Дополнительная программа общеразвивающей направленности дошкольного образования детей от 1-2 лет
рабочая программа на тему
Представленный проект рабочей программы педагога общеразвивающей направленности детей 1-2 лет разработан на базе «Примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В зависимости от того, насколько грамотно педагог сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать образовательный процесс, зависит и конечный результат всей образовательной работы. Проект рабочей программы педагога может стать инструментом совершенствования качества образования, если учитывает потребности социальных заказчиков на образовательные услуги, способствует достижению социально-значимых результатов образования воспитанников, стимулирует профессиональное развитие самого педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа от 1-2 лет | 123.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 29 «Журавушка»
г. Мичуринска Тамбовской области
Рекомендовано к утверждению: | Утверждаю: |
Дополнительная программа общеразвивающей направленности дошкольного образования детей от 1-2 лет
Срок реализации: 1 учебный год |
Пояснительная записка.
1.Пояснительная записка……….стр2-5
Планируемые результаты освоения программы:
1.1.Целевые ориентиры……стр5-7
1.2.Система оценки результатов программы….стр7-8
2. Возрастные особенности детей….стр8-13
3.Организация жизни детей
3.1. Режим дня (от 1-2 лет)…стр13-16
3.2. Перечень основных видов организации образовательной деятельности…..стр16-18
3.3 Календарно- тематическое планирование для детей1-2 лет….стр18-22
4 Содержание психолого- педагогической работы:
Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи»….стр22-24
Непосредственно образовательная деятельность «Чтение художественной литературы»..стр 25-29
Непосредственно образовательная деятельность «Ознакомление с окружающим миром»(ФЦКМ)
Стр29-30
Непосредственно образовательная деятельность «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНСТРУИРОВАНИЕ)…стр 30-33
Непосредственно образовательная деятельность «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Игры-занятия с дидактическим материалом)…стр33-35
5 Развивающая предметно-пространственная среда….стр35-38
6 Список литературы…..стр39
7 Заключение …стр40
Аннотация к рабочей программе
для детей раннего возраста (от1 до 2 лет)
Построение образовательного процесса в соответствии с программой ориентировано на адекватные формы работы с детьми.
В программу входят: краткая характеристика особенностей развития ребенка в этот период, общие задачи воспитания и развития. Характеристика и задачи даны по основным направлениям развития и включают перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по пяти областям:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Цель рабочей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Данная рабочая программа имеет разделы:
«Возрастные особенности детей», «Организация режима пребывания детей в ДД, «Примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности», «Список литературы».
1. Пояснительная записка
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования различных умений, навыков и поведения. Уже в первые годы жизни перед детьми открывается мир человеческих отношений. Они осваивают простейшие правила поведения. У них формируются вкусы, привычки и привязанности.
В возрасте 1-2 лет начинает раскрываться индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, творчество и т.д.
Решающим в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, то есть общение, обучающие взаимодействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Они учитывают общие закономерности развития детей этого возраста, индивидуальные особенности. Это позволяет определить направление ближайшего развития.
Главными задачами педагогического процесса этого возраста является амплификация (обогащение) развития, реализация принципов гуманизации, которые ориентируются не на усредненную личность, а на индивидуальность каждого ребенка.
Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное развитие осуществляется только в процессе ежедневного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. На занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач воспитания; важная роль должна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни,
в часы самостоятельной игровой деятельности. В дидактических играх перед детьми ставятся или иные задачи, решение которых сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Рабочая учебная программа для раннего возраста соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, критериям полноты, необходимости и достаточности.
Выстроена по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования, сочетаются принципы научной обоснованности и практической преемственности. В данной программе учитываются возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в детском доме, определены оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья детей, их физического и психического самочувствия.
Программа разработана в соответствии с:
1.Федеральными законами:
1.1.Конституцией РФ;
1.2.Федеральным законом «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ);
2.Постановлениями Правительства Российской Федерации:
2.1.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (от 12 сентября 2008 года N 666);
3.Нормативно-правовыми документами Министерства образования РФ:
3.1.«Временные (примерные) требования к содержанию методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении»;
3.2.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)
3.3 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
4.Основными направлениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Развитие устойчивого познавательного процесса;
- Развитие основных когнитивных процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания);
- Развитие различных форм мышления (наглядно- действенного, наглядно – образного, вербально – логического);
- Формирование представлений о единстве многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерностях развития;
- Развитие творческо-речевой деятельности, формирование устойчивого интереса к художественному слову, эстетического восприятия литературы.
- Обогащение духовного мира различными средствами ( музыка, пение, танцевальные движения, изобразительная деятельность, драматизация, кукольный и настольный театры);
- Формирование эстетического отношения к окружающему миру: природы, взрослым;
- Развитие крупной и мелкой моторики, жестикуляционной и мимической выразительности;
- Приучение детей к выполнению правил этикета, культуры поведения и общения;
- Формирование навыков эстетического оформления окружающего пространства.
