Дополнительная программа по развитию художественного творчества детей
учебно-методический материал
Дополнительная программа по развитию художественного творчества детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа по развитию художественного творчества детей | 71.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Рамонский детский сад общеразвивающего вида № 1
Рамонского муниципального района
Воронежской области
Утверждено:
Приказ № 43 от 16.11.2020г
Дополнительная программа по развитию
художественного творчества детей
«Ступени творчества»
для детей от 2 до 7 лет
Срок реализации 5 лет
воспитатель: Гавриленко Н.А.
р.п. Рамонь
2020г
Содержание
- Пояснительная записка
- Создание условий для художественного творчества детей в ДОУ
- Демонстрационно-наглядный раздаточный материал
- Методы и приемы обучения детей художественному творчеству
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование группа раннего возраста (2-3 года)
- Календарно-тематический план младшая группа (3 – 4 года)
- Календарно-тематический план средняя группа (4 – 5 лет)
- Календарно-тематический план старшая группа (5 – 6 лет)
- Календарно-тематический план подготовительная группа (6 – 7 лет)
- Литература
Пояснительная записка
Одним из важных условий формирования человека является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности.
Эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в рисовании, лепке, аппликации.
По данным многих отечественных исследователей (Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова, Р. Г. Козакова, М. А. Васильева и другие), наибольшее влияние изобразительная деятельность оказывает на формирование у детей способности понимать и передавать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у ребенка чувство радости, удивления.
Необходимость в создании данной программы послужило следующее:
- Развитие у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости;
- Развитие способности работать руками под контролем сознания, совершенствуя мелкую моторику рук, точные действия пальцев;
- Развитие глазомера, устной речи, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности;
Данная программа описывает курс подготовки дополнительного рисования по изобразительной деятельности с помощью нетрадиционной техники рисования детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет и рассчитана на 5 лет.
Весь образовательный цикл делится на 5 ступеней направления художественного развития детей:
- 1 ступень - «Умелые пальчики»
- 2 ступень - «Ловкие пальчики»
- 3 ступень - «Очумелые ручки»
- 4 ступень - «Юные волшебники»
- 5 ступень - «Волшебники»
Все эти направления будут применены и апробированы в пяти возрастных группах: группа раннего возраста (2-3 г), младшая группа (3-4г), средняя (4-5л), старшая (5-6л) и подготовительная (6-7л). Занятия в программе спланированы по возрастам, где каждый раз ребенок оказывается на новой ступени, с последующим углублением и усложнением соответственно возрасту.
Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. А в процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской
изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Новизна программы
Новизной программы «Ступени творчества» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов, рождая у детей оригинальные идеи, развивая фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это игра.
Актуальность программы
Актуальность данной программы в том, что художественное творчество с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно- творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник, развивает уверенность в своих силах. Способствует
снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Через изобразительную деятельность и нетрадиционную технику рисования развивать умение видеть красоту окружающих предметов социального и природного мира и творчески воспроизводить их образ в продуктивных видах деятельности.
- Создать атмосферу доверия и заинтересованного общения, условия ситуации успеха для каждого ребенка.
- Познакомить с основами композиции, с технологией живописи и рисунка, с техникой лепки, аппликации и нетрадиционными способами рисования.
- Научить техническим приемам работы с художественными и нетрадиционными материалами.
- Развить творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных и нетрадиционных материалов, развить элементарные умения анализировать их.
- Развить культуру зрительного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и произведений живописи и скульптуры.
- Привить любовь к труду, воспитать аккуратность, усидчивость и доводить работу до конца.
Принципы построения и реализации программы.
Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный период времени;
Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач изобразительной деятельности и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
Принцип цикличности: построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.
Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства, художественной деятельности и других образовательных областей;
Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Предполагаемый результат.
Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе художественного творчества, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированности способов самоконтроля. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
1.8. Возрастные особенности детей, участвующие в реализации дополнительной программы
Группа раннего возраста (2 – 3 года)
Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью, красками и материалами нетрадиционной техники рисования.
Умеет отделять от большого куска глины (пластилина, соленого теста) небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Младшая группа (3-4 года)
Средняя группа (4 – 5 лет)
Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Украшает силуэты игрушек элементами народных промыслов и росписей.
Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.
Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей.
Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Старшая группа (5 – 6 лет)
Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).
Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Знает особенности изобразительных материалов.
Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения. Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. Создает изображения по мотивам народных игрушек.
Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.
Подготовительная группа (6 – 7 лет)
Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
Называет основные выразительные средства произведений искусства.
Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений. Использует разные материалы и способы создания изображения.
Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.
Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа. Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания.
Создает сюжетные и декоративные композиции.
2. Учебно-тематический план
Содержание программы
Дополнительная программа создана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Целью программы является создание условий для развития художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной и нетрадиционной деятельности. Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.
