Консультация "Психологическое здоровье педагога как залог профессиональной успешности"
консультация

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом. Конспект направлен на  поддержание благоприятного климата в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_psiholog_zdorove.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин

Консультация для педагогов 

«Психологическое здоровье педагога

как залог профессиональной успешности»

Разработал:

Педагог-психолог

Данилова С. А.

Ядрин, 2016

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Если руководитель образовательного учреждения будет искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья педагогов в течение рабочего дня, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Что включает в себя понятие психологическое здоровье?

Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования.

В качестве позитивного примера – влияния психического фактора на полноценное функционирование человека – можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека.

Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов.

На этапе адаптации к своей профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера. Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих, различных групп образовательных услуг.

Эмоциональные ресурсы человека, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. «Синдром эмоционального выгорания» - один из механизмов защиты, который проявляется приобретенным стереотипом поведения, чаще всего в профессиональном поведении. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, учитель зачастую не использует психологические знания на практике, поэтому в стрессовых ситуациях учитель становится и палачом и жертвой одновременно. Страдают дети, попадая в неблагоприятную нервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за все психосоматическими и нервно-психическими заболеваниями.

Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком. Психологическая некомпетентность учителя может привести к тому, что будет нарушено психическое здоровье ребенка и сведены на нет его естественные познавательные потребности.

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».

Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

  • чтобы не болеть;
  • чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.

Выделяют здоровьеразрушающие эмоции:

гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…

Есть эмоции здоровьесоздающие:

интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение… 

Уважаемые коллеги!!! Предлагаю для вас следующие рекомендации для сохранения своего здоровья:

– Начинайте каждый день с чувством радости.

– Поддерживайте это состояние в течение дня.

– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

– Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.

– Питайтесь регулярно и разнообразно.

– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

– Не переедайте на ночь.

– Спите не менее 8-ми часов в сутки.

– Занимайтесь физическими упражнениями.

– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

– Любите свою душу и тело.

– Старайтесь окружить их комфортом.

         В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога образовательного учреждения стала особенно острой. Основная причина этому - повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения работника сферы образования, что приводит к возникновению невротических расстройств. Перегрузки в педагогической деятельности - привычное дело. После напряженного рабочего дня надо полноценно восстановить свои силы. Согласитесь, что иной раз к концу дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся вместе, раз мы уже так устаем сейчас, то что будет с нами через год-два? Надо что-то делать уже сегодня!

Заповеди психологического здоровья:

  • Не надо «переделывать» окружающих на свой лад
  • Не оставайтесь один на один с неприятностями
  • Самосовершенствуйтесь, вырабатывайте чувство собственного достоинства
  • Будьте реалистом, не ожидайте «манны с небес»
  • Умейте смотреть на себя со стороны
  • Не удерживайте в сознании тревожные мысли

Если человек воспринимает своё здоровье как «долг» перед кем-то, если смысл своего здоровья он видит в возможности осуществить какое-то важное дело, он сможет стать значительно здоровее, чем тот, для кого здоровье – его «личное дело». Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остаётся особенным, в чём-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово «долг» является ключевым.

Вопросов к себе может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.Для того чтобы быть более уверенным в своих действиях, необходимо реально оценивать свои возможности, свои умения, давать себе правильную оценку. А еще нам нужно знать, как нас оценивают окружающие.

Упражнение «Ладонь»: обведите свою ладонь, в центре напишите имя, а на каждом пальчике ваши друзья или коллеги напишут какое-либо ваше положительное качество. Когда Вам станет грустно, посмотрите на эту ладонь и скажите «Ах, какая я хорошая! »

В человеке очень важны его чувства, и на протяжении всей жизни не растерять их. Предлагаю Вам послушать сказку «Про чувства»

Сказка «Про чувства».

Жили-были на свете разные чувства: Жалость, Внимание, Доверие, Долг, Забота, Страх, Злость, Радость. Поспорили они однажды о том, кто из них нужнее людям. Особенно горячились те чувства, которые люди считают хорошими, добрыми: Внимание (мама часто говорит: надо быть внимательным к другим людям, Забота (надо заботиться о людях)
 Доверие, Радость:  - Мы всем нужны, - говорят, - с нами хорошо.
          - Вот я! – говорит Внимание. – Я помогаю людям внимать, то есть интересоваться друг другом, помогать друг другу. Я очень полезное чувство.

