясь шаблоном; равномерно приклеивать бутоны к стеблям

Цветная бумага для принтера зеленого цвета, цветная бумага (двухсторонняя) ярких цветов, простые карандаши, шаблоны цветов, ножницы, клей-карандаш

3. «Утенок Кряк»

Аппликация из круп

Знакомить детей с разными видами круп; закреплять умение наносить рисунок на основу, пользуясь шаблоном; аккуратно намазывать клей на нужную область рисунка, не выходя за контур,  и заполнять крупой поверхность

Цветной картон для основы, шаблоны утенка, простые карандаши, клей ПВА, кисти, крупы (пшено, манка, гречка, рис)

4. «Кораблик»

Оригами

Формировать умение детей сгибать квадратный лист бумаги по диагонали, по горизонтали, тщательно совмещать стороны и углы,  проглаживать сгибы; закреплять умение работать в коллективе, воспитывать желание оказывать помощь друг другу; учить оценивать работы (свою и товарищей)

Бумага для принтера разных цветов, фломастеры

5. «Самолет»

Игрушка из картона

Закреплять умение детей наносить рисунок на бумагу, пользуясь шаблоном; аккуратно выразать по контуру; правильно сгибать бумагу, формируя объемную поделку, скреплять детали поделки между собой при помощи надрезов

Цветной картон, шаблоны, простые карандаши, ножницы, клей-карандаш, фломастеры

6. «Ромашки для Наташки»

Объемная аппликация из бумажных полосок

Закреплять умение детей пользоваться линейкой для рисования ровных линий; пользоваться ножницами, аккуратно разрезая бумагу по линиям; соединять полоски бумаги между собой по образцу; обрывать небольшие кусочки салфетки и формировать небольшие шарики для изображения середины цветка

Белая бумага, линейки, простые карандаши, ножницы, цветной картон для основы, желтые салфетки, клей-карандаш.

7. «Бумеранг»

Игрушка из картона

Знакомить детей с игрушкой «бумеранг»; учить переносить рисунок на картон, пользуясь шаблоном; аккуратно вырезать детали точно по контуру; склеивать детали между собой в определенном порядке

Картон, шаблоны, простые карандаши, ножницы, клей ПВА, кисти

8. «Герои сказок»

Игрушки для пальчикового театра

Закреплять умение детей наносить рисунок на бумагу, пользуясь шаблоном; аккуратно вырезать по контуру; правильно сгибать бумагу, формируя объемную поделку, скреплять детали поделки между собой и добавлять детали для придания сходства с изображаемым животным

Цветная бумага для принтера ,шаблоны, простые карандаши, цветная бумага, клей ПВА, кисти, ножницы

А

п

р

е

л

ь

1. «Ракета»

Оригами

Формировать умение детей сгибать  лист бумаги по диагонали, по горизонтали, тщательно совмещать стороны и углы,  проглаживать сгибы;  учить детей читать схему (пошаговую инструкцию); закреплять умение работать в коллективе, воспитывать желание оказывать помощь друг другу; учить оценивать работы (свою и товарищей)

Цветная бумага для принтера, фломастеры

2. «Каллы»

Цветы из ватных дисков

Расширять представления детей о цветах, их разнообразном строении; учить сворачивать ватный диск по образцу, склеивать края между собой, формируя цветок

Цветной картон для основы, ватные диски, ватные палочки, желтая гуашь, пластилин зеленого цвета, клей ПВА

3. «Карандашница»

Поделка из картона на основе цилиндра

Формировать умение детей сворачивать прямоугольный лист картона, формируя цилиндр, склеивать края между собой; учить делать дно стаканчика, пользуясь шаблоном; аккуратно обклеивать получившийся стаканчик салфеткой; украшать полученную поделку

Цветной картон, шаблон круга, ножницы, клей ПВА, кисти, цветная бумага, простые карандаши

4. «Каа»

Двигающаяся игрушка из бумаги (оригами +аппликация)

