КАРТОТЕКА гимнастик и дидактических игр для дошкольников на тему "МОЯ РОДИНА"
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Тесля Ирина Сергеевна

Картотека содержит физминутки, зрительную и дыхательную гимнастики, дидактические игры к тематической неделе "МОЯ РОДИНА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_moya_rodina.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и задания на тему: « Моя Родина – Россия»

Игра «Подбери признаки» (не менее трех признаков):                                                                                Россия?(какая?) -…                                                                        

     Город (какой?) – …                                                                                                                                                                                            

2. Игра « Подбери действия»  (не менее не менее трех действий):                                                                                                        

    горожане (что делают) – …                                                                          

  3. Игра «Назови ласково»:                                                                                

 город – городок                                       Флаг -…                                                                                          

  мост — …                                                 магазин — ….                                                                                                                                                                                                   улица –                                                      дом — …                                                                                                                                                                                                                                                      4.  Игра «Один – много»:                                                                                                                                                                            город – города ;  вокзал — … ;   магазин — … ;   улица – … ;   горожанин - …  ;                                        аптека — … ;   дом — … ;   парк — … ;   Флаг -…                                    

 5. Игра «Есть – нет»:                                                                                                                                                                                          город – города;      вокзал — … ;    магазин — … ;  улица – …;     горожанин -  …;                                           аптека — …;   дом — … ;  парк — …;    житель — …

 6. Игра «Посчитай»:                                                                                                                                                                                                                          Один город, три…, пять…                                                                                                                                                                              Одна улица, три …, пять…                                                                                                                                                            7. Ответь на вопросы:                                                                        

В какой стране мы живём?                                                                                                                                                  Какой город  является  главным городом России?                                                                                                                    Как ещё можно назвать главный город нашей страны?                                                                                                                                                              

8.Игра  «Кто в какой стране живет?»

Наша страна Россия, а мы живущие в России- россияне.

В Италии живут –

В Англии –

В Испании –

В Америке –

 Во Франции –

 В Германии –

В Китае –

В Грузии –

9. Ответь на вопрос. Какие 3 отличительных символа есть у любой страны,

 в том числе и у России ( гимн, герб, флаг).

10. Дома, вместе с ребенком можно составить коллаж на тему: «Россия – Родина моя!» (вырезать из различных журналов, газет, распечатать с интернета фотографии по теме, красиво расположить их на листе бумаги и приклеить, взрослому можно подписать высказывания ребенка под фотографиями).

Физкультминутки

Моя малая Родина

«Родина»

Нет на свете Родины красивей –             (шагают на месте)

Боевой страны богатырей.            (изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей.           (шагают на месте и широко                                                                         разводят руки)


Пальчиковая игра.

«Здравствуй»

 Здравствуй, Солнце золотое!

  Здравствуй, небо голубое!

  Здравствуй, вольный ветерок!

  Здравствуй, маленький дубок!

  Мы живем в одном краю -

  Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по

   очереди «здороваться» с

   пальцами левой руки,

   похлопывая друг друга

   кончиками.)

Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка, 
Занимай свои места: 
Раз - присели, два - привстали. 
Руки кверху все подняли. 
Сели, встали, сели, встали 
Ванькой-встанькой словно стали. 
А потом пустились вскачь, 
Будто мой упругий мяч. 

Физкульт-минутка: «Ура!» 
Раз, два, три, четыре Руки в стороны и с силой к плечам. 
Будем всех сильнее в мире. Будем мир мы защищать, Поднимают прямые руки и скрещивают 
Будем маму обнимать. над головой. 
На носочки встанем, Поднимаются на носочках. 
Солнышко достанем. 
До пяти считаем, Приседают пять раз. Дружно приседаем. Ура! Кричат, подняв руки вверх. 

Физкульт-минутка: «Будем мир мы защищать» 
(выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук. 
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу. 
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд. 
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд. 
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу. 
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом. 

