Синдром эмоционального выгорания у педагогов
статья по теме
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sindrom_emocionalnogo_vygoraniya.docx | 53.17 КБ |
Предварительный просмотр:
старший воспитатель ГБОУ детский сад №994
Кляпка Оксана Владимировна
Развитие современной системы образования в России предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Профессионально-компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании воспитанников или учащихся. Повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе, потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека; включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Профессию педагога относится к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний, так как работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками – это не только физиологические факторы, связанные с условиями труда, а прежде всего, психологические и организационные трудности.
Как правило, при обучении в профессиональных учреждениях (ВУЗах, колледжах) будущих педагогов не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Факторы, вызывающие выгорание.
Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:
- Личностные факторы:
- склонность к интраверсии;
-реактивность;
-низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
жесткость и авторитарность по отношению к другим;
низкий уровень самоуважения и самооценки и др.
Наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, в ущерб другим личным интересам и потребностям.
- Статусно-ролевые факторы:
- ролевой конфликт;
-ролевую неопределенность;
-неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией);
-низкий социальный статус;
-ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; -отверженность в значимой (референтной) группе;
- Профессионально-организационные факторы:
- нечеткая организация и планирование труда;
-монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
-строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности;
-напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, конкуренция;
-дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.
Следует еще упомянуть о таком факторе, как несоответствие педагогической теории и практики. Молодые специалисты, только что окончившие педагогические ВУЗы, не владеют практическими образовательно-воспитательными навыками, а зачастую, знания приобретенные во время обучения не находят своего практического применения и резко разнятся с существующей образовательной системой. В этом случае синдром выгорания может наступить в связи с развитием профессиональной некомпетентности молодого педагога.
Сам по себе ни один из факторов не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов, как на профессиональном, так и на личностном уровне.
Целесообразно периодически проверять, в какой степени у педагога сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания это дает возможность разработать меры по его предупреждению.
Профилактика выгорания включает в себя три направления работы:
1.Организационно-административная:
- обеспечение возможности профессионального роста (мотивационный компонент) - четкое распределение обязанностей (разработка должностных инструкций)
- организации рабочего места и времени
2. «Психологический комфорт» - создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого педагога и соответствующую оценку продуктивности труда.
3. Индивидуальный подход.
- развитие креативности у педагогов, что является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.
- развитие у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др.
- формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.
Знание факторов синдрома профессионального выгорания позволит администрации и педагогам более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.
Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.
Целесообразно периодически проверять, в какой степени у учителя сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания.
С целью преодоления синдрома эмоционального выгорания, и составления программы профилактических мероприятий и психологического сопровождения коллектива, необходимо провести диагностические исследования.
Нами были выбраны следующие методики:
Методика исследования эмоционального выгорания
(по В. Бойко)
Назначение методики. Методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания — механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Методика позволяет ответить на следующие вопросы:
- Какие симптомы доминируют?
- Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение?
- Чем объясняется истощение (если оно выявлено): факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику выгорания, или субъективными факторами?
- Какой симптом (симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности?
- В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение?
- Какие аспекты поведения человека подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба ни самой личности, ни профессиональной деятельности ни партнерам?
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое утверждение. Они касаются Вашего отношения к работе и к партнерам по профессиональной деятельности: клиентам, коллегам и др. Оцените, насколько каждое утверждение соответствует Вашим мнениям и переживаниям. Отвечайте «да», если Ваше мнение совпадает с утверждением, и «нет», если не совпадает.