Закреплять умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, тщательно совмещая стороны и углы, проглаживая сгибы; добавлять различные детали для придания сходства с изображаемым предметом

Цветная бумага для принтера, цветная бумага, простые карандаши, клей-карандаш, ножницы

5. «Цветы в вазе»

Аппликация из макаронных изделий

Формировать умение детей составлять узор из макаронных изделий, формируя букет цветов и вазу; использовать различные виды макаронных издделий

Цветной картон для основы, макароны (спагетти, ракушки, колесики, рожки), клей ПВА, кисти, акриловые краски

6. «Вертушка»

Игрушка из картона

Закреплять умение детей наносить прямые линии на бумагу при помощи линейки; разрезать точно бумагу по линиям, сворачивать заготовку по образцу и соединять детали при помощи проволоки

Цветной картон, бусины (по 2 на каждого ребенка), шпажки для шашлыков, проволока, ножницы, линейка, карандаши

7. «Черепашка»

Объемная аппликация из бумажных полосок

Закреплять умение детей пользоваться линейкой для рисования ровных линий; пользоваться ножницами, аккуратно разрезая бумагу по линиям; соединять полоски бумаги между собой по образцу; добавлять детали для придания поделке сходства с изображаемым предметом

Цветная бумага для принтера, линейки, простые карандаши,  ножницы, клей-карандаш, фломастеры, картон

8. «Кукла»

Игрушка из ниток для вязания

Закреплять умение детей отрезать кусочки ниток одинаковой длинны от клубка, используя технику наматывания на лекало; формировать куклу, складывая нитки по образцу, завязывать двойные узлы; добавлять различные детали для придания поделке сходства с куклой

Нитки для вязания, лекала, ножницы, кусочки ткани разных цветов, клей-карандаш

М

а

й

1. Закладка «Петушок»

Оригами с элементами аппликации

Формировать умение детей сгибать  лист бумаги по диагонали, по горизонтали, тщательно совмещать стороны и углы,  проглаживать сгибы;  учить детей читать схему (пошаговую инструкцию); украшать поделку деталями

Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисти

2. «Чебурашка»

Лепка из холодного фарфора

Закреплять умение детей лепить предметы различной формы; учить детей окрашивать кусочки фарфора, добавляя краску в материал и тщательно разминая его; добиваться близкого сходства поделок с изображаемыми предметами.

Холодный фарфор, акриловые краски, инструменты для лепки, готовые глазки для игрушек

3. «Панда»

Игрушка (основа-контейнер от киндер-сюрприза)

Закреплять умение детей добавлять детали из пластилина к овальному контейнеру из-под киндер-сюрприза, придавая сходство с животным

Контейнеры из-под киндер-сюрприза, пластилин черного и белого цветов, стеки

4. «Кошка»

Оригами

Закреплять умение детей сгибать  лист бумаги по диагонали, по горизонтали, тщательно совмещать стороны и углы,  проглаживать сгибы; украшать поделку различными деталями

Цветная бумага (черного, белого, оранжевого цветов), клей-карандаш, ножницы

5. «Коробочка»

Поделка из картона

Закреплять умение детей разрезать картон по нарисованным линиям, складывать картон по образцу; склеивать края между собой

Картон, клей-карандаш, ножницы, фломастеры

6. «Конфетница»

Оригами

Закреплять умение детей сгибать  лист бумаги по диагонали, по горизонтали, тщательно совмещать стороны и углы,  проглаживать сгибы; украшать поделку различными деталями

Цветная бумага (двухсторонняя), клей ПВА, кисти, ножницы

7. «Одуванчик»

Аппликация в технике «торцевание»

Продолжать знакомить детей с аппликацией в технике «торцевание»; закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать квадраты одинакового размера; учить заполнять контур кусочкаи бумаги с помощью стержня, не выходя за контур; воспитывать настойчивость, стремление доводить начатое дело до конца