Физкульт-минутка: «Мы военные» 
Мы станем все военными, Шагают на месте. 
Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через 
Будем в Армии служить, стороны. Будем Родину любить. Движения повторяются. 
Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль». 
Будем мир мы защищать! Шагают на месте.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

(тема «Россия – наша Родина»)

***

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

Гимнастика для глаз

«Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)

Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)

Белый – мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)

Синий – верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)

Красный – мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)

Вот цвета родного флага!» (поморгать глазами)

Пальчиковая гимнастика «Москва»

Город чудный, город древний (хлопок и кулачок)

Ты вместил в свои концы…. (хлопок и кулачок)

И посады и деревни, (по очереди сгибать пальцы)

И палаты и дворцы.

На твоих церквях старинных,

Вырастали дерева.

Глаз не схватит улиц длинных,

Это матушка Москва (разогнуть пальцы)

Стих о Родине: Лучше нет родного края!

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля? 
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
(П. Воронько)

Стих о Родине: Родная земля!

Холмы, перелески,
Луга и поля — 
Родная, зелёная
Наша земля. 
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей — 
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)

Стих о Родине: Наша Родина!

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)

Стих о Родине: Здравствуй, Родина моя!

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)

Стих о Родине: Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Стих о Родине: Какая наша Родина!

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят. 
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
(В. Боков)

Стих о Родине: Родина

Если скажут слово «родина», 
Сразу в памяти встаёт 
Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница 
И ромашковый бугор... 
А другим, наверно, вспомнится 
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики, 
Где недавно был каток, 
И большой соседней фабрики 
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная, 
Золотая целина... 
Родина бывает разная, 
Но у всех она одна!
(З. Александрова)

Стих о Родине: Гой, ты, Русь, моя родная...

Гой ты, Русь моя родная, 
Хаты — в ризах образа... 
Не видать конца и края — 
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец, 
Я смотрю твои поля. 
А у низеньких околиц 
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом 
По церквам твой кроткий Спас, 
И гудит за коcогором 
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке 
На приволь зеленых лех, 
Мне навстречу, как сережки, 
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: 
«Кинь ты Русь, живи в раю!», 
Я скажу: «Не надо рая, 
Дайте родину мою». 
(С. Есенин)

Картотека пословиц о Родине

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

У народа один дом – Родина.

Нет сына без отчизны.

Родина – всем матерям мать.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Береги Родину, как зеницу ока.

Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.

Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

В своём доме и стены помогают.

Дома и стены помогают.

За морем теплее, а у нас светлее.

И пылинка родной земли – золото.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Дым отечества светлее чужого огня.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.

Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

На чужой стороне и весна не красна.

Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.

Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если народ един, он непобедим.

Народы нашей страны дружбой сильны.

Народное братство дороже всякого богатства.

Родину-мать учись защищать.

Герой – за Родину горой.

Главное в жизни – служить отчизне.

В бою за отчизну и смерть красна.

С родной земли умри, но не сходи.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Напоролись враги на русские штыки.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Русский солдат не знает преград.

Слава русского штыка не померкнет никогда.

Знает весь свет – твёрже русских нет.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова.

Москва всем городам мать.

Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.


Игра «Что рассказывает карта»

 

Цель:  закрепить умения детей «читать» карту

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о значении каждого цвета на карте (синий – море, зеленый – леса и т.д.) («Познавательное развитие»)

Ход игры:

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением моря, леса, гор, пустыни и просит показать, как они обозначены на карте.

 

Игра «Сложи из букв название нашей страны»

 

Цель:  закрепить знание детей о названии нашей Родины.

Задачи:

  1. Формирование первичных представлений о Родине, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. («Познавательное развитие»)
  2. Обучение детей элементам грамоты: закрепить знания о буквах, умение составлять из букв слова. («Речевое развитие»)

Ход игры: Воспитатель показывает картинку и рассказывает детям:

Ребята идут на праздник. В руках у них флажки с буквами, из которых должно получиться название нашей Родины. Помоги ребятам составить это слово из букв:Россия.

