Программа самообразования на 2018 -2019 учебный год
методическая разработка (средняя группа) на тему
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_po_samoobrazovaniyu_na_2018-2019_god.docx | 323.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»
Ардатовский муниципальный район Нижегородской области
| СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель д/с ______________________ Л.Н. Носкова |
Программа самообразования
на 2018-2019 учебный год
воспитателя
Яшновой Ларисы Юрьевны
ТЕМА:
Использование рефлексивных техник на занятиях по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
Ардатов, 2018 г.
НАПРАВЛЕНИЕ: речевое развитие
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2018 г.
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2019 г.
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная
ГРУППА: старшая
ЦЕЛЬ: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.
ЗАДАЧИ:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей;
- повысить профессиональный уровень в области методики использования рефлексивных техник на занятиях по ознакомлению дошкольников с художественной литературой;
- исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- развивать способности к самоанализу собственной педагогической деятельности;
- внедрение новые форм организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
- содержание работы по ознакомлению с художественной литературой в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО;
- формы и методы работы использования рефлексивных техник на занятиях с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой;
- условия ознакомления детей с художественной литературой;
- принципы подбора произведений для круга детского чтения.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- активизация познавательного интереса к художественной литературе;
- изучить способы, методы и приемы рефлексивных техник по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой;
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используется рефлексия как важная составляющая современных образовательных технологий. Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не
понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
На каждом этапе какой любо деятельности происходит рефлексия: педагог и воспитанник обсуждают зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам.
Рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Она знакомит ребенка с миром чувств, предоставляет ему возможность отслеживать свое состояние в детском саду, в отношениях со сверстниками, в домашних условиях. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других.
При традиционной системе обучения, когда воспитатель излагает готовые знания, а воспитанники пассивно их усваивают вопрос о рефлексии обычно не стоит. Принцип сознательности и активность один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен в познавательной деятельности, если осознает цель обучения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Использовать и применять рефлексию в педагогической деятельности можно в следующих видах деятельности: чтение художественных произведений, разучивание стихотворений, праздники, конкурсы, викторины на основе изученных произведений, тематические недели. Таким образом, рефлексию возможно провести, как итог воспитательных и образовательных мероприятий.
В педагогической практике широкое отражение нашли вербальные рефлексивные техники, то есть техника общения «Из уст в уста, глаза в глаза». Положительный момент использования такого рода техник заключается в живом, непринуждённом общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений. Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения сверстников.
Здесь хотелось бы вам представить некоторые вербальные техники эмоционального состояния.
- «В круге».
Передавая из рук в руки по часовой стрелке игрушку, дети высказывают мнении о проведенном занятии, коллективно-творческом деле.
2. «По выбору».
Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное»), предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.
3. «Оценка».
Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.
4. «Если бы я был…»
Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»
- исправил…
- сделал…
- добавил
- похвалил
5. Свободный микрофон.
Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон.
К этому же виду техник можно отнести сочинение синквейна. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках.
Другой вид оценки эмоционального состояния - использование невербальных техник. Здесь каждый ребёнок не стесняясь мнения коллектива, и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Главное, что невербальные техники проводятся намного быстрее, красочнее, показательнее.
Чтобы проверить эмоциональное состояние детей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой можно использовать следующие техники.
1. Настроение в лучах солнца. На магнитную доску прикрепляется два смайлика – одно грустное, другое веселое. Детям предлагается прикрепить свой смайлик к выбранному изображению.
2. Техника «Дерево успеха». Задача каждого ребенка взять лист определенного цвета, расположить его на дереве.
3. Аналогично проводится «Лесенка успеха», где участники группы выбирают себе место на лестнице.
4. «Ваза настроения». Выбирается цветок и располагается в определенной вазе.
5. «Рефлексия «Солнышко».
