Особенности организации предметно пространственной среды в образовательном процессе ДОУ.
материал на тему
предметно-пространственная среда - это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» - Е.И.Тихеева
Цель: Изучение теоретических основ особенности организации предметно-пространственной среды в образовательном процессе. Задачи: Изучить и проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме организации предметно-пространственной среды в образовательном процессе. Дать характеристику предметно-пространственной среды в образовательном процессе. Рассмотреть особенности предметно–пространственной среды в образовательном процессе.
Предметно-пространственная среда - это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Среда должна быть: разнородной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты; - гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
Условия для организации предметно-развивающей среды соответствие возрастным особенностям детей; 2) многофункциональность предметно-развивающей среды; 3) открытая, незамкнутая система функционирования; 4) формирование активного, познавательного отношения к окружающей среде.
Интегративным результатом реализации указанных условий является создание развивающей образовательной среды: - обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей; - высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; - комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: Организующей Воспитательной Развивающей
Основные принципы построения предметно пространственной развивающей среды Принцип дистанции, позиции при взаимодействии Принцип динамичности-статичности. Принцип детской активности и самостоятельности творчества Принцип комплексирования и гибкого зонирования Принцип открытости – закрытости Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Принцип сочетание привычных неординарных элементов в эстетической организации среды. Принцип безопасность и гигиеничность среды.
Согласно ФГОС п редметно-пространственная среда дошкольной организации должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда должна быть : содержательно-насыщенной, - трансформируемой, - полуфункциональной, - вариативной, доступной, безопасной
Значение развивающей предметно пространственной среды : -создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками; -позволяет включить в активную познавательную и речевую деятельность одновременно всех детей группы; реализует свои способности; -стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, любознательности, побуждать к деятельности; - помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» - Е.И.Тихеева
Цель: Изучение теоретических основ особенности организации предметно-пространственной среды в образовательном процессе. Задачи: Изучить и проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме организации предметно-пространственной среды в образовательном процессе. Дать характеристику предметно-пространственной среды в образовательном процессе. Рассмотреть особенности предметно–пространственной среды в образовательном процессе.
Предметно-пространственная среда - это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Среда должна быть: разнородной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты; - гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
Условия для организации предметно-развивающей среды соответствие возрастным особенностям детей; 2) многофункциональность предметно-развивающей среды; 3) открытая, незамкнутая система функционирования; 4) формирование активного, познавательного отношения к окружающей среде.
Интегративным результатом реализации указанных условий является создание развивающей образовательной среды: - обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей; - высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; - комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: Организующей Воспитательной Развивающей
Основные принципы построения предметно пространственной развивающей среды Принцип дистанции, позиции при взаимодействии Принцип динамичности-статичности. Принцип детской активности и самостоятельности творчества Принцип комплексирования и гибкого зонирования Принцип открытости – закрытости Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Принцип сочетание привычных неординарных элементов в эстетической организации среды. Принцип безопасность и гигиеничность среды.
Согласно ФГОС п редметно-пространственная среда дошкольной организации должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда должна быть : содержательно-насыщенной, - трансформируемой, - полуфункциональной, - вариативной, доступной, безопасной
Значение развивающей предметно пространственной среды : -создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками; -позволяет включить в активную познавательную и речевую деятельность одновременно всех детей группы; реализует свои способности; -стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, любознательности, побуждать к деятельности; - помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-прост...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...
Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в младших группах"
Особенности организации предметно-пространственной среды в младших группах...