 

Игра «Разгадай ребус»

Цель:  учить детей разгадывать ребус.

Задачи:

  1. Развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации, внимания и логического мышления («Познавательное развитие»).
  2. Формировать интерес к речевой деятельности («Речевое развитие»).
  3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками («Социально-коммуникативное развитие»).

Ход игры:

Назовите первый предмет. Напишите вместе с воспитателем название предмета. Далее, воспитатель объясняет, что количество запятых, показывает сколько надо убрать последних букв в слове и потом из оставшихся букв дети с воспитателем составляют слово «Россия».

 

Игра «Отбери картинку»

Цель: закрепить знания детей о президенте России.

Задачи:

  1. Формировать умение детей находить среди руководителей других стран президента России, называть его фамилию и имя («Познавательное развитие»).
  2. Учить детей подбирать слова-действия к ответу на вопрос «Что делает президент России?» («Речевое развитие»).

Ход игры: Воспитатель рассказывает:

В детском саду есть заведующая, в школе – директор, у папы и мамы на работе – начальники.  В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах – это король, в других – королева, а в третьих – к примеру, султан. Но в большинстве стран сегодня главным человеком является президент.  Вот и у нас в России свой Президент. А теперь посмотри на картинки и скажи, где тут король, где царь, где султан, а где президент. Назови его имя, фамилию. Расскажи, что делает президент для России.

 

 

 

Игра «Раскрась российский флаг»

Цель: закрепить знания детей о расположении последовательности цвета на российском флаге.

Задачи:

  1. Закрепить умение находить российский флаг среди флагов других стран. Развивать зрительное восприятие. Закреплять навыки количественного счёта. («Познавательное развитие»).
  2. Реализация самостоятельной изобразительной деятельности детей, умение детей закрашивать флаг,  не заходя за контуры предмета, соблюдая последовательность цвета каждой полосы флага. («Художественно-эстетическое развитие»)

 

 

Игра «Найди и покажи флаг России»

Цель:  закрепить знания детей о государственном символе России – флаге.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о том, что обозначают три цвета. Развивать умение находить российский флаг среди флагов других стран. («Познавательное развитие»).
  2. Учить детей рассказывать о значении каждого цвета флага. Развивать речевое творчество. Обогащать активный словарь детей. («Речевое развитие»).

 

Ход игры:

Воспитатель показывает детям флаги нескольких стран и просит детей найти и показать среди них российский флаг. Воспитатель просит рассказать что обозначают каждый цвет флага.

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.

Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

 

 

Музыкальная игра «Отгадай торжественную песню России»

 

Цель: закрепить знания детей о государственном символе  России – гимне.

Задачи:

  1. Учить детей узнавать гимн России, закрепить знания о том, что гимн – это торжественная, главная песня России. Знать поэта, который сочинил гимн (Сергей Михалков) («Познавательное развитие»).
  2.  Учить детей рассказывать о том, когда звучит гимн страны (на праздниках, важных событиях, на соревнованиях и т.п.); давать определение к слову гимн. («Речевое развитие»)
  3. Закрепить умение детей определять музыкальный жанр и характер песни гимна. («Художественно-эстетическое развитие»).

Материал: диск с записью гимна России.

 

 

Игра «Покажи птицу,  которая изображена на гербе России»

 

Цель: закрепить знания детей о государственном символе России – гербе.

 

 

Задачи:

  1. Учить детей находить птицу, которая изображена на гербе России («Познавательное развитие»).

История возникновения:

Однажды (это было давным-давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост.  Мы, белки, живем почти во всх лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!». Тут вперед вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живете и ничего кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко  в небе летаем, с высоты  всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас  король птиц – орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево.  Он всегда знает, что в разных концах страны делается.  Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе.

 

 

Игра «Найди и покажи  герб России»

 

Задачи: развивать у детей умение находить Российский герб среди других гербов.

 А также, показывать герб своего города. («Познавательное развитие»)

  1. Учить детей рассказывать историю возникновения герба России (почему изображен орел с двумя головами, кто изображен в центре герба и почему, и т.д.) («Речевое развитие»).