Данная программа предназначена для введения детей в мир прекрасного, для пробуждения у них интереса к художественному творчеству. В процессе обучения у детей развиваются не только способности, но и воображение, фантазия, а также художественный вкус, наблюдательность, зрительная память, развивается моторика рук, развитие речи, понимание прекрасного в искусстве, природе и окружающей жизни.
Программа разработана на 5 лет и предложена для проведения занятий по художественному творчеству в нетрадиционной технике для детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Программа предполагает проведение по одному занятию раз в 2 недели для детей 2 – 3 лет и по одному занятию в неделю для детей 4 – 7 лет, во второй половине дня.
Длительность занятий:
2- 3 года – до 10 минут.
3- 4 года – до 15 минут
4 - 5 лет – до 20 минут.
5 - 6 лет – до 25 минут.
6 - 7 лет – до 30 минут.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
Физическое развитие. Использование здоровье сберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается: ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений; использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.
Художественно-эстетическое развитие.Музыкотерапия – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия.
Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов.
Социально-коммуникативное развитие. Использование на занятиях художественного слова; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Речевое развитие.Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Познавательное развитие. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир, а также знакомства со строением предметов, объектов).
Создание условий для художественного творчества детей в ДОУ
В детском саду созданы условия для развития художественного творчества: эстетично оформлены помещение детского сада, группы - светлые стены, на
окнах красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками. В группах созданы уголки
«Художественное творчество», в которых находятся разные наглядно-дидактические пособия, репродукции, иллюстрации, изобразительный материал.
Для выполнения основной цели занятия по художественному творчеству проходят в изостудии. Здесь размещаются материалы для знакомства детей с различными видами художественного творчества, предметами различных промыслов народов; кроме того, в кабинете находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности: мольберты, столы для индивидуальных и коллективных работ.
Методы и приемы обучения детей художественному творчеству.
Для реализации содержания программы по нетрадиционным техникам рисования в детском саду используются разнообразные методы обучения и развития на организованных занятиях.
Метод демонстрации, включает различные приемы:
а) показ предметов - дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки и аппликации;
б) показ образца - образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
в) показ способа действий - он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
г) демонстрация картин - иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Использование ТСО - кинофильмов, компьютеры. Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
Объяснение - рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.
Рассказ детей - пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.
2 – 4 года – система игровых ситуаций. Предлагается серия пальчиковых игр для развития мелкой моторики и координации в системе «глаз – рука». Содержание пальчиковой гимнастики на каждом занятии согласовано с темой и художественными образами.
4 – 5 лет - расширение эстетического опыта ребенка через взаимосвязь литературного и визуального образов.
5 – 6 лет – углубление и уточнение художественного опыта ребенка через «погружение» в ситуацию.
6 – 7 лет – систематизация обобщенных способов действий и обобщенных представлений в разных видах творчества.
Учебно-тематический план.
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||||
Количество часов | неделя | год | неделя | год | неделя | год | неделя | год |
0,5 | 18 | 1 | 36 | 1 | 36 | 1 | 36 |
Группа раннего возраста (2 – 3 года).
Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Приобщать детей к нетрадиционным техникам изображения.
Развивать умение раскатывать комочки из пластилина (теста для лепки) прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
Закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином, тестом.
Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.
Развивать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.Формировать интерес к занятиям по нетрадиционному рисованию. Развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в нетрадиционной технике рисования.
