Обобщение опыта работы "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
материал
Обобщение опыта работы "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
625513, Тюменская область, Тюменский район, с. Борки, ул.Советская,42,
тел.(факс) 773-126, 773-156 ИНН 7224011072 КПП 722401001
Электронная почта: borkischool@mail.ru
____________________________________________________________________________
Обобщение опыта работы
«Патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста»
Воспитатель
Высшей категории
Шевелева Татьяна Михайловна
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности
которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться
о воспитании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине».
В. А. Сухомлинский.
Цель: Организация эффективной системы работы по формированию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
Задачи:
1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры;
2. Формирование чувства любви к родному краю, малой Родине, семье на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Нравственное воспитание - одна из актуальнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что будет заложено в душу ребенка сегодня, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период активного познания мира и человеческих отношений, становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Необходимо с раннего детства воспитывать у детей гуманизм ко всему живому, нравственные и этические качества, патриотизм. Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию, оно может быть определено несколькими словами. Любовь к своей семье, к родным местам, гордость за свой народ и Родину, желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
Задача родителей и педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком с активной жизненной позицией.
Работу по патриотическому воспитанию начала с младшего возраста с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей использую различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ.
Годовое планирование состоит из нескольких блоков, где мы успешно решаем в доступной форме задачи по нравственно- патриотическому воспитанию детей.
- Блок устное народное творчество, передает особенности русского характера, фольклор вовлекает дети в пространство народной культуры, сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. На примерах русских народных сказок, которые я читаю детям, мы разбираем сюжет, поведение героя, характер, поступки, Например, «Не должен покидать пределы дома без взрослого (сказка «Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка» …), а то иначе можно встретиться с нешуточной опасностью. Слова не всегда правдивы, а значит не следует верить на слово чужим людям. Сказки дают детям понять, что в мире есть несправедливость, что страх, сожаление, и отчаяние — это часть нашего бытия, так же как радость, оптимизм и уверенность. «Гуси-лебеди»-на добро отвечать добром, чувство сопереживания, ответственность; «Зимовье зверей»-дружба, сила, испытания; «Заяц хваста»-доверие к внутреннему содержанию, а не обличию; «Морозко»-добро, сострадание, помощь ближнему; «У страха глаза велики»-смелость, отвага; «Лисичка со скалочкой»-как ты хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и себя веди; «Теремок»-дружба, гостеприимство; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»-терпение, послушание, взаимная любовь…
Сказки помогают преодолевать переживания ребёнка, трудности, страхи, скорректировать поведение.
- Истоки русской народной культуры, этот раздел программы способствует возрождению преемственности поколений, сохранению русских традиций и обычаев. Несколько православных праздников стали традиционными для нашего детского сада. Масленица-это весёлые проводы зимы, предвкушение весеннего солнца, долгожданного обновления природы. На сколько есть возможность наряжаем детей в народные костюмы, предварительно знакомясь с историей русского костюма, девочки с удовольствием надевают сарафаны и кокошники, расписные платки, а мальчики косоворотки. Очень важно участие родителей, которые вместе с детьми поют песни, водят хороводы, играют в народные игры.
С детьми рассматриваем и беседуем по картине «Взятие снежного городка», обсуждаем презентации, разучиваем заклички, стихи, поговорки. В ходе продуктивной деятельности дети изготовили кукол-масленичек, обережки, разучили и провели хороводные игры «Галя по садочку ходила», «Карусели»., игры-забавы «Эстафета «Лошадки», «Перетягивание каната «Силачи», «Бег в мешках «Ловкачи», «Петушиный бой». Вспомнили и подвижные народные игры - «Блины», «Ледышка», «Масленичные ворота».
Праздник Светлой Пасхи. Знакомлю их с историей праздника, с его символами. Разучиваем стихи, посвященные Пасхе, украшаем яйца, готовим пасхальные поделки, рисуем на тему «Светлая Пасха!». Охотно играем в игры наших прабабушек: «Катание яиц», «Бои с крашенками», «Прятание яиц», «Где яйца варятся» и в подвижные и хороводные игры: «Горелки», «Баба- Яга», «Игра с Солнцем», «Карусель», «Зайка» и т.п.
Каждый год проводим праздник, посвященный летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы День Ивана Купалы.
