Обобщение опыта работы "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
материал

Шевелева Татьяна Михайловна

Обобщение опыта работы "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

625513, Тюменская область, Тюменский район, с. Борки, ул.Советская,42,

тел.(факс) 773-126, 773-156 ИНН 7224011072  КПП 722401001

Электронная почта: borkischool@mail.ru

____________________________________________________________________________

Обобщение опыта работы

«Патриотическое  воспитание

детей дошкольного возраста»

Воспитатель

Высшей категории

Шевелева Татьяна Михайловна

                                 «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

                          заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

                   которого зависит жизнь растения на протяжении

                               нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться

                    о воспитании у своих детей чувства безграничной

                                           любви к Родине».  

В. А. Сухомлинский.

   Цель: Организация эффективной системы работы по формированию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.

   Задачи:
1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры;
2. Формирование чувства любви к родному краю, малой Родине, семье на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

   Нравственное воспитание - одна из актуальнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что будет заложено в душу ребенка сегодня, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период активного познания мира и человеческих отношений, становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Необходимо с раннего детства воспитывать у детей гуманизм ко всему живому, нравственные и этические качества, патриотизм. Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию, оно может быть определено несколькими словами. Любовь к своей семье, к родным местам, гордость за свой народ и Родину, желание сохранить и приумножить богатства своей страны.

Задача родителей и педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком с активной жизненной позицией.

Работу по патриотическому воспитанию начала с младшего возраста с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей использую различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ.

Годовое планирование состоит из нескольких блоков, где мы успешно решаем в доступной форме задачи по нравственно- патриотическому воспитанию детей.

  • Блок устное народное творчество, передает особенности русского характера, фольклор вовлекает дети в пространство народной культуры, сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. На примерах русских народных сказок, которые я читаю детям, мы разбираем сюжет, поведение героя, характер, поступки, Например, «Не должен покидать пределы дома без взрослого (сказка «Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка» …), а то иначе можно встретиться с нешуточной опасностью. Слова не всегда правдивы, а значит не следует верить на слово чужим людям. Сказки дают детям понять, что в мире есть несправедливость, что страх, сожаление, и отчаяние — это часть нашего бытия, так же как радость, оптимизм и уверенность. «Гуси-лебеди»-на добро отвечать добром, чувство сопереживания, ответственность; «Зимовье зверей»-дружба, сила, испытания; «Заяц хваста»-доверие к внутреннему содержанию, а не обличию; «Морозко»-добро, сострадание, помощь ближнему; «У страха глаза велики»-смелость, отвага; «Лисичка со скалочкой»-как ты хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и себя веди; «Теремок»-дружба, гостеприимство; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»-терпение, послушание, взаимная любовь…

Сказки помогают преодолевать переживания ребёнка, трудности, страхи, скорректировать поведение.

  • Истоки русской народной культуры, этот раздел программы способствует возрождению преемственности поколений, сохранению русских традиций и обычаев. Несколько православных праздников стали традиционными для нашего детского сада. Масленица-это весёлые проводы зимы, предвкушение весеннего солнца, долгожданного обновления природы. На сколько есть возможность наряжаем детей в народные костюмы, предварительно знакомясь с историей русского костюма, девочки с удовольствием надевают сарафаны и кокошники, расписные платки, а мальчики косоворотки.  Очень важно участие родителей, которые вместе с детьми поют песни, водят хороводы, играют в народные игры.
    С детьми рассматриваем и беседуем по картине  «Взятие снежного городка», обсуждаем презентации, разучиваем заклички,  стихи, поговорки. В ходе продуктивной деятельности дети изготовили кукол-масленичек, обережки, разучили и провели хороводные игры «Галя по садочку ходила», «Карусели»., игры-забавы «Эстафета «Лошадки», «Перетягивание каната «Силачи», «Бег в мешках «Ловкачи», «Петушиный бой».  Вспомнили и подвижные народные игры - «Блины», «Ледышка», «Масленичные ворота».

Праздник Светлой Пасхи. Знакомлю их с историей праздника, с его символами. Разучиваем стихи, посвященные Пасхе, украшаем яйца, готовим пасхальные поделки, рисуем на тему «Светлая Пасха!». Охотно играем в игры наших прабабушек: «Катание яиц», «Бои с крашенками», «Прятание яиц», «Где яйца варятся» и в подвижные и хороводные игры: «Горелки», «Баба- Яга», «Игра с Солнцем», «Карусель», «Зайка» и т.п. 

