План кружка "Цветной калейдоскоп"
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
План кружка "Цветной калейдоскоп" на 2018-2019 учебный год во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад. № 53 «Лесная сказка» г.Новосибирск
Перспективное планирование
дополнительного образования во второй младшей группе
на 2018-2019 учебный год
воспитателя Бухтияровой О.М.
на тему «Цветной калейдоскоп»
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности
Цель: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины, тактильных ощущений, слуха, запаха и вкуса.
Задачи воспитания и развития детей
1. обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств.
- способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
- формирование представлений формы, размера, объема, величины;
- развитие речи и других коммуникативных навыков;
- поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по чувственно воспринимаемым признакам.
Для детей 3-4 лет отличает от малышей то, что они уже достаточно овладели речью, для того чтобы выражать свои мысли, желания и намерения словами, а не жестами. Ребята хорошо владеют существительными и глаголами, и на этом возрастном этапе основной задачей является усвоение прилагательных. Чтобы правильно употреблять прилагательные, нужно научиться выделять отдельные признаки предметов, в том числе такие, как цвет, размер, форма. В процессе игр ребенок учится различным приемом зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Вследствие чего возникают сенсорные эталоны, т.е общепринятые представления о внешних качествах предметов.
Еще одним немаловажным предметом в развитии детей данного возраста является то, что уже к трем годам ребята обладают достаточно большим запасом слуховых впечатлений, однако еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться сравнивать, оценивать звуки по силе, высоте, тембру. Способность управлять своим слухом нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. И, бесспорно, лучше всего это делать в игре.
Сенсорное развитие является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и др.), а также для полноценного и осознанного восприятия окружающей действительности.
Месяц | Неделя | Программное содержание | Цель | Дидактические игры |
СЕНТЯБРЬ | Знакомство, диагностика | |||
1.Знакомство | Адаптация к пространству (помещения группы: спальня, игровая, туалетная комнаты, участок), предметному оснащению группы и новому социальному окружению | Знакомство с оборудованием группы, их назначением и способами его использования. | ||
2. Диагностика | Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на начало учебного года | Проведение наблюдения, выявление уровня сенсорного развития детей в ходе применения дидактических игр | ||
3. Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития | Уголки: наполнение и обновление | Игры в уголках | ||
ОКТЯБРЬ | Развитие сенсорных эталонов цвета | |||
I | Развитие цвета, пространственной среды (группа, участок) | Адаптация к пространству | «Цветные крышечки» Цель: учить различать и называть цвета, сортировать по цвету | |
II | Развитие формы цвета, поверхности (овощи и фрукты) | Учить узнавать и называть фрукты и овощи. Формировать представления о форме, цвете, поверхности, запахе фруктов, овощей. | «Собери все овощи (Фрукты)» Цель: правильно передавать внешний вид овощей и фруктов, развивать зрительное восприятие. | |
III | Развитие памяти и внимания | Развивать память, мышление, внимание | «Лото» (узнавание цвета) Цель: Продолжать выбирать цвет по образцу. Учить воспринимать и определять резко различные и близкие цвета и оттенки. | |
IV | Закрепление. Сортировка по цвету | Цель: закрепление пройденного материала | Аппликация: корзина овощей (фруктов) Цель: Учить составлять группы отдельных предметов, обращать внимание детей на цвет предметов, закреплять умение подбирать предметы одинакового цвета | |
НОЯБРЬ | Развитие сенсорных эталонов восприятия формы, величины | |||
I | Развитие эталонов формы | Познакомить с геометрическими фигурами | « Что катится, что не катится?» Цель: Сделать форму предмета значимой для ребёнка. Учить опираться на неё в деятельности. | |
II | Сравнение формы | Учить сравнивать, выделять отдельные признаки | «Сделай картинку» Цель: Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки. Составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные, с помощью проб и промеривания | |
III | Развитие эталонов величины | Познакомить с эталонами величины | Короткая и длинная дорожки. (конструирование) Цель: Учить детей аккуратно соединять кирпичики, выстраивая их в линию. Закреплять умение различать пространственные признаки (короткая, длинная) и правильно обозначать их словом. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности. | |
