Синдром эмоционального выгорания педагогов
методическая разработка по теме

Сумарокова Татьяна Николаевна

Статья содержит теоретический и практический материал по работе с педагогами по профилактике синдрома эмоционального выгорания на различных уровнях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferenciyu.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

Сумарокова Татьяна Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №69» г. Чита

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергером в 1974 году. Проявляется нарастающим эмоциональным истощением (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде),  может повлечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (развитие негативного отношения к своим коллегам) и негативном самовосприятии в профессиональном плане (недостаток чувства профессионального мастерства) [6]. 

СЭВ — специфический вид профессиональной деформации лиц, при возникновении которого усугубляется психологическое здоровье.

Под «психологическим здоровьем» мы понимаем, высокий уровень личностного развития, понимание себя и других, наличие представлений о цели и смысле жизни, способность к управлению собой (личностной саморегуляции), умение правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие [1, c. 28].

Современное образование предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога, в том числе, и к его здоровью. Педагог чаще стремится к успешному решению поставленных перед ним задач, не зависимо от воздействующих на него негативных факторов, сохраняет самообладание и остается для воспитанников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций,  не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье[4].

Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенностью профессиональной деятельностью, в то время как профессиональный и личностный потенциалы, успешность труда педагога могут быть раскрыты через его психологическое здоровье [2].

Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и  коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. В связи с этим, возникает усталость от общения, человек устраняется от людей, устав от проблем на работе. При дальнейшем развитии событий формируется истощение организма, утрата интереса к работе. Такой педагог  работает без души, автоматически. Все это наносит ущерб его профессиональным навыкам, сказывается на его авторитете и, в конечном счете, означает утрату его мастерства.

Если вовремя не отследить эти тревожные симптомы – мы начинаем болеть физически: ухудшается самочувствие, нарушаются сон, проблемы с давлением и прочее.

Известно, что  любой человек в своей жизни играет разные роли, то есть его Я условно разделено на несколько субличностей. Две наиболее значимые из них – «Я как профессионал» и «Я как человек». «Я как профессионал» - это часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей, носитель необходимых знаний, установок, максимально проявляет себя в профессиональной деятельности. «Я как человек» - центральная часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки, проявляет себя в так называемой  «личной» жизни. Профессиональное эмоциональное  выгорание можно представить как потерю контроля со стороны «Я профессионального» и внедрение «Я человеческого» в область профессиональной компетенции. На работе педагог  «по-человечески» устает, испытывает раздражение, которое сказывается на детях. Профессиональная деформация, напротив, представляется, как расширение господства «Я профессионального» в область деятельности «Я человеческого», и придя домой, такой педагог продолжает вести себя как специалист.

Вышесказанное, позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержке педагогов, как профессиональной группы, с низкими показателями психологического здоровья, в вопросах профилактике СЭВ.

Приоритетным направлением в решении этой задачи является актуализация восприятия педагогами своего психологического здоровья, как важнейшей личностной ценности.

Знание закономерностей сохранения и укрепления психологического здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также овладение приемами и способами психологической саморегуляции, являются важными компонентами успеха педагога.

Другим, важным направлением, должно стать, изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого педагога, направленная на повышение стрессовоустойчивости, самооценки, уровня самопринятия, снижения тревожности, развитие умения переключаться с одной деятельности на другую, не ставить перед собой сверхзадачи.

Способы профилактики синдрома «эмоционального сгорания» важно осуществлять на разных уровнях.

На уровне тела: поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой расслабления, медитации. Дыхательные упражнения, массаж, ароматерапия, фитотерапия, баня, сауна, душ, танцы, умеренные физические нагрузки, двигательная деятельность.

На уровне общения: чаще находиться в обстановке, в которой ощущаете душевный комфорт, общаться с людьми, вызывающими положительные эмоции. Юмор, праздники, общение с природой и музыкой, шопинг, развитая сеть поддержки. Удовлетворительная социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.

На уровне отношение к жизни: формирование позитивного мышления.

В личностном плане: способность к адекватной самооценке, открытость новому опыту, осознание своих успехов, выработка жизненных целей и отслеживание продвижения к ним, умение проигрывать, уделять себе время для расслабления и отдыха, хобби.

В профессиональном плане: обдуманные обязательства, профессиональное саморазвитие, освоение нового, расширение сфер своей компетентности, осознание профессионального роста, сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием статей, создание новых проектов и их реализация, избегние профессиональной замкнутости, участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом, участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой.

Рассмотрев  способы профилактики СЭВ на разных уровнях, важно помнить, что при невозможности изменить не удовлетворяющую вас ситуацию, есть  возможность  изменить свое отношение к ней, остаться профессионалом, быть хозяином своей жизни, а не её заложником. 

Список литературы:

1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан / под ред. 
И.В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 464 с.

2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. Дис. док. псих. наук. - М., 1995 . 408 с.
3. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека  в осложненных условиях жизненной среды. Коллективная монография. Издательство "Академия Естествознания", 2011

4. Рудаков А. Л. Психологическое здоровье педагога как фактор эффективной профессиональной деятельности. Современная дидактика и качество образования: материалы научно - методической конференции, Красноярск, 15 – 16 января 2009: в 2 ч. Ч. 2/ ред.-сост. И.Г. Литвинская. – Красноярск, 2009. – 132 с.

5. Фетискин Н. П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя. - Кострома, 1995.

6.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 [дата обращения: 03.03.2013]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СИНДРОМЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯЧекмарева М.А.Казанский федеральный университет, Елабуга,e-mail: mariy140390@mail.ruСиндром эмоционального выгорания понимаетсякак один и...

Семинар-практикум с элементами тренинга: «Синдром эмоционального выгорания педагогов».

Направлен на повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья....

Презентация "Синдром Эмоционального выгорания педагогов ДОУ"

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из ва...

Презентация: "Синдром эмоционального выгорания педагога: способы профилактики".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27444982","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27444990","attributes":{"alt":"","class"...