Обобщение опыта работы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа) на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №1 «Аленький цветочек» г. Карачев

 

 

 

 

Обобщение  опыта работы воспитателя Марченковой Светланы Владимировны

по теме:

 «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

           

 

 

 

 

 

 

 

 

              Актуальность

            В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще. Профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии допрофессионального развития), т.е. развития конкретно - наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самопознания как такового (2 – 3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10 – 12 лет).

Я строю образовательный процесс на основе рационального и эмоционально – чувственного опыта. Моей задачей является оказание помощи ребенку в осознании этого опыта, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ  личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.        Цель опыта работы:

Сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Исходя из этого, я поставила ряд задач:

  • ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;                                                                                                                                         
  • привить любовь к трудовым усилиям;
  • сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.

            Ведущей педагогической идеей является ранняя профориентация детей через знакомство с профессиями взрослых.

            В своей работе  я  использую различные методы ознакомления детей с профессиями:                            

Наблюдения.                                                                                                    Наблюдения  проводила  не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдали за работой помощника воспитателя, воспитателя, повара, медсестры, дворника,   водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины и д.р.

Беседы.                                                                                                                                                                   Сначала я проводила беседы о профессиях людей, работающих в детском саду, затем  о  разных профессиях, во время которых  не только знакомила воспитанников с трудом взрослых, новыми профессиями  и закрепляла  знания, но и формировала у детей положительно - эмоциональное отношение к тому,  о чем  я беседую с ними.

А также проводила встречи с людьми разных профессий. Приглашали  родителей, которые рассказывали о своих профессиях. Мама Максима Шепыкина рассказала о профессии ветеринара, папа Нелли Митиной -  о профессии военного и др.

Экскурсии.                                                                                                        Организовывали экскурсии – наблюдения, на которых  воспитанники узнали об особенностях профессий. Наблюдая за трудом взрослых, дети уточняли свои представления о профессиях. В ходе экскурсий я обращала внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуются взрослые, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, ее назначении. Экскурсии: районная библиотека им. Н.Н. и Н.В. Баранских, ООО «Общепит» кондитерский цех, ООО «Интерьер – Промысел» (фабрика елочных игрушек», ЗАО «Метаклей», ОАО «Силуэт», ФГУП «Почта России», МБОУ им. А.М. Горького, МБУК «Картинная галерея» и «Художественная мастерская», салон красоты  «Ева» и др., а также виртуальные экскурсии.

НОД                                                                                                                                    На занятиях я проводила беседы, составляли рассказы по теме: «Профессии», «Труд человека», «Кем я стану, когда выросту?» и др., рассматривали иллюстрации, предметы труда, читала художественную литературу: Дж.  Родари  «Чем пахнут ремесла, проводила дидактические игры?», В. Маяковский «Кем быть?», Л. Разумов «Стихи о профессиях» и др., загадывала загадки о профессиях, проводила дидактические игры: «Кому, что нужно», «Потерянный инструмент», «Для чего и из чего» и др. Все это позволило детям наиболее полно понять процесс труда.                                                                                                                                                                       

Изодеятельность.                                                                                                             Дети раскрашивали раскраски на тему: «Профессии»,  рисовали людей разных профессий и их деятельность, раскрашивали шаблоны елочных игрушек, оформили выставки: Работа всякая нужна, работа всякая важна», «Моя будущая профессия».

Проекты.                                                                                                                                          В процессе знакомства с профессиями большинство детей не могли ответить, человек какой профессии изображен на иллюстрации;  кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает бухгалтером», но ответить, что делает бухгалтер рассказать не могли. Мы решили создать  свои проекты:  «Профессии моих родителей и моя будущая профессия», «Кем быть?», альбомы: «Профессии родителей», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии детского сада» и др.

Сюжетно – ролевые игры.                                                                                                        В самостоятельной деятельности дети организовывали сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Салон красоты», «Почта», «Пожарные», «Кондитерская фабрика», «Ателье» и др. В ходе этих игр дети закрепили полученные знания. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно брали на себя ведущую роль, правильно выполняли ролевые действия, могли самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.                    

Проведенная мною работа, позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела уважают люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №1 «Аленький цветочек» г. Карачев

Обобщение  опыта работы воспитателя Марченковой Светланы Владимировны

по теме:

 «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

           

              Актуальность

            В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще. Профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии допрофессионального развития), т.е. развития конкретно - наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самопознания как такового (2 – 3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10 – 12 лет).