Цветная бумага желтого и зеленого цветов, картон для основы, стержни, ножницы, клей-карандаш

8. «Осьминожка»

Аппликация из ниток

Формировать умение детей отрезать короткие нитки от клубка; наносить рисунок на картон, используя шаблон, тщательно намазывать клеем получившийся рисунок и заполнять его обрезками ниток, не оставляя пробелов; учить заплетать нитки в «косы»

Цветной картон, клей ПВА, кисти, нитки для вязания, ножницы, шаблоны осьминога, простые карандаши

И

ю

н

ь

1. «Лебедь»

Оригами

Закреплять умение детей сгибать  лист бумаги по диагонали, по горизонтали, тщательно совмещать стороны и углы,  проглаживать сгибы;  учить детей читать схему (пошаговую инструкцию); украшать поделку различными деталями

Голубой картон для основы, белая бумага, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы

2. «Божья коровка»

Объемная аппликация

Закреплять умение детей переносить рисунок на бумагу, используя шаблон; вырезать заготовки точно по контуру, складывать их по образцу и приклеивать к основе, добавлять детали для придания сходства с изображаемым предметом

Картон зеленого цвета, бумага красного и черного цветов, шаблоны, простые карандаши, клей-карандаш, ножницы

3. «Знаменитый утенок Тим»

Аппликация из ткани

Знакомить детей с некоторыми видами тканей и их свойствами, учить наносить на ткань рисунок и аккуратно вырезать детали по контуру; приклеивать заготовки к картону, украшать птицу мелкими деталями.

Картон для основы, ткань желтого, красного цветов, мелкие пуговицы черного цвета, клей ПВА, кисти, шаблоны, простые карандаши, ножницы

4. «Брелок Сова»

Лепка из холодного фарфора

Закреплять умение детей лепить предметы различной формы, окрашивать кусочки фарфора, добавляя краску в материал и тщательно разминая его; добиваться близкого сходства поделок с изображаемыми предметами.

Холодный фарфор, клей ПВА, акриловые краски, инструменты для лепки, проволока

5. «Животные на руку»

Игрушки из цветной бумаги (оригами+аппликация)

Закреплять умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, тщательно совмещая стороны и углы, проглаживая сгибы;  учить детей читать схему (пошаговую инструкцию); добавлять различные детали для придания сходства с изображаемым предметом

Цветная бумага для принтера, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш

6. «Береза кудрявая»

Лепка из пластилина (из жгутов)

Закреплять умение детей скручивать длинные жгуты из пластилина, формировать из них завитки; формировать из полученных спиралей крону дерева, формировать ствол дерева способом размазывания пластилина по поверхности

Картон для основы, пластилин зеленого, белого и черного цветов,

7. «Игрушка для настольного театра»

Поделка из бумаги на основе картонного стаканчика

Закреплять умение детей добавлять детали к готовой форме для придания сходства с изображаемым предметом

Готовые картонные стаканчики, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры

8. «Подсолнух»

Лепка из холодного фарфора

 Закреплять умение  раскатывать кусочек фарфора в тонкий пласт, пользоваться молдом для придания нужной фактуры; соединять лепестки между собой с помощью клея, придавая им форму цветка; закреплять получившийся цветок  на проволоке и обматывать проволоку тейп-лентой, равномерно распределяя ее по всей поверхности стебля.

Холодный фарфор желтого   цвета, молды, влажные салфетки, бисер черного цвта, клей ПВА, кисти, флористическая проволока, тейп-лента зеленого цвета

И

ю

л

ь

1. «Гномик»

Оригами

Закреплять умение детей сгибать  лист бумаги по диагонали, по горизонтали, тщательно совмещать стороны и углы,  проглаживать сгибы; учить детей читать схему (пошаговую инструкцию); украшать поделку различными деталями

Цветная бумага, фломастеры

2. «Сказка в дом приходит»

