Проект "Формирование духовной близости к матери через различные виды деятельности у детей старшей группы".
проект (старшая группа) на тему
Цель: Формирование духовной близости к матери через различные виды деятельности у детей старшей группы (5- 6 лет) .
Задачи:
1.Изучение и анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по ФГОС ДО; программы «Социокультурные истоки».
2.Развитие единого контекста воспитания в семье и ДОУ.
3. Создание в ДОУ условий для совместной продуктивной деятельности старших дошкольников и их родителей.
4. Организация доверительного активного взаимодействия между детьми и мамами.
5.Формирование у старших дошкольников эмоционально – образного восприятия ближайшей среды.
6. Развитие духовно- нравственных ценностей как ребенка, так и родителей.
7. Формирование у детей системы навыков сотрудничества, продуктивного диалога.
8. Формирование социальной активности старших дошкольников.
9.Укрепление семейных отношений; любви и уважения к матери через совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Формирование духовной близости к матери у детей старшей группы" | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ ВО г. Москвы
Московский институт открытого образования
Проект
Тема : «Формирование духовно – нравственных представлений о матери у
детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)»
Выполнен слушателем курса «Технологии духовно-
нравственного воспитания дошкольников и младших
школьников на основе православных ценностей
и традиций» Кудряшовой А.В., воспитателем
дошкольного подразделения «Сказка»
ГБОУ Школа № 933
Москва, 2016 г.
Содержание
Введение. Актуальность. Цель. Задачи…………..с.3-5
Практическая значимость……………………… с.5-6
Этапы проекта
Организационный этап…………………………. с.7
Содержательный этап…………………………… с.10
Результативный этап (заключительный)……… с.13
Список литературы……………………………… с.14
Приложение……………………………………… с.15
Презентация
Введение
Актуальность
Формирование духовно-нравственных ценностей – одна из актуальных и сложных проблем в дошкольной педагогике, которая должна решаться сегодня всеми, кто находится рядом с ребенком. Формирование базовых качеств личности происходит в процессе взаимодействия дошкольника с семьей, педагогами ДОУ. Духовно –нравственные ценности – своеобразные модели жизни, являющиеся для человека внутренними регуляторами его поведения. Они составляют ядро духовности человека. Именно в дошкольном детстве происходит начальное формирование тех духовно- нравственных ценностей и ориентиров, без которых невозможно полноценное становление личности. От того, какая система ценностей заложена в детстве, будет буквально зависеть дальнейшая жизнь. Духовно – нравственные ценности ребенка формируются прежде всего через образ самого близкого человека – матери. Ребенок делает слепок своей будущей жизни, своих привычек и ценностей с родителей, в большей степени – с матери. Материнская любовь – это бескорыстное служение, она наиболее духовна в этом мире. Мать отдает ребенку очень многое – родовую силу и память; свои духовно-нравственные ценности, пример отношений к себе и к другим. Ребенок старшего дошкольного возраста уже способен понимать, что мама заботится о нем, любит, старается порадовать. По результатам бесед с детьми выяснилось, что дети не в достаточной степени имеют представление о роли мамы в их жизни, о ее занятиях дома и обязанностях на работе, о ее интересах и желаниях. В ходе проекта предоставляется возможность активного общения детей и мам в условиях ДОУ; их взаимодействие в процессе продуктивной деятельности; возможность проявить взаимные чувства и лучше узнать друг друга.
ФГОС ДО и программа «Социокультурные истоки», на которых базируется данный проект, обеспечивают социокультурное развитие всех участников проекта: детей, родителей, педагогов ДОУ.
Цель: Формирование духовно- нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) .
Задачи:
1.Изучение и анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по ФГОС ДО; программы «Социокультурные истоки».
2.Развитие единого контекста воспитания в семье и ДОУ.
3. Создание в ДОУ условий для совместной продуктивной деятельности старших дошкольников и их родителей.
4. Организация доверительного активного взаимодействия между детьми и мамами.
5.Формирование у старших дошкольников эмоционально – образного восприятия ближайшей среды.
6. Развитие духовно- нравственных ценностей как ребенка, так и родителей.
7. Формирование у детей системы навыков сотрудничества, продуктивного диалога.
8. Формирование социальной активности старших дошкольников.
