Психологический тренинг: «Развитие творческого воображения воспитателей»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_trening_razvitie_tvorcheskogo_voobrazheniya_vospitateley.docx | 27.75 КБ |
pamyatka.docx | 57.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг: «Развитие творческого воображения воспитателей»
Цель:
- определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества;
- развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия;
- содействие развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.
- создание в группе атмосферы психологического комфорта.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА
Психолог. Я приветствую вас уважаемые коллеги на психологическом тренинге, тема которого «Развитие творческого воображения воспитателей»
Приветствие бумажными ладошками.
Вам было дано домашнее задание, нарисовать и вырезать свою ладошку. Сейчас предлагаю вам используя ладошку неординарно поздороваться с членами группы.
"Аллитерация имени" (упражнение)
Участники садятся в круг так, чтобы хорошо видеть друг друга. Условия игры: каждый участник придумывает себе прилагательное-положительное качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Ведущий начинает: "Меня зовут интересная Ирина". Второй участник продолжает: "Я представляю вам интересную Ирину, меня зовут ласковая Лена." Так продолжается до последнего участника, который называет всех.
Принятие правил работы на занятии.
После знакомства ведущий рассказывает о задачах тренинга, знакомит с правилами работы в группе: умение слушать друг друга - говорите по существу- проявляйте уважение - каждый говорит за себя, от своего имени.
"Космическая скорость" (упражнение)
Инструкция: "Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды один раз." ( Усложнение: сделать то же самое на время.)
После завершения упражнения все садятся в круг и выражают своё состояние на момент начала работы и её окончания.
Психолог. Профессия воспитателя относится к творческим видам деятельности, поскольку профессиональная деятельность любого педагога направлена на воспитание уникальной, неповторимой личности. Воспитатель всегда должен помнить, что не бывает двух одинаковых детей, что каждый ребенок – это личность, к которому нужно найти свой уникальный творческий подход. Недаром Ш. А. Амонашвили подчеркивает: «Дети страдают от недостатка учительского творчества». «Разноцветный окрас» жизнь ребенка приобретает под влиянием образца взрослого, поэтому очень важно развивать творческие способности в личности воспитателя, дабы воспитать интересную и разностороннюю личность в ребенке.
Упражнение - ассоциация «Творчество – это...
Психолог. С чем у вас ассоциируется творчество. Назовите первое, что приходит вам на ум, когда вы слышите слово творчество.
Упражнение «Мое видение творческого воспитателя»
Психолог. Упражнение называется «Мое видение творческого воспитателя». Вы должны в течение 5 минут для каждой буквы в слове «творчество» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческого воспитателя дошкольного учреждения.
Для эффективной работы предлагаю поделиться на группы. (После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает версию расшифровки слова «творчество».)
Цель: определить качества, характеризующие креативного воспитателя современного дошкольного учреждения.
Т - толерантный, терпеливый…
В -волевой, веселый…
О - оригинальный, оптимистичный, организованный, органический...
Р - решительный, раскованный, реактивный, романтический, разный...
Ч - чуткий, честный, человечный…
Е - естественный…
С - самостоятельный, сознательный, смелый...
Т - тактичный, трудолюбивый...
В - великодушный, выдержанный…
О - общительный, обаятельный…
"Символьный тест"
Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего. А сейчас фигуру, которая вам нравится больше всего из оставшихся" (всё участник должен делать быстро, не задумываясь).
Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.
Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.
Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.
Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.
Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.
"Рассказ из слов" (упражнение)
Психолог. Все по очереди произносят по одному слову и нужно, чтобы слова образовывали предложения так, чтобы мы могли составить небольшой рассказ. При этом слова мы говорим без обдумывания. Каждый человек добавляет только одно слово, подходящее по смыслу (Задача ведущего состоит в том, чтобы заставить фантазию участников работать).
Упражнение «Креативный круг»
Цель: развитие оригинальности, гибкости и скорости мышления.
Психолог. Вы, наверное, уже засиделись, предлагаю вам встать в кружок. Я буду вам бросать мяч и называть предмет, вы должны назвать непривычное использования этого предмета. Например: ручка (делать дырки вместо дырокола, чесать затылок, ручка как указка)
Психолог. Что нам мешает и что помогает быть творческими людьми?
Давайте создадим с вами формулу, при которой человек может творить.
Одной команде задание - «написать, что способствует развитию творчества», другой - «написать, что мешает развитию» творчества.
Вы все правильно сказали. Психологи выделяют следующие показатели, которые способствуют развитию творчества.
