Кружковая работа «Волшебное тесто»
проект (старшая группа) на тему
Пояснительная записка
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Художественно-эстетическое, доминирующая область: «Художественно-эстетическое развитие».
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования; Основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад с. Сосновка; особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
Работа кружка организуется воспитателем из числа воспитанников средней группы «Подсолнушки». Программа рассчитана на 2 года обучения. Группы комплектуются с учетом интересов и желаний воспитанников заниматься данным видом деятельности. Режим работы: 1 раза в неделю по пятницам во 2 половину дня, 20 - 25 мин – для старшей группы с физкультминуткой.
В настоящее время у многих детей недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребёнка в компетентную личность, способность адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача будет реализовываться мной посредством тестопластики с детьми старшего возраста (подготовительная группа).
Новизна данной программы заключается в том, что тестопластика является одним из малоизученных видов деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 60% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_testoplastika_18-19.docx | 64.34 КБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Детский сад № 128 общеразвивающего вида»
Утверждаю
Заведующий
БДОУ г.Омска «Детский сад № 128
общеразвивающего вида»
____________ Е.И.Иванова
___ 2018 г.
ПРОГРАММА
работы кружка
«Волшебное тесто»
Воспитатели: А.А Хузина
Пояснительная записка
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Художественно-эстетическое, доминирующая область: «Художественно-эстетическое развитие».
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования; Основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад с. Сосновка; особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
Работа кружка организуется воспитателем из числа воспитанников средней группы «Подсолнушки». Программа рассчитана на 2 года обучения. Группы комплектуются с учетом интересов и желаний воспитанников заниматься данным видом деятельности. Режим работы: 1 раза в неделю по пятницам во 2 половину дня, 20 - 25 мин – для старшей группы с физкультминуткой.
В настоящее время у многих детей недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребёнка в компетентную личность, способность адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача будет реализовываться мной посредством тестопластики с детьми старшего возраста (подготовительная группа).
Новизна данной программы заключается в том, что тестопластика является одним из малоизученных видов деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 60% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Предполагаемый результат работы кружка:
Формирование общей осведомленности детей
Повышение технических навыков и умений
Развитие моторики рук
Цель:
Развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение техники тестопластики.
Задачи:
- Подарить детям радость творчества.
- Закрепить приемы лепки из соленого теста.
- Развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка через изготовление изделий из соленого теста.
- Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики.
- Формирование у воспитанников эстетического отношения и творческих способностей в изобразительной деятельности посредством лепки.
- Освоение навыков работы с нетрадиционным материалом, совершенствование технических приёмов во время работы в соответствии с темой.
- Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя солёное тесто.
- Удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового в исследовании свойств и возможностей нетрадиционных способов изображения объектов лепкой.
Методические приемы
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).
Дидактический материал:
• аудиозаписи.
• использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Техническое оснащение:
• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
• инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).
Форма работы:
- Совместная деятельность с педагогам.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА ДЕТИ ОСВОЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЕМЫ ЛЕПКИ:
- Дети освоят элементарные действия с тестом.
- Овладеют умением лепить предметы простейшей формы: шары, мечи, столбики, палочки, жгутики и т.д.
- Постепенно будут разрабатываться пальчики.
- Дети получат удовольствие при выполнение своих работ.
Будут способны:
- Высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
- Проявлять бережное отношение к произведениям искусства, к материалам, инструментам в процессе дополнительной образовательной деятельности, а также аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым, работающим с ними в процессе создания коллективной (парной) работы;
- Адекватно оценивать результаты деятельности, учитывая оценку и мнение взрослого;
- Управлять своим поведением и планировать свои действия во время работы.
Организация деятельности кружка
-Требования к обучающимся: дети дошкольного возраста.
- Срок реализации программы: 2 года.
- Форма обучения: очная.
- Календарный учебный график: 1 раза в неделю, во второй половине дня (пятница)
- Режим обучения: Продолжительность занятий с детьми 5-6 лет 20-25 мин.
