НОД "Дом под крышей голубой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Согласно ФГОС данная НОД построена в виде игры. А именно - это телевизионная передача, где дети знакомятся сами и знакомят "Телезрителей"с заповедными местами республики Мордовия, охраняемыми животными и растениями, учатся правилам поведения в природе, и является подведением итогов реализации проекта "Дом под крышей голубой".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД в подготовительной группе "Дом под крышей голубой" . | 41.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №117»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Дом под крышей голубой»
(для детей подготовительной группы)
Провела
воспитатель высшей квалификационной категории: Масычева Ольга Юрьевна
Саранск 2016 г.
НОД «Дом под крышей голубой»»
Программное содержание.
- Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.
- Познакомить с охраняемыми видами животных Мордовии.
- Знать животных из «Красной книги Мордовии». Учить детей рассказывать о них, отмечая характерные особенности животных.
- Формировать желание беречь и охранять природу.
- Дать детям представление об очистке и фильтровании воды; применение полученных знаний об очистке воды на практике (опыт):
- закреплять в речи детей слова: фильтр, лаборант, лаборатория, воронка.
- Активизация интереса детей к экспериментированию; развитие логического мышления в процессе совместного со взрослым и самостоятельного экспериментирования (мысленного и практического).
- развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;
- Формировать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира; формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Методы.
Словесный: беседа, рассказ воспитателя, объяснение
Наглядный: наблюдение, демонстрация опытов, рассматривание схем,
Практический: проведение опытов, проблемные ситуации
Игровой
Приёмы.
Беседа о красной книге Мордовии, заповеднике года, проведение опытов, погружение в игровую ситуацию: дети становятся участниками телепередачи.
Предварительная работа. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных Красной книги Мордовии, беседа о заповедниках. Составление рассказов о животных. Отгадывание загадок, о воде, лесе. Работа с родителями рисование плакатов о лесе. Рассматривание экологических знаков о правилах поведения в природе.
Оборудование. Грязная вода в бутылке, емкости для воды, воронки, бумажные салфетки, фильтровальная бумага, ватные диски, тряпочки, клеенки, стаканчики для каждого ребенка, импровизированное озеро с мусором, запрещающие знаки поведения в природе, проектор, слайдовая презентация, гуашь, заготовки и трафареты для изготовления запрещающих знаков в природе.
Реквизиты. Белые халаты для работы в лаборатории
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся, а значит, пожелаем здоровья и хорошего настроения.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель. Уважаемые гости сегодня мы хотим предложить вашему вниманию очередной выпуск информационно-познавательной программы «Окно в природу». Тема нашего выпуска «Дом под крышей голубой…». Сегодня у нас в студии очень интересные гости, а также наши собственные корреспонденты с репортажами из разных уголков нашей республики. Прошу гостей и участников передачи занять свои места в студии. Хочу обратить ваше внимание на экран. Что вы видите.
Дети. Это карта Мордовии.
Воспитатель. Какой цвет преобладает на карте?
Дети. Зелёный.
Воспитатель. Что это означает?
Дети. В нашей республике очень много лесов.
Воспитатель. В северно-западной части нашей республики в Темниковском районе находится Мордовский Государственный заповедник им. П.Г. Смидовича.
Сейчас наши гости Саша и Даша расскажут нам об этом заповеднике.
Глушь лесная. Травы, лозы.
До небес здесь лес дорос.
И родная наша Мокша
Между сосен и берёз.
Неширокая, живая,
Наполняя песней бор,
Пробегает, как связная,
Меж задумчивых озёр.
Ели, сосны встали тесно,
Чтоб укрыть лесной народ.
Только мне давно известно,
Кто и как в лесу живёт.
Вот летит глухарь чубатый,
Колыхнула ветки рысь…,
- Добрый день, мой лось сохатый,
Что испуганно глядишь?
Сквозь осинник по болоту,
Я к реке сошла с бугра.
Слышу, в воду прыгнул кто-то,
И увидела бобра.
Говорю ему:
- Не прячься, не скрывайся под водой!
Я пришла сода, приятель,
Поздороваться с тобой.
Знаю, строишь ты отлично
И плотины и мосты.