В конце занятия можно использовать технику «Розу настроения». Внутри круга нарисована веселая картинка. Пространство вокруг делится на сектора, количество которых соответствует количеству детей в группе. Задача детей – по окончании дня закрасить свой сектор определенным цветом своего настроения. Чем ярче цвета лепестков, тем лучше эмоциональный настрой в группе.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
- красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
- красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
- синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
- зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
- жёлтый – приятное, спокойное настроение;
- фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
- серый – замкнутость, огорчение;
- чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
- коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексию в конце занятия можно проводить исходя из темы занятия. Это может быть корзинка с цветами, лукошко с грибами, паровозик, гусеница и т.д.
Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации. Начинать обучение рефлексии на занятиях по приобщению дошкольников к художественной литературе необходимо уже с предшкольного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
Кроме этого подводя логический итог по ознакомлению дошкольников с художественной литературой с использованием рефлексивных техник можно говорить о том, что оно становится более запоминающимся, важным, значимым событием, так как о нем проговорили и его проанализировали.
Таким образом, проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя» особенно актуальна в современном обществе.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки | Этап | Содержание работы | Практическая деятельность |
сентябрь- ноябрь | Организационно-теоретический |
| 1. Анализ изученной литературы 2.Консультация для родителей «Чтение литературы в семейном кругу» 3. Наглядная информация «Дорогие родители, задумайтесь о том, что дает ребенку чтение?». |
ноябрь-апрель | Накопительно -практический |
|
|
май | Заключительный |
|
|
Перспективный план работы по ознакомлению с художественной литературой
детей старшего дошкольного возраста
Вид деятельности | Тема и задачи | |||
Сентябрь | ||||
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя | |
Тема: «Откуда пришла книга» А.Барков, Р. Сурьянинов | Тема: «У слонёнка день рождения» Д.Самойлов | Тема: «Тайное становится явным» В. Драгунский | Тема: «Осень» Е. Трутнева стихотворение (заучивание наизусть) | |
Задачи: формировать представления детей о книге как источнике знаний; развивать слуховое внимание; воспитывать бережное отношение к книге. Использование рефлексивной техники «Что я хочу узнать» | Задачи: учить детей читать в лицах отрывок из стихотворения, развивать умение передавать жестами, мимикой своё отношение к героям, воспитывать интерес к поэтическому слову. Использование рефлексивной техники «Ваза настроения» | Задачи: учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием, развивать связную речь, воспитывать доброжелательные черты характера. Использование рефлексивной техники «Если бы я был…» | Задачи: учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы, подбирать эпитеты, метафоры для описания осенних пейзажей, развивать речь, воспитывать любовь к природе. Использование рефлексивной техники «В круге» | |
Словарная работа | Школа, школьники, ученики, первоклассники, букварь, книга | День рождения, гости, подарок | Поступок, тайна, обман, «тайное становится явным» | Осеннее убранство, сыплются, шелестят |
Материал и оборудование | Книги различной тематики, иллюстрация «Первое сентября» | Иллюстрация | Мешочек, шило или большая игла | Детские рисунки на осеннюю тему, иллюстрации |
Методическая литература | Н.С. Голицына, «Конспекты комплексно тематических занятий» (ДЛ №18, стр. 6) | Интернет ресурсы | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 159 | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 140 |
Вид деятельности | Тема и задачи | |||
Октябрь | ||||
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя | |
Тема: «Почему Земля живая» М.Ляшенко, А. Мусатов | Тема: «Стрекоза и муравей» И. А. Крылов (басня) | Тема: «Лесные домишки» В.Бианки (рассказ) | Тема: «Хлебный голос» С.Ремизов (мудрая сказка), либо К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» | |