Перспективное планирование работы кружка в старшей группе «Волшебное тесто»
Октябрь
1) «Грибная поляна»
Цель: Развивать композиционные умения, закреплять умения лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки, развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус.
2) «Урожай яблок»
Цель: Учить детей сравнительному анализу, при исследование формы и цвета различных сортов яблок, вырабатывать умение лепить фон на картонной основе.
3) «Лепка корзины с яблоками»
Цель: продолжать учить детей лепить из соленого теста. Закреплять умение лепить мелкие детали. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.
4) «Мышка-норушка»
Цель: учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок). Развивать чувство формы, творческое воображение.
Ноябрь
1) «Тили – тили – тесто» (свободная лепка по желанию)
Цель: Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста.
2) «Вкусное печенье»
Цель: Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений.
3) «Сырная елочка для мышки»
Цель: продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстие в сыре. Развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.
4) «Вкусное угощение»
Цель: Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторности.
5) «Ежик.»
Цель: Учить лепить ежика и украшать его, используя известные приемы
лепки (налеп, вдавливание)
Декабрь
1) «Мышка»
Цель: Учить лепить мышку и украшать ее, используя известные приемы
лепки (налеп, вдавливание)
2) «Новогодняя елочка»
Цель: продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, макароны, горох). Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать красивую необычную новогоднюю игрушку.
3) «Зимний лес» (коллективная работа).
Цель: продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев. Развивать мелкую моторику. Вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.
4) «Новогодние подсвечники»
Цель: Учить лепить подсвечник и украшать его, используя известные приемы
лепки (налеп, вдавливание).
Январь
1) Раскрашивание красками «Новогодние подсвечники» из соленого теста.
Цель: Продолжать учить расписывать поделку
гуашью после просушки
2) «Рождественские украшения»
Цель: Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать звезды по шаблону, обрабатывать края кистью, украшать поделку, расписывать после просушки, развивать фантазию, творчество
3) «Декоративные тарелки»
Цель: Закреплять умения и навыки различных способов лепки, развивать мелкую моторику, воображение, творчество, умение красиво располагать предметы на пластинке.
Февраль
1) «Декоративная пластина в подарок родным и близким в честь Дня защитника Отечества»
Цель: Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; развивать композиционные умения, продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки.
2) «Рамка для фотографий»
Цель: Учить детей самостоятельному выбору композиции, продолжать развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре, учить подбирать цветовую гамму для создания настроения в работе.
3) «Черепаха»
Цель: развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъеме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение.
4) Раскрашивание «Черепахи» из соленого теста.
Цель: учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Март
1) «Угощайся, Мишка» (коллективная работа)
Цель: Лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и лёгкое сплющивание для получения пряников и печенья. Развитие чувства формы, мелкой моторики. Вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.
2) «Бублики – баранки»
Цель: Продолжать учить лепить фон на картонной основе, украшать его, вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов и оттенков на палитре, создавать контрастную цветовую гамму.
3) «Грибы»
Цель: продолжать учить лепить из соленого теста. Развивать тонкие движения пальцев рук. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.
4) Раскрашивание красками «Грибочков» из соленого теста.
Цель: учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Апрель
1) «Солнышко – колоколнышко»
Цель: Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие простого мышления и восприятия.
2) «Кто живёт в избушке»
Цель: Учить лепить «брёвнышки» для петушка. Вызвать интерес к сказке «Петушок – золотой гребешок».
3) «Заборчик для избушки»
Цель: Развивать у детей сюжетно – игровой замысел (связывать содержание с предыдущем занятием с лепкой избушки), раскатывать комочки теста прямым движением (столбиком).
4) «Божья коровка и ее подружка».
Цель: Продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, воображение, чувство цвета.