Эти задачи решаются на занятии через все виды деятельности.
Эти задачи реализуются на каждом занятии через фрагменты по развитию речи, ознакомлению с окружающим, сенсорики(игры с дидактическим материалом),конструированию, художественной литературе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
1.1. Целевые ориентиры.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
социально-коммуникативное развитие
Игра
Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.
Использует в игре замещение недостающего предмета.
Общается в диалоге с воспитателем.
В самостоятельной игре сопровождает речью свои действия. Следит за действиями героев кукольного театра.
Труд
Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагогов). Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы.
Коммуникация
Может поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
Сопровождает речью игровые и бытовые действия.
Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Безопасность
Соблюдает элементарные правила поведения в детском доме. Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
познавательное развитие
Формирование целостной картины мира.
Различает и называет предметы ближайшего окружения.
Называет имена членов своей семьи и воспитателей.
Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей.
Различает некоторые овощи, фрукты.
Различает некоторые деревья ближайшего окружения .
Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях.
Продуктивная (конструктивная) деятельность.
Различает основные формы деталей строительного материала.
С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.
Разворачивает игру вокруг собственной постройки.
Развитие речи
Общается в диалоге с воспитателем.
В самостоятельной игре сопровождает речью свои действия. Следит за действиями героев кукольного театра.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.
физическое развитие
Физическая культура
Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
Здоровье
Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Умеет самостоятельно есть.
художественно-эстетическое развитие
Музыка
Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий). Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.
Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
1.2. Система оценки результатов освоения программы.
Оценка индивидуального развития детей проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребёнка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.
В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребёнка выделены внешние (наблюдаемые)проявления этих характеристик у ребёнка в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста.
Данные мониторинга должны отражать динамику становления основных (ключевых) характеристик, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребёнок нуждается в помощи.
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребёнка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом.
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
2. Возрастные особенности детей
Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 г, а в росте 1 см.
Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода
активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3-4 часа, у детей двух лет — 4-5,5 часа.
На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».
Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.
В начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).
В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при числе участвующих не более 8-10). При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.
Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.
Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).
Воспроизводя подряд 2-3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.
Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.
Изложенное дает основание считать, что на втором году из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).
Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью, особенно заметной при дефектах воспитания. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно это можно преодолеть.
Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.
Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.
В процессе разнообразной деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т.д.».
Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом «киса» он мог обозначать и кошку, и меховой воротник.
Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).
Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Куда ходили?» — «Гулять». — «Кого видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».
Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.
Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу.
Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году. Ребенок в большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небоязычные (т, д, и), задние небоязычные (г, х).
Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.
Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так. слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся.
К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.
Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — то есть «Ира кушала?»
Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.
Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения, группы (мебель, одежда, посуда) помогает ребенку выполнять несложные (из одного, а к концу года из 2-3 действий) поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение со взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.
На втором году закрепляется и углубляется потребность общения со взрослым по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
На втором году жизни у детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. По двое-трое они самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», "Догонялки»). Однако опыт взаимообщения у детей невелик и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру. Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав ее у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш ее просто бросает. Воспитателю не следует проходить мимо подобных фактов, чтобы у детей не пропало желание общаться. Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.
Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т.д.
При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.
На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый для продолжения игры (кубики, колечки для пирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого.
Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях.
Основными приобретениями второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях. Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.
Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.
С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
3.1. Режим дня
(от 1-2 лет)
В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
По действующему СанПиН для детей ясельного возраста от 1-2 лет планируют не
более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут (СапПиН 2.4.1.1249-03).