9.Укрепление семейных отношений; любви и уважения к матери через совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Представленный проект базируется на ФГОС ДО и программе «Социокультурные истоки». Проект способствует социокультурному развитию старших дошкольников. Направлен на формирование у детей 5-6 лет таких базовых качеств личности, как любовь и уважение к матери, членам своей семьи; забота о ближнем; доброта; милосердие; благодарность; трудолюбие. Программа «Социокультурные истоки» определяет систему понятий, категорий и ценностей для детей 5-6 лет: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Система ценностей обеспечивает устойчивость личности, преемственность поведения, определяет направленность потребностей и интересов. Духовно – нравственные ценности составляют ядро духовности человека. Их устойчивость и целостность определяют зрелость личности.
Цель и задачи данного проекта соответствуют одной из стратегических задач ФГОС ДО, а именно: « Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно –нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Программа «Социокультурные истоки» также представляет задачу такого объединения, в целях создания условий «для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и нравственных ценностей».
Исходя из сказанного выше, можно прийти к выводу, что данный проект может иметь практическое применение в работе педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет), так как формирование духовно – нравственных представлений о матери, как цель проекта, отвечает одной из стратегических задач как ФГОС ДО, так и программы «Социокультурные истоки», а именно: обеспечению психолого – педагогической поддержки семьи.
Тип проекта – краткосрочный (две недели).
Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет), педагоги ДОУ, родители.
Этапы проекта
Организационный этап (3-я неделя марта)
1.Воспитатели.
-Выявление проблемы.
-Анализ научно - методической, нормативно - правовой литературы по ФГОС ДО; программы «Социокультурные истоки».
- Создание условий для взаимодействия с родителями воспитанников: выработка единых целей в процессе ознакомления родителей с проектом; открытость ДОУ; установление позитивных доброжелательных отношений и доверительно – деловых контактов между педагогами и родителями; дифференцированный подход к каждой семье.
- Взаимодействие с родителями. Взаимодействие ДОУ с семьей в наши дни требует нового подхода. Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и ДОУ. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных». Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – активные участники процесса. На организационном этапе проекта проведена консультация для родителей «Роль матери в формировании духовно – нравственных ценностей ребенка – дошкольника »; родители приглашены к взаимодействию в реализации проекта.
-Организация в ДОУ условий для доверительного активного взаимодействия между детьми и мамами; совместной деятельности.
- Подбор детской литературы (рассказы, сказки, стихи по теме проекта; книги для развития, предлагаемые программой «Социокультурные истоки»).
-Продолжение приобщения родителей к душеполезному семейному чтению: насущная форма взаимодействия ДОУ и семьи с целью воссоздания гуманитарной целебной среды вокруг семьи и ребенка, способной поддерживать их духовное здоровье. Основная цель книг для развития – приобщение детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации. Книги подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно – нравственного воспитания; способствуют доверительному взаимодействию между младшими и старшими членами семьи. Программа «Социокультурные истоки» предлагает 5 книг для развития старшим дошкольникам (5-6 лет): «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово». Теме данного проекта наиболее близки книги : «Радость послушания», «Добрые друзья».
-Подбор иллюстраций, сюжетных картин по теме проекта.
- Подготовка воспитателями группы материала для совместной продуктивной деятельности мам и детей; атрибутов для игр.
- Создание развивающей предметно –пространственной среды в группе и музыкальном зале.
-Планирование непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.
2. Участие родителей воспитанников:
- в создании в группе развивающей предметно – пространственной среды по теме проекта (подбор детской литературы, иллюстраций, фотографий, плакатов);
- в создании групповых выставок по теме проекта; фотовыставки « Моя мама и я», выставки рисунков и поделок, созданных в процессе совместной продуктивной деятельности детей и родителей;
- в итоговом мероприятии проекта –« Развлечении с мамами».
-Доверительное взаимодействие детей и матерей (родителей) в процессе семейного чтения книг для развития.
Содержательный этап (4 неделя марта)
В ходе проекта с детьми проводились беседы по его теме ; сюжетно- ролевые, дидактические игры, подвижные игры. Для чтения художественной литературы в ДОУ были выбраны произведения детской литературы для старшего дошкольного возраста , для домашнего чтения – книги для развития ( для детей 5-6 лет), согласно теме проекта. Планирование непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям, утвержденным ФГОС ДО, было направлено на достижение планируемых результатов в соответствии с задачами и основной целью данного проекта.
В реализации непосредственно образовательной деятельности были использованы АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (АФО): работа в микрогруппах, ресурсный круг.
БЕСЕДЫ : «При солнышке – тепло, при матери – добро», «Мамины помощники», «Нет милей дружка, чем родная матушка».
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Е.Благинина «Посидим в тишине», Б.Емельянов «Мамины руки», А.Барто «Разговор с мамой», С.Михалков «А что у вас?», С.Маршак «Сказка о глупом мышонке», В.Осеева «Печенье». Книги для развития (для семейного чтения): «Радость послушания», «Добрые друзья»
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Гости», «Дочки – матери», «Детский сад». Дидактические игры: «Наведи порядок», «Профессии». Подвижная игра «Курочка и цыплята».