Май
1) «Рыбки в аквариуме»
Цель: Развивать композиционные умения при размещении водорослей и рыб на фоне, передавать в лепке выразительные особенности сказочной рыбки: округлую или удлиненную форму туловища с красивыми по форме плавниками и хвостом, с большими глазами и ритмично расположенными чешуйками.
2) Раскрашивание красками «Рыбки в аквариуме» из соленого теста.
Цель: учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
Перспективное планирование работы кружка в подготовительной группе «Волшебное тесто»
Октябрь
1)Декоративная тарелочка «Цветиксемицветик»
Цель: Показать, как можно использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. Развивать творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук.
2) Собираем урожай. Фрукты, овощи.
Цель: Раскатывать лепешки, с помощью стеки делать прожилки. Расширять и углублять представление детей об овощах и фруктах. Развивать воображение
3) Именинный торт для детского сада.
Цель: Детскому саду день рожденья. Формировать у детей желание сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом. Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Формировать потребность в саморазвитии: составлять торт из нескольких «коржей», пользоваться готовыми шаблонами для украшения торта.
4) Любимые игрушки.
Цель: Продолжать знакомить детей с приемом лепки объёмных поделок. Учить пользоваться зубочистками для скрепления деталей, соблюдать пропорции при лепке любимых игрушек. Развивать художественный вкус.
Ноябрь
1) Картины на стену.
Цель: Из соленого теста выходят замечательные картины. Делаем основу желаемой формы, продумываем и готовим крепеж. Развивать опыт в творческом поиске новых решений в создании композиции.
2) «Колючий ёжик»
Цель: Воспитывать любовь к окружающему, видеть прекрасное во всем многообразии. Развивать способность к тонкому восприятию формы, текстуры. Развивать творческое воображение.
3) «Божья коровка на листике»
Цель: Воспитывать аккуратность при работе с тестом, работать используя стеку. Формировать наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке, замечать округлую форму и характерные признаки (голова, брюшко, точки на жестких крылышках).
4) «Твори, выдумывай, пробуй»
Цель: Инициировать творческие проявления детей при создании поделки. Самостоятельно определять способ лепки. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.
Декабрь
1) «Нарядная ёлочка»
Цель: Совершенствовать прием: «вырезать» ёлочку из теста по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.
2) «Снеговик»
Цель: Знакомить детей со способом изготовления объёмной поделки: обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать худож.- творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.
3) «Пингвины на льдине»
Цель: Формировать способность лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность.
4) Зимняя картина.
Цель: Закрепить особенности лепки. Развивать стремление соблюдать последовательность соединения деталей, разные приемы лепки. Формировать представления об основах техники безопасности.
Январь
1) Угощение к Рождеству.
Цель: Развивать умение плести косичку из теста; закрепить навык наносить узор с помощью стеки, Развивать воображение, согласованность в работе глаза и руки.
2) «Рамка для фото»
Цель: Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, аккуратность; формировать потребность в саморазвитии. Формировать у них желание сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом.
3) «Курочка и петушок»
Цель: Закрепить способ лепки на основе овоида или цилиндра. Совершенствовать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.
4) Натюрморт в корзине.
Цель: Закрепить прием раскатывания лепешки. Показать способ плетения из двух длинных жгутов. Поощрять инициативу пользоваться стеками для нанесения рисунка на готовые формы.
Февраль
1) «Дерево жизни»
Цель: Продолжать знакомство с техникой рельефной лепки. Развивать способность к композиции. Воспитывать интерес к народной культуре, желание участвовать в оформление интерьера.
2) «Плюшки-Завитушки»
Цель: Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3) «Кружка для папы»
Цель: Развивать самостоятельность: лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира
4) «Яблоки и груши»
Цель: Учить лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре « Магазин».
Март
1) Конфетница для мамы.
Цель: Продолжать формировать желание делать красивые предметы в подарок близким людям. Познакомить с новыми приемами лепки. Воспитывать стремление четко соблюдать необходимую последовательность действий;
2) Голубая гжель.