№ | Утверждение | Ответ | |
да | нет | ||
1 | Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться |
|
|
2 | Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры |
|
|
3 | Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место) |
|
|
4 | Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее) |
|
|
5 | Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого |
|
|
6 | От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров |
|
|
7 | Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался |
|
|
8 | Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие) |
|
|
9 | Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг |
|
|
10 | Моя работа притупляет эмоции |
|
|
11 | Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе |
|
|
12 | Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой |
|
|
13 | Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения |
|
|
14 | Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения |
|
|
15 | Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность |
|
|
16 | Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь |
|
|
17 | Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты |
|
|
18 | Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером |
|
|
19 | Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше |
|
|
20 | Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено |
|
|
21 | Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение |
|
|
22 | Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров |
|
|
23 | Общение с партнерами побудило меня сторониться людей |
|
|
24 | При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение |
|
|
25 | Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций |
|
|
26 | Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами |
|
|
27 | Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной |
|
|
28 | У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п. |
|
|
29 | Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания |
|
|
30 | В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра — не получишь зла» |
|
|
31 | Я охотно рассказываю домашним о своей работе |
|
|
32 | Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты) |
|
|
33 | Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу |
|
|
34 | Я очень переживаю за свою работу |
|
|
35 | Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности |
|
|
36 | При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль |
|
|
37 | У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем |
|
|
38 | Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям |
|
|
39 | Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе |
|
|
40 | Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние |
|
|
41 | Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно |
|
|
42 | Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих» |
|
|
43 | Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми |
|
|
44 | Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела |
|
|
45 | Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении |
|
|
46 | Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души |
|
|
47 | По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого |
|
|
48 | После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия |
|
|
49 | На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки |
|
|
50 | Успехи в работе вдохновляют меня |
|
|
51 | Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной) |
|
|
52 | Я потерял покой из-за работы |
|
|
53 | На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов) |
|
|
54 | Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу |
|
|
55 | Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции |
|
|
56 | Я часто работаю через силу |
|
|
57 | Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь |
|
|
58 | В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы — береги здоровье |
|
|
59 | Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы не видеть и не слышать |
|
|
60 | После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание |
|
|
61 | Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный |
|
|
62 | Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю |
|
|
63 | Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив |
|
|
64 | Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы |
|
|
65 | Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной |
|
|
66 | Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание |
|
|
67 | Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами |
|
|
68 | Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился |
|
|
69 | Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют |
|
|
70 | Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций |
|
|
71 | Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня |
|
|
72 | Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства |
|
|
73 | Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко |
|
|
74 | Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств |
|
|
75 | Моя карьера сложилась удачно |
|
|
76 | Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой |
|
|
77 | Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать |
|
|
78 | Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах |
|
|
79 | Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями |
|
|
80 | Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил |
|
|
81 | Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе |
|
|
82 | Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство |
|
|
83 | Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции |
|
|
84 | Работа с людьми явно подрывает мое здоровье |
|
|
Прежде всего, надо обратить внимание на показатели по отдельно взятым симптомам. Их значения могут варьировать в пределах от 0 до 30 баллов:
0–9 баллов — симптом не сложился;
10–15 баллов — складывающийся симптом;
16–30 баллов — симптом сложился.
Симптомы с показателями 20 и более баллов являются доминирующими — для соответствующей стадии или для всего синдрома. Важно выявить, к какой стадии формирования стресса они относятся, и в какой стадии их наибольшее число.
Следующий шаг — определение степени сформированности стадий развития стресса: напряжение, резистенция и истощение.
Степень сформированности стадии определяется в зависимости от суммы баллов (может варьировать в пределах от 0 до 120), набранных по входящим в нее симптомам:
0–36 баллов — стадия не сформировалась;
37–60 баллов — стадия в стадии формирования;
61–120 баллов — стадия сформировалась.
Многофакторный личностный опросник FPI.
Авторы И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел
(модифицированная форма “B”).
Инструкция испытуемому. На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ “Да”, в противном случае – ответ “Нет”. Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы. Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.
Вопросы
- Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
- По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
- Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
- У меня часто болит голова.
- Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
- Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.
- Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
- Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
- Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
- Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
- Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.
- Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.
- Не думаю, что можно было бы простить обиду.
- Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.
- Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
- Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.
- В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
- Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.
- Легко могу развеселить самую скучную компанию.
- Я легко смущаюсь.
- Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.
- Нередко чувствую, как у меня немеют, или холодеют руки и ноги.
- Бываю неловким в общении с другими людьми.
- Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.
- Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
- Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.
- Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.
- Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
- Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.
- Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.
- Часто у меня нет аппетита.
- В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.
- Обычно я решителен и действую быстро.
- Я не всегда говорю правду.
- С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.
- Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.
- То, что прошло, меня мало волнует.
- Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.
- Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.
- Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.
- Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
- Нередко у меня возникают боли “под ложечкой” и различные неприятные ощущения в животе.
- Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.
- Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
- В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.
- При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.
- Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.
- Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.
- Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.
- Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.
- Иногда могу похвастаться.
- Активно участвую в организации общественных мероприятий.
- Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.
- В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
- Я почти всегда подвижен и активен.
- Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.
- Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.
- Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.
- Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
- Обычно мне трудно возражать моим знакомым.
- Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.
- Я люблю не всех своих знакомых.
- У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
- Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.
- Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.
- Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.
- Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.
- В компании я веду себя не так, как дома.
- Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.
- Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.
- Хороших знакомых у меня очень немного.
- Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.
- В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.
- Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.
- Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.
- Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.
- Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.
- Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
- Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.
- Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.
- Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.
- К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.
- Я робею при выступлении перед большой аудиторией.
- У меня довольно часто меняется настроение.
- Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
- Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
- Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.
- К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.
- Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.
- Стараюсь, вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.
- Я уверен в своем будущем.
- Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
- Я не прочь посмеяться над другими.
- Я отношусь к людям, которые “за словом в карман не лезут”.
- Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.
- Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
- Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.
- У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.
- Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.
- Я нередко бываю рассеянным.
- Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
- Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.
- Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.
- Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.
- Нередко чувствую себя вялым и усталым.
- Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.
- К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.
- Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.
- Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.
- Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента,
- Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.
- Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.
- Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.
- Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом. Прошу вас проверить, на все ли вопросы даны ответы.
Ответный лист
Фамилия, имя, отчество________________________________________________
Дата____________________________________Возраст______________________
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | ||||||
1 | 20 | 39 | 58 | 77 | 96 | ||||||||||||
2 | 21 | 40 | 59 | 78 | 97 | ||||||||||||
3 | 22 | 41 | 60 | 79 | 98 | ||||||||||||
4 | 23 | 42 | 61 | 80 | 99 | ||||||||||||
5 | 24 | 43 | 62 | 81 | 100 | ||||||||||||
6 | 25 | 44 | 63 | 82 | 101 | ||||||||||||
7 | 26 | 45 | 64 | 83 | 102 | ||||||||||||
8 | 27 | 46 | 65 | 84 | 103 | ||||||||||||
9 | 28 | 47 | 66 | 85 | 104 | ||||||||||||
10 | 29 | 48 | 67 | 86 | 105 | ||||||||||||
11 | 30 | 49 | 68 | 87 | 106 | ||||||||||||
12 | 31 | 50 | 69 | 88 | 107 | ||||||||||||
13 | 32 | 51 | 70 | 89 | 108 | ||||||||||||
14 | 33 | 52 | 71 | 90 | 109 | ||||||||||||
15 | 34 | 53 | 72 | 91 | 110 | ||||||||||||
16 | 35 | 54 | 73 | 92 | 111 | ||||||||||||
17 | 36 | 55 | 74 | 93 | 112 | ||||||||||||
18 | 37 | 56 | 75 | 94 | 113 | ||||||||||||
19 | 38 | 57 | 76 | 95 | 114 |
Ключ
Номер шкалы | Название шкалы и количество вопросов | Ответы по номерам вопросов | |
да | нет | ||
I | Невротичность 17 | 4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105 | 49 |
II | Спонтанная агрессивность 13 | 32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114 | 99 |
III | Депрессивность 14 | 16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100 | – |
IV | Раздражительность 11 | 6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110 | – |
V | Общительность 15 | 2, 19,46,52,55,94, 106 | 3, 8,23,53, 67,71,79.113 |
VI | Уравновешенность 10 | 14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111 | – |
VII | Реактивная агрессивность 10 | 13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98 | |
VIII | Застенчивость 10 | 9, 11,20,47,60,70,81, 83,109 | 33 |
IX | Открытость 13 | 7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101 | – |
X | Экстраверсия–интроверсия 12 | 2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110 | 20,87 |
XI | Эмоциональная лабильность 14 | 24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113 | 59 |
XII | Маскулинизм–феминизм 15 | 18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104 | 16,20,31,47, 84 |
Анкета
1. Какова продолжительность вашего рабочего дня в часах?
2. Приходится ли вам работать сверхурочно? а) никогда; б) иногда; в) часто.
3. Сколько примерно времени вы тратите на подготовку к новому рабочему
дню?
4. Сколько детей в вашем классе (группе)?
5. Есть ли среди ваших воспитанников “трудные” дети? Если да, то сколько?
6. Каковы ваши взаимоотношения с руководством?
а) чувствую поддержку, одобрение;
б) нейтральные, нет похвалы, но нет и нареканий;
в) ощущаю давление и непонимание.
7. Получаете ли вы дополнительное вознаграждение за добросовестно
выполненную работу? а) часто; б) иногда; в) никогда.
8. Каковы ваши взаимоотношения с родителями учеников?
а) часто слышу слова благодарности; б) нейтральные, ровные; в) бывают конфликты, жалобы руководству.
9. Как бы вы определили уровень вашей заработной платы?
а) высокий; б) средний; в) низкий.
10. Есть ли у вас удовлетворение от выбранной вами профессии?
11. Чувствуете ли вы, что ваша профессия важна и значима в обществе?
12. Бываете ли вы на курсах повышения квалификации? Если да, то как часто?
13. Приходится ли вам выполнять работу не соответствующую вашей
квалификации? а) никогда; б) иногда; в) часто.
14. Бывает ли, что ваша работа вызывает у вас эмоциональное напряжение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...
Консультации для педагогов "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"
Синдром эмоционального выгорания у педагогов...
Консультация для педагогов: "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов» Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно...
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению...
Консультация для педагогов Синдром эмоционального выгорания у педагогов
Консультация для педагогов Синдром эмоционального выгорания у педагогов...
Консультация для педагогов " «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно чувствуешь себя очень уставшим, появляется крайне странное ощущение, будто внутри что-то сломалось: все безразлично, все нипочем? Работа, которая так нравила...