Задачи: формировать представление о культуре природопользования, развивать интерес к прочтению рассказов, воспитывать любовь к природе. Использование рефлексивной техники «Дерево успеха» | Задачи: формировать представление о басни, её жанровых особенностях, подводить детей к аллегории басни, её идеи; развивать интерес к басни, воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Использование рефлексивной техники «Заверши фразу» | Задачи: познакомить с творчеством В.Бианки; учить понимать главную мысль рассказа; развивать знания о жанровых особенностях рассказа; воспитывать сочувствие к героям книги. Использование рефлексивной техники «Солнышко» | Задачи: закрепить знание структуры сказки, формировать оценочное отношение к героям; помочь разобраться, почему эту сказку называют «мудрой»; развивать связную речь; воспитывать эмоциональное отношение к героям сказки. Использование рефлексивной техники «Что я хочу узнать» | |
Словарная работа | Земля, планета, плод, плодородная, богатая | Человек, мастер, рукодельница, трудиться | Гнездо, домик | Бог, царь, дурёха, сноха, голос, Русь, Хлебный |
Материал и оборудование | Карта климатических зон России, иллюстрации фруктов | Портрет И. А. Крылов | Портрет В.Бианки | Портрет писателя, книга, иллюстрации про хлеб |
Методическая литература | Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» ДЛ №18 стр. 48 | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 148 | Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.336 | И.А. Осина; Е.В.Горюнова «Перспективное планирование « ДЛ №39 стр. 69, либо ПР №4 стр. 70 |
Вид деятельности | Тема и задачи | ||||
Ноябрь | |||||
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя | 5 – я неделя | |
Тема: «Хроменькая уточка» Л.Нечаев | Тема: «Уж небо осенью дышало» А. Пушкин (заучивание) | Тема: «Василиса прекрасная» ( русская народная сказка) | Тема: «Что за прелесть эти сказки» (сказки А.Пушкина) | Тема: «Айога» (нанайская сказка) | |
Задачи: познакомить с украинской народной сказкой; учить понимать главную мысль; развивать представления о художественных образах сказки; воспитывать бережное отношение к птицам. Использование рефлексивной техники «Солнышко» | Задачи: познакомить с творчеством А. Пушкина; учить читать наизусть стих-е; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать чувство радости от восприятия стихов. Использование рефлексивной техники «Оценка» | Задачи: учить осмысливать характеры персонажей сказки; формировать образность речи, понимание выражений; развивать творческие способности; воспитывать любовь к сказкам. Использование рефлексивной техники «По выбору» | Задачи: уточнить представления о сказках А.Пушкина; помочь почувствовать своеобразие их языка; воспитывать потребность рассматривать книгу. Использование рефлексивной техники «Свободный микрофон» | Задачи: учить осмысливать характер персонажей сказки; понимать образное содержание; развивать умение связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к маме. Использование рефлексивной техники «Комплимент» | |
Словарная работа | Двор, осень, стоял | Царевна, | Нанаец, стойбище, ровдуга, растопырила, бултыхнулась | ||
Материал и оборудование | Портрет писателя, иллюстрации перелётных птиц | Портрет А.Пушкина | Иллюстрации к сказке | Иллюстрации к сказкам, книги А.Пушкина | Иллюстрации жителей народа -нанайцы |
Методическая литература | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 147 | И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» ДЛ №39 стр. 68 | И.А.Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» ДЛ №39 стр. 72 | И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» Дл №39 стр. 69 | И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» Дл №39 стр. 68 |
Вид деятельности | Тема и задачи | |||
Декабрь | ||||
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя | |
Тема: «Мороз Иванович» В.Одоевский (сказка) | Тема: «Снегурочка» русская народная сказка | Тема: « Кошкин дом» С.Маршак (чтение по ролям) | Тема: «Старик – годовик» В.Даль | |
Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею; показывать связь идеи сказки со значением пословицы; развивать слуховое восприятие; воспитывать любовь к природе. Использование рефлексивной техники «Что я хочу узнать» | Задачи: учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев; развивать интерес к прочтению сказки; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Использование рефлексивной техники «Багаж знаний» | Задачи: учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к огню. Использование рефлексивной техники «Береза» | Задачи: учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе. Использование рефлексивной техники «Сердечко» | |
Словарная работа | Деревня, старики, Снегурочка, лепить | Выскочила, выпучила | ||
Материал и оборудование | Книга со сказкой, краски, бумага | Книга со сказкой, иллюстрации к сказке | Книга со стихотворением | Портрет В.Даля, книга с иллюстрациями |
