Психологическое здоровье педагога как фактор его профессиональной эффективности.
статья по информатике на тему

Банман Жанна Михайловна

Психологическое здоровье воспитателя – это такое состояние благополучия педагога, при котором  он способен реализовывать все свои творческие способности, в стрессовой ситуации способен справиться с проблемой с наименьшими затратами, готов  продуктивно работать , внося вклад в свое сообщество. Возможные направления психологической поддержки личности воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье педагога как фактор его профессиональной эффективности.

В последнее время в обществе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления здоровья. Причиной этому являются низкие показатели здоровья населения нашей страны. Поэтому политика государства все чаще нацелена на укрепление и сохранение здоровья людей. Не секрет, что для представителей различных профессий фактор здоровья является приоритетным. Не являются исключением и работники сферы дошкольного образования, а именно педагоги.

Что же такое здоровье? Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его полное психическое и физическое благополучие. При этом, если  физическое здоровье – это физическое благополучие, спокойное и счастливое, то психологическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.  А значит психологическое здоровье воспитателя – это такое состояние благополучия педагога, при котором  он способен реализовывать все свои творческие способности, в стрессовой ситуации способен справиться с проблемой с наименьшими затратами, готов  продуктивно работать , внося вклад в свое сообщество.

К сожалению, педагоги дошкольных образовательных организаций не могут не испытывать интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок, что приводит к переутомлениям, стрессам и как следствие к появлению синдрома эмоционального выгорания. А значит, мы можем говорить о том, что  педагоги находятся в группе риска в отношении психического нездоровья. Особенно опасным является то, что нарушения психического здоровья педагогов отражаются  на здоровье  детей и их родителей.

Какие же факторы влияют на развитие у воспитателя психологического нездоровья?

- ежедневное эмоциональное перенапряжение, неспособность справиться со своими эмоциями;

- несоответствие между интеллектуально-энергитическими затратами  и морально-материальным вознаграждением;

- высокая степень ответственности за жизнь и здоровье ребенка;

- самоотверженная помощь воспитанникам и их родителям;

- работа с детьми разных групп здоровья;

-переполненность групп;

- конфликтные ситуации с родителями.

- невозможность совместить работу и домашние заботы.

Все это влияет на эмоциональный фон педагога,  снижает устойчивость к стрессу и, как следствие приводит к психологическому нездоровью.

Поэтому психологическая поддержка личности воспитателя является одной из наиболее актуальных и перспективных направлений деятельности педагога-психолога.  Она может осуществляться в форме: мастер-классов, дискуссий, педагогических мастерских, тренингов,  квестигр.

Примерное планирование  мероприятий «Я,ты,мы»

Периодичность: 1 раз  месяц

Продолжительность: 30 минут

Месяц

Название мероприятия

Цели

Сентябрь

«Давайте поиграем»

-Развитие чувства принадлежности к группе, позитивный настрой группы на совместную работу, позитивного восприятия участниками.

- Снятие эмоционального напряжения.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения.

Октябрь

«Сеанс психофизической настройки»

Развитие чувства принадлежности к группе, позитивный настрой группы на совместную работу, позитивного восприятия участниками.

- Снятие эмоционального напряжения.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других.

Ноябрь

«Высокая энергия»

- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

-Снятие эмоционального напряжения.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения видеть и подчеркивать положительные качества других людей.

Декабрь

«Избавление от тревог»

-Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

-Снятие эмоционального напряжения.

- Осознание своих эмоциональных переживаний.

Январь

«Гора с плеч»

-Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

- Снятие психического напряжения.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения видеть и подчеркивать положительные качества других людей.

Февраль

«Приятные минутки»

-Снятие эмоционального напряжения.

-Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе окружающих.

- Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Март

«Ласточка»

-Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

- Снятие психического напряжения.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения видеть и подчеркивать положительные качества других людей.

Апрель

«Напарники»

-Снятие эмоционального напряжения.

-Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе окружающих.

- Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Май

«До новых встреч»

-Снятие эмоционального напряжения.

- Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе окружающих.

-Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

 

Такие мероприятия снимают эмоциональное напряжение у педагогов,  развивают чувство принадлежности к группе, позитивный настрой группы на совместную работу, снимают психическое напряжение. К тому же  у педагогов формируются навыки позитивного межличностного общения, развивается умение согласовывать собственное поведение с поведением других, умение видеть и подчеркивать положительные качества других людей, также педагоги осваивают умения. Воспитатели осваивают позитивные формулы поведения и отношения к себе окружающих. Это помогает воспитателям сохранять, восстанавливать или укреплять свое психологическое здоровье.  А значит, они будут активно реализовывать все свои замысли и идеи,  продуктивно работать, внося вклад в свое сообщество,  смогут в стрессовой ситуации справиться с любой проблемой с наименьшими затратами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Психологическая поддержка педагога как фактор психологической комфортности образовательного процесса»

В данной методической разработке описаны этапы создания тренинговой группы по профилатике эмоционального выгорания педагогов, тематическое планирование встреч, примеры упражнений...

Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...

«Проблема психологического здоровья педагога как одного из важнейших факторов успешности воспитательно-образовательного процесса в ДОО»

Представлен план-конспект консультации для педагогов с элементами техники правополушарного рисования...

Консультация для педагогов в рамках педагогического совета «Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности»

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающ...

Консультация для педагогов «Психологическое здоровье педагога залог успешного профессионального роста»

Консультация для педагогов«Психологическое здоровье педагога залог успешного профессионального роста»...