Ребята узнают, что по поверью в купальскую ночь зацветает папоротник и тот, кто его найдет, будет слышать голоса зверей, птиц, растений. А еще, что на Руси по традиции в этот день люди обливали друг друга водой и прыгали через костер, тем самым очищая себя от всего плохого. Мы в этот день встречаем разных героев (водяного, кикимору), играем с ними в народные игры «Водяной», «Горелки», «Ручеек», (палочку, которую с каждым разом поднимают всё выше и выше), принимаем водные ванны (брызгаемся водой из водных пистолетов), взрываем водные бомбочки…
Традиционно проводим рождественские колядки. А какая Коляда без костюмов и масок? Ведь недаром колядующих так и называли – ряженые. Так, наши дети и мы педагоги проявляем весь творческий потенциал при подготовке к празднику: изготовляем колоритные костюмы, используя бабушкины яркие платки, всевозможные маски, различные шумовые инструменты, которые радуют детей при посещении соседних групп. Детям очень нравится встречать у себя в гостях, колядующих – ряженных взрослых и детей, участвовать в традиционных рождественских играх, водить хороводы, одаривать угощением, слушать весёлые песенки-колядки, которые прославляют хозяев за щедрость, доброту, гостеприимство, несут пожелание здоровья, счастья и хорошего настроения на весь новый год. Данные мероприятие организую с целью знакомства детей со старинными русскими традициями, воспитания чувства коллективизма, дружбы, радости общения.
- Моя семья, в этом блоке раскрываем значимость семейных ценностей воспитываем у детей чувство ответственности за жизнь вокруг себя, уважительное и заботливое отношение о родных людях. Дети узнают свою родословную, рисуют и изготавливают «генеалогическое древо семьи» совместно с родителями. Готовят концерты и изготавливают подарки близким. Учувствуют в совместной деятельности с родителями в подготовке праздников и соревнований.
Ко дню Пожилого человека была организована выставка «Бабушкины ручки». Дети принесли вязаные вещи, вязаные куклы, плетеные корзинки, коврики, сделанные бабушками. А ещё фотографии, где они вместе с бабушкой и рассказывали всем какие у них замечательные бабушки.
8 июля праздник «День Семьи, Любви и Верности». Дети танцуют, играют, веселятся вместе с героями. Совместно с детьми изготовили своими руками поздравительный плакат для родителей. А дома дети с родителями нарисовали свою семью на лепестках ромашки, которую собрали в одно целое на следующий день. А в юбилейный год, посвященный 95-летию района, несколько семей участвовали в концерте, одетые в свой национальный костюм и пели на татарском языке (Фахрутдинова Л), танцевали украинский танец (Белых Я), русский народный (Чадина В), рассказывали стихотворения на казахском языке (Ботажев Б, Бахтияр)…
В День Матери приглашаем наших мамочек на концерт, посвященный этому дню, с различными заданиями и конкурсами. Дети говорят им слова благодарности, дарят подарки. Мамы получают поздравления и лучшей наградой для них становятся успехи детей. Читаем художественные произведения про маму, учим замечательные песни и стихи, танцуем, рисуем портреты любимых мамочек.
Уже не первый год проводим игру «Зарница» с участием пап в канун 23 февраля, которая воспитывает у детей качества, необходимые будущему защитнику Родины, чувство взаимопомощи, выдержки, находчивости, смелости, а также оздоровление организма ребёнка с помощью движений. Поэтому необходимо привлекать родителей к воспитанию патриотических чувств у их детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. С этой целью проведены и проводятся такие формы и методы работы, как беседы «Моя семья», «Семейные традиции», составление рассказов с рассматриванием семейных альбомов «Это моя любимая семья»; чтение стихов и пословиц о семье, семейных отношениях – «При солнышке тепло, при матушке добро», «На что и клад, коли в семье лад», «Братская любовь крепче каменных стен», «Вся семья вместе, так и душа на месте»;
- Родная страна, в этом разделе прививаем чувство любви к Родине, формируем у детей представление о своей стране, символике, государственных праздниках, об особенностях своей малой Родины.
Первое мая наши дети знают, как праздник мира, весны и труда. В детском саду традиционно проводим 1 майский субботник на участках и территории. Дети с удовольствием помогают. Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываем положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Организуя труд в природе в разные времена года была проведена акция «Посади дерево», родители принесли саженцы разных пород деревьев и вместе с детьми посадили на территории детского сада, сейчас дети ухаживают за своими деревьями. В летний период дети пропалывают и поливают цветники.
12 апреля в детском саду проходят тематические мероприятия, посвященные Дню космонавтики. Но как доступно рассказать дошкольникам о далеких планетах, о мерцающих звездах, о Луне? В нашем детском саду руками педагогов был сделан макет космического пространства, где загадочная Венера, пурпурный Марс, Сатурн, красавица Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Как заманчив и красив неизведанный мир! Рассматривая с ребятами макет, мы беседовали о солнечной системе, в которой находится наша планета, о первом космонавте Юрии Гагарине, о нашем спутнике Луне, читали стихи, рассказы, отгадывали загадки. Свои впечатления отражали в рисунках, лепили ракеты, конструировали летательные аппараты.