Методическая литература | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр.156 | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр.153 | Интернет-ресурсы | И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» Дл №39 стр. 73 |
Вид деятельности | Тема и задачи | |||
Январь | ||||
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя | |
Тема: каникулы | Тема: «Ворона и лисица» И.Крылов (басня) | Тема: «Сказка про храброго зайца – длинные уши, короткий хвост» Д.Мамин - Сибиряк | Тема: «Гуси - лебеди» А.Ремизов (сказка) | |
Задачи: учить понимать аллегорию, её обобщённое значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые средства текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя языка; воспитывать сострадание к героям. Использование рефлексивной техники «Светофор» | Задачи: закреплять знания об особенностях разных литературных жанрах; учить целостно воспринимать текст сказки; развивать умение подбирать сравнения. Синонимы. Антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Использование рефлексивной техники «Если бы я был…» | Задачи: учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе. Использование рефлексивной техники «Флажок» | ||
Словарная работа | Свет зеркальце, я ль милее | «Душа в пятки ушла»; «задал стрекоча», «выбился из сил», «задрать нос» | Братец, сестрица, кисельные берега | |
Материал и оборудование | Книга с басней, иллюстрации к басне | Книга со сказкой | Книга со сказкой | |
Методическая литература | Интернет ресурсы | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр.144 | Интернет ресурсы | |
Вид деятельности | Тема и задачи | |||
Февраль | ||||
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя | |
Тема: «Слепая лошадь» К.Ушинский (литературная сказка) | Тема: «Друзья здоровья» Юлия Шалева (сказка) | Тема: «Сивка - Бурка» М.Булатов» (русская народная сказка) | Тема: «Илья Муромец и Соловей разбойник» (былина) | |
Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным. Использование рефлексивной техники «Эмоции по кругу» | Задачи: учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе. Использование рефлексивной техники «Кувшин познания» | Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным. Использование рефлексивной техники «Сердечко» | Задачи: учить понимать главную мысль басни; развивать умение использовать в речи средства интонационной выразительности; воспитывать чувство радости от процесса чтения книги Использование рефлексивной техники «Багаж знаний» | |
Словарная работа | Лошадь, животное, слепая, домашнее | Окраина, микроб, по соседству, незнакомец, хмуриться, закалять, прохладная | Сивка, бурка, сеновал, гонец, перстень, лукошко, терем, клич кликать, вкопанный | Разбойник, соловей, былина |
Материал и оборудование | Портрет писателя | Портрет писателя | Иллюстрации к сказке | Иллюстрации к былине |
Методическая литература | Интернет ресурсы | Интернет ресурсы | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 138 | И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» ДЛ №39 стр. 68 |
Вид деятельности | Тема и задачи | ||||
Март | |||||
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя | 5 – я неделя | |
Тема: «Сынко – Филипко» обр. Карнауховой | Тема: «Сказка о комнатном растении» | Тема: «Машина каша» Н. Нищева (стихотворение) | Тема: «Ты лети к нам, скворушка» В.Орлов (заучивание) | Тема: «Если бы…» О. Бедарёв (стихотворение) | |
Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к маме. Использование рефлексивной техники «Дерево успеха» | Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать заботу о комнатном растении. Использование рефлексивной техники «Что я хочу узнать» | Задачи: учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к посуде. Использование рефлексивной техники «Зарядка» | Задачи: учить выразительно читать стихотворение наизусть, менять силу голоса, интонацию; развивать связную речь детей; воспитывать бережное отношение к природе. Использование рефлексивной техники «Оценка» | Задачи: основываясь на стих-е учить правилам дорожного движения; развивать навыки пересказа, воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей. Использование рефлексивной техники «Дорожные знаки» | |
Словарная работа | Паромщик, старость, ветошка, зыбко, кулешок, ельник, худо, заскрежетала, пестовать | Цветок, растение, комнатное, заботиться, ухаживать | Посуда, чайная, столовая, кухонная | Скворушка, перелётная птица | Гражданин, переход, шофёр, тормоза, постовой, пост, регулировщик, правила |
Материал и оборудование | Фотографии мам, бабушек, мяч | Иллюстрации с комнатными растениями | Иллюстрации о посуде | Картинки перелётных птиц, портрет поэта | Портрет поэта, иллюстрации о правилах дорожного движения |
Методическая литература | Интернет ресурсы | Интернет ресурсы | Интернет ресурсы | Интернет ресурсы | ПР №4 стр. 315 |