Цель: Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, как видом народного декоративно – прикладного искусства, имеющим свою образную выразительность. Воспитывать интерес к народному искусству
3) Цветы.
Цель: Выполнять поделку определенной формы, последовательное соединение деталей, использовать мелкие налепы.
4) «Поляна сказок»
Цель: Развитие у детей интереса к процессу и результату лепки, закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.
Апрель
1) «В далёком космосе»
Цель: Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск приемов лепки (скручивание, свивание, наложение слоёв и т.д.). Воспитывать интерес к сотворчеству.
2) «Колючий ёжик».
Цель: Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали , смачивая водой. Дополнять работу грибками, яблочками.
3) «На дне морском»
Цель: Создание сюжетной композиции на основе обогащения представлений о морских обитателях (раковины, крабы, звезды). Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
4) «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»
Цель: Совершенствование техники -рельефная лепка, передача пластики и колорита морских волн. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Май
1) «Птицы на ветке»
Цель: Познакомить детей с комбинированным способом лепки птиц: туловище и голова – пластическим способом, хвост и крылья – конструктивным. Направить детей на самостоятельный поиск способов передачи движения. Воспитывать желание помогать зимующим птицам в холодное время года.
2) «Подковка на счастье».
Цель: Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение ,из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия
3) «Весёлые человечки »
Цель: Учить лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание
4) « Мышки на сыре»
Цель: Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе.
Диагностические карты, методы проведения диагностики
Список детей | Ребенок развивает мелкую моторику. | Ребенок соблюдает пропорции. | Ребенок владеет основными логическими операциями. | Ребенок использует разные методы лепки для получения нужно формы. | Ребенок испытывает интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом. | |
1 | ||||||
| ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
1 |
3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность.
2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.
Формы подведения итогов
- выставка дидактических пособий для логико-математического развития детей дошкольного возраста,
- показ итогового развлечения.
Приложения к программе:
- Список детей
- Сценарии проведения занятий (несколько)
- Диагностические материалы
- Отчеты о работе кружка
- Табель учета посещения кружка
Список детей
№ | ФИО |
Табель посещаемости
ФИО | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||||||||||||
Диагностические карты, методы проведения диагностики
Год месяц октябрь
Список детей | Ребенок развивает мелкую моторику. | Ребенок соблюдает пропорции. | Ребенок владеет основными логическими операциями. | Ребенок использует разные методы лепки для получения нужно формы. | Ребенок испытывает интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом. | |
1 | ||||||
| ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
1 |
3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность.
2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого
Диагностические карты, методы проведения диагностики
Год месяц май
Список детей | Ребенок развивает мелкую моторику. | Ребенок соблюдает пропорции. | Ребенок владеет основными логическими операциями. | Ребенок использует разные методы лепки для получения нужно формы. | Ребенок испытывает интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом. | |
1 | ||||||
| ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
1 |
3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность.
2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого
Список литературы.
* В Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей.
Издательство «Знание». Москва 1993.
* Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра:
математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.
* Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва
«Просвещение» 1991.
* Ресурсы Интернет.
* Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,1997
* Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних
детей). М., 1984.// www.pedlib.ru
* Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет.М., 2008.
* Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
* Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
*Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
*.Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
*Смоленцева А.А. Введение в мир экономики. Санкт-Петербург, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы «Волшебное тесто»
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....
Программа кружковой работы «Волшебное тесто»
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....
Кружковая работа ««Волшебная шкатулка»» (Ручной труд. Работа с тканью.)
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе ...
план кружковой работы "Волшебное тесто"
программа расчитана на среднюю группу....
Кружковая работа «Волшебное тесто»
Пояснительная запискаЛепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста упоминается в летопи...
Программа кружковой деятельности "Волшебное тесто"
Тесто -хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувени...
Программа по кружковой работе "Волшебное тесто"
Пояснительная запискаВ связи с введением новых федеральных образовательных стандартов возникла необходимость разработки образовательных программ вне учебной деятельности.Тестопластика – один из ...