         - А я? – говорит Забота. – Я прямо за ботинки хватаюсь, чтобы с человеком ничего не случилось, вот как забочусь.

         - А я-то, а я-то! – говорит Доверие. – Я помогаю людям верить, а это самое главное.
         - А уж про меня и говорить нечего, - отозвалась Радость. – Я же рай даю на земле. Так что все мы нужны, а от Жалости, Долга, Страха никакой пользы, только вред! Вот ты, Жалость, ты жалишь и жалишь, как пчела. А ты, Долг, только и твердишь: «Должен, должен». Тяжело ведь. А от тебя, Страх, одни неприятности. Всё «боюсь, да боюсь». А про тебя, Злость, и говорить нечего. Ты вся аж дрожишь, когда что-то не так. Не нужны вы никому – ни взрослым, ни детям. Уходите!

       - О, беда! – сказали отрицательные чувства, обиделись и ушли. Остались положительные чувства одни. Поначалу им хорошо было, никто не мешает. Внимание всё внемлет кому-нибудь, всё растворилось в нём, его самого уже и не видно. Исчезло уже совсем:   - Эх, была бы Жалость со мной, хоть бы ужалила, я бы огляделось и само собой осталось.  Забота всё заботится, за ботинки держит, не отпускает. Устала, надоело всё. Чувствует, сил уже у неё нет заботиться. Взяла да отпустила того, кого держала за ботинки, и тот свалился в пропасть. Тут она совсем расстроилась.

      - Эх, - говорит, - был бы сейчас со мной Долг. Я тогда могла бы долго заботиться.
         Тут Доверие и говорит:  - А я всему верю, всему доверяю. Пойду купаться. Я верю, что здесь неглубоко, ничего не случится. И прыг в воду. А там глубоко… Воды нахлебалось – не продохнуть. Доверие чуть не утонуло, еле выскочило.

        - Эх, был бы сейчас Страх со мной, посторожил бы, предостерёг, я бы сломя голову не полезло в воду.

          - А у меня всё хорошо, - говорит Радость. – Я всему радуюсь, всем рай даю. Ветер подул – она стоит и радуется. Потом дождь пошёл – она всё радуется. Затем град посыпал, пурга началась. Радость простыла, кашляет, чихает. температура поднялась.  - Эх, - говорит, - была бы со мной Злость, хотя бы задрожала, предупредила, что не так. Я бы тогда от ветра-дождя укрылась и была бы здорова.

        - Да, ребята, что-то у нас без наших друзей-приятелей – отрицательных чувств ничего не выходит. Давайте-ка их обратно позовём.

          И пошли они к отрицательным чувствам. Те сидят дома, горюют.
  - Никому мы не нужны, и зачем нас только природа создала. Всем без нас хорошо, да ещё говорят, что мы плохие.

        Тут дверь открывается, заходят положительные чувства и говорят: 
- Возвращайтесь к нам, давайте вместе жить, людям служить, а то дело без вас не идёт, плохо без вас всем.

     Согласились отрицательные чувства, и стали все чувства жить вместе. Жалость и Внимание под руку ходят. Следят, чтобы всё в меру было – не много и не мало. Долг с заботой подружился, Забота помогает Долгу заботиться. Страх Доверие предупреждает об опасности. А Злость разочек вздрогнет, чтобы Радость знала, если что не так, и о себе позаботилась.

Так и живут по сей день они вместе, потому что людям нужны и положительные, и отрицательные чувства, без них никак нельзя. И называются они не плохие и хорошие, а положительные и отрицательные.

В заключение своего выступления хочется прочитать Вам притчу:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? » А сам думает: «скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Поэтому, уважаемые коллеги: ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ

Желаем быть всегда мудрыми и здоровыми!

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. «Как сохранить здоровье педагога».
  2. Стрельникова А. Н. «Техники оздоровительного дыхания» М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Повышение профессионального уровня педагога как залог успешной деятельности ДОУ»

Презентация подготовлена для круглого стола руководителей ДОУ кольчугинского района Владимирской области, апрель, 2011 год....

Рекомендации для педагогов «Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога – это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

«Самообразование и самосовершенствование – ведущие факторы повышения профессиональной компетентности педагога и залог успешного развития воспитанников».

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ...

Консультация для педагогов «Психологическое здоровье педагога залог успешного профессионального роста»

Консультация для педагогов«Психологическое здоровье педагога залог успешного профессионального роста»...