Режим дня в холодный период года
для детей от 1 до 2 лет
Подъем, утренний туалет | 7.00-7.30 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 7.30-8.00 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.15 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.15-8.30 |
Самостоятельная деятельность | 8.20-9.00 |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 9.00-9.15-9.30 |
Второй завтрак | 9.50 – 10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.30-11.20 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду | 11.20-11.45 |
Обед | 11.45-12.20 |
Подготовка ко сну, сон | 12.20-15.00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 15.00-15.15 |
Полдник | 15.15-15.25 |
Самостоятельная деятельность | 15.25-16.15 |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 16.00-16.15-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-17.30 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к ужину | 17.30-18.00 |
Ужин | 18.00-18.30 |
Чтение художественной литературы | 18.30-18.40 |
Самостоятельная деятельность, спокойные игры | 18.40-20.00 |
2-й ужин, гигиенические процедуры | 20.00-20.30 |
Подготовка ко сну, ночной сон | 20.30- 7.00 |
Режим дня на тёплый период года
для детей от 1 до 2 лет
Подъем, утренний туалет | 7.00-7.30 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 7.30-8.20 |
Утренняя гимнастика | 8.20-8.30 |
Подготовка к завтраку,завтрак | 8.30-9.00 |
Самостоятельная деятельность | 9.00-9.00 |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 9.00--9.50 |
Второй завтрак | 9.50 – 10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.00-11.20 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду | 11.20-11.45 |
Обед | 11.45-12.20 |
Подготовка ко сну, сон | 12.20-15.00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 15.00-15.15 |
Полдник | 15.15-15.25 |
Самостоятельная деятельность | 15.25-16.15 |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 16.15-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-17.30 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к ужину | 17.30-18.00 |
Ужин | 18.00-18.30 |
Чтение художественной литературы | 18.30-18.40 |
Самостоятельная деятельность, спокойные игры | 18.40-20.00 |
2-й ужин, гигиенические процедуры, игровая деятельность | 20.00-21.00 |
Подготовка ко сну, ночной сон | 21.00- 7.00 |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Утренняя гимнастика, подвижные игры, динамические паузы, пальчиковые игры | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно |
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Трудовые поручения | ежедневно |
Прогулки | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Игра | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ежедневно |
В базисный учебный план детского дома включены 5 основных направления, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-личностное, художественно- эстетическое и физическое развитие дошкольников. Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области:
Познавательное направление
- Познание
Речевое направление
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы
Социально-личностное направление
- Безопасность
- Социализация
- Труд
Художественно-эстетическое направление
- Художественное творчество
- Музыка
Физическое направление
- Физическая культура
- Здоровье
В учебном Плане присутствует учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, соблюдается минимальное количество занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части и предельно допустимая нагрузка.
Реализация физического и художественно-эстетического направлений в учебном Плане занимают не менее 50% общего времени всех занятий.
Непосредственно образовательная деятельность (игровая и музыкальная деятельность, развитие движений, общение) составляет не более 1,5 часа в неделю, проводится в первую и во вторую половину дня продолжительностью 8- 10 мин.
В инвариативной части непосредственно образовательной деятельности в неделю всего - 10.
- познавательное развитие - 2, из них:
- познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность (о/о «Познание»). Реализация задач в процессе игр с настольным и напольным строительным материалом - 1;
- расширение кругозора детей: предметное и социальное окружение, ознакомление с природой (о/о «Познание») - 1;
- речевое развитие -2, из них
- развитие речи (о/о «Коммуникация»). Реализация задач по овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими -1;
- о/о «Чтение художественной литературы» - 1.
- художественно-эстетическое развитие:
- музыкальная деятельность (о/о «Музыка») - 2;
- физическое развитие:
- непосредственно-образовательная деятельность по развитию движений (о/о «Физическая культура») проводится по подгруппам 3 раза в неделю;
- о/о «Здоровье» интегрируется во все виды детской деятельности и режимные моменты
- задачи социально-личностного развития реализуются в непосредственно образовательной деятельности и в разных видах детской деятельности, с помощью художественных и фольклорных произведений.
3.3 Календарно-тематическое планирование для детей 1-2 лет.
Тема | Развернутое содержание работы | Период | Итоговые мероприятия |
| |||
Детский дом | Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. | 1-14 сентября | Фотодневник «Один день в детском доме» |
Семья | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к близким. | 15-28 сентября | Выставка детского творчества. |
Осень | Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. | 29 сентября- 5 октября | Праздник «Осень». Выставка детско-родительского творчества. Сбор осенних листьев и создание коллективной работы. |
Я в мире человек. | Дать представление о себе как человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни. | 6-12 октября | Создание коллажа с фотографиями детей. Игра «Кто у нас хороший?" |
Мой дом. | Знакомить детей с родным городом, его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер). | 13-26 октября | |
Времена года. | Дать первоначальные представления о смене времен года. | 27 октября- 4 ноября | Развлечение «В осеннем лесу» |
Посуда. | Расширять представления об окружающей действительности. Формировать элементарные представления столовой и чайной посуде. | 5-15 ноября | Выставка детских творческих работ «Тарелки и блюдца». |
Мои любимые игрушки. | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения) вокруг темы «Игрушки». | 17-30 ноября | Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки» |
Зимушка-зима. | Формировать элементарные представления о зимнем времени года (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).