IV | Сравнение, выделение по признакам величины | Учить сравнивать, выделять отдельные признаки | Круг, Квадрат, Треугольник, Прямоугольник, Ромб (блоки Дьенеша) Цель: Развивать у детей: восприятие формы; умение анализировать расположение предметов в пространстве, научить различать формы | |
ДЕКАБРЬ | Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы и величины | |||
I | Продолжать развивать сенсорные эталоны цвета по двум, трем признакам | Учить называть знакомые цвета, узнавать и называть фрукты и овощи. Формировать представления о форме, цвете, поверхности, | «Надень кукле Маше сапожки» «Стиральные машинки» Цель: учить подбирать парные предметы по цвету; формирование сенсорных эталонов; развивать логическое мышление. | |
II | Продолжать развивать память и внимание по двум, трем признакам | Развивать память, мышление, внимание | «Наряди солнышко» «Наряди зайчика» Цель: учить подбирать парные предметы по цвету; формирование сенсорных эталонов; развивать логическое мышление. | |
III | Продолжать знакомить детей с эталонов формы по двум, трем признакам | Закреплять знания детей о геометрических формах | «Наряди матрешку» «Спрячь мышку в домик» Цель: закреплять и систематизировать знания детей о цвете и геометрических фигурах; учить соотносить фигуры по определённым признакам (размер, цвет, форма) | |
IV | Продолжать знакомить детей с эталонами величины по двум, трем признакам | Познакомить с эталонами величины | «Новоселье у куклы Ани». Аппликация «Домик для медведя и зайчика» Цель: учить детей определять величину предмета.
| |
ЯНВАРЬ | Закрепление. Развитие тактильных ощущений | |||
I | Сравнение предметов. Развитие пространственной ориентировки | Продолжать учить детей правилам общения и совместной игры, вежливые обращения к другим детям, умения делиться игрушкой, играть дружно, договариваться о совместной деятельности. | Большие и маленькие мячи. Ориентировка в пространстве Цель: Выбирать большие и маленькие предметы разной формы. Аккуратно наклеивать изображения. Упражнять в сравнении двух групп предметов, разложенных в ряд; пользоваться словами: столько.. сколько, поровну. Развивать способности к пространственной ориентировке. | |
II | Учить классифицировать одежду по назначению, по сезонам | Развивать умение классифицировать одежду по назначению, по сезонам | «Подбери одежду для куклы». Цель: соотносить предметы по величине. Оденем кукол на прогулку (аппликация) Геометрические фигуры Цель: продолжать воспитывать интерес у детей к аппликации, вызывать желание помочь игрушечным персонажам. Продолжать знакомить с правилами наклеивания. Учить выкладывать на бумаге готовые фигуры и наклеивать их. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, их цветом, методами обследования. | |
III | Развитие игрового опыта | Продолжать учить сравнивать предметы и группировать | «Чем похоже, чем отличается» Цель: Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине. «Кто скорее соберет игрушки» Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. | |
Развитие тактильных ощущений | ||||
IV | Познакомить со свойствами воды | Цель: Свойства воды (таяние льда, текучесть, брызги, переливание из емкости в емкость); игры-забавы с водой; наблюдение ручейка, окрашивание воды; опыты с водой и другими материалами и веществами (пускание корабликов, растворение, опыт «Тонет — не тонет»). Игра Горячо — холодно Цели. Развивать осязание. | «Переливание воды» Цель: Развивать осязание: знакомить со свойствами жидкости. «Моем посуду» | |
ФЕВРАЛЬ | I | Познакомить со свойствами бумаги, дерева, камней | Расширение знаний и представлений о бумаге, дереве и камнях | «Разбери по группам» Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности |
II | Познакомить со свойствами воздуха | Формировать представление о воздухе и его свойствах | «Воздушный шарик» Цель: знакомить с качественными характеристиками воздуха (невидимый, прозрачный, движется); расширить представление о значимости воздуха в жизни людей, животных, растений | |
III | Закреплять знаний детей о свойствах воды и воздуха | Продолжать формировать представление о свойствах воды и воздуха | «Стирка белья» «Мыльные пузыри» Цель: знакомить с качественными характеристиками воздуха | |
