Синдром эмоционального выгорания педагогов
методическая разработка по теме
Статья содержит теоретический и практический материал по работе с педагогами по профилактике синдрома эмоционального выгорания на различных уровнях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferenciyu.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ
Сумарокова Татьяна Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №69» г. Чита
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергером в 1974 году. Проявляется нарастающим эмоциональным истощением (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде), может повлечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (развитие негативного отношения к своим коллегам) и негативном самовосприятии в профессиональном плане (недостаток чувства профессионального мастерства) [6].
СЭВ — специфический вид профессиональной деформации лиц, при возникновении которого усугубляется психологическое здоровье.
Под «психологическим здоровьем» мы понимаем, высокий уровень личностного развития, понимание себя и других, наличие представлений о цели и смысле жизни, способность к управлению собой (личностной саморегуляции), умение правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие [1, c. 28].
Современное образование предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога, в том числе, и к его здоровью. Педагог чаще стремится к успешному решению поставленных перед ним задач, не зависимо от воздействующих на него негативных факторов, сохраняет самообладание и остается для воспитанников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье[4].
Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенностью профессиональной деятельностью, в то время как профессиональный и личностный потенциалы, успешность труда педагога могут быть раскрыты через его психологическое здоровье [2].
Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. В связи с этим, возникает усталость от общения, человек устраняется от людей, устав от проблем на работе. При дальнейшем развитии событий формируется истощение организма, утрата интереса к работе. Такой педагог работает без души, автоматически. Все это наносит ущерб его профессиональным навыкам, сказывается на его авторитете и, в конечном счете, означает утрату его мастерства.
Если вовремя не отследить эти тревожные симптомы – мы начинаем болеть физически: ухудшается самочувствие, нарушаются сон, проблемы с давлением и прочее.
Известно, что любой человек в своей жизни играет разные роли, то есть его Я условно разделено на несколько субличностей. Две наиболее значимые из них – «Я как профессионал» и «Я как человек». «Я как профессионал» - это часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей, носитель необходимых знаний, установок, максимально проявляет себя в профессиональной деятельности. «Я как человек» - центральная часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки, проявляет себя в так называемой «личной» жизни. Профессиональное эмоциональное выгорание можно представить как потерю контроля со стороны «Я профессионального» и внедрение «Я человеческого» в область профессиональной компетенции. На работе педагог «по-человечески» устает, испытывает раздражение, которое сказывается на детях. Профессиональная деформация, напротив, представляется, как расширение господства «Я профессионального» в область деятельности «Я человеческого», и придя домой, такой педагог продолжает вести себя как специалист.
Вышесказанное, позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержке педагогов, как профессиональной группы, с низкими показателями психологического здоровья, в вопросах профилактике СЭВ.
Приоритетным направлением в решении этой задачи является актуализация восприятия педагогами своего психологического здоровья, как важнейшей личностной ценности.
Знание закономерностей сохранения и укрепления психологического здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также овладение приемами и способами психологической саморегуляции, являются важными компонентами успеха педагога.
Другим, важным направлением, должно стать, изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого педагога, направленная на повышение стрессовоустойчивости, самооценки, уровня самопринятия, снижения тревожности, развитие умения переключаться с одной деятельности на другую, не ставить перед собой сверхзадачи.
Способы профилактики синдрома «эмоционального сгорания» важно осуществлять на разных уровнях.
На уровне тела: поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой расслабления, медитации. Дыхательные упражнения, массаж, ароматерапия, фитотерапия, баня, сауна, душ, танцы, умеренные физические нагрузки, двигательная деятельность.
На уровне общения: чаще находиться в обстановке, в которой ощущаете душевный комфорт, общаться с людьми, вызывающими положительные эмоции. Юмор, праздники, общение с природой и музыкой, шопинг, развитая сеть поддержки. Удовлетворительная социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.
На уровне отношение к жизни: формирование позитивного мышления.
В личностном плане: способность к адекватной самооценке, открытость новому опыту, осознание своих успехов, выработка жизненных целей и отслеживание продвижения к ним, умение проигрывать, уделять себе время для расслабления и отдыха, хобби.
В профессиональном плане: обдуманные обязательства, профессиональное саморазвитие, освоение нового, расширение сфер своей компетентности, осознание профессионального роста, сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием статей, создание новых проектов и их реализация, избегние профессиональной замкнутости, участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом, участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой.
Рассмотрев способы профилактики СЭВ на разных уровнях, важно помнить, что при невозможности изменить не удовлетворяющую вас ситуацию, есть возможность изменить свое отношение к ней, остаться профессионалом, быть хозяином своей жизни, а не её заложником.
Список литературы:
1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан / под ред.
И.В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 464 с.
2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. Дис. док. псих. наук. - М., 1995 . 408 с.
3. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды. Коллективная монография. Издательство "Академия Естествознания", 2011
4. Рудаков А. Л. Психологическое здоровье педагога как фактор эффективной профессиональной деятельности. Современная дидактика и качество образования: материалы научно - методической конференции, Красноярск, 15 – 16 января 2009: в 2 ч. Ч. 2/ ред.-сост. И.Г. Литвинская. – Красноярск, 2009. – 132 с.
5. Фетискин Н. П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя. - Кострома, 1995.
6.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 [дата обращения: 03.03.2013]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СИНДРОМЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯЧекмарева М.А.Казанский федеральный университет, Елабуга,e-mail: mariy140390@mail.ruСиндром эмоционального выгорания понимаетсякак один и...
Семинар-практикум с элементами тренинга: «Синдром эмоционального выгорания педагогов».
Направлен на повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья....
Презентация "Синдром эмоционального выгорания педагогов"
Рекомендовано педагогам ДОУ....
Буклет "Синдром эмоционального выгорания педагогов"
Рекомендовано педагогам ДОУ....
Презентация "Синдром Эмоционального выгорания педагогов ДОУ"
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из ва...
Консультация «Синдром эмоционального выгорания педагогов»
Информация для педагогов...
Презентация: "Синдром эмоционального выгорания педагога: способы профилактики".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27444982","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27444990","attributes":{"alt":"","class"...