Каждый год проводим праздник, посвященный летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы День Ивана Купалы.

Ребята узнают, что по поверью в купальскую ночь зацветает папоротник и тот, кто его найдет, будет слышать голоса зверей, птиц, растений. А еще, что на Руси по традиции в этот день люди обливали друг друга водой и прыгали через костер, тем самым очищая себя от всего плохого. Мы в этот день встречаем разных героев (водяного, кикимору), играем с ними в народные игры «Водяной», «Горелки», «Ручеек», (палочку, которую с каждым разом поднимают всё выше и выше), принимаем водные ванны (брызгаемся водой из водных пистолетов), взрываем водные бомбочки…

Традиционно проводим рождественские колядки. А какая Коляда без костюмов и масок? Ведь недаром колядующих так и называли – ряженые. Так, наши дети и мы педагоги проявляем весь творческий потенциал при подготовке к празднику: изготовляем колоритные костюмы, используя бабушкины яркие платки, всевозможные маски, различные шумовые инструменты, которые радуют детей при посещении соседних групп. Детям очень нравится встречать у себя в гостях, колядующих – ряженных взрослых и детей, участвовать в традиционных рождественских играх, водить хороводы, одаривать угощением, слушать весёлые песенки-колядки, которые прославляют хозяев за щедрость, доброту, гостеприимство, несут пожелание здоровья, счастья и хорошего настроения на весь новый год. Данные мероприятие организую с целью знакомства детей со старинными русскими традициями, воспитания чувства коллективизма, дружбы, радости общения.

  • Моя семья, в этом блоке раскрываем значимость семейных ценностей воспитываем у детей чувство ответственности за жизнь вокруг себя, уважительное и заботливое отношение о родных людях. Дети узнают свою родословную, рисуют и изготавливают «генеалогическое древо семьи» совместно с родителями. Готовят концерты и изготавливают подарки близким. Учувствуют в совместной деятельности с родителями в подготовке праздников и соревнований.

    Ко дню Пожилого человека была организована выставка «Бабушкины ручки». Дети принесли вязаные вещи, вязаные куклы, плетеные корзинки, коврики, сделанные бабушками. А ещё фотографии, где они вместе с бабушкой и рассказывали всем какие у них замечательные бабушки.

8 июля праздник «День Семьи, Любви и Верности». Дети танцуют, играют, веселятся вместе с героями. Совместно с детьми изготовили своими руками поздравительный плакат для родителей. А дома дети с родителями нарисовали свою семью на лепестках ромашки, которую собрали в одно целое на следующий день. А в юбилейный год, посвященный 95-летию района, несколько семей участвовали в концерте, одетые в свой национальный костюм и пели на татарском языке (Фахрутдинова Л), танцевали украинский танец (Белых Я), русский народный (Чадина В), рассказывали стихотворения на казахском языке (Ботажев Б, Бахтияр)…

В День Матери приглашаем наших мамочек на концерт, посвященный этому дню, с различными заданиями и конкурсами. Дети говорят им слова благодарности, дарят подарки.  Мамы получают поздравления и лучшей наградой для них становятся успехи детей. Читаем художественные произведения про маму, учим замечательные песни и стихи, танцуем, рисуем портреты любимых мамочек.

   Уже не первый год проводим игру «Зарница» с участием пап в канун 23 февраля, которая воспитывает у детей качества, необходимые будущему защитнику Родины, чувство взаимопомощи, выдержки, находчивости, смелости, а также оздоровление организма ребёнка с помощью движений. Поэтому необходимо привлекать родителей к воспитанию патриотических чувств у их детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. С этой целью проведены и проводятся такие формы и методы работы, как беседы «Моя семья», «Семейные традиции», составление рассказов с рассматриванием семейных альбомов «Это моя любимая семья»; чтение стихов и пословиц о семье, семейных отношениях – «При солнышке тепло, при матушке добро», «На что и клад, коли в семье лад», «Братская любовь крепче каменных стен», «Вся семья вместе, так и душа на месте»;

  • Родная страна, в этом разделе прививаем чувство любви к Родине, формируем у детей представление о своей стране, символике, государственных праздниках, об особенностях своей малой Родины.

   Первое мая наши дети знают, как праздник мира, весны и труда. В детском саду традиционно проводим 1 майский субботник на участках и территории. Дети с удовольствием помогают. Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываем положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать   взрослым, самостоятельно трудиться. Организуя труд в природе в разные времена года была проведена акция «Посади дерево», родители принесли саженцы разных пород деревьев и вместе с детьми посадили на территории детского сада, сейчас дети ухаживают за своими деревьями. В летний период дети пропалывают и поливают   цветники.