Поделки из бумаги для театра на палочках

Закреплять умение детей работать с трафаретом (переносить на бумагу рисунок, вырезать его по контуру); добавлять детали, характерные для изображаемого персонажа

Трафарет, простые карандаши, ножницы, цветная бумага, клей ПВА, кисти, цветные карандаши

3. «Птичка»

Поделка из ниток для вязания

Закреплять умение детей отрезать кусочки ниток одинаковой длинны от клубка, используя технику наматывания на лекало; формировать куклу, складывая нитки по образцу, завязывать двойные узлы; добавлять различные детали для придания поделке сходства с птицей

Нитки для вязания разных цветов, лекало, ножницы, кусочки фетра, клей-пистолет

4. «Смешарики»

Игрушка из бросового материала (контейнеры из киндер-сюрприза)

Закреплять умение детей добавлять детали из пластилина к овальному контейнеру из-под киндер-сюрприза, придавая сходство с животным

Контейнеры от киндер-сюрприза, пластилин, стеки, изображения героев мультфильма «Смешарики», салфетки

5. «Наливное яблочко»

Мозаика из пластиковых трубочек на пластилине

Формировать умение детей отрезать от пластиковых трубочек кусочки одинакового размера, наносить на картон пластилин тонким слоем, равномерно размазывая его; закреплять кусочки трубочек на получившейся основе, формируя яблоко

Картон для основы, пластилин, пластиковые трубочки для коктейля, ножницы, изображение яблока

6. «Капитошка»

Поделка из макаронных изделий и ниток для вязания

Формировать умение детей составлять узор из макаронных изделий, формируя изображение; использовать различные виды макаронных изделий для придания нужной формы, добавлять детали из ниток для вязания

Картон, макаронные изделия разных сортов, клей ПВА, кисти, акриловые краски, изображение «Капитошки», нитки для вязания

7. «Бабочка»

Оригами

Закреплять умение детей сгибать  лист бумаги по диагонали, по горизонтали, тщательно совмещать стороны и углы,  проглаживать сгибы; учить детей читать схему (пошаговую инструкцию); украшать поделку различными деталями

Цветная бумага, фломастеры, клей-карандаш, ножницы

8.  «Печенье»

Лепка из соленого теста (атрибуты для игры в магазин)

Закреплять представления детей о пластичном материале-соленом тесте и его свойствах, знакомить со способом его приготовления; совершенствовать умение детей придавать нужную форму изделию, используя знакомые приемы; украшать готовую форму способом печати

Соленое тесто, скалки, доски для лепки, форма для выпечки печенья, готовое печенье для примера, влажные салфетки

А

в

г

у

с

т

1. «Кошелек»

Оригами

Закреплять умение детей сгибать  лист бумаги по диагонали, по горизонтали, тщательно совмещать стороны и углы,  проглаживать сгибы, работая по схеме; украшать поделку различными деталями

Цветная бумага для принтера, фломастеры

2. «Лев Бонифаций»

Игрушка из бумаги на основе конуса

Закреплять умение детей пользоваться шаблоном, переносить изображение на картон, вырезать изображение по контуру, сворачивать заготовку, формируя конус, склеивать края между собой; украшать полученную поделку характерными деталями, придавая ей сходство с изображаемым героем

Шаблон, картон, клей-карандаш, цветная бумага, ножницы

3. «Ягодка»

Оригами

Закреплять умение детей сгибать  лист бумаги по диагонали, по горизонтали, тщательно совмещать стороны и углы,  проглаживать сгибы, работая по схеме самостоятельно; украшать поделку различными деталями

Цветная бумага, фломастеры

4. «Жук»

Поделка из бумаги из бумажных полосок

Закреплять умение детей пользоваться линейкой для рисования ровных линий; пользоваться ножницами, аккуратно разрезая бумагу по линиям; соединять полоски бумаги между собой по образцу; добавлять детали для придания поделке сходства с изображаемым предметом

Картон для основы, линейка, простые карандаши, ножницы, клей-карандаш, цветная бумага