IV | Закреплять знаний детей о свойствах бумаги, дерева, камней | Продолжать формировать представление о свойствах бумаги, дерева, камней | «Волшебный сундучок» Цель: Развивать у детей тактильную чувствительность; познавательную и творческую активность; эмоциональную сферу детей, уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду) ;развивать мелкую моторику рук «Деревянные предметы» Цель: Учить определять свойства дерева на основе простейших опытов. Учить находить в окружающей обстановке деревянные предметы. «Загадочные камни» Цель: Закрепление умения определять качества и свойства предметов путём исследования | |
Аппликация «Подарок любимому папе» Цель: Продолжать знакомить детей с разными «мужскими» профессиями (пилот, летчик, водитель и т.д.). Развивать умение подбирать необходимые атрибуты для каждой профессии. Учить составлять изображение из деталей Вручение подарков папам. Оформление фотовыставки «Наши папы» | ||||
Игры с водой и песком (внесение атрибутов и игрушек, сделанных совместно с педагогом или родителями) Цель: Закрепление умения лепить простейшие формы, узнавая знакомые изображения | ||||
МАРТ | Развитие слухового восприятия | |||
I | Определять на слух звучание музыкальных предметов | Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть | «Догадайся, что звучит» Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать | |
II | Определять пары шумов | Учить составлять пары шумов (коробочки) | «Шумящие коробочки» Цель: Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов | |
III | Игры для развития ритмического слуха | Развивать ритмический слух | «Поезд» Цель: дать представление о перемене темпа – ускорении, замедлении (Дети сидят на стульчиках. Поезд набирает ход – медленно стучат кубиками, ускоряется темп – быстро стучат). | |
IV | Игры для развития динамического слуха | Развивать динамический слух | «Платочки» Цель: развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков. (Дети стоят в кругу, под громкую музыку машут платочками впереди себя, а на тихую – прячут за спиной). | |
«Конфетки для мамочки» Цель: Продолжать вызывать интерес к работе с гуашью, побуждать изображать хорошо знакомые кондитерские изделия доступными средствами выразительности; упражнять в изображении округлых форм. Воспитывать уважение и любовь к своим близким. Учить детей вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ о маме (где работает, домашние дела и обязанности мамы, как ласково зовут маму и т.д.). Выставка детских рисунков «Наши любимые мамочки и бабушки». | ||||
Игра «Постучим, погремим»! Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы. | ||||
Развитие эталонов обоняния | ||||
АПРЕЛЬ | I | Упражнять в развитии эталонов обоняния | Развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты | «Фрукт или овощ?» Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты. «Коробочки с запахами». Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния. |
II | Упражнять в развитии эталонов вкуса | Упражнять в развитии эталонов вкуса | «Кисло, сладко…» «Узнай на вкус» Цель: Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус. | |
III | «Травка зеленеет, солнышко блестит» | Рассказать об изменениях в природе, распускание почек и листвы, цвет листвы, деревья и польза некоторых растений, изменения в живой природе (поведение птиц — пение, полет, гнездование) | Д/игра: «Большие и маленькие» Цель: Учить выбирать большие и маленькие предметы разной формы. Закреплять представления о предметах разной формы, их различии по величине. Игры с сенсорным фондом (группировка по цвету, форме и т. п.) | |
IV | «Здравствуй, лето»! | Признаки наступления лета, изменения в природе, | Рассматривание обитателей луга (бабочек, стрекоз, других насекомых), образы природы | |
Лепка «Разноцветных шаров» Цель: Учить различать желтый, красный, синий цвета; закреплять приемы раскатывания пластилина между ладонями; прививать интерес к изобразительной деятельности. Выставка детских работ, посвященная Дню Победы. | ||||
ДИАГНОСТИКА | ||||
МАЙ | I | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики. |
II | ||||
III | ||||
IV |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка «Веселый калейдоскоп» в первой младшей группе
Цель: способствовать развитию восприятию и сформировать представления детей о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Годовые задачи:·...

календарно - тематический план "новогодний калейдоскоп"
3 неделя декабря тема:новогодний калейдоскоп" средняя группа...

календарно - тематический план "новогодний калейдоскоп"
"новый год у ворот" 5 неделя декабря средняя группа...

План проведения «Калейдоскоп зимних игр и забав»
Цель плана создание условий для физического развития, повышения двигательной активности , расширения кругозора детей и укрепление здоровья детей...