Непосредственно образовательная деятельность
Художественно –эстетическое развитие
Рисование
Тема: «Портрет любимой мамы»
Цель: формирование духовно – нравственных представлений о матери через овладение умением создавать ее художественный образ.
Аппликация
Тема: «Букет для мамы»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей через продуктивную деятельность, изготовление подарка для самого близкого человека – матери.
Познавательное развитие
Формирование целостной картины мира
Тема: «Мамы всякие нужны ,мамы всякие важны»
Цель: формирование духовно – нравственных представлений старших дошкольников о матери через ознакомление с трудом женщин.
Речевое развитие
Тема: « Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Прогулка с мамой в весеннем лесу»
Цель: формирование духовно – нравственных представлений о матери в процессе овладения умением составлять рассказ по сюжетной картине.
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
(по программе «Социокультурные истоки»)
Активные формы обучения (АФО) позволяют развивать в дошкольном образовании следующие уровни развития:
-между детьми;
-между детьми и родителями;
-между педагогами, детьми и родителями;
-между родителями.
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (5-6 лет ) ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА
- Тема занятия: «Радость послушания»
АФО: работа в микрогруппах (дети старшей группы, по 4 ребенка).
Название активного занятия: «Радость послушания».
Цели: 1.Развитие духовно- нравственных качеств: послушание, уважение, доверие, совестливость, трудолюбие.
2.Развитие нравственной позиции: ценностного отношения к матери, семье, родному дому.
3.Формирование у детей мотивации к послушанию.
-Тема занятия: «Добрые друзья»
АФО: ресурсный круг (дети старшей группы, мамы, воспитатель группы).
Название активного занятия: «Кого можно назвать настоящим другом?».
Цели: 1.Развитие нравственной позиции: проявление ценностного отношения, дружелюбия и внимания к людям -родным и близким, сверстникам, матери («Нет милей дружка, чем родная матушка»).
2.Развитие духовно – нравственных чувств: дружелюбие, сопереживание, милосердие, любовь.
Результативный этап (4 неделя марта)
Особенности современной жизни, ее проблемы часто негативно сказываются на взаимоотношениях в семье; в частности, взрослых и детей; приводят к духовному отчуждению ребенка от самого близкого ему человека – матери. В ходе реализации проекта была достигнута цель : формирование духовно – нравственных представлений о матери у старших дошкольников; успешно выполнены поставленные задачи проекта. В процессе реализации проекта были созданы все необходимые условия для взаимодействия педагогов и родителей в целях формирования духовно- нравственных представлений детей о матери; спроектированы формы взаимодействия для совместной подготовки и проведения воспитателями, родителями и музыкальным руководителем итогового мероприятия проекта –« Развлечения с мамами»; создана групповая выставка детских рисунков на тему «Портрет любимой мамы», фотовыставка « Моя мама и я». Воспитателями были созданы все условия для доверительного активного взаимодействия детей и родителей в процессе продуктивной творческой деятельности в условиях ДОУ, которая способствовала духовному сближению детей и матерей, углублению чувства любви, благодарности, уважения и доверия к самому близкому человеку – матери.
Проект является перспективным, так как направлен на формирование духовно - нравственных качеств личности старших дошкольников в процессе доверительного активного взаимодействия детей, родителей и педагогов ДОУ. Ведь от того, какая система ценностей и какие духовно – нравственные нормы заложены в детстве, в буквальном смысле будет зависеть жизнь человека.
Проект может быть использован педагогами ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Список литературы
1.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
[ Текст ]- М.,2014.
2. Программа «Социокультурные истоки». [Текст ] –М., 2015.
3.Дронь А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. [ Текст ] А.В.Дронь. – Санкт – Петербург, 2012.
4.Кудрявцева Е.А. ФГОС в вопросах и ответах. [ Текст ] Е.А. Кудрявцева. – М., 2015.
5.Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников.[ Текст ] О.М. Дьяченко. –М.,2009.
Приложение
Развлечение с мамами «Матрешка на мамин праздник пришла»
Цель: формирование духовно – нравственных представлений у старших дошкольников о матери через различные виды совместной деятельности детей и мам.
Планируемые результаты
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
2.Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной продуктивной деятельности. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
3.Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью.
4.Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
5.Укрепления у ребенка чувства любви и уважения к матери; формирование духовно- нравственных представлений о ней через доверительное взаимодействие в процессе совместной продуктивной деятельности.