Наличие эмоциональной, доброжелательной атмосферы в процессе выполнения любых творческих задач.
Наличие осознанного побуждения к творчеству (желание творить).
Создание творческой атмосферы, здорового морально-психологического климата в коллективе;
Закрепление в коллективе демократического стиля общения, свободы критики, творческих дискуссий;
Обеспечение свободного времени с целью создания условий для самореализации личности воспитателя на досуге, повышение его общей культуры;
Своевременная положительная оценка деятельности воспитателя для развития у него чувства удовлетворения работой.
"Источник" (релаксация)
Психолог. Сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Закройте глаза и установите связь со своим источником творчества. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моём голосе. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Дыхание спокойное и ровное, спокойное и ровное.
Большинство людей видят довольно постоянное место или образ, откуда приходят творческие импульсы. Например, это может быть большой яркий шар, или энергия вверху, на небе, или бурлящий океан... Войдите в контакт с ним, что бы это ни было. Пообщайтесь с ним, проясните любые огорчения, связанные с ним. Выясните, что нужно или желательно. Установите систему, с помощью которой можно будет при необходимости использовать этот источник...
Вы чувствуете, как тело становится лёгким-лёгким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на счёт "три" откройте глаза. Вы полны сил и энергии.
Психолог. Вот и подошел к концу наш тренинг.
Я предлагаю вам продолжить предложение:
— Мне было легко...
— Мне было трудно...
Какие ощущения?
Что мешало?
Чего боялись?
Упражнение «Пожелания»
Передайте свою ладошку соседу (по очереди все напишут друг другу пожелания и передадут ладошки по кругу).
Помните, что вас любят и ценят. Когда будет плохое настроение прочитайте пожелания ваших друзей и не забывайте творить, чтобы ваша жизнь была интересной и неординарной. Успехов вам и вдохновения.
А сейчас помашите своей ладошкой. До свидания!
Составила педагог-психолог
Пестова Алёна Викторовна
Предварительный просмотр:
Личностные качества
- способность к нестандартному решению;
- поисково-проблемный стиль мышления;
-умение создавать проблемные, нестандартные учебные и воспитательные ситуации;
- оригинальность во всех сферах своей деятельности;
- творческая фантазия, развитое воображение;
- специфические личностные качества (смелость, готовность к риску,
- изобретательность, целеустремленность, оптимизм, энтузиазм, упорство, уверенность, сообразительность, интуитивное чувство нового и оригинального и др).
Черты творческой личности:
- творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, которыми, не осмеливаются идти другие люди из-за страха выглядеть смешно и нелепо;
- хотя творческий человек откровенно пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы;
- творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с её собственными;
- творческий ребёнок - не догматик, его представления о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными;
- он любознателен, постоянно стремится объединить данные из различных областей;
- любит играть, у него появляется множество причудливых идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;
- любит мечтать, может удивлять других тем, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Условия, мешающие проявлению творчества:
Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.
Специалисты считают, что к внутренним барьерам можно отнести:
— несобранность, лень;
— незаинтересованность в работе;
— болезни;
— нестабильное психическое состояние;
— вредные привычки;
— работа без режима;
— неумение организовать свое время;
— негативные качества характера и мышления.
Исследователи называют также внешние барьеры:
- неудобную среду (например, помещение);
- посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);
- плохой психологический климат в коллективе;
- неадекватная (заниженная) оценка деятельности;
- стереотипы мышления;
- страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
- слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;
- одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;
- страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.
Формула, при которой человек может творить
Педагог-психолог:
Алёна Викторовна Пестова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.
Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...
ПЛАН Семинара-практикума для воспитателей по теме: «Развитие творческого воображения и фантазии»
Семинар расчитан на 4,5 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. Практическая часть дает возможность познакомиться с приемами развития фантазии и воображения....
Консультация для воспитателей "Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности"
Развитие воображения является одной из главных направлений умственного развития....
Консультация для воспитателей «Психологические аспекты формирования творческого воображения в изобразительной деятельности».
Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его ещё незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, кото...
Игра – тренинг «Развитие творческих способностей воспитателей»
Творчество является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педаг...
Психологический тренинг "Развитие творческих способностей педагогов"
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческих способностей, формирование целей на будущий год.Задачи:создать благоприятные условия для продуктивной работы в коллек...
Психологические особенности развития творческого воображения у детей 5-6 лет
Выделение коммуникативного, ситуативного, бытового, игрового творчества утверждает, что творчество присутствует в жизни каждого человека с детских лет его жизни. Для воспитателя системы дошкольного во...