Обобщение опыта работы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №1 «Аленький цветочек» г. Карачев
Обобщение опыта работы воспитателя Марченковой Светланы Владимировны
по теме:
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Актуальность
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще. Профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии допрофессионального развития), т.е. развития конкретно - наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самопознания как такового (2 – 3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10 – 12 лет).
Я строю образовательный процесс на основе рационального и эмоционально – чувственного опыта. Моей задачей является оказание помощи ребенку в осознании этого опыта, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования. Цель опыта работы:
Сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Исходя из этого, я поставила ряд задач:
- ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;
- привить любовь к трудовым усилиям;
- сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.
Ведущей педагогической идеей является ранняя профориентация детей через знакомство с профессиями взрослых.
В своей работе я использую различные методы ознакомления детей с профессиями:
Наблюдения. Наблюдения проводила не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдали за работой помощника воспитателя, воспитателя, повара, медсестры, дворника, водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины и д.р.
Беседы. Сначала я проводила беседы о профессиях людей, работающих в детском саду, затем о разных профессиях, во время которых не только знакомила воспитанников с трудом взрослых, новыми профессиями и закрепляла знания, но и формировала у детей положительно - эмоциональное отношение к тому, о чем я беседую с ними.
А также проводила встречи с людьми разных профессий. Приглашали родителей, которые рассказывали о своих профессиях. Мама Максима Шепыкина рассказала о профессии ветеринара, папа Нелли Митиной - о профессии военного и др.
Экскурсии. Организовывали экскурсии – наблюдения, на которых воспитанники узнали об особенностях профессий. Наблюдая за трудом взрослых, дети уточняли свои представления о профессиях. В ходе экскурсий я обращала внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуются взрослые, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, ее назначении. Экскурсии: районная библиотека им. Н.Н. и Н.В. Баранских, ООО «Общепит» кондитерский цех, ООО «Интерьер – Промысел» (фабрика елочных игрушек», ЗАО «Метаклей», ОАО «Силуэт», ФГУП «Почта России», МБОУ им. А.М. Горького, МБУК «Картинная галерея» и «Художественная мастерская», салон красоты «Ева» и др., а также виртуальные экскурсии.
НОД На занятиях я проводила беседы, составляли рассказы по теме: «Профессии», «Труд человека», «Кем я стану, когда выросту?» и др., рассматривали иллюстрации, предметы труда, читала художественную литературу: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла, проводила дидактические игры?», В. Маяковский «Кем быть?», Л. Разумов «Стихи о профессиях» и др., загадывала загадки о профессиях, проводила дидактические игры: «Кому, что нужно», «Потерянный инструмент», «Для чего и из чего» и др. Все это позволило детям наиболее полно понять процесс труда.
Изодеятельность. Дети раскрашивали раскраски на тему: «Профессии», рисовали людей разных профессий и их деятельность, раскрашивали шаблоны елочных игрушек, оформили выставки: Работа всякая нужна, работа всякая важна», «Моя будущая профессия».
Проекты. В процессе знакомства с профессиями большинство детей не могли ответить, человек какой профессии изображен на иллюстрации; кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает бухгалтером», но ответить, что делает бухгалтер рассказать не могли. Мы решили создать свои проекты: «Профессии моих родителей и моя будущая профессия», «Кем быть?», альбомы: «Профессии родителей», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии детского сада» и др.
Сюжетно – ролевые игры. В самостоятельной деятельности дети организовывали сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Салон красоты», «Почта», «Пожарные», «Кондитерская фабрика», «Ателье» и др. В ходе этих игр дети закрепили полученные знания. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно брали на себя ведущую роль, правильно выполняли ролевые действия, могли самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Проведенная мною работа, позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела уважают люди.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №1 «Аленький цветочек» г. Карачев
Обобщение опыта работы воспитателя Марченковой Светланы Владимировны
по теме:
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Актуальность
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще. Профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии допрофессионального развития), т.е. развития конкретно - наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самопознания как такового (2 – 3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10 – 12 лет).