6. Формирование у старших дошкольников эмоционально – образного восприятия ближней среды.
7. Развитие духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и родителей .
Ход мероприятия
Дети входят в зал парами и выстраиваются в центре зала полукругом.
Ведущий: Совсем недавно в этом зале мы поздравляли наших женщин, наших любимых мам с Международным Женским Днем. Но сколько бы хороших добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого не придумали, лишними они не будут. Сегодня мне хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
- Какое самое ПЕРВОЕ слово? Дети отвечают: «Мама!»
-Какое самое ГЛАВНОЕ слово? Дети отвечают: «Мама!»
-Какое самое СВЕТЛОЕ слово? Дети отвечают: «Мама!»
-Самое ВАЖНОЕ слово ребенка? Дети отвечают: «Мама!»
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ « МАМИНА СКАЗКА». (Дети садятся на места)
Звучит веселая музыка. В зал входит Матрешка и танцует.
Матрешка: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Услышала я, как вы дружно поете и заглянула к вам на огонек.
Я – нарядная Матрешка, все скучала у окошка. Но куда это годится? Я хочу повеселиться! К вам пришла, ребята, я. Знаю: вы мои друзья.Можно с вами мне остаться, веселиться и смеяться?
Ведущий: Конечно, Матрешка, оставайся! Мы очень рады, что ты пришла, ведь у нас сегодня в гостях любимые мамы наших ребят.
Дети: -Милая мамочка, так люблю тебя! Самая красивая мама у меня!
-Очень я сильно мамочку люблю! Ей сегодня ласково песенку спою.
-Улыбнется весело мамочка в ответ. Самая хорошая, лучше в мире нет!
Матрешка: Как я праздники люблю! Будем вместе мы играть, будем петь и танцевать!
Ведущий: А наши ребята тоже любят танцевать. Хочешь посмотреть?
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ « ПАРНЫЙ ТАНЕЦ»
Матрешка: Как хорошо вы танцевали, рассказывали, отвечали, но давно мы не играли.
Совместные игры детей и мам: «Спеленай куклу», «Обнималочка», «Бусы».
Матрешка: Вот молодцы! Так хорошо танцевали, пели и играли! Я очень люблю дружных ребят!
Всем известно, что вместе веселей шагать, петь и в игры разные играть.
И гораздо интересней делать все на свете вместе!
Чтобы дружным был наш праздник, приглашаем мам в хоровод!
ИСПОЛНЯЕТСЯ СОВМЕСТНЫЙ «ХОРОВОД ДРУЖБЫ»
Матрешка: Хорошо повеселились, поплясали, порезвились. Какие у нас все дружные – и мамы, и ребята. Вас хочу я наградить, мою сестричку подарить. Только что-то она не очень веселая ,платье у нее не нарядное. Очень любят все матрешки разноцветные одежки! Ребята, давайте поможем матрешке, нанесем узор не ее одежду. А мамы помогут ребятам, чтобы матрешки стали яркими и нарядными. Мастера, скорей за дело- украшай матрешек смело!
Дети и мамы переходят к столам, на которых разложен материал для украшения плоскостных фигур матрешек. Под музыку дети и мамы наклеивают заготовки узоров на фон.
Ведущий: рассматривает, благодарит детей и мам за работу: « Вот это настоящие мастера!», «Спасибо вам за такую красоту!», «Золотые руки у вас, ребята, и у ваших мам!»
Матрешка: Мне хочется поблагодарить присутствующих в этом зале ребят и их мам за творческие, красивые, замечательные работы!
Пусть этот День, как светлый праздник, вольется радостью в ваш дом,
И вашу жизнь навек украсят Надежда, Вера и Любовь.
А теперь всех в группу приглашаю – Попейте горячего чаю!
Проводится чаепитие в группе для детей и матерей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование продуктивных видов деятельности для детей старшей группы с ЗПР
Подборка занятий по лексическим темам , старшая группа ЗПР...
Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »
Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....
План реализации проекта через различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста.
План реализации проекта через различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста включает в себя:- Формирование здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребе...
Презентация проекта "Формирование духовной близости к матери через различные виды деятельности у детей старшей группы".
Цель проекта Формирование духовной близости к матери через различные виды деятельности у детей старшей группы (5-6 лет)....
Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .
Одним из приоритетных направлений в моей работе является приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...
Презентация к РМО "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ...
п 3.3.5 Перспективный план работы по “ Развитию мелкой моторики и координации движений рук, через различные виды деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО”
Перспективный план работы по “ Развитию мелкой моторики и координации движений рук, через различные виды деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО&rdquo...