Захотелось самолично
На твои взглянуть труды.
Сом хвостом колышет воду,
Спит сова среди осин,
Ходит аист по болоту,
Словно важный господин.
В бор опять пойду отсюда
Напрямик через кусты…
- Здравствуй, белка-непоседа!
Не меня ль встречаешь ты?
А средь мха, грибы рядами,
Словно воинская рать.
Никакими мне словами
Этот край не описать.
Зайцы здесь живут беспечно,
Попадается олень.
Дальше в глушь лесную лезу,
Сквозь ветвей густую сеть…
- Вот ты где, хозяин леса?!
Здравствуй, батюшка медведь.
Край родной, разноголосый
Предо мной во всей красе
Над родимой речкой Мокшей
Стаи уток и гусей.
(по ходу рассказывания стихотворения на экране появляются соответствующие фотографии с изображением природы и животных)
Воспитатель. Очень красивое стихотворение. Итак, кто же обитает в нашем заповеднике
Дети. Рысь, лоси, олени, медведь, зубр, аист, цапля, белка, куница, бобры и т.д.
Воспитатель. Мне хотелось бы задать гостям в студии вопрос. Что же такое заповедник и зачем люди создают заповедники?
Дети. Люди создают заповедники, чтобы спасти редких животных и растения. Заповедник строго охраняется законом. Поэтому на территории заповедника нельзя заниматься сельским хозяйством, охотиться, ловить рыбу, строить фабрики, заводы, разводить костры, там запрещена вырубка леса. Заповедник – это острова спасения для животных и растений. В этом храме природы живут и работают учёные-биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, изучают её законы и стараются помочь ей уцелеть.
Воспитатель. Наши специальные корреспонденты побывали в заповеднике и подготовили интересные репортажи о жизни некоторых животных заповедника. (с просмотром презентации)
- Рассказ о рыси
В Мордовии рысь встречается только в Мордовском государственном заповеднике. Рысь отличается от других кошек коротким, словно обрубленным хвостом, кисточками на ушах и иногда бакенбардами на морде. Мех густой, высокий. Спина, бока и конечности покрыты чёрными пятнами. Этот зверь настолько скрытен и осторожен, что увидеть его на воле редко кому удается. Питается рысь зайцами. Также она постоянно охотится на птиц и мелких грызунов, В поисках пищи рысь в сутки способна проходить до 30 километров. Это ловкое животное – она хорошо бегает, лазает, плавает. Рысь очень смелая, нападает даже на лосей и оленей. Охотиться рысь в сумерках, подкрадываясь к жертве, подкарауливая дичь в засаде, затем нападает большими, до 4 м, прыжками. Занесена в красную книгу Мордовии.
- Рассказ об олене
Олени живут небольшими стадами. Питаются корой деревьев, побегами сосны, но предпочитают свежую зелень: жёлуди, семена липы, лесные орехи, дикие груши и ягоды, грибы. Если снега много, оленю трудно находить пищу и передвигаться. Детёныши оленей одеты в пятнистую шубку. Первую неделю после рождения они лежат, затаившись, олениха бродит неподалёку в поисках пищи. Время от времени она подходит к оленятам и кормит их молоком. Взрослый олень – сильное животное. Он не боится даже волка, бьёт их сильными копытами передних ног. А если это не помогает, уходит в воду. В Мордовии обитает в Заповеднике. Занесён в Красную книгу Мордовии.
- Рассказ о жуке-олене
Это жук-олень (показывает картинку) – самый крупный из жуков. Такое название получил из-за имеющихся рогов. Жуки-олени относятся к редким видам. Жук-олень может достигать длины до 10 сантиметров вместе с рогами. Обитает в старых дубовых лесах. Питаются жуки-олени только соком растений в основном дубов из ранок на коре деревьев. Пищу эти насекомые отыскивают с помощью усиков. Личинки жука-оленя выполняют роль санитаров леса питаясь остатками мертвой древесины стволов или корней. Естественными врагами жуков-олений являются птицы (сорока, ворон, ворона, сова). На территории Мордовии обитает в Мордовском государственном заповеднике. В последние годы происходит неограниченный сбор жуков в коллекции Численность жука-оленя сокращается. Занесён в красную книгу Мордовии.