Я строю образовательный процесс на основе рационального и эмоционально – чувственного опыта. Моей задачей является оказание помощи ребенку в осознании этого опыта, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования. Цель опыта работы:
Сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Исходя из этого, я поставила ряд задач:
- ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;
- привить любовь к трудовым усилиям;
- сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.
Ведущей педагогической идеей является ранняя профориентация детей через знакомство с профессиями взрослых.
В своей работе я использую различные методы ознакомления детей с профессиями:
Наблюдения. Наблюдения проводила не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдали за работой помощника воспитателя, воспитателя, повара, медсестры, дворника, водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины и д.р.
Беседы. Сначала я проводила беседы о профессиях людей, работающих в детском саду, затем о разных профессиях, во время которых не только знакомила воспитанников с трудом взрослых, новыми профессиями и закрепляла знания, но и формировала у детей положительно - эмоциональное отношение к тому, о чем я беседую с ними.
А также проводила встречи с людьми разных профессий. Приглашали родителей, которые рассказывали о своих профессиях. Мама Максима Шепыкина рассказала о профессии ветеринара, папа Нелли Митиной - о профессии военного и др.
Экскурсии. Организовывали экскурсии – наблюдения, на которых воспитанники узнали об особенностях профессий. Наблюдая за трудом взрослых, дети уточняли свои представления о профессиях. В ходе экскурсий я обращала внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуются взрослые, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, ее назначении. Экскурсии: районная библиотека им. Н.Н. и Н.В. Баранских, ООО «Общепит» кондитерский цех, ООО «Интерьер – Промысел» (фабрика елочных игрушек», ЗАО «Метаклей», ОАО «Силуэт», ФГУП «Почта России», МБОУ им. А.М. Горького, МБУК «Картинная галерея» и «Художественная мастерская», салон красоты «Ева» и др., а также виртуальные экскурсии.
НОД На занятиях я проводила беседы, составляли рассказы по теме: «Профессии», «Труд человека», «Кем я стану, когда выросту?» и др., рассматривали иллюстрации, предметы труда, читала художественную литературу: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла, проводила дидактические игры?», В. Маяковский «Кем быть?», Л. Разумов «Стихи о профессиях» и др., загадывала загадки о профессиях, проводила дидактические игры: «Кому, что нужно», «Потерянный инструмент», «Для чего и из чего» и др. Все это позволило детям наиболее полно понять процесс труда.
Изодеятельность. Дети раскрашивали раскраски на тему: «Профессии», рисовали людей разных профессий и их деятельность, раскрашивали шаблоны елочных игрушек, оформили выставки: Работа всякая нужна, работа всякая важна», «Моя будущая профессия».
Проекты. В процессе знакомства с профессиями большинство детей не могли ответить, человек какой профессии изображен на иллюстрации; кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает бухгалтером», но ответить, что делает бухгалтер рассказать не могли. Мы решили создать свои проекты: «Профессии моих родителей и моя будущая профессия», «Кем быть?», альбомы: «Профессии родителей», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии детского сада» и др.
Сюжетно – ролевые игры. В самостоятельной деятельности дети организовывали сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Салон красоты», «Почта», «Пожарные», «Кондитерская фабрика», «Ателье» и др. В ходе этих игр дети закрепили полученные знания. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно брали на себя ведущую роль, правильно выполняли ролевые действия, могли самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Проведенная мною работа, позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела уважают люди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»...
Обобщение опыта работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в образовательной деятельности, в игре, в общении со с...
Обобщение опыта работы «Развитие ловкости детей дошкольного возраста посредством игр с мячом»
Работая с детьми, определила, что наиболее эффективной формой физического развития и воспитания дошкольника является использование игр и игровых упражнений с мячом....
Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"
Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"...
Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)
Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.) Ранняя профориентация – одн...
Обобщение опыта работы: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасной жизнедеятельности посредствам интерактивных форм организации образовательной деятельности»
Актуальность данной темы определяется реальными потребностями ребенка в раннем информировании о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, применение компьютерной техники при ознакомлении ...