Календарно-тематический план
группы раннего возраста 2-3 года
№ | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | Игры с кистями «Солнышко» | Учить детей выполнять движения по тексту, приговаривать ,вызвать радость от игры. |
Октябрь | ||
1. | Игры с кистями «Две сестрички» | Учить детей выполнять движения по тексту, повторять текст ,вызвать положительные эмоции |
2. | Игры с кистями «Моем руки» | Продолжать развивать понимание речи, формировать умение быстро и четко говорить |
Ноябрь | ||
1. | Пальчиковый массаж «Фонарики» | Продолжать учить согласовывать движения рук и речь, сжимать и разжимать пальчики обеих рук, формировать умение быстро и четко говорить . |
2. | Пальчиковый массаж «Пальчики на прогулке» | Поочередное сгибание или гладить пальчики, проговаривать слова и фразы. |
Декабрь | ||
1. | Выполнение фигур из пальцев.Изображение фигур на песке. «Улитка» | Учить детей соотносить действия кисти рук с изображением на песке . Проговаривание строчек из игры. |
2. | Выполнение фигур из пальцев. Изображение фигур на песке. «Лодочка». | Учить детей соотносить действия кисти рук с изображением на песке . Проговаривание строчек из игры. |
Январь | ||
1. | Игры с ладошками «Ладушки – ладошки» | Продолжать развивать понимание речи ,совершенствовать память ,внимание , воспитывать усидчивость ,формировать правильное звукопроизношение |
2. | Игры с ладошками «Вверх ладошки» | Продолжать развивать понимание речи, совершенствовать память ,внимание, воспитывать усидчивость . |
Февраль | ||
1. | Игра с кулачками «На кухне» | Проговаривать строки текста ,выполнять движения по тексту ,расширять словарь ребенка. |
2. | Игра с пальчиками «Лошадки» | Продолжать развивать понимание, речи, стимулировать умственное развитие, развивать фантазию и воображение . |
Март | ||
1. | Игровые упражнения с пальчиками, ладошками, кулачками. Рисование на песке. «На полянке» | Учить выполнять движения пальцами ,проговаривать текст игры ,воспитывать усидчивость ,изображать на песке заданные фигуры. |
2. | Игровые упражнения с пальчиками, ладошками, кулачками. Рисование на песке. «Курочка» | Формировать правильное, звукопроизношение,продолжать развивать умение согласовывать движение и речь. |
Апрель | ||
1. | Игровые упражнения с пальчиками ,ладошками, кулачками . «Пирог». | Формировать умение быстро и четко говорить, развивать художественный вкус ,воспитывать усидчивость,целенаправленность. |
2. | Игровые упражнения с пальчиками, ладошками, кулачками. «Елочка» | Формировать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, внимание, стимулировать умственное развитие. |
Май | ||
1. | Игровые упражнения с пальчиками, ладошками, кулачками «Озорные пальчики». | Развивать фантазию и воображение ,формировать правильное звукопроизношение, совершенствовать память, внимание. |
2. | Игровые упражнения с пальчиками, ладошками, кулачками «Прянички». | Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить , совершенствовать память, внимание, воспитывать усидчивость. |
Планируемые результаты освоения программы:
Проявлять интерес к пальчиковой гимнастике, развивать мимику, моторику пальцев ,внимание ,память ,воображение.
Развивать речевую активность в различных видах деятельности .
Увеличивать словарный запас детей.
Развивать умение рисовать пальчиками.
Календарно-тематический план
младшая группа 3-4 года
№ | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | Знакомство с изостудией. Знакомство с карандашом и бумагой, красками и кистями. | Вызывать у детей интерес к материалам, процессу рисования, учить держать карандаш и кисть. Развивать желание рисовать. |
2. | «Плывут по небу облака». Пальчиковое рисование. | Учить детей изображать образ облака. Учить создавать композицию из облаков. Воспитывать интерес к рисованию. Формировать любовь к природе. |
Октябрь | ||
1. | «Осенние листья» Аппликация с использованием салфеток | Учить детей различать основные цвета (желтый, красный, оранжевый, зеленый). Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки катать их между пальцами ,аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Развивать эстетическое восприятие. |
2. | «Овощи» | Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше ,катать их между ладонями ,придавая им округлую форму. |
Ноябрь | ||
1. | «Я люблю свою лошадку» Рисование методом тычка полусухой кистью. | Учить заполнять контур животного способом тычка. Держать кисть вертикально. Расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком. Учить имитировать шерсть животного. |
2. | «Рябиновая ветка» Пальчиковое рисование. | Закреплять умение рисовать с помощью пальчиков, расширять знания о ягодах, о цвете. Развивать у детей интерес к рисованию. |
Декабрь | ||
1. | «Снег идет» Рисование в технике тычком. | Закреплять умение рисовать в технике тычком полусухой кистью. Учить наносить рисунок по всей поверхности листа. (Снежинки, снежные комочки). |
2. | «Разноцветные шары на ёлке» Рисование с элементами лепки из теста. | Учить отщипывать большие и маленькие кусочки теста (пластилина) от большого куска, раскатывать тесто круговыми движениями. Учить передавать различную величину предметов. |
Январь | ||
1. | «Весёлый снеговик» Пальчиковое рисование. | Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить рисовать снеговика. Воспитывать аккуратность. |
2. | «Рождественские колокольчики» | Аппликация с использованием соленого теста . |
Февраль | ||
1. | «Зайка – длинные уши» Рисование методом тычка. | Учить детей изображать мордочку зайца с характерным выражением (печальный, внимательный, веселый). Ушки могут быть опущенными, торчащими вверх или в стороны. |
2. | «Открытка для папы» Рисование с элементами аппликации. | Учить изображать составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь. |
Март | ||
1. | «Цветок для мамы» Рисование пальчиками. | Закреплять умение рисования пальчиками. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции. |
2. | «Солнышко» Рисование ладошками. | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечаток – лучики у солнца. Развивать цветовосприятие. |
Апрель | ||
1. | «Ранняя весна» | Закреплять умение рисовать деревья краской. Упражнять в рисовании прямых линий. Закреплять умение дорисовывать листья (примакиванием) (Пальчиком). Развивать чувство композиции. |
2. | «Распустились первые листочки» Аппликация с использованием пластилина . | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина ,катать их между пальцами ,создавая овальную форму ,затем аккуратно приклеивать на готовую форму. |
Май | ||
1. | «Гусеницы» Пальчиковое рисование. | Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы), не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами. Воспитывать бережное отношение к природе, расширять знания о природе и насекомых. |
2. | «Чудо-цветок» Рисование в технике оттиск, печатание пробками. | Учить рисовать цветок в центре листа, закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка). Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции. |
Планируемые результаты освоения программы:
Формирование умения взаимодействовать друг с другом, овладение простейшими приемами рисования ,лепки ,аппликации; радоваться созданными индивидуальным и коллективным работам.