12 апреля в детском саду проходят тематические мероприятия, посвященные Дню космонавтики. Но как доступно рассказать дошкольникам о далеких планетах, о мерцающих звездах, о Луне? В нашем детском саду руками педагогов был сделан макет космического пространства, где загадочная Венера, пурпурный Марс, Сатурн, красавица Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Как заманчив и красив неизведанный мир! Рассматривая с ребятами макет, мы беседовали о солнечной системе, в которой находится наша планета, о первом космонавте Юрии Гагарине, о нашем спутнике Луне, читали стихи, рассказы, отгадывали загадки. Свои впечатления отражали в рисунках, лепили ракеты, конструировали летательные аппараты.

Особое место в планировании патриотического воспитания дошкольников уделяется подвигу Советского народа во времена Великой Отечественной Войны. Показ презентаций «Никто не забыт и ничто не забыто», «Дети войны», «Города Герои». Рассматривали медали и ордена дедушки Маши К.-ветерана войны. Дети рисовали рисунки «День Победы» для оформления стенда «Мир глазами детей» и рисунки на асфальте. Для создания праздничного настроения оформила развивающую среду: подготовила стенд «9 Мая» с сюжетными фотографиями военных лет и ветеранами-земляками, рисунки детей. Организована выставка «Военная техника», которую подготовили совместно с родителями. Подготовили праздничный концерт, для ветеранов труда, так как ветеранов войны у нас в селе уже нет в живых. Педагоги совместно с детьми пели песни, рассказывали стихи, дети подарили ветеранам голубей. Проведён конкурс стихов ко Дню Победы. Чтение художественной литературы на военную тематику «Слава и гордость земли русской» - «Русские богатыри», «Праздник Победы», «Есть такая профессия – Родину защищать», «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?»

В старшем дошкольном возрасте формируем представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужен флаг, герб, гимн. Знакомим с основной символикой и геральдикой России. Стараюсь расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, стихов, рассказов об исторических событиях нашей Родины, обогащать имеющийся опыт детей и полученные ранее знания о своей Родине. Дать детям представление о флаге, как государственной символике страны. Научить отличать флаг Российской Федерации от других флагов.  Объяснить обозначение цветов флага. Знакомство с Гербом и гимном. При знакомстве детей с государственной символикой сочетаю познавательную деятельность с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке, или какой-либо другой деятельности. Вместе с музыкальным руководителем слушаем гимн, обсуждаем и определяем характер музыки — торжественная, величественная песня, звучит в торжественных случаях (когда награждают спортсменов). Создание флага способом аппликации, игры дидактической направленности, чтение художественной литературы, разучивание стихов и песен о Родине. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, поэтому стараюсь ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на
помощников, но и как на равноправных участников формирования
детской личности. Для этого организую совместные мероприятия родителей с детьми. Например, вечер — досуг на тему: «Семья знатоков села Борки». А также различные совместные экскурсии и игры путешествия по родному селу. Любовь к Отечеству начинается с любви к селу, к малой Родине.

При знакомстве с памятными местами и достопримечательностями села, архитектурными строениями просматриваем презентации с последующим обсуждением - «Знаменательные места нашего села». Знакомясь с родным селом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя частичкой большой страны. Используя наглядно-иллюстративный материал знакомлю детей с   географической картой нашей страны; составляем рассказы «Моя страна»; «Где, я отдыхал с родителями», «Найди на глобусе (на карте) нашу страну»; рисуем на тему «Моя Родина», «Символы нашего государства»; играем в игры-путешествия: «Москва – главный город нашей Родины», проводим беседы «Береза – символ России», «Наша родина – Россия». В сюжетно – ролевых играх «Поездка по стране», «В гости к разным народам», «Кругосветное путешествие» закрепляем правила общения, поведения, традиции гостеприимства. Также знакомлю детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, которое побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

   Благодаря использованию различных форм и методов работы по
патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с русскими традициями, родным селом и краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, Отечеству, к природе, семье, толерантное отношение к окружающим, сопереживание, взаимовыручка, доброта, дружелюбие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Здесь представлено обобщение моего опыта работы по экологическому воспитангию детей дошкольного возраста....

обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»

Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

Обобщение опыта на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

Этот материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми 3-5 лет по сенсорному воспитанию....

Обобщение опыта: «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и навыков трудовой деятельности».

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства....

Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...