| 1-14 декабря | Праздник «В гости к нам зима пришла». |
Новый год. Елка. | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения) вокруг темы «Новогодний праздник». | 15-31 декабря | Выставка новогодних поделок, игрушек. Новогодний утренник. |
| |||
Дикие и домашние животные. | Расширять знания о диких и домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. | 12-18 января | Фольклорный праздник «Кисонька-мурысонька» |
Мебель. | Расширять представления об окружающей действительности. Дать представления о предметах мебели и их назначении. | 19-25 января | Игра «В гостях у куклы Маши» |
Транспорт. | Учить узнавать и различить пассажирский и грузовой транспорт, называть части машин (кузов, кабина, колеса). | 26января- 1февраля | Большая ролевая игра «Шоферы» |
Домашние животные. | Обобщать представления о домашних животных. Учить выделять их отличительные особенности, знакомить с их ролю в жизни человека. | 2-15 февраля | Развлечение «Петя-петушок» |
Я и мой папа. | Продолжать знакомить с членами семьи, учить называть имя папы, дедушки, братьев. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, желание им помочь: «Чем порадовать папу?» и т.д. Рассматривание иллюстраций, беседа о солдатах, рассматривание формы, разучивание песен и стихов. | 16 февраля- 1 марта | Изготовление открыток к празднику. |
Мамин день. | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. | 2-15 марта | Мамин праздник. Выставка творческих работ. |
Весна | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. | 16-22 марта | Развлечение «В гости к нам весна пришла». |
Наши игры и игрушки. Народная игрушка | Через различные формы организации знакомить детей с игрушками группы, их назначением, свойствами, материалами, игровыми действиями с игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | 23-29 марта | Игры забавы. Праздник народной игрушки. |
Домашние животные и их детеныши. | Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения домашних зверей и птиц весной. | 30 марта- 5 апреля | Досуг «Курочка и цыплята» |
Я и мое тело. | Развитие движений в разнообразных формах двигательной активности. Развитие стремления играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Формирование выразительности движений, умения передавать простейшие действия некоторых персонажей. | 6-19 апреля | Спортивный праздник. |
Волшебные слова. | Через различные формы работы и виды деятельности обеспечивать условия для нравственного воспитания детей, способствовать формированию доброты, доброжелательности, вежливости, дружбы и трудолюбия, усвоения правил общения со сверстниками и взрослыми. Продолжать учить использовать в речи этикетные формы. Учить детей различать и замечать добрые дела и поступки. | 20-26 апреля | Игра «Что такое хорошо и что такое плохо». |
Растения, (цветы, деревья) | Содействовать интересу детей к объектам природы: уточнять представления детей о растениях (трава, цветы, деревья), учить рассматривать комнатные растения. Формировать бережное отношение к окружающей природе. | 27 апреля- 10 мая | Дидактические игры. |
Игры с песком и водой. | Развивать познавательную активность детей. Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе. | 11-24 мая | Выполнение коллективной постройки из песка. |
Скоро лето. | Формировать элементарные представления о летнем времени года (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада, труде взрослых). | 25-31 мая | Праздник «Лето». |
4 Содержание психолого- педагогической работы:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Целью речевого развития детей является удовлетворение и дальнейшее развитие потребности ребёнка во внимании, сотрудничестве, общении, развитии речи.
Задачи речевого развития:
*Создать благоприятные условия для общения детей между собой;
*Развивать художественное восприятие детей, способствовать слушать художественный текст, смотреть кукольные произведения, проявлять эмоциональную отзывчивость на восприятие, сопереживать героям художественного произведения;
*Обогащать пассивную речь ребёнка, формировать собственную активную речь малыша;
*Стимулировать желание выполнять игровые действия, соответствующие содержанию их знакомых произведений;
*Содействовать накоплению и развитию игрового опыта, проявлению самостоятельности при разыгрывании потешек, прибауток, сказок;
*Воспитывать интерес к книге, обучать умению пользоваться ею, рассматривать иллюстрации(в книгах, предназначенных для малышей)
Непосредственно-образовательная деятельность «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Месяц | Сроки проведения | Тема |
Сентябрь | 1 неделя | Рассматривание одной картинки (« Собачка») |
2 неделя | Рассматривание двух картинок( «Собачка», «Машина» | |
3 неделя | «Что на картинке» | |
4 неделя | «Нарисованные игрушки» | |
Октябрь | 1 неделя | «У нас в гостях киска и собачка» |
2 неделя | Сюжетный показ «Кукла катя идёт гулять» | |
3 неделя | «Непонятливый медвежонок» | |
4 неделя | Д/и «Большой-маленький» | |
5 неделя | Сюжетный показ «Кукла Катя идет гулять» (Повторение) | |
Ноябрь | 2 неделя | Д.И. «Что делают дети» |
3 неделя | Д.И. «завтрак для зверяток» | |
4 неделя | Д.И. «Прячем части тела» | |
Декабрь | 1 неделя | Речевая игра «Автомобиль» |
2 неделя | Рассматривание картины «Куры» | |
3 неделя | Чтение рассказа «Девочка и собачка» | |
4 неделя | Д.И. «Подбор предметов по картинке» | |
Январь | 2 неделя | Д.И. « На чём поедем кататься?» |
3 неделя | Д.И. «Покормим птиц» | |
4 неделя | Д.И. «Высоко-низко». | |
Февраль | 1 неделя | Д.И. «Кто как передвигается» |
2 неделя | Д/и «Что у меня в руках» | |
3неделя | «Позови куклу» | |
4 неделя | Д.И. « Унас в гостях зайка» | |
Март | 1 неделя | Д.И. «Мышка и мишка» |
2 неделя | Д.И. «Непослушная кукла» | |
3 неделя | Речевая игра «У нас в гостях утёнок и гусёнок» | |
Апрель | 1 неделя | Д.И. «Оденем куклу после сна» |
2 неделя | Д.И. «Ёлочка и грибочки» | |
3 неделя | Д.И. «Кому, что нужно?» | |
4 неделя | Д/и «Парные картинки» | |
Май | 1 неделя | Д.И. «Что делают дети?» |
3 неделя | Д.И. «Подбери пару игрушек» | |
4 неделя | Сюжетный показ « Мишка заболел» |
Непосредственно-образовательная деятельность
«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Приучать слушать и пронимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.
Предоставлять возможность повторять вслед за воспитателем некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.
Цель: ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой.
Задачи:
- Проанализировать роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста;
- Определить влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.
- Рассмотреть методику чтения художественной литературы;
- Выявить особенности методики по ознакомлению с художественной литературой.
Непосредственно-образовательная деятельность «Чтение
художественной литературы»
Месяц | Неделя | Тема | Произведения для чтения |
Сентябрь | 1 неделя | Рассказывание р.н. потешки «Ладушки,ладушки!» | Русские народные песенки, потешки. |
2 неделя | Ознакомление с русской народной потешкой « Петушок,петушок» | ||
3 неделя (15.09-19.09) | Рассказывание р.н.потешки «Большие ноги…» | ||
4 неделя | Чтение стихотворения А. Барто «Бычок» | . «Ладушки,ладушки...»; «Петушок, петушок...»; Большие ноги...»; «Водичка,водичка…», «Баю-бай», «Киска,киска,киска,брысь!..., «Как у нашего кота…», «Пошёл кот под мосток…». | |
Октябрь | 1 неделя | Рассказывание р.н.сказки «КурочкаРяба» | Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка»(обр.К.Ушинского); «Как коза избушку построила»(обр. М. Булатова) |
2 неделя | Рассказывание р.н.потешки «Водичка,водичка…» | Произведения поэтов и писателей России. Поезия. З.Александрова. З.Александрова «Прятки»; А.Барто «Бычок», «Мячик», «Слон»(из цыкла «Игрушки»); В.Берестов. «Курица с цыплятами»; В.Жуковский. «Птичка»; Г.Лагздынь. «Зайка,зайка, попляши!»; С.Маршак. «Слон», «Тигрёнок», «Совята»(из цикла «Детки в клетке); И.Токмакова. «Баиньки» | |
3 неделя | Чтение рассказа З.Александровой «Хрюшка и Чушка» (в сокр) | Проза. Т.Александрова. «Хрюшка и Чушка»(в сокр.); Л.Пантелеев. «Как поросёнок говорить научился»; В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок»; Е.Чарушин . «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К.Чуковский. «Цыплёнок». | |
4 неделя | Чтение стихотворения "А.Барто «Мячик» | ||
Ноябрь | 2 неделя | Повторение р.н.сказки «Курочка Ряба» | |
3 неделя | Рассказывание русской народной потешки«Киска, киска брысь!...» | ||
4 неделя | Инсценирование русской народной потешки «Большие ноги…» | ||
Декабрь | 1 неделя | Чтение рассказа Л.Пантелеева«Как поросёнок разговаривать научился» |
|
2 неделя | Чтение стихотворения З.Александровой «Прятки» | ||
3 неделя | Чтение стихотворения Г.Лагздынь «Зайка,зайка попляши!» | ||
4 неделя | Повторени рассказывания потешки «Ладушки,ладушки!...» | ||
Январь | 2 неделя | Чтение русской народной потешки «Как у нашего кота» | |
3 неделя | Чтение рассказа К. Чуковского «Цыплёнок» | ||
4 неделя | Чтение стихотворения В.Жуковского «Птичка» | ||
Февраль | 1 неделя | Чтение стихотворения С.Маршака «Тигрёнок» | |
2 неделя | Чтение рассказа В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок» | ||
3 неделя | Чтение стихотворения И.Токмаевой «Баиньки» | ||
4 неделя | Чтение рассказа Е.Чарушина «Курочка» | ||
Март | 1 неделя | Рассказывание р.н.сказки «Как коза избушку построила» | |
2 неделя | Русская народная потешка «Пошёл кот под мосток…» | ||
Чтение стихотворение С. Маршака «Слон» Рассказывание р.н.сказки «Репка» | |||
Апрель | 1 неделя | Рассказывание р.н сказки «Репка» | |
2 неделя | Повторение рассказа Л.Пантелеева «Как поросйнок разговаривать научился» | ||
3 неделя | Повторение чтение рассказа В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок» | ||
4 неделя | Повторение р.н.с. «Как коза избушку построила» | ||
Май | 1 неделя | Чтение стихотворения С.Маршака «Совята» | |
2 неделя | Чтение стихотворения А.Барто «Слон» | ||
3 неделя | Повторение сказки «Репка». | ||
4 неделя | Заключительное занятие: вспомнить с детьми любимые потешки |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Непосредственно образовательная деятельность «Ознакомление с окружающим миром»(ФЦКМ)
Различает и называет предметы ближайшего окружения.
Называет имена членов своей семьи и воспитателей.
Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей.
Различает некоторые овощи, фрукты.
Различает некоторые деревья ближайшего окружения .
Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях.
Непосредственно образовательная деятельность «Ознакомление с окружающим миром»(Фцкм)
Месяц | Сроки проведения | Тема |
Сентябрь | 1 неделя | «Где у нас игрушки» |
2 неделя | «Наблюдение за комнатными растениями» | |
3 неделя | Д.И «Что делает кукла Катя?» | |
4 неделя | Д.И. «Кто где живёт?» | |
Октябрь | 1 неделя | «Букет из осенних листьев» |
2 неделя | Д.И. «Куда ,что положить? | |
3 неделя | Д.И. «Кукла Катя умывается» | |
4 неделя | Д/и «Поручения» | |
5 неделя | Д.И «Кто где живёт?» (Повторение) | |
Ноябрь | 2 неделя | Д.И. «Из чего кот Василий сварит суп?» |
3 неделя | Опыт «Тёплая и холодная водичка» | |
4 неделя | Сюжетный показ «Купание кукол» | |
Декабрь | 1 неделя | Д.И. «Наши игрушки» |
2 неделя | Д.И. «Чудесный мешочек» | |
3 неделя | Д.И. «Найди цветочек такого же цвета» | |
4 неделя | Д.И. «Сладкий-кислый» | |
Январь | 2 неделя | «Экскурсия по группе» |
3 неделя | Д.И. «Весёлые мячики» | |
4 неделя | Д.И. «Что звучит». | |
Февраль | 1 неделя | « Разложи по форме» |
2 неделя | «Унас в гостях медвежонок» | |
3неделя | Д.И. «Чего не стало» | |
4 неделя | Д.И. « Для чего нам нужны эти вещи» | |
Март | 1 неделя | Д.И. «Цветочки для белочки» |
2 неделя | Рассматривание картины «Уборка в игровом уголке» | |
3 неделя | Д.И «Куда спряталось солнышко» | |
Апрель | 2 неделя | Д.И. «Причешем куклу Катю» |
3 неделя | Д.И. «Чей голосок?» | |
4 неделя | Д/и «Угостим ёжика» | |
Май | 1 неделя | Д.И. «Где спряталась Божья коровка?» |
2 неделя | Д.И «Дай такой же предмет» | |
3 неделя | Д.И. «Хвостик для петушка» | |
4 неделя | «Погладим кукле Кате одежду» |
Непосредственно образовательная деятельность «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Игры-занятия со строительным материалом)
Цель: Обогащать сенсорный опыт детей.
Развивать умение различать предметы по величине :с помощью взрослого собирать пирамидку из 4-5 колец(от большого к маленькому),из 4-5 колпачков.
Формировать умение подбирать крышки(круглые ,квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки(матрёшки, бочонки),составлять разрезные картинки из двух частей.
Упражнять в соотнесении плоскостных фигур(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
Развивать умение различать четыре цвета(красный, синий , зелёный, жёлтый)
Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объёмные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками и крупным строительным материалом.
Продолжать знакомить детей с некоторыми формами 9кубик ,кирпичик, призма, цилиндр).
Знакомить детей со способами конструирования -прикладыванием, накладыванием. Побуждать совместно со взрослым и обыграть постройки, использовать для игры сюжетные игрушки.
Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементов пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
Непосредственно образовательная деятельность «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Игры-занятия с со строительным материалом)
Месяц | Сроки проведения | Тема |
Сентябрь | 1 неделя
| Построим домик |
2 неделя | Башня для петушка | |
3 неделя | «Башня для зайки» | |
4 неделя | «Стульчик для мишки» | |
Октябрь | 1 неделя | «Мишкин дом» |
2 неделя | «Дорожка для машины» | |
3 неделя | «Пирамидки» | |
4 неделя | « Кресло для матрёшки» | |
5 неделя | «Постройка дорожки для машины» | |
Ноябрь | ||
2 неделя | «Диван для куклы» | |
3 неделя | «Машина» | |
4 неделя | «Постройка лесенки из кубиков для зайчика» | |
Декабрь | 1 неделя | «Стол и стул для кукол» |
2 неделя | «Кровать для зайки» | |
3 неделя | «Заборчик для матрёшки» | |
4 неделя | «Скамеечка для матрёшки» | |
Январь | 2 неделя | «Горка» |
3 неделя | «Длинная дорожка» | |
4 неделя | «Лестница из кубиков и кирпичиков» | |
Февраль | 1 неделя | «Гараж для машины» |
2 неделя | «Кресло для матрёшки» | |
3неделя | «Забор для петушка» | |
4 неделя | «Домик для зайки» | |
Март | 1 неделя | «Змейка из пуговиц» |
2 неделя | «Поезд из кирпичиков» | |
3 неделя | «Стол и стул» | |
4 неделя | «Поезд из кубиков» | |
Апрель | 1 неделя | «Машина из кубика и кирпичика» |
2 неделя | «Скамеечка для мишки» | |
3 неделя | «Стол для большой матрёшки» | |
4 неделя | «Автобус для котят» | |
Май | 1 неделя | «Лесенка из кубиков» |
2 неделя | «Домик для матрёшки» | |
3 неделя | «Горка» | |
4 неделя | «Башня (повторение)» |
Непосредственно образовательная деятельность «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Игры-занятия с дидактическим материалом)
Цель: Обогащать сенсорный опыт детей.
Обучать действиям с предметами: нанизывать на стержень пирамидки 2-3 кольца одинакового размера, собирать помощью взрослого определённой последовательности пирамидку на конусной основе, колпачков разных размеров; собирать пирамидку из 4 колец двух контрастных размеров; открывать и закрывать одноместную матрёшку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.
Совершенствовать разнообразные действия с предметами(открывать-закрывать, нанизывать-снимать,прокатывать,втыкать,шнуровать,накладывать),ориентируясь на их величину(большой, маленький),цвет (красный, синий). Учить действовать с различными дидактическими игрушками(шаробросы, грибки и втулочки со столиком, дидактические коробки)
Непосредственно образовательная деятельность «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Игры-занятия с дидактическим материалом)
Месяц | Сроки проведения | Тема |
Сентябрь | 1 неделя |
« Опусти шарик в свой домик» |
2 неделя | « Собери пирамидку из колечек» | |
3 неделя | «Играем с матрёшками». | |
4 неделя | «Катится не катится» | |
Октябрь | 1 неделя | «Вставь ,воткни грибочки» |
2 неделя | «Волшебные колпачки» | |
3 неделя | «Прокати шарик через ворота» | |
4 неделя | «Открой –закрой» | |
5 неделя | «Играем с матрёшками (повторение)» | |
Ноябрь |
| |
2 неделя | «Что там? Тук-тук» | |
3 неделя | «Положи шарик в свою коробку» | |
4 неделя | Повторение пройденного | |
Декабрь | 1 неделя | «Матрёшка» |
2 неделя | «Катится не катится(повторение)» | |
3 неделя | «Большие и маленькие машины» | |
4 неделя | «Разрезные картинки» | |
Январь | 2 неделя | « Спряч колпачок» |
3 неделя | «Сделай гриб» | |
4 неделя | «Собери цветок» | |
Февраль | 1 неделя | «Раскладывание больших и маленьких предметов » |
2 неделя | «Пуговицы к платью» | |
3неделя | «Подарим кукле бусы» | |
4 неделя | «Играем с формочками» | |
Март | 1 неделя | «Змейка из пуговиц» |
2 неделя | «Спрячь шарик в ладошке» | |
3 неделя | «Кукла собирается на прогулку» | |
Апрель | 1 неделя | «Складывание двухместной матрёшки» |
2 неделя | «Разноцветные ленточки» | |
3 неделя | «Колпачки спрятались» | |
4 неделя | «Д.И «Поручения» | |
Май | 1 неделя | « Играем с пуговками» |
2 неделя | « Колпачки спрятались» (повторение) | |
3 неделя | « Выложи картинку» | |
4 неделя | « Построй башню из колечек» |
4. Развивающая предметно-пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда играет огромную роль в организации образовательной деятельности и является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы и включает следующие центры и оборудование:
- физкультурно-оздоровительный:
-оборудование для ходьбы (дорожки массажные, шнуры длинные)
-оборудование для прыжков (куб деревянный, обруча, гимнастические палки, скакалки, миниматы);
- оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые, пластмассовые, набивные и массажные различных диаметров;
-атрибутика к подвижным играм:
-игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, платочки, кубики, погремушки, ленты, флажки; кегли, кольцебросы;
- скамейка;
- картотека игр различной степени подвижности, физкультминуток, динамических пауз;
- нетрадиционные пособия: мягкая мишень для метания, бревнышко –«Поезд»; поролоновый матрас «Море»;
- познания:
- вкладыши «Домашние животные», «Семья медведей», «Веселый поезд», «Бабочка», «Три медведя» «Автомобили»;
- лото для малышей;
- настольно-печатные игры «Чей домик?», «Цвет», «Чей малыш?», «Формы», «Кто где живет?»;
- пособие «Сенсорная подушка»;
- геометрические кубики «Волшебная коробка»;
- цветные фигуры «Изучаем цвета»;
- д/и «Чудесный мешочек»;
- пазлы «Маша и медведь», «Игрушки», «Фрукты», «Транспорт».
- пирамидки деревянные;
- пирамидки пластмассовые;
- «Цветные столбики»;
- логические кубы;
- «Счеты»:
- мягкие кубики «Мякиши»;
- кубики «Сказки», «Насекомые», «Зоопарк», «Мультфильмы»;
- пазлы большие напольные;
- шнуровки;
- мозаика мелкая, средняя, крупная;
- напольная мозаика.
- речевого развития
- дидактические и наглядные материалы;
- предметные и сюжетные картинки;
- книжные уголок с соответствующей возрасту литературой;
- картотека потешек, считалок, загадок, колыбельных песен, пальчиковых игр;
- наборы фотографий по темам: «Домашние животные и птицы», «Животные нашего леса», «Зоопарк», «Транспорт», «Времена года»и др;
- творчества (рисование, лепка):
-наборы цветных восковых мелков, фломастеров, маркеров, мелков школьных;
- мольберт-доска для рисования мелом;
- гуашь, акварель, кисточки, баночки-непроливайки для воды;
- бумага для рисования различных размеров, и видов (цветная, тонированная, упаковочная, картон);
- трафареты;
- раскраски для малышей;
- пластилин, доски для лепки, стеки различной формы;
- салфетки тканевые, влажные.
- строительных игр:
- наборы ЛЕГО;
- наборы больших пластмассовых кубиков;
- деревянные кубики;
- игрушки для обыгрывания построек.
- игровой:
- наборы игрушек для сюжетно-ролевых игр «Домашний мастер» «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Кухня»;
- игрушки транспортные;
- переносные модули «Автобус», «Палатка»;
- игрушки, изображающие предметы труда и быта;
- куклы;
- игрушки-животные.
- театрализованной деятельности:
- театр игрушки;
- картонажный театр;
- пальчиковый театр;
- перчаточный театр;
- маски, шапочки.
- музыкальный:
- музыкальные игрушки (бубны, погремушки, металлофоны, дудочки, барабаны, детская гармошка);
- озвученные игрушки (неваляшки, игрушки с пищиком, молоточки, шумовые коробочки);
- CDпроигрыватель и диски (детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, звуков природы).
- уединения.
Таким образом, образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой младшего дошкольного возраста и обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей;
- необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
4. Вариативность среды обеспечивается:
- наличием различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодической сменяемостью игрового материала, появлением новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды дает:
- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6.Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивается соответствием всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 333 с.
2. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 2-3 лет», , Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2006г – 117с.
3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир», , М: «Баласс», 2003г – 304с.
4. Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду», М: ТЦ Сфера, 2010г – 144с.
5. Павлова Л.Ю. « Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», издательство «Мозаика-Синтез» 2011г – 80с.
6. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М: Гуманитар. Издат. Центр ВЛАДОС, 2006г –
7. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009г – 208с.
8. Краснощекова Н.В. « Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» (Школа развития), Ростов н/Д: издательство «Феникс» 2007г – 251с.
9. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М: Просвещение 1992г – 96с.
10. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. ТЦ Сфера, 2010г – 208с.
11. Авдеева Н.Н., .Князева О.Л. «Безопасность» , «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002г -144с.
12. Шорыгина Т.А. «Основы безопасности», М: ТЦ Сфера, 2006г –
13.Куцакова Л.В. « Конструирование и художественный труд в детском саду», ООО «ТЦ Сфера»2005 – 212с.
14. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми», ООО «Издательство ГНОМ», 2006г – 64с.
15. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях», ООО «ТЦ СФЕРА», 2008г –
16. Семенака С.И. «Уроки добра», М,: АРКТИ, 2005г -80с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Представленный проект рабочей программы педагога общеразвивающей направленности детей 1-2 лет разработан на базе «Примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В зависимости от того, насколько грамотно педагог сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать образовательный процесс, зависит и конечный результат всей образовательной работы. Проект рабочей программы педагога может стать инструментом совершенствования качества образования, если учитывает потребности социальных заказчиков на образовательные услуги, способствует достижению социально-значимых результатов образования воспитанников, стимулирует профессиональное развитие самого педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....