«Взаимодействие с родителями по социально-коммуникативному развитию детей первой младшей группы»
статья на тему

косенко ольга вячеславовна

«Совершенствование модели взаимодействия с семьями обучающихся, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami_po_sotsialno.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с родителями по социально-коммуникативному развитию детей первой младшей группы»

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка. В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Поэтому мне бы хотелось представить опыт работы о взаимодействии с родителями по социально-коммуникативному развитию детей первой младшей группы.

Цель взаимодействия – объединение усилий ДОУ и семьи для социального развития личности ребенка.

Задачи:

— приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

— повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к окружающему социуму;

— оказание помощи семьям дошкольников в воспитании у детей норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Взаимодействие педагогов детского сада с родителями осуществляется по не-скольким направлениям:

— Изучение условий жизни и психологического климата в семье

— Педагогическое просвещение родителей;

— Организация совместной деятельности семьи и детского сада.

Для того, чтобы спланировать работу с родителями надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому я начала свою работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/c, провела анкетирование «Что вы ждете от д/с?» и личные беседы с каждым родителем. Все это помогло мне выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с ними. Важно вовлечь родителей в жизнь группы, ДОУ сделать их помощниками и союзниками, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Наиболее эффективными формами сотрудничества стали родительские собрания: «Адаптация детей первой младшей группы к условиям ДОУ», на котором показала видеофильм родителям «Адаптацию детей первой младшей группы», презентацию «Социально-коммуникативное развитие детей первой младшей группы», где были раскрыты возрастные особенности развития детей.

На собрании мы также выбрали родительский комитет группы.

Родительский комитет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. В члены родительского совета мы выбрали родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители у нас получают через наглядно-информационный материал: ширмы, стенды, папки-передвижки. При этом необходимо соблюдаю важные моменты:

  • Все материалы для ознакомления эстетически оформлены.
  • Содержание регулярно обновляю, иначе у родителей интерес к этой информации пропадет.
  • Материал оформляю так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы).
  • Содержание предполагаемого материала действительно интересно большинству родителей.

Так из папки-передвижки «Растем, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы малышам. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребенком в любое удобное для них время. Так появились «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад».

Из консультации «Развиваем речь ребенка вместе» родители убедились в необходимости развивать и совершенствовать речь детей, познакомились с речевыми играми-помощницами. Из бесед родители узнали, что читать детям, какие вопросы нужно задавать после чтения произведений и т.д.

В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребенка в наших руках» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к З.О.Ж, организации спортивного досуга. Мною были даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома.

Я старалась вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детей. Для этого использовала различные формы работы: анкетирование, консультации, беседы, родительские собрания, совместные праздники детей и взрослых, организовывали участие родителей с детьми в конкурсах. Так на родительском собрании «Азы вежливости» познакомила с детско-родительскими взаимоотношениями, с принципами семейного воспитания, и с влиянием поведения взрослых на общение детей в детском коллективе. Подготовила консультации «Влияние семьи на формирование поведение ребенка», «Правила поведения в процессе общения с детьми», «Советы родителям по воспитанию поведения», «Формирование коммуникативных умений у детей».

Важным звеном в системе совместной работы д/с и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе д/c. Проводим «дни добрых дел» по благоустройству, обновлению, озеленению участка д/с. Совместно с родителями оформляем предметно-развивающую среду группы: мамы шьют одежду для кукол, постельное белье для кроваток, халаты, шапочки, накидки, фартуки, пилотки, бескозырки, воротнички и т.д. для сюжетно-ролевых игр. Проводятся у нас «семейные мастерские» с выставкой рисунков, поделок на разную тематику (в течении года), сделанные детьми вместе с родителями. Практикую награждение всех участников.

Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки»

Регулярно организовываю фотовыставку «Хорошо у нас в саду», знакомим родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей. Интересной формой работы считаю организацию фото-стенгазет «Наши бабушки и дедушки», «Мама, папа, я – дружная семья». Главная цель выставки: сплочение детей и родителей через совместную деятельность. Родителям и детям было предложено заглянуть в семейный альбом и выбрать самые яркие, красивые фотографии. И поделиться своими воспоминаниями с нами. Самым главное условие выставки на фотографиях должны быть самые яркие моменты из жизни наших воспитанников.

Проводила день открытых дверей с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей, знакомятся с организацией развивающей предметно-пространственной среды, видами детской деятельности.

В работе с родителями использую такие формы, как неделя добрых дел. Это дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Я считаю, что такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

Интересно проходят досуговые формы взаимодействия с семьей: «День матери». Подготовила для родителей трогательное видео-поздравление с участием детей. Досуги создают эмоциональный контакт между педагогами и родителями, родителями и детьми, родители становятся более открытыми для общения.

Общение с родителями строю на принципах доверия, диалога, партнерства учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Я заметила, что родители стали с большим вниманием относиться к нашим проблемам, проблемам своих детей. Стали чаще обращаться за советом, консультацией, предлагать свою помощь, активнее участвовать в жизни группы. Я все больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно добиться хороших результатов, прийти к поставленной цели.

В своей работе на будущее, я постараюсь, чтобы доброе начало, тот фундамент, который мы построили с детьми в младшей группе, укреплялся и по кирпичику дошёл до своей вершины. Мне, хочется, чтобы мои воспитанники были социально-подготовленными, вступая в школьную жизнь.

Своё сообщение я хочу закончить словами известного педагога: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним». (И.Г.Песталоции). Я люблю своих воспитанников и вижу в каждом из них только положительное начало и постараюсь вложить в их внутренний мир больше добра, чтобы они стали успешными гражданами России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы системы развивающей педагогики оздоровления и физического развития детей первой младшей группы

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра....

Методическая разработка «Влияние предметной деятельности на сенсорное развитие детей первой младшей группы»

Ранний возраст – «золотая пора» сенсорного воспитания. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль....

"Дидактические игры по сенсорному развитию детей первой младшей группы"

Дидактическая игра «Весёлые пальчики»Цели: - Формирование умения детей первой младшей группы различать и    правильно называть 4 основных цвета;- Упражнять в надевании резинок на пальчи...

Перспективный план взаимодействия с родителями на 2017 – 2018 учебный год (первая младшая группа)

Перспективный план взаимодействия с родителями на 2017 – 2018 учебный год (первая младшая группа)...

Картотека ранняя профориентация как элемент социально - коммуникативного и познавательного развития детей первой младшей группы

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ             Содерж...

консультация для родителей Консультация для родителей «Формирование основ безопасности у детей первой младшей группы посредством использования дидактических игр и упражнений»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении опасностей для человеческой жизни,...