Особое место в планировании патриотического воспитания дошкольников уделяется подвигу Советского народа во времена Великой Отечественной Войны. Показ презентаций «Никто не забыт и ничто не забыто», «Дети войны», «Города Герои». Рассматривали медали и ордена дедушки Маши К.-ветерана войны. Дети рисовали рисунки «День Победы» для оформления стенда «Мир глазами детей» и рисунки на асфальте. Для создания праздничного настроения оформила развивающую среду: подготовила стенд «9 Мая» с сюжетными фотографиями военных лет и ветеранами-земляками, рисунки детей. Организована выставка «Военная техника», которую подготовили совместно с родителями. Подготовили праздничный концерт, для ветеранов труда, так как ветеранов войны у нас в селе уже нет в живых. Педагоги совместно с детьми пели песни, рассказывали стихи, дети подарили ветеранам голубей. Проведён конкурс стихов ко Дню Победы. Чтение художественной литературы на военную тематику «Слава и гордость земли русской» - «Русские богатыри», «Праздник Победы», «Есть такая профессия – Родину защищать», «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?»
В старшем дошкольном возрасте формируем представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужен флаг, герб, гимн. Знакомим с основной символикой и геральдикой России. Стараюсь расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, стихов, рассказов об исторических событиях нашей Родины, обогащать имеющийся опыт детей и полученные ранее знания о своей Родине. Дать детям представление о флаге, как государственной символике страны. Научить отличать флаг Российской Федерации от других флагов. Объяснить обозначение цветов флага. Знакомство с Гербом и гимном. При знакомстве детей с государственной символикой сочетаю познавательную деятельность с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке, или какой-либо другой деятельности. Вместе с музыкальным руководителем слушаем гимн, обсуждаем и определяем характер музыки — торжественная, величественная песня, звучит в торжественных случаях (когда награждают спортсменов). Создание флага способом аппликации, игры дидактической направленности, чтение художественной литературы, разучивание стихов и песен о Родине. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, поэтому стараюсь ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на
помощников, но и как на равноправных участников формирования
детской личности. Для этого организую совместные мероприятия родителей с детьми. Например, вечер — досуг на тему: «Семья знатоков села Борки». А также различные совместные экскурсии и игры путешествия по родному селу. Любовь к Отечеству начинается с любви к селу, к малой Родине.
При знакомстве с памятными местами и достопримечательностями села, архитектурными строениями просматриваем презентации с последующим обсуждением - «Знаменательные места нашего села». Знакомясь с родным селом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя частичкой большой страны. Используя наглядно-иллюстративный материал знакомлю детей с географической картой нашей страны; составляем рассказы «Моя страна»; «Где, я отдыхал с родителями», «Найди на глобусе (на карте) нашу страну»; рисуем на тему «Моя Родина», «Символы нашего государства»; играем в игры-путешествия: «Москва – главный город нашей Родины», проводим беседы «Береза – символ России», «Наша родина – Россия». В сюжетно – ролевых играх «Поездка по стране», «В гости к разным народам», «Кругосветное путешествие» закрепляем правила общения, поведения, традиции гостеприимства. Также знакомлю детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, которое побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Благодаря использованию различных форм и методов работы по
патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с русскими традициями, родным селом и краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, Отечеству, к природе, семье, толерантное отношение к окружающим, сопереживание, взаимовыручка, доброта, дружелюбие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Здесь представлено обобщение моего опыта работы по экологическому воспитангию детей дошкольного возраста....

обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
работа по экологическому воспитанию в доу...

обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»
Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

Обобщение опыта на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
Этот материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми 3-5 лет по сенсорному воспитанию....

Обобщение актуального педагогического опыта на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»
Содержание1. Введение...

Обобщение опыта: «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и навыков трудовой деятельности».
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства....

Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...