 

 

Игра «Найди и покажи  герб России»

 

Задачи: развивать у детей умение находить Российский герб среди других гербов.

 А также, показывать герб своего города. («Познавательное развитие»)

  1. Учить детей рассказывать историю возникновения герба России (почему изображен орел с двумя головами, кто изображен в центре герба и почему, и т.д.) («Речевое развитие»).

 

 

Игра «Расскажи гостям о столице нашей Родины и её достопримечательностях»

 

Цель: закрепить знания детей о главном городе столицы России – Москва.

Задачи:

  1. Уточнить знания детей о том, что такое столица, о достопримечательностях Красной площади. Учить определять на иллюстрации местоположение сооружений относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. («Познавательное развитие»).
  2. Развитие речи как средство общения. Развитие связной речи детей. Обогащение активного словаря детей наречиями и определениями. («Речевое развитие»).
  3. Формирование в детях уважительного и доброжелательного отношения к гостям России. («Социально-коммуникативное развитие»).

 

 

Игра «Найди и покажи, где находятся эти сооружения на Красной площади». «Кто быстрее найдёт сооружения на Красной площади»

 

Цель:  закрепить знания о сооружениях Красной площади.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о сооружениях Красной площади. Развивать зрительную память и быстроту реакции. Учить детей знать название сооружений Красной площади (Храм Василия Блаженного, Мавзолей В. И. Ленина, Сенатская башня, Спасская башня) («Познавательное развитие»).

 

 

Игра «Народы России»

Цель: закрепить знания детей о том, что Россия – страна многонациональная, воспитать в них чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о национальностях России, чем они отличаются друг от друга (цветом кожи, формой глаз, обычаями). Знать и называть несколько национальностей России. («Познавательное развитие»).
  2. Учить детей описывать национальный костюм народов России. Развивать речевое творчество. («Речевое развитие»).

Ход игры:

Воспитатель читает детям стихотворение и просит детей выбрать и показать национальность, которую услышал в стихотворении. Описать его национальный костюм. Также воспитатель просит детей рассказать, чем отличаются люди разных национальностей.

А у нас в стране живут

Русский, коми и якут,

И нанаец, и мордвин,

И калмык, и осетин,

И тувинец, и бурят –

Все они дружить хотят!

Кабардинец и чуваш,

В хоровод вставайте наш!

Адыгеец и хакас,

Вместе пустимся мы в пляс!

И татарин, и башкир –

Все за счастье, все за мир!

Игра «Угадай, кому какая вещь принадлежит»

 

Задачи: Учить детей находить элементы одежды и других предметов к национальным костюмам народов России. Развивать внимание. («Познавательное развитие»).

Ход игры:

Детям предлагаются куклы в национальных костюмах и карточки с изображением вещей.  Предлагает ребёнку угадать, кому какая вещь принадлежит.

 

Игра «Отгадай три важных слова»

 

Задачи:

  1.  Учить выделять звуки из слов, обозначать звуки буквами. («Речевое развитие»).
  2. Закрепить знания порядкового счета. Учить отгадывать ребусы. («Познавательное развитие»).

Ход игры:

Составь, пожалуйста, и запиши три очень важных слова. Посмотри на картинки: из каждого слова, которое они обозначают, надо взять по одной букве – первую, вторую или третью (смотри на цифры под картинками) – и из этих букв составить слова.

 

 

Взаимодействие с семьей.

Совместное изготовление родителями с детьми материала для игр (кукол народов России, пособия – карты, кукол – пеленашек (из вязальных ниток), фото-пейзажи).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

Дидактические игры играют большую роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников....

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...

Картотека "Гимнастика после сна для старших дошкольников"

Комплексы гимнастик после сна для старшей и подготовительной групп...

Картотека гимнастики после сна для старших дошкольников

Цель гимнастики: способствовать пробуждению после дневного сна. Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхател...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию «Моя Родина — Россия»

С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ...