«Дом под крышей голубой»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Донская Лидия Владимировна

«Дом под крышей голубой»

Итоговое интегрированное занятие по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ) и

экспериментально-исследовательской деятельности.

(для старшего возраста).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_pod_kryshey_goluboy_dlya_starshego_vozrasta.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение

  "Управление дошкольного образования"

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад компенсирующего вида с приоритетным  осуществлением квалифицированной коррекции  детей с нарушениями зрения № 70"

«Дом под крышей голубой»

Итоговое интегрированное занятие по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ) и

экспериментально-исследовательской деятельности.

(для старшего возраста).

Подготовила:

Донская Л. В. воспитатель I категории.

 Нижнекамск

Количество детей: 12

Возраст детей: от 5 – 6 лет.

Вид организационно-образовательной деятельности: интегрированный.

Интегрированные образовательные области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Форма деятельности: беседы, эксперименты, чтение, игры.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Программные задачи:

Воспитательные: воспитывать интерес  и любовь к природе, умение сопереживать любознательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие: развивать наблюдательность, навык исследовательской деятельности; совершенствовать внимание, память, логическое мышление; умение принимать игровую ситуацию и участвовать в ней. Активизировать познавательную и речевую деятельность , обобщать и делать выводы. Учить создавать образ волшебных облаков, развивать творчество. Развивать быстроту реакции на сигнал в процессе игры.

Образовательные: рассказать и показать о значении в жизни живой и не живой природы и обеспечения здоровья человека; дать детям понять, что природа – это наш общий дом, учить детей различать природу, называть объекты – живой и неживой природы, составлять рассказы на тему: «Я путешествую на облаке»; формировать навыки проведения лабораторных опытов.

Методы и приемы:

наглядный: (наблюдения за явлениями природы, наглядные пособия).

практический: (опыты, упражнения, экспериментирование).

словесный: (беседы, рассказы, вопросы поискового характера, чтение художественной литературы).

игровой: (дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры).

Словарная работа: живая и неживая природа, голубые небеса, облака

Демонстрационный материал: Кукла Старичок-Лесовичок, картинки с природой и не природой, карандаши, трафареты, сюжетные картинки с природой, и дом, ножницы, клей, поднос, тряпочки.

Раздаточный материал: материал для проведения опытов: Настольная лампа, ткань светлая и темная, вентилятор.

Техническое оснащение: аудиозапись шум леса.

Предварительная работа с детьми:.

 Предварительная работа педагога: разучивание с детьми пословиц, загадок, стихов о природе, чтение рассказов и сказок о природе, подготовка раздаточного и демонстрационного материала.

Структура занятия:

I. Вводная часть.

1.1. Коммуникативная игра «С добрым утром! »

1.2. Чтение стихотворения: «Дом под крышей голубой»

II. Основная часть.

2.1. Беседа о природе.

2.2. Игра: «Живая и неживая природа»

Физкультминутка – игра «Живая и неживая природа».

2.3. В гости к Старичку – Лесовичку; игра «Разложи правильно».

Офтальмологическая пауза:

2.4. Сравнение обычного дома с домом природы.

2.5. Исследовательская деятельность.

III. Заключительная часть.

3.1. Аппликация «Волшебные облака».

3.2. Итог занятия: Наш общий дом – Природа и мы этот дом должны любить и бережно относиться к ней.

Схема посадки детей:

        

Ход:

I. Вводная часть

1.1. Проводится коммуникативная игра «С добрым утром! »

С добрым утром глазки! Вы проснулись? (поглаживают газа)

С добрым утром ушки! Вы проснулись? (поглаживают уши)

С добрым утром ручки! Вы проснулись? (поглаживают руки)

С добрым утром ножки! Вы проснулись? (поглаживают ноги)

С добрым утром солнце! Мы проснулись! (тянут руки вверх)

1.2. Приглашаем детей на занятие, читаем стихотворение В. Орлова «Дом под крышей голубой».

Дом под крышей голубой

Словно крыша над землей

Голубые небеса.

А под крышей голубой-

И полянки, и цветы, и конечно я и ты.

Воспитатель: Ребята,  вы наверное догадались, что у нас сегодня будет беседа о природе.

II. Основная часть

2.1. Воспитатель беседует с детьми.

Воспитатель: Что такое природа?

Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные и птицы т.д.

Воспитатель: А что нельзя назвать природой?

Дети: То , что сделано руками человека

Воспитатель: А машина есть в природе?

Дети: Нет, потому что она сделана руками человека, а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек – это природа, человек их только приручил, сделал из диких животных, они и без него существовали в природе.

Воспитатель: Человек придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка на кита. Всю природу можно разделить на два огромных мира – мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставить живую природу, а на другой – не живую природу.

2.2. Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

Дети расставляют и объясняют – живая природа это, что движется, растет, развивается, размножается и умирает.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю на Волшебную полянку и отдохнуть. Физкультминутка:

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти стряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Руки сложили назад.

2.3. В гости к Старичку-лесовичку. Игра «Разложи правильно».

Воспитатель: К нам в гости пришел Старичок-Лсовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие нет.

Дети берут по одной картинки и рассказывают, что на ней изображено. Если  не природа, то почему так думают. (Потому что сделано руками человека). Если природа, то поясняют – какая она. (Живая или неживая).

Офтальмологическая пауза: «Дождик».   

Капля первая упала – кап!

И вторая побежала – кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап-кап запели,

Намочились лица,

Мы их вытирали,

Туфли посмотрите – мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.              

2.4. Сравнение обычного дома с домом природы.

Воспитатель: Каждый из нас живет в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом, это дом – Природа. Когда-то в далекие времена для человека единственным домом была природа. Человек не мог пока строить дома. Они охотились  на животных, ловили рыбу, собирал растения для еды. Шло время и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные). Летать на самолете и в космос, но все равно единственным домом для человека остается природа. Почему?

Дети: Человек не может прожить без природы, без воды, солнца, растений, животных.

Воспитатель: Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?

Дети: Несколько дней.

Воспитатель: В группе у нас есть природа?

Дети: Да растения, вода, воздух, солнечные лучи.

Дети подходят к мольберту, где нарисованы два дома – дом природы и обычный дом и сравнивают.

Воспитатель: В доме есть пол (в природе земля, почва).

Воспитатель: В доме на пол стелют ковер (на земле растет трава).

Воспитатель: В обычном доме есть каменные и деревянные стены (в природе горы, деревья).

Воспитатель: У нас горит пламя на газовой плите (в природе огонь вырывается из вулкана).

Воспитатель: В природе идет дождь (в доме есть душ).

Воспитатель: В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах (а в обычном доме снег в холодильнике).

Воспитатель: В природе дикие животные (в природе – домашние).

Воспитатель: От чего в нашем доме бывает светло (свет от лампы).

Воспитатель: А что можно сравнивать с лампой в природе (солнцем).

Воспитатель: Но солнце не только светит, но и греет (его можно сравнить с домашним обогревателем, с плитой, с батареей).

Воспитатель: В природе ветер (в доме вентилятор).

2.5. Исследовательская деятельность.

Воспитатель: Что такое солнце?

Дети: Солнце – раскаленный огненный шар. Оно дарит нам тепло и свет.

Воспитатель: Проведем опыт. Электрическую лампу можно сравнивать с солнцем? Все ли предметы солнце нагревает одинаково?

Представим, что электрическая лампочка – это солнце. Подставьте ладошку, что вы чувствуете?

Дети: тепло, горячо, ладошка нагрелась.

Воспитатель: все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Кроме света от раскаленного тела исходит тепло. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от нее нагревается воздух. Какие предметы нагревает солнце сильнее?

(Дети берут темные и светлые полоски ткани, подносят к лампе, проверяют на ощупь степень нагревания, делают вывод: темные предметы нагреваются сильнее.)

Воспитатель: почему солнце греет сильнее?

Дети: Солнце стало выше.

Воспитатель: правильно, главный признак весны – положение солнца на небе. Раз оно становится выше, значит - греет сильнее. Как вы думаете, если солнце поднимется еще выше, какое время года наступит на Земле.

Дети: наступит лето.

Воспитатель: отчего происходит смена времен года?

Дети: потому что меняется положение солнца на небе. Когда оно стоит низко над Землей, бывает зима, когда поднимается – весна, когда высоко – лето, когда опускается – осень.

Воспитатель: А что такое ветер?

Дети:  Ветер – это тот же воздух. А дует он потому, что воздух из теплых стран поднимается вверх, а холодный северный ветер сразу же летит занять его место. Ветер – это перемещения теплого и холодного воздуха.
Воспитатель: А вот ветер можно сравнить с домашним вентилятором. Если мы его включим и подставим свои ладошки, то мы почувствуем, что дует ветер.

Воспитатель: Это нам говорит о том, что многие домашние предметы можно сравнивать с явлениями природы.

III. Заключительная часть

3.1. Аппликация «Волшебные облака».

Чтение стихотворения

Облако за облаком, по небу гналось.

За облаком – мишка, облако – лось.

А ветер гонит, гонит, торопит облака.

То с налета тронет, то шевельнет слегка.

Воспитатель: Дети мы с вами на прогулке наблюдали за облаками. Они превращаются то в слоника, то в мишку, то в сказочного героя.

Воспитатель: На нашем воображаемом небе тоже плывут облака. На кого они похожи?

Предлагаем детям сесть за столы и методом обрывания бумаги, создать свои облака. Дети фантазируют и вырезают из белой бумаги волшебные облака  и наклеить на воображаемое небо.

Воспитатель: Вот какие красивые облака у нас получились, просто залюбуешься.

3.2. Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, не только в своем жилом доме нужно соблюдать чистоту, наводить порядок, оберегать свой дом, любить. Наш общий дом – Природа и мы этот дом должны любить и бережно относиться к ней и беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дом под крышей голубой"

Дать детям понятие о том, что природа - наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Упражнять в составлении небольших рассказов на тему «...

Конспект НОД по экологии для подготовительной группы «Дом под крышей голубой».

Данная НОД обобщает и закрепляет знания о живой и неживой природе, их взаимосвязи, использования человеком живой и неживой природы....

Проект_Дом под крышей голубой

Презентация проекта по экологии "Дом под крышей голубой" и документ "Визитная карточка экологического проекта "Дом под крышей голубой"....

"Дом под крышей голубой"

Показать Землю как  дом всех людей и всех живых существ....

Занятие по экологии для детей подготовительной группы "Наш дом под крышей голубой"

В конспекте содержится занимательный практический материал....

Занятие по экологии для детей подготовительной группы "Наш дом под крышей голубой"

В конспекте содержится занимательный практический материал....

НОД "Дом под крышей голубой"

Согласно ФГОС данная НОД построена в виде игры. А именно - это телевизионная передача, где дети знакомятся сами и знакомят "Телезрителей"с заповедными местами республики Мордовия, охраняемым...