Я строю образовательный процесс на основе рационального и эмоционально – чувственного опыта. Моей задачей является оказание помощи ребенку в осознании этого опыта, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ  личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.        Цель опыта работы: 

Сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Исходя из этого, я поставила ряд задач:

  • ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;                                                                                                                                          
  • привить любовь к трудовым усилиям;
  • сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.

            Ведущей педагогической идеей является ранняя профориентация детей через знакомство с профессиями взрослых.

            В своей работе  я  использую различные методы ознакомления детей с профессиями:                            

Наблюдения.                                                                                                    Наблюдения  проводила  не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдали за работой помощника воспитателя, воспитателя, повара, медсестры, дворника,   водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины и д.р.

Беседы.                                                                                                                                                                   Сначала я проводила беседы о профессиях людей, работающих в детском саду, затем  о  разных профессиях, во время которых  не только знакомила воспитанников с трудом взрослых, новыми профессиями  и закрепляла  знания, но и формировала у детей положительно - эмоциональное отношение к тому,  о чем  я беседую с ними.

А также проводила встречи с людьми разных профессий. Приглашали  родителей, которые рассказывали о своих профессиях. Мама Максима Шепыкина рассказала о профессии ветеринара, папа Нелли Митиной -  о профессии военного и др.

Экскурсии.                                                                                                        Организовывали экскурсии – наблюдения, на которых  воспитанники узнали об особенностях профессий. Наблюдая за трудом взрослых, дети уточняли свои представления о профессиях. В ходе экскурсий я обращала внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуются взрослые, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, ее назначении. Экскурсии: районная библиотека им. Н.Н. и Н.В. Баранских, ООО «Общепит» кондитерский цех, ООО «Интерьер – Промысел» (фабрика елочных игрушек», ЗАО «Метаклей», ОАО «Силуэт», ФГУП «Почта России», МБОУ им. А.М. Горького, МБУК «Картинная галерея» и «Художественная мастерская», салон красоты  «Ева» и др., а также виртуальные экскурсии.

НОД                                                                                                                                    На занятиях я проводила беседы, составляли рассказы по теме: «Профессии», «Труд человека», «Кем я стану, когда выросту?» и др., рассматривали иллюстрации, предметы труда, читала художественную литературу: Дж.  Родари  «Чем пахнут ремесла, проводила дидактические игры?», В. Маяковский «Кем быть?», Л. Разумов «Стихи о профессиях» и др., загадывала загадки о профессиях, проводила дидактические игры: «Кому, что нужно», «Потерянный инструмент», «Для чего и из чего» и др. Все это позволило детям наиболее полно понять процесс труда.                                                                                                                                                                      

Изодеятельность.                                                                                                             Дети раскрашивали раскраски на тему: «Профессии»,  рисовали людей разных профессий и их деятельность, раскрашивали шаблоны елочных игрушек, оформили выставки: Работа всякая нужна, работа всякая важна», «Моя будущая профессия».

Проекты.                                                                                                                                          В процессе знакомства с профессиями большинство детей не могли ответить, человек какой профессии изображен на иллюстрации;  кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает бухгалтером», но ответить, что делает бухгалтер рассказать не могли. Мы решили создать  свои проекты:  «Профессии моих родителей и моя будущая профессия», «Кем быть?», альбомы: «Профессии родителей», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии детского сада» и др.

Сюжетно – ролевые игры.                                                                                                        В самостоятельной деятельности дети организовывали сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Салон красоты», «Почта», «Пожарные», «Кондитерская фабрика», «Ателье» и др. В ходе этих игр дети закрепили полученные знания. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно брали на себя ведущую роль, правильно выполняли ролевые действия, могли самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.                    

Проведенная мною работа, позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела уважают люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»...

Обобщение опыта работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в образовательной деятельности, в игре, в общении со с...

Обобщение опыта работы «Развитие ловкости детей дошкольного возраста посредством игр с мячом»

Работая с детьми, определила, что наиболее эффективной формой физического развития и воспитания дошкольника является использование игр и игровых упражнений с мячом....

Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"

Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"...

Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)

Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)         Ранняя профориентация – одн...

Обобщение опыта работы: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасной жизнедеятельности посредствам интерактивных форм организации образовательной деятельности»

Актуальность данной темы определяется реальными потребностями ребенка в раннем информировании о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, применение компьютерной техники при ознакомлении ...