Вид деятельности | Тема и задачи | |||
Апрель | ||||
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя | |
Тема: «Царевна - лягушка» русская народная сказка | Тема: «Земля наш общий дом» (стихотворение) | Тема: «Апрель» Я. Аким (заучивание стихотворения) | Тема: «Малые фольклорные формы» | |
Задачи: учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух; воспитывать любовь к животным. Использование рефлексивной техники «Заверши фразу» | Задачи: учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к родной земле. Использование рефлексивной техники «Спасибо» | Задачи: учить выразительно читать стихотворение наизусть, менять силу голоса, интонацию; развивать связную речь детей; воспитывать бережное отношение к природе. Использование рефлексивной техники «Продолжи фразу» | Задачи: повторить известные произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми произведениями; развивать творческие способности; воспитывать дружелюбие. Использование рефлексивной техники «В круге» | |
Словарная работа | Диво, царевич, квакушка, закручинился, голову повесил, затужил | Земля, планета, космос, ракета | Апрель, капель, весна | Считалка, песенка, потешка |
Материал и оборудование | Силуэты изображения животных пруда | Серии картин на тему: «Космос» | Рисунки-схемы, предметные картинки | Предметные картинки с разными праздниками |
Методическая литература | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 136 | ПР №4 стр. 346 | Интернет ресурсы | Интернет ресурсы |
Вид деятельности | Тема и задачи | |||
Май | ||||
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя | |
Тема: «Ночной таран» С.Алексеева | Тема: «Дюймовочка» Г.Х. Андерсен | Тема: « Откуда стол пришёл» С. Я. Маршак | Тема: «Цветик - семицветик» В. Катаев | |
Задачи: продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки; развивать навыки пересказа; учить применять в речи образные выражения, сравнения; воспитывать бережное отношение к подвигам народа. Использование рефлексивной техники «Ваза настроения» | Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к природе. Использование рефлексивной техники «Солнышко» | Задачи: учить выделять главную мысль стихотворения; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать бережное отношение к вещам, сделанными руками человека. Использование рефлексивной техники «Настроение в лучах солнца» | Задачи: учить понимать нравственный смысл сказки; определять характер поступков героини; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к своей жизни Использование рефлексивной техники «Комплимент» | |
Словарная работа | Война, героизм, подвиг, бесстрашие, смелость | Крот, женщина, скорлупа, король Эльфов | Мебель, электроинструменты | Лети, лети лепесток; Быть по-моему вели |
Материал и оборудование | Картина: «День Победы», иллюстрации ордена победы и других орденов | Картинки к сказке; портрет писателя | Предметные картинки о мебели, портрет поэта | Предметные и сюжетные картинки по теме |
Методическая литература | «Перспективное планирование под ред. Н.Е. Вераксы» ДЛ №39 стр. 74 цель | ПР №4 стр. 295 | Интернет ресурсы | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 165 |
Список использованной литературы
- Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».
- Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
- Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981/
- Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб.:Питер, 1996.
- Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982/
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1967.
- Дополнительное изучение интернет - ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по теме самообразования на 2018-2019 учебный год
laquo;Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»...
Индивидуальный план самообразования на 2018-2019 учебный год . Тема:"Приобщение детей к здоровому образу жизни"
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% ...
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»
. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценне...
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год воспитателя
Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, углубление знаний в...
План по самообразованию на 2018-2019 учебный год Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Эксперимент...
План по самообразованию на 2018-2019 учебный год
План по самообразованию на 2018-2019 учебный год. Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"...
План по самообразованию на 2018-2019 учебный год (начинается с декабря 2018 г.)
План по самообразованию составлен с декабря, так как я начала работать в первой младшей группе с данного месяца....