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой;
Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета.
Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
Средняя группа (4 – 5 лет)
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Формировать умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутый шар, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички); сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором с помощью стеки.
Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п.
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
Календарно-тематический план
средняя группа
№ | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | «Нарисуй картинку про лето» | Учить, доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреп приемы рисования кистью; - умения правильно: держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка. |
2. | «Осеннее дерево» Рисование на мятой бумаге. | Научить детей наблюдать окружающую природу. Учить изображать дерево, передавая в рисунке его строение – ствол вертикальной линией, ветки наклонными линиями, листву изображать вертикальными и боковыми мазками (прием примакивания). Учить в рисунок вносить дополнение. |
3. | «Золотые листочки» Техника оттиск. | Учить детей делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение работать художественными материалами. Закрашивать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе. |
4. | «Листик» | Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками. |
Октябрь | ||
1. | «Фрукты на тарелочке» Рисование пальчиками. | Учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать в технике пальчиковая живопись, салфеткой, ватной палочкой. Развивать знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать положительные эмоции от работы. |
2. | «Яблочный сад» | Продолжай знакомить со свойствами мягкой бумаги, учить скатывать из нее большие и маленькие комочки (яблочки), развивать воображение. |
3. | «Овощи в корзине» Рисование поролоновым тампоном. | Учить рисовать овощи (огурец, кабачок, морковь, свекла, лук) с помощью поролонового тампона, гуаши и кисти. Развивать аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую краску к овощу. Воспитывать старание, усидчивость, желание поделиться своими впечатлениями от рисунка. |
4. | «Букет из осенних листьев» Рисование с элементами аппликации. | Учить составлять букет из осенних листьев. Аккуратно работать с клеем. Развивать умение создать композицию из листьев. Воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к природе. |
Ноябрь | ||
1. | «Мышка» Аппликация из резаных ниток | Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Воспитывать усидчивость, старание, аккуратность. |
2. | «Зверушки» | Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек. |
3. | «Первый снег» Рисование пальчиками, оттиск печатками. | Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность, любовь к природе. Развивать интерес к рисованию. |
4. | «Лесные животные» Рисование с элементами аппликации. | Учить работать печатками и кистью, создавать законченную композицию картины, располагая животных на картине. Закреплять умение сохранять рабочее место чистым. Развивать моторику рук, внимание, аккуратность, ориентировку на листе. Воспитывать интерес к работе с печатками. Дружелюбие в работе с товарищами, желание создать красивую осеннюю выставку. |
Декабрь | ||
1. | «Зимние деревья в лесу» Рисование манной крупой . | Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя манную крупу с краской. Закреплять навык работы кистью, умение изображать голое дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание украсить дерево. |
2. | «Снеговик» Техника с помощью трафарета и губковых тампонов. | Учить изображать снеговика из округлых форм с помощью трафарета и губковых тампонов, дополнять рисунок деталями из природного бросового материала, дорисовками ватной палочкой. Закреплять навык аккуратной работы с краской. Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук. |
3. | «Укрась ёлочку бусами» Рисование пальчиками, оттиск пробкой. | Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма. |
4. | «Ёлочные игрушки» Восковой мелок, оттиск пробкой. | Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой. Вызвать у детей восхищение и радость о предстоящем празднике. |
Январь | ||
1. | «Веселый снеговик» | Уточнить и обобщать знания о зиме, изображать по силуэту снеговика из ваты. |
2. | «Дерево в снегу» Рисование с элементами аппликации из ваты. | Учить оформлять нарисованное дерево ватой, составлять законченную композицию. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, инициативу, образное мышление. |
3. | «Зайчик» Комкание бумаги (скатывание) | Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку с зайчиком. Развивать чувство композиции. |
4. | «Зажжем огоньки». | Учить детей ритмично наносить на темный фон бумаги мазки контрастных цветов, замечать, где темно, а где светло. |
Февраль | ||
1. | «Валенки» Работа с салфетками. | Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать на небольшой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток. Воспитывать аккуратность. Развивать моторику рук. |
2. | «Декоративные узоры в круге» Поделка из семян растений . | Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приемы лепки. Развивать фантазию и творчество. |
3. | «Открытка для папы» Аппликация из макарон. | Учить оформлять открытку макаронными изделиями ,изображая самолет, ракету, кораблик. |
4. | «Экзотические рыбки» | Учить аккуратно, приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определенном порядке. |
Март | ||
1. | «Открытка к 8 марта» Объемная аппликация | Учить складывать бантики из полосок бумаги, фиксировать клеем, формировать цветок, использовать в работе несколько различных материалов. Воспитывать аккуратность. Развивать моторику рук. Совершенствовать технические приемы и навыки. |
