Синдром эмоционального выгорания
статья на тему
Профессия педагога относится к разряду стрессогенных. Во время работы педагог находится далеко не в самых комфортных условиях. Здесь имеются в виду повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат, необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости и т. д. Все это может привести к «эмоциональному выгоранию», поэтому необходимо уделять особое внимание сохранению психического здоровья педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sindrom_emotsionalnogo_vygoraniya.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Синдром эмоционального выгорания
От отношения человека к себе
и к своей жизни зависит,
будет ли он «звездой» или «свечкой»,
участь, которой плакать и гореть.
По общему признанию отечественных специалистов, педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности.
Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых маленькая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ, детских садов и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд педагога в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.
Профессия педагога относится к разряду стрессогенных. Во время работы педагог находится далеко не в самых комфортных условиях. Здесь имеются в виду повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат, необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости и т. д. Все это может привести к «эмоциональному выгоранию», поэтому необходимо уделять особое внимание сохранению психического здоровья педагогов.
Термин «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр X. Дж. Фрейденберг (1974) для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
По мнению Бойко В.В., эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Ильин Е.П. определяет эмоциональное выгорание (сгорание) как психосоматическое состояние, близкое к психическому изнеможению, сопровождающееся отвращением к деятельности в результате многолетнего ее выполнения.
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие мысли, чувства, действия.
- Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
- Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оценнености окружающими
- Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Способы снятия саморегуляции и восстановления сил.
На органическом уровне признаки перенапряжения можно снять с помощью спортивных занятий (бег, спортивные игры), танцев, работы по дому, связанной с физической нагрузкой, принятие ванны, душа, прогулки, сон; проявить заботу о своей внешности: посетить парикмахера, сделать косметические маски и т.п.
Для снятия эмоционального напряжения часто используются такие методы, как библиотерапия, просмотр любимых кинофильмов, общение с близкими друзьями.
На поведенческом уровне снижению напряжению способствует изменение привычных форм поведения, обращение к любимым занятиям. По словам педагогов, такие занятия, как вязание или шитье (в других случаях раскладывание карточных пасьянсов) позволяет им отвлечься от неприятных мыслей, а иногда и найти решение проблемы.
Другим нередко называемым способом является изменение маршрута движения на работу или с работы, замена транспорта пешей прогулкой.
На смысловом уровне изменение состояния педагога достигается за счет обсуждения профессиональных проблем с коллегами и близкими друзьями.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания
Для профилактики синдрома эмоционального выгорания нужно научиться сохранять позитивное отношение к происходящему в жизни. Для этого нужно смотреть на результат, сосредотачиваться на том, какие выгоды можно извлечь и чему научиться из сложившейся ситуации, а не думать о том, что ничего не получается и искать, кто виноват в проблемах.
Другой способ самозащиты — общение. Но не простое общение, болтовня, а искреннее, эмоциональное общение: когда есть поддержка людей, чувство «локтя» в коллективе, то будет мало вероятности «сгореть».
Умение ставить перед собой реальные цели также снижает риск «выгорания». Реальные цели и верно расставленные приоритеты дают человеку возможность ощутить свою успешность и повышают самооценку. Если человек ставит себе слишком великие цели, а ресурсов у него для этого недостаточно, то результата он не добьется. В результате у него снизится самооценка, он будет считать себя неудачником.
Еще один способ профилактики эмоционального выгорания — поддержание себя в хорошей спортивной форме, правильный отдых. Банально, но факт. Сознание и тело связаны, недаром говорят «в здоровом теле — здоровый дух».
Руководитель может только поддержать подчиненного в этой нелегкой борьбе. Например, похвалить за успехи, даже, если он делает не совсем то, что положено; дать сотруднику понять, что он важен для компании.
Отличной профилактикой служит демонстрация подчиненному перспективы карьерного роста с четким распределением критериев продвижения. Так будет предотвращено одно из основных проявлений синдрома эмоционально выгорания — чувство бессмысленности работы.
Руководитель имеет власть над временем подчиненного. Чем грамотнее оно распределено, тем меньше риск «спалить» сотрудника: людей очень выматывает авральный режим, особенно, если такое часто и неожиданно бывает в компании.
Также причиной «сгорания» людей является монотонность работы. Это как заноза — не смертельно, но раздражает. Если есть возможность внести в деятельность подчиненных разнообразие, то лучше руководителю это сделать, что непременно положительно отразится на эффективности работы. Для «тушения пожара» годятся любые перемены: место работы, график работы, функции и обучение.
Эти простые приемы эффективны в борьбе с эмоциональным выгоранием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синдром эмоционального выгорания
Данный материал можно использовать для консультативной и психопрофилактической работы с педагогами ДОУ. Лекционная часть содержит минимум необходимой информации о сущности СЭВ и его профилактике. Прак...
Консультация синдром эмоционального выгорания
Цель: - Ознакомление присутствующих с понятием профессионального выгорания, причинами возникновения, способами профилактики, освоение методов и приемов помощи колле...
Буклет к консультации синдром эмоционального выгорания
Этот материал поможет педагогам в любую минуту найти для себя способ преодоления стресса....
Синдром эмоционального выгорания
Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, осложненная эмоциональными напряженными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накопление его последствий приводит к нарушению зд...
Синдром эмоционального выгорания у педагогов
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозмо...
Синдром эмоционального выгорания педагогов
Статья содержит теоретический и практический материал по работе с педагогами по профилактике синдрома эмоционального выгорания на различных уровнях....
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...