5. «Смешные человечки»

Театр на ложках

Формировать умение детей украшать ложку деталями для придания поделке сходства с человеческим лицом, используя различные материалы  (по выбору детей)

Пластиковые ложки, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, акриловые краски, кисти, нитки для вязания, пуговицы

6. «Рыбка»

Объемная поделка из бумаги

Закреплять умение детей использовать трафарет для нанесения контура на лист бумаги, аккуратно вырезать получившийся рисунок точно по контуру, сгибать заготовку в определенных местах для придания объема поделке, добавлять детали для придания сходства с изображаемым предметом

Трафарет, простые карандаши, ножницы, клей ПВА, кисти, фломастеры, конфетти

7. «Цветик-семицветик»

По выбору детей

Закреплять умение детей самостоятельно выбирать технику изображения, подбирать нужные материалы, планировать работу

Картон, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, карандаши, линейка, фломастеры, крупы, макароны, ткань, салфетки, пуговицы, пластилин, холодный фарфор, краски, кисти

8. «Прыгающая лягушка»

Оригами

Закреплять умение детей работать по схеме-пошаговой инструкции

Зеленая бумага для принтера, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Дополнительная программа по ручному труду «Город мастеров» рассчитана на один год. Для успешного освоения программы занятия проводятся два раза в неделю. Общее количество 43 часа. Групповая форма работы. Дополнительной платной услугой может воспользоваться любой желающий. Итоговым мероприятием по реализации программы будут выставка детских работ и совместный практикум для детей и родителей.

Планируемые результаты:

  • сформируются представления детей о свойствах и особенностях различных материалов, технике работы с ними;
  • закрепятся знания о технике безопасности и требованиях к организации рабочего места;
  • совершенствуется умение ориентироваться на листе бумаги, передавать пространственное положение предметов;
  • станут более развитыми образное мышление, воображение, творческая активность, фантазия;
  • разовьются такие качества как  трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, стремление доводить  начатое дело до конца.

Оценочные и методические материалы.

Формы контроля: наблюдения

Критерии отслеживания усвоения программы: диагностика

Цель проведения диагностики:

  1. Выявить уровень  художественного развития детей
  2. Выявить возможности свободного выбора ребенком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

Владеет приемами работы с различными материалами.

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

Выполняет работу по замыслу.

Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

Показывает уровень воображения и фантазии.

Использует в работе разные способы ручного труда

Диагностика  ручного труда                

Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

1. При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

2. Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Уровни:

Н– беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

С – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

В – развитые комбинаторные умения; использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Список использованной литературы.

  1. Ворончихин Н.С. «Сделай сам из бумаги». – М.: Изд – во «Акцидент», 2001. – 85 с.
  2. Грудилина С.И. Чудеса своими руками. Серия: У тебя получится. - М.: Изд-во «Аквариум». 1998 — 264 с.
  3. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками».(Для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 112 с.
  4. Лыкова И.А Лепим фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста – М.: ТЦ «Сфера». 2000
  5. Новикова  И.В."Объемная аппликация в детском саду" Серия "Детский сад: день за днем // М: Академия развития. 2011 — 128 с.
  6. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. - 2008. - №4. - С.36-40.
  7. Халл Т. «Самоделки из бумаги. 50 моделей Роберта Нила». - М: Дрофа. 1995 — 101 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительных занятий по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) «Уроки иголочки»

Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами ...

«ПЧЕЛКА» Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка         Формирование творческой, целостной личности – одна из важнейших  задач педагогической теории и практики на современном этапе....

Дополнительная программа общеразвивающей направленности дошкольного образования детей от 1-2 лет

Представленный проект рабочей  программы педагога общеразвивающей направленности детей 1-2 лет разработан  на базе  «Примерной образовательной программы «От рождения д...

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована  на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...

Дополнительная программа по развитию художественного творчества детей

Дополнительная программа по развитию художественного творчества детей...

Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).

Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...