- Рассказ о летучей мыши.
У летучих мышей большие, непохожие на птичьи, крылья. У них необыкновенно тонких слух, они улавливают малейшие движения мотыльков, жуков, комаров, которыми питаются. Летучие мыши спят, как правило, повиснув вниз головой. Они умеют быстро бегать по земле и лазить по крутым стенкам. Большие крылья помогают им и в воде. Вечерница вылетает на охоту за насекомыми ещё засветло, на закате. Ночью она спит в дуплах, а перед рассветом снова охотится, летая над верхушками деревьев. Врагов у летучих мышей немного, это совы и хищные птицы. Малая и рыжая вечерница. Занесена в красную книгу.
Воспитатель. Но чтобы продолжить нашу передачу и не уставать, сделаем паузу – мультминутку для глаз.
Гимнастика для глаз
Воспитатель. Отдохнули, теперь можно продолжать нашу передачу. Рассказывая о животных и растениях, вы каждый раз упоминали о том, что они занесены в красную книгу. Что это за книга и зачем она нужна?
Дети. Книга - это список растений и животных над которыми нависла угроза полного уничтожения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими и занесены в Красную книгу.
Воспитатель:
Почему она называется Красная книга?
Дети. Книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Она говорит: «Остановись человек!» Потому что гибель растений и животных - это результат деятельности человека. В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите. «Красная книга» помогает нам сохранить исчезающие растения и животные. Это книга, куда занесены редко встречающиеся растения.
Воспитатель. Как вы думаете, каковы причины исчезновения животных о которых вы рассказали?
Дети. Вырубка леса. Охота. Загрязнение окружающей среды. Сбор, насекомых коллекционерами.
Воспитатель. Какие меры охраны надо предпринять?
Дети. Запретить вырубку леса, охоту, запретить сбор редких видов насекомых и растений для коллекций и гербариев.
Воспитатель. А сейчас – живая пауза
Физкульминутка.
Мы шагаем, мы шагаем
Птичкам зерна принесем,
Руки выше поднимаем,
Корм в кормушки насыпаем.
(Ходьба с подниманием рук)
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
(Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямится, поднять руки вверх)
На дорогу мы выходим,
Видим - утка переходит,
Мчат машины – Значит СТОП,
Поднимаем мы флажок. (ходьба с высоким подниманием колена, поочередная смена рук с подниманием)
Как мы много постарались,
На сигналы откликались,
Птицам дружно помогали
И ребятам объясняли,
Что природу бережем
Их нам помогать зовем!(дети становятся в круг и берутся за руки)
Воспитатель. Сейчас пришло время нашей постоянной рубрики «Вы пишите, мы отвечаем». К нам на передачу приходит очень много писем. Вот одно из них. Письмо пришло от жителей одного маленького села, расположенного на берегу озера (речки). Они жалуются, на то, когда-то в их озере (речке) водилось очень много разной рыбы, но со временем озеро (речка) обмелело, рыбы не стало совсем. Вместе с письмом они прислали фотографии (фотографии загрязнения рек и озёр). Давайте поможем жителям этой маленькой деревни. Я думаю, в нашей студии найдутся настоящие исследователи, которые помогут нам разобраться с этой проблемой. Кто хочет принять участие в нашем расследовании? Прошу занять места в нашей лаборатории. Не забудьте одеть спецодежду.
Воспитатель. А теперь давайте вернёмся к фотографиям и рассмотрим их. Что мы на них видим? (на берегу очень много мусора, в воду попадают отходы с фабрики, в воде моют машины и т.д.)
Воспитатель. Давайте проведём опыт.
Опыт 1.
Воспитатель. Давайте представим, что эта чашка озеро. Когда-то оно было чистым (Наливает чистую воду). А теперь бросим туда, банки, кусочки газеты, несколько капель растительного масла (который заменяет мазут и бензин) и дугой мусор. Что вы видите?
Дети: Вначале, когда мусора было немного, вода оставалась чистой. Когда мусора стало больше, вода стала грязной. А в конце, воды совсем не осталось.
Воспитатель. Что же произошло с озером, почему оно обмелело?
