Тренинговое занятие « ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗГРУЗКА»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дурманова Наталья Александровна

Тренинговое занятие  «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗГРУЗКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_sev_2.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Тренинг

                                    «ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ»

                                                                           Подготовила: педагог-психолог

                                                                                                Дурманова Н.А

                                                                   

                                       ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Вступление. Актуальность выбранной темы.

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам  снятия эмоционального напряжения. Это  является приоритетной линией в работе дошкольного психолога. 

 

Основная часть.

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

  • познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
  • создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
  • совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Организация тренинга: группа педагогов от 12 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 45 минут.

Ведущий тренинга: педагог-психолог Дурманова Н.А.

Ход проведения тренинга

1. Вводная часть.

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

Ведущий: В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

– Или Вы чувствуете усталость?

– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.        

Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета».

2. Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый  – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый  – тревожность и негативное состояние.

Чёрный  – защищённость,  скрытость,  желание «уйти в свой внутренний мир».

3. Упражнение «Визитка»

Участники группы на первую букву своего полного имени придумывают слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни, затем представляются своему по соседу своему новому имени.

.

4. ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом,  вы без напряжения  каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

5.  Анкета для выявления стрессовых переживаний.

Ф.И.О.______________________________________________________________________

Экспресс-оценка «выгорания»

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

2

3

4

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

да

нет

2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

да

нет

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

да

нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

да

нет

5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

да

нет

6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

да

нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

да

нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

да

нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

да

нет

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

да

нет

Оценка результатов

  1. балл- синдром выгорания вам не грозит

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

                                                       6. Упражнение " Распредели по порядку"

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего " Я".

Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

- дети

- работа

- муж (жена)

- Я

- друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня :

1. Я

2. Муж (жена)

3. Дети

4. Работа

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

                                                             7. Таблица "Помоги себе сам"

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):

Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Предлагаю вам попытаться ответить на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания?»

 Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

                                                        11. Упражнение "Тряпичная кукла"

Цель: Снятие напряжения, умение расслабляться.

Участникам предлагается разбиться на пары и работать в паре. Сначала один изображает куклу: поддерживаемый партнером в области пояса, пытается полностью расслабить верхнюю часть туловища, постепенно восстанавливает напряжение, затем партнеры меняются ролями.

И на заключительном этапе тренинга предлагается провести релаксационное упражнение.

                                                         8. Упражнение " Источник"

А сейчас я  предлагаю вам сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза.

Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется"

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

                                                        9. Выдача раздаточных материалов.

После окончания тренинга все участники получают раздаточные материалы с упражнениями для саморегуляции психического здоровья, в т.ч. упражнение на развитие позитивного мышления.

Педагог-психолог: Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Занятие содержит упражнения для педагогов для снятия эмоционального напряжения. Проводится педагогом-психологом....

Перспективный план тренинговых занятий для профилактики нарушений в эмоционально-личностной сфере детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаю  перспективный план тренинговых занятий, которые помогут педагогу-психологу детского сада  оказать психологическую помощь детям для   профилактики нарушений в эмоциональн...

Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.Задачи:способствовать снятию эмоционального напряжения;обучить педагогов диафрагмально-релаксационному типу дыхания с помощью рукознакомить с псих...

Методические рекомендации для педагогов «Использование динамических пауз на занятиях по изобразительной деятельности для психо-эмоциональной разгрузки»

Методические рекомендации для педагогов «Использование  динамических  пауз  на занятиях по  изобразительной  деятельности для  психо-эмоциональной  ра...

Занятие в уголке эмоциональной разгрузки.

Дети ежедневно сталкиваются с жизненными трудностями: компания может не принять ребенка в свою игру, кто-то отобрал игрушку, сильная скука по маме. Дети могут не знать, как себя вести в подобных ситуа...