2. | «Весеннее солнышко» Рисование ладошками. | Закреплять умение работать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать краски кистью прямо на ладошке. Воспитывать любовь к природе. Умение восхищаться созданным рисунком. |
3. | «Кот - Матроскин» Рисование ватными палочками. | Учить дорисовывать детали у кота, полоски на теле с помощью ватных палочек, смешивать оранжевый цвет, дорисовать композицию. Закреплять умение пользоваться палитрой. Развивать внимание, цветовосприятие, аккуратность, ориентировку при рисовании в контуре. |
4. | «Золотая рыбка» Рисование по трафарету | Учить изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки. Закреплять умение тонировать разведенной акварелью и щетинистой кистью. Развивать навык аккуратной работы. Воспитывать интерес к творчеству. |
Апрель | ||
1. | «Цыплята» Комканье бумаги или обрывание. | Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать фигурки животных и птиц, дорисовывать детали пастелью или фломастерами. Развивать чувство композиции. Воспитывать любовь к животным, интерес к нетрадиционным техникам изображения. |
2. | «Ракеты и кометы» | Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом. |
3. | «Пасхальное яйцо» | Продолжать знакомить детей с материалом – соленое тесто. Учить тонко, расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца. Украшать форму по желанию ребенка. |
4. | «Рыбка» Аппликация из ткани. | Учить детей приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем, соединять детали поделка между собой, вклеивая между ними детали из цветных лент. Воспитывать интерес к труду, аккуратность, трудолюбие. |
Май | ||
1. | «Яркий праздничный салют» Техника Эбру | Учить детей передавать образ яркого, праздничного салюта над городом. Учить рисовать специальными красками в новой технике. Воспитывать любовь к Родине. |
2. | «Одуванчик» Оттиск печатками. | Закрепить умение детей работать восковыми мелками и акварелью, печатать печатками. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции. Воспитывать любовь к природе. |
3. | «Полосатый коврик» Аппликация из ткани. | Учить детей пользоваться ножницами. Учить отрезать тонкие полоски. Аккуратно приклеивать их на картон. Развивать умение в чистоте держать рабочее место. Ознакомить с техникой безопасности работы с ножницами. |
4. | «Яркая бабочка» аппликация из ткани | Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения .Развивать творческую фантазию. |
Планируемые результаты освоения программы:
Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.
Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
Старшая группа (5 – 6 лет).
Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений.
Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами.
Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки, работать кистью в технике тычком.
Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Закреплять умение ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из пластилина и пластической массы.
Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности.
Развивать творчество, инициативу.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой.
Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, меженной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.
Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Календарно-тематический план
старшая группа
№ | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | «Летний пейзаж» Рисование щетинной кистью | Учить детей изображать летний пейзаж на листе. Вспомнить композиционные приемы расположения на листе. Учить изображать линию горизонта – конец неба и начало земли. При изображении неба познакомить детей с растяжкой цвета. Учить детей передавать фактуру травы сухой щетинной кистью горизонтальными и вертикальными мазками, обобщенно изображать лес дальнего плана, используя вертикальные мазки. |
2. | «Ветка рябины» Пальчиковое рисование. | Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие. Воспитывать любовь к природе. |
3. | «Бабочки, которых я видел летом» Монотипия, обведение ладошки и кулака. | Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Развивать пространственное мышление. |
4. | «Радуга» Рисование по сырому. | Учить детей определять цвета радуги. Выучить с детьми последовательность цветов в радуге в соответствии со считалочкой. Учить различать теплые и холодные цвета. Познакомить с методом рисования по сырому. |
Октябрь | ||
1. | «Осенний пейзаж» Рисование с элементами аппликации, техника тычкование. | Вспомнить технику тычком. Закрепить умение приклеивать мелкие детали. Учить сравнивать цвета окружающих предметов, смешивать краски для получения нужных оттенков. Поощрять творческую инициативу. Сделать и приклеить из осенних листьев ежика на пейзаж. |
2. | «Осенний листочек» отпечатки листьями | Познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья, стараясь передать цветовую окраску, и печать ими на бумаге, совершенствовать технику работы с красками (смешивать краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита); поддерживать творческую инициативу детей. |
3. | «Собираем урожай» Аппликация из ткани. | Развивать творческие способности детей, ассоциативное мышление, фантазию. Формировать понятие об умении располагать элементы композиции, учитывая соотношение их с изображением. Воспитывать аккуратность. |
4. | «Букет из осенних листьев» Рисование с элементами аппликации. | Учить составлять букет из осенних листьев. Аккуратно работать с клеем. Развивать умение создать композицию из листьев. Воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к природе. |
Ноябрь | ||
1. | «Веселые кляксы» Рисование в технике Эбру. | Продолжать знакомить с техникой Эбру, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объекта, полученного в ходе спонтанного изображения, для придания ему законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. |
2. | «Птичка клюет ягодки на веточке»пластилинография + аппликация на мятой бумаге | Закреплять умение скатывать в комок кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков друг к другу . |
3. | «Первый снег» Рисование оттиск печатками. | Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность, любовь к природе. Развивать интерес к рисованию. |
4. | «Лесные животные» Поделка из фисташек. | Познакомить детей с новым для них видом работы. Ознакомить с техникой работы. Предложить и изготовить животное на выбор по желанию. Воспитывать любовь к природе и окружающему миру. |
Декабрь | ||
1. | «Зимние деревья в лесу» Рисование манной краской. | Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя манную крупу с краской. Закреплять навык работы кистью, умение изображать голое дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание украсить дерево. |
2. | «Снеговик» Аппликация из резаных ниток. | Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из резаных ниток. Учить равномерно посыпать нарезанные педагогом нитки на клеевую поверхность в соответствии с цветом изображения. |
3. | «Символ года» Коллективная работа. Плакат. | Создать плакат из мятых салфеток. Заполнить по контуру фигуру животного. |
4. | «Символ года» Коллективная работа. Плакат. | Учить работать в коллективе, доделывать начатую работу до конца. Воспитывать аккуратность и трудолюбие. |
Январь | ||
1. | «Снежинка» Рисование восковым мелом и солью. | Продолжать знакомить с новыми нетрадиционными техниками: рисование восковым мелом и солью.Развивать фантазию,воспитывать эстетическое восприятие. |
2. | «Дерево в снегу» Рисование с элементами аппликации из манки. | Учить оформлять нарисованное дерево манкой, составлять законченную композицию. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, инициативу, образное мышление. |
3. | «Филин» Рисование в технике тычок полусухой жесткой кистью. | Учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычком. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, заканчивать начатое дело до конца. Развивать моторику рук. |
4. | «Снегирь». Лепка из соленого теста. | Учить раскатывать из теста колобки, лепешки, колбаски и ленточки. Учить создавать фактуру поверхности, строить композицию. Раскрашивать фигуру птицы в реальные цвета. Развивать моторику рук, воображение, мышление. |
Февраль | ||
1. | «Зимняя картинка» аппликация из салфеток, макарон и ваты. | Учить создавать зимнюю композицию .Дополнять изображение используя нетрадиционные материалы-макароны ,крупу ,вату и салфетки. |
2. | «Подарок для папы» Рисование с элементами аппликации из соленого теста. | Учить составлять композицию на картоне из соленого теста. Развивать моторику рук. Воспитывать стремление сделать подарок для родного человека, как можно более аккуратно и красиво. |
3. | «Подарок для папы» Рисование с элементами аппликации из соленого теста. | Учить изображать составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь, доделывать начатую работу до конца. |
4. | «Светит солнышко» Аппликация из салфеток. | Учить передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями. Учить дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме. |
Март | ||
1. | «Подарок к 8 марта» Объемная аппликация | Учить складывать бантики из полосок бумаги, фиксировать клеем, формировать цветок, использовать в работе несколько различных материалов. Воспитывать аккуратность. Развивать моторику рук. Совершенствовать технические приемы и навыки. |
2. | «Весенние птицы» Коллективная аппликация. | Закреплять умение работать ножницами, вырезать аккуратно по контуру. Приклеивать птиц на большой пейзаж. Воспитывать умение работать в коллективе, любовь к природе и животному миру. |
3. | «Подснежники» Рисование восковыми мелками. | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветка. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. |
4. | «Ежик » аппликация из семечек | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации – вклеивании силуэта семечками,передовая эффект иголок ,учить передавать особенности строения тела животного. |
Апрель | ||
1. | «Звездное небо» Набрызг, печать поролоном по трафарету. | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, технику набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
2. | «Чудесный букет» Монотипия. | Закрепить знания детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в техники монотипии. |
3. | «Пасхальное яйцо» Папье-маше | Познакомить детей с техникой папье-маше. Учить отрывать кусочки бумаги и клеить на форму яйца. |
4. | «Пасхальное яйцо» Папье-маше | Учить раскрашивать и украшать готовое яйцо, сделанное в технике папье-маше. Воспитывать интерес к труду, аккуратность, трудолюбие. |
Май | ||
1. | «Праздник Победы» Аппликация с техникой набрызг. | Учить детей передавать образ яркого, праздничного салюта над городом. Учить совмещать различные техники изображения. Воспитывать любовь к Родине. |
2. | «Цветет сирень» Оттиск печатками, рисование пальчиками. | Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе. Соотносить размер вазы и веток сирени. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и оттиск печатками для повышения выразительности рисунка. |
3. | «Рыбка» Аппликация из фантиков. | Учить детей пользоваться ножницами. Учить отрезать тонкие полоски. Аккуратно приклеивать их на картон. Развивать умение в чистоте держать рабочее место. Ознакомить с техникой безопасности работы с ножницами. |
4. | «Яркая бабочка» Техника монотипия. | Познакомить детей с техникой изображения монотипией. Развивать чувство симметрии. Научить детей приему симметричного получения крыльев бабочки, путем складывания листа бумаги с предварительным нанесением пятен краски. Учить вносить дополнения в рисунок. |
Планируемые результаты освоения программы:
Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика).
Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
Знать особенности изобразительных материалов.
Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.
Подготовительная группа (6 – 7 лет).
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).Совершенствовать нетрадиционные техники изображения.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением.
Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых.
Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из теста расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из теста, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции в аппликации из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного искусства. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.
Календарно-тематический план
подготовительная группа
№ | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | «Летний луг» Восковые мелки, акварель, печать по трафарету. | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Воспитывать аккуратность. Поощрять инициативу. |
2. | «Цветик-разноцветик» Рисование в технике Эбру. | Закрепить представления детей о цветовом многообразии. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира. |
3. | «Краски осени» Рисование способом Эбру. | Продолжать работу в технике Эбру . Научить приемам работы новым материалом. Вызвать эмоциональный отклик на яркость, активность цветов. |
4. | «Собираем урожай» Рисование с элементами лепки из соленого теста. | Закрепить умение лепки из соленого теста и его раскрашивании. Научить создавать корзину с овощами на картоне. Закрепить знание и умение создавать натюрморт в нетрадиционной техники. Воспитывать любовь и уважение к труду. |
Октябрь | ||
1. | «Осенние мотивы» Раздувание краски. | Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект. |
2. | «Пейзаж у реки» Рисование в технике монотипия. | Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой – монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Развивать умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. |
3. | «Зайка» Аппликация из ткани. | Закреплять умение работать с ножницами. Учить создавать композицию из ткани на картоне. Закреплять умение в использовании клея, воспитывать аккуратность. Трудолюбие. |
4. | «Букет из осенних листьев» Рисование с элементами аппликации. | Учить составлять букет из осенних листьев. Аккуратно работать с клеем. Развивать умение создать композицию из листьев. Воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к природе. |
Ноябрь | ||
1. | «Веселые кляксы» Рисование в технике кляксография. | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объекта, полученного в ходе спонтанного изображения, для придания ему законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. |
2. | «Веселые кляксы» | Продолжить знакомство с кляксографией. Дорисовывать задуманные сюжеты. |
3. | «На долгую память» Композиция из соленого теста ко дню матери. | Учить создавать композицию на твердой основе из соленого теста, в подарок маме ко дню матери. Закрепить умения лепки и выкатывания фигур из соленого теста. Учить способу соединения частей водой. |
4. | «На долгую память» Композиция из соленого теста ко дню матери. | Учить лепить предметы разной формы и размера. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, выполнять начатое дело до конца. |
Декабрь | ||
1. | «Зимние деревья в лесу» Рисование манной крупой. | Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя манную крупу с краской. Закреплять навык работы кистью, умение изображать голое дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание украсить дерево. |
2. | «Снеговик» Аппликация из резаных ниток. | Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из резаных ниток. Учить равномерно посыпать нарезанные педагогом нитки на клеевую поверхность в соответствии с цветом изображения. |
3. | «Новогодняя газета» Коллективная работа. Плакат. | Учить создавать плакат, используя различные техники ручного труда. Закреплять умение создавать композицию. Воспитывать трудолюбие, желание порадовать окружающих. Учить работать в коллективе, доделывать начатую работу до конца. Воспитывать аккуратность и трудолюбие |
4. | «Морозный узор» Техника Эбру. | Учить детей сравнивать различные способы изображения, рисовать узор, используя различные формы. Учить придавать рисунку законченность. |
Январь | ||
1. | «Снежинка» Ажурная аппликация. | Учить складывать бумагу, для вырезания ажурной снежинки. Закреплять умение работы с ножницами. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Воспитывать видение прекрасного. |
2. | «Игрушки в подарок малышам» Лепка из соленого теста. | Закреплять умение раскатывать тесто между ладонями для получения нужной формы (круг, овал). Научить способу украшения, путем вдавливания или надреза. Соединять детали с помощью воды. |
3. | «Зимушка-зима» Рисование в различных техниках | Учить детей в разных видах художественной деятельности создавать картины зимней природы, развивать творчество, фантазию. |
4. | «Снегирь». Рисование с помощью манки. | Учить создавать фактуру поверхности, строить композицию. Раскрашивать фигуру птицы в реальные цвета. Развивать моторику рук, воображение, мышление. |
Февраль | ||
1. | «Зимний лес рисование ватными палочками. | Развивать умение рисовать разными приспособлениями, дорисовывая кисточкой задуманный образ. |
2. | «Аквариум» Рисование с элементами аппликации» | Закрепить умение работать акварелью. Учить совмещать различные техники изображения в одной работе. Закреплять умение работы с клеем. Воспитывать аккуратность. |
3. | «Подарок для папы» Рисование с элементами аппликации из соленого теста. | Учить составлять композицию на картоне из соленого теста. Развивать моторику рук. Воспитывать стремление сделать подарок для родного человека, как можно более аккуратно и красиво. Учить изображать составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь, доделывать начатую работу до конца. |
4. | «Светит солнышко» Коллективная работа. Ладошковая живопись. | Учить передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями. Учить дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме. |
Март | ||
1. | «Подарок к 8 марта» Рисование манной краской. | Научить изображать вазу с цветами с помощью манной краски. Воспитывать аккуратность. Развивать моторику рук. Совершенствовать технические приемы и навыки. |
2. | «Миска или тарелка» Лепка из соленого теста. | Учить лепить из глины простейшие предметы быта. Развивать моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с соленым тестом. |
3. | «Миска или тарелка» Декоративное рисование. | Учить разрисовывать ранее слепленную из глины миску или тарелку растительными узорами. Развивать цветовосприятие. Воспитывать трудолюбие. |
4. | «Цветок» Аппликация из цветной бумаги. | Закреплять умение работать ножницами, клеем. Учить складывать и вырезать различные формы. Воспитывать аккуратность. Развивать цветовосприятие. |
Апрель | ||
1. | «Загадочный мир космоса»» Набрызг, печать поролоном по трафарету, аппликация. | Учить детей изображать космос, планеты, звезды, кометы, вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. |
2. | «По замыслу» Различные техники ручного труда. | Учить задумывать композицию и выполнять ее, создавать задуманное. Закреплять умение работать в различных техниках изображения. Воспитывать аккуратность. |
3. | «Поляна с цветами»техника кляксография с трубочкой | Продолжить работу в технике кляксографии ,с помощью трубочки наносить каплю и раздувать задуманный образ. |
4. | «Весеннее настроение» рисование ватными палочками | Продолжить знакомить детей с техникой изображения ватными палочками . Учить вносить дополнения в рисунок. |
Май | ||
1. | «Праздник Победы» Аппликация с техникой набрызг. | Учить детей передавать образ яркого, праздничного салюта над городом. Учить совмещать различные техники изображения. Воспитывать любовь к Родине. |
2. | «Яблони в цвету» Рисование пальчиками. Рисование манкой. | Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и рисование манкой для повышения выразительности рисунка. |
3. | «Клубника» Лепка из соленого теста. | Учить пользоваться специальными формами для вырезания листьев. Закреплять умение скреплять детали с помощью воды. Закреплять скатывать в ладошках предметы круглой и овальной формы. Воспитывать умение доделывать начатую работу. |
4. | «Бабочки» техника Эбру | Продолжить работу в технике Эбру, учить видеть в рисунке предметы, дорисовывать задуманный образ. |
К концу года дети 6 – 7 лет могут:
Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
Называть основные выразительные средства произведений искусства
Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
Литература.
1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2 – 7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2.Н. В. Дубровская.Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников– С.-П.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011
3. Т. Г. Казакова. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности–М.:Просвещение, 1996.
4. Т. С. Комарова. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе – М.:Педагогическое общество России, 2000.
5. Т. В. Королева. Занятия по рисованию в детском саду – М.:Владос, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая проектная работа "развитие художественного творчества детей"
Итоговая проектная работа на тему : "развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста"...
Итоговая проектная работа по вариативному модулю:«Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников»Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна
Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...
Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"
Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"...
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что ...
Клуб "Гармония" для родителей. Тема:"Развитие художественного творчества детей через тестопластику"
Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе – продуктивная. Изготавливая поделки из солёно...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественных способностей детей «Цветная палитра» (4 -5 лет) на 2022-2023 учебный год.
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественных способностей детей «Цветная палитра» (4 -5 лет) на 2022-2023 учебный год....
программа дополнительного образования по развитию художественных способностей детей 5-7 лет "Затейники"
На рынке педагогической литературы много материала для занятий изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста. Обучающие занятия посвящены рисованию, лепке из пластичных материалов, аппли...