Включение Лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ
статья на тему

Ярных Олеся Рауфовна

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vklyuchenie_lego-konstruirovaniya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Включение лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ

Кубики лего используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.

В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике лего, виртуальному компьютерному дизайну и т.д.

И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности лего, надо сказать что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.

Как известно, применение Лего способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3.Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4.Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с  ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Основные принципы

-доступность и наглядность

-последовательность и систематичность обучения и воспитания

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста к пройденного материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Работа с образовательными конструкторами ЛЕГО позволяет детям  в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.

Основной идеей создания «Лего-центра», послужила реализация  возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

*Мы в этом году в своей старшей группе, решили создать «Лего-ленд».

В начале года, на родительском собрании познакомили с данным направлением работы:

-рассказали о видах конструктора «лего»;

-какие образовательные задачи планируем решить при использовании конструктора;

1.Лего-дупло-дети могут примерить различные профессии, побывать пожарниками, врачами, гонщиками, летчиками, водителями, фермерами. Девочки могут заняться устройством дома из нескольких комнат;

2.Лего-техника-представляет наборы транспортных средств: гоночные автомобили, вездеходы, машины-амфибии, вертолеты, подводные лодки и т.д.

3.Лего-город-можно выстроить город с полицией, телевизионной съемочной группой, мастерскими, пляжем, космодромом.

4.Лего-даста-дает большие возможности для конструирования по замыслу.

В нашей группе созданы функциональные столы, на которых мы постоянно обновляем выставки.

Родители нас поддержали и очень помогли в оформлении центра.

(Были закуплены базовые наборы лего, контейнеры для хранения деталей, сделаны схемы построек, также оформлялись выставки работ)

*Легоконструирование- эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

*Освоение лего- конструктора велось последовательно от простого к сложному.

Совместная деятельность  проводилась по 25-30 минут. Также дети могли в свободное время самостоятельно поиграть в этом центре.

Примерный план совместной деятельности:

Первая часть занятия - это упражнение на развитие логического мышления (длительность 10 минут)

Цель первой части - развитие элементов логического мышления.

Основные задачи:

-Совершенствование навыков классификации;

-Обучение анализу логических закономерностей и умений делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;

-Активизация памяти и внимания;

-Ознакомление с множествами и принципами симметрии;

-Развитие комбинированных способностей;

-Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть- собственно конструирование.

Цель второй части- развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

-Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;

-Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу- по предложенной или свободно выбранной теме;

-Ознакомление с окружающей действительностью педагога;

-Формирование умения действовать в соответствии с инструкциям педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;

-Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек.

Другими словами:

1 этап: Деятельность педагога

-формулирует проблему;

-вводит в игровую (сюжетную) ситуацию;

-формулирует задачу

Деятельность детей

-вхождение в проблему;

-вживание в игровую ситуацию;

-принятие задачи.

2 этап: Деятельность педагога

-помогает в решении задач

-помогает спланировать деятельность

-организует деятельность

Деятельность детей

-объединение в рабочие группы

-распределение действий

3 этап: Деятельность педагога

-оказывает практическую помощь(при необходимости)

-направляет и контролирует осуществление проекта

Деятельность детей

-формирование знаний, умений, навыков

4 этап: Деятельность педагога

-презентация

Деятельность детей

-представление продукта деятельности

Научить детей  элементарным основам легоконструирования будет невозможно, если они не будут знать названия деталей.

Название деталей: (Наглядный показ)

-штырек- составная часть почти каждого элемента лего, необходима для соединения деталей.;

-трубочка-другая половина крепления, которая помогает кубикам держаться.

-кубики или кирпичики- все элементы которые имеют высоту, как и  стандартные элементы 1*1;

*миниатюрные макеты городов

*мозайка

*фигуры животных и практически в любой модели , для которой необходимы маленькие строительные детали

*колонны, опорные конструкции

*декоративные цели

-пластина-маленький элемент с большими возможностями

-скос-(иногда называют кубиками крыши) имеют различные формы и углы уклона

-специальные элементы-некоторые элементы лего, не так легко поддаются классификации, они могут быть разной формы и разного размера

(эти элементы имеют дополнительную функциональность, они крайне полезны для использования не только во многих обычных, но и в дизайнерских конструкциях)

-техник- цель придание большего реализма и сложности обычным наборам лего. Включают в себя широкий спектр деталей причудливой формы (шестеренки, кубики с отверстиями, оси и т.п.)

-арочные элементы- Созданы для архитектурной детализации

-плитки и панели- плитки-пластины без штырьков; панели- могут быть со штырьками или без них.

-цилиндры и конусы- цилиндрические элементы имеют форму кофейной банки или пивного бочонка; конусы- подобны перевернутым рожкам мороженого

-цилиндрические пластины-2 элемента: «таблетка 1*1; полезная пластина 2*2»

Пластины-основания-элементы с бесполезной нижней частью, могут быть однотонными или иметь определенный рисунок(дорожную разметку)

-декоративные элементы- заборы, окна, деревья, флаги и т.п.

Очень важен цвет.

Цветовосприятие

На протяжении многих лет кубики «лего» ассоциировались с тремя цветами: красный, желтый, синий. В 1958г., в продаже были доступны всего 7 цветов: белый, черный, красный, синий, желтый, зеленый, прозрачный.

Сегодня наборы «лего» включают в себя различные оттенки: темно-зеленый, бордовый, голубой, темно-серый, ярко-оранжевый, розовый.  

Лучшие способы соединения кубиков

1.Соединение стопкой

2.Соединение внахлест

3.Ступенчатое соединение

Формы организации обучения

1.Конструирование по образцу- (прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании)

Детям дается образец постройки- способы воспроизведения

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность- важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели-

Детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных  ее элементов.

Модель-задача- не даются способы решения

Постановка таких задач- эффективное средство активизации мышления

Конструирование по модели- усложненная разновидность конструирования по образцу

3.Конструирование по условиям-

Образца нет- рисунка(схемы) нет- способов возведения нет- Определяем только условия которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение

В процессе конструирования – формируется умение анализировать

Конструирование по условиям- способствует развитию творческого конструирования

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу- Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать.

Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.

Литература:

Фешина Е.В. Лего- конструирование в детском саду

А.Бедфорд Инструкция LEGO

Сайт bricker.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Включение тьютора в воспитательно – образовательный процесс в инклюзивной группе».

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть интеллектуальные проблемы, он может находиться среди обычных сверстни...

Ситуативные проекты как способ освоения и включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОО(электронная презентация к проекту)

Ситуативные проекты как способ освоения и включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОООбразовательная ситуация – единица конструирования образовательного процесса. Различают 2...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РЕФЕРАТ "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Включение родителей в коррекционно – образовательный процесс на этапе формирования лексико – грамматических категорий у дошкольников с ОНР.

В материале дан опытработы по взаимодействию с родителями в работе по формированию лексико-грамматических категорий....