Вывод. Озеро обмелело из-за накопившегося там мусора. Люди стали очень часто бросать в воду мусор, сливать остатки бензина, оставлять брёвна, которые потом гниют в воде. На берегу построили завод, который потребляет много воды и одновременно загрязняет её отходами своего производства, сбрасывая их озёро. От этого гибнет рыба, нечем будет питаться чайкам, цаплям. Они улетят. Из-за грязной воды начнут болеть водоросли, прибрежные травы, камыши, кустарники. Негде будет жить стрекозам, мошкам, бабочкам, нечем питаться лягушкам. Озеро опустеет.
Воспитатель. Что же надо сделать, чтобы помочь оживить озеро.
Дети. Надо очистить его от мусора. (Чистят воду в чашке маленькими грабельками)
Воспитатель. От мусора мы озеро очистили. Но вода в нём всё равно осталась грязной. Давайте проведём ещё один опыт и попробуем очистить воду в этом озере.
Опыт 2.
Для опыта нам понадобится чистые стаканы, стаканы с мутной водой, воронки, фильтры (вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан.
Что происходит? (вода очищается) Очистилось вода от растительного масла (да)
Воспитатель: Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде; на фильтре хорошо видны следы масла.
Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой.
Воспитатель. Наше озеро снова стало чистым. Что же мы посоветуем людям, которые обратились к нам за помощью.
Дети. Очистить озеро от мусора. Ставить очистные сооружения и фильтры на заводах и фабриках, чтобы грязная вода не попадала в реки. Экономить воду. И впредь не оставлять мусор на берегу и не бросать его в воду.
Воспитатель: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу и у речки. Для чего нужны такие знаки? Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе. Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.
Воспитатель.
А чтобы они помнили и не забывали, как нужно вести себя в природе, я предлагаю составить правила поведения в природе и сделать специальные знаки, которые помогут им соблюдать порядок в природе и не только на речке но и в лесу.
Рисование экологических знаков.
Дети рисуют знаки поведения в природе методом томпонирования, используя трафареты.
Воспитатель. Расскажите мне о знаках, которые вы нарисовали, что они обозначают? (Ответы детей)
Итог.
Воспитатель. Наша передача подходит к концу. Скажите мне, полезна была наша передача телезрителям? Что нового мы узнали и раскали телезрителям, что полезного сделали. Ответы детей
Воспитатель. Мне очень понравилось, как наши гости в студии и участники передачи сегодня работали. Я надеюсь, что вы станете настоящими защитниками природы. До встречи в следующем эфире.
Список используемой литературы.
- Бондаренко Т.М.
Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
- Блинова Г.М.
Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009
- Горькова Л.Г. Кочергина А.В., Обухова Л.А.
Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М.: ВАКО, 2010 г.
- 1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
- Ковалько В.И.
Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005
- Коломина Н.В.
Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Л. Н. Менщикова
Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы / авт.-сост. Л. Н. Менщикова. - Волгоград: Учитель, 2009.-130 с.
- Молодова А.П.
Беседы с детьми о нравственности экологии: Методическое пособие для учителей и воспитателей младщих школьников – МН.: ООО «Асар», 2002.
- Николаева С.Н., Комарова И.А.
Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литертурными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: изд. ГНОМ и Д, 2005
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дом под крышей голубой"
Дать детям понятие о том, что природа - наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Упражнять в составлении небольших рассказов на тему «...
Конспект НОД по экологии для подготовительной группы «Дом под крышей голубой».
Данная НОД обобщает и закрепляет знания о живой и неживой природе, их взаимосвязи, использования человеком живой и неживой природы....
Проект_Дом под крышей голубой
Презентация проекта по экологии "Дом под крышей голубой" и документ "Визитная карточка экологического проекта "Дом под крышей голубой"....
"Дом под крышей голубой"
Показать Землю как дом всех людей и всех живых существ....
Занятие по экологии для детей подготовительной группы "Наш дом под крышей голубой"
В конспекте содержится занимательный практический материал....
Занятие по экологии для детей подготовительной группы "Наш дом под крышей голубой"
В конспекте содержится занимательный практический материал....
"Дом под крышей голубой"
Коснмект